разработка урока по ИКТ для 8 класса Кодирование информации
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Анисимова Оксана Михайловна

Тип урока: Интегрированный урок (история, русский язык, информатика), актуализация знаний, изучение нового материала.  Разработка содержит презентацию и сценарий урока с приложениями заданий для работы в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №1

Разработка урока по ИКТ для учащихся 8-х классов

( с использованием технологии проблемного обучения и коммуникативного общения)

Тип урока: Интегрированный урок (история, русский язык, информатика), актуализация знаний, изучение нового материала

ТЕМА: «Кодирование текстовой информации. Редактирование документа в программе «Word»


План урока по теме:

 «Кодирование текстовой информации. Редактирование документа в программе «Word»

Цели урока:

  1. образовательные:
  • освоить основы кодирования текстовой информации
  • актуализировать знания учащихся при работе с графическими редакторами.
  • актуализировать знания учащихся о  интерфейсе программы «Word»
  • познакомить (напомнить) с элементами редактирования документа, его сохранение документа и вывод на печать.
  1. развивающие
  • развитие умения обобщать и делать выводы.
  • развитие у учащихся элементарной компьютерной грамотности.
  1. воспитательные
  • воспитывать уважение к чужой точке зрения
  • воспитывать умение слушать учителя и одноклассников.
  • воспитывать у учащихся культуру работы с информацией.

Тип урока: Интегрированный урок (история, русский язык, информатика), актуализация знаний, изучение нового материала

Методы:        1.        Метод беседы

  1. Метод объяснения
  2. Метод рассказа
  3. Наглядные методы
  4. Практические методы
  5. Метод моделирования

Ход урока:

  1. Организационная часть
  1. Приветствие
  2. Подготовка учеников к уроку
  3. Сообщение темы урока и эпиграфа к изучаемой теме: "История ума представляет две главные эпохи - изобретение букв и типографии; все другие были их следствием" «Н.М. Карамзин»
  4. Постановка цели
  1. Повторение

Организовывается вводная беседа для выявления знаний учащихся

  • К какому типу программ относится программа «Word»?
  • Какие задачи позволяет решать программа «Word»?
  1. Информационная часть  

Далее предлагается учащимся загрузить электронный учебник и самостоятельно подготовиться к выполнению практической работы  (Технологии обработки текстов/Текстовый редактор/Особенности редактора «Word»» /Ввод и редактирование документа. Сохранение документа. Вывод на печать. стр.3-4 )

  1. Закрепление

Практическая работа: «Редактирование текста» (Приложение 1)

Сделать акцент на работе с клавиатурой.  Учитель обращает внимание учеников на посадку во время набора текста.

  1. Информационная часть
  • Организовывается обсуждение  эпиграфа "История ума представляет две главные эпохи - изобретение букв и типографии; все другие были их следствием" «Н.М. Карамзин», что  позволит ученикам привлечь свой жизненный опыт и накопленные познания по теме: «Кодирование текстовой информации».
  • После обсуждения учащиеся разбиваются на группы по 2 человека и изучают предложенные тексты по истории русской письменности (см. приложение 2)
  •  При программы Paint или программы Word, используя графический материал файлов из рабочей папки урока (приложение3),  составляют модель хронологии развития письменности в нашей стране в виде блок-схемы.
  • Выдать учащимся карточку с таблицей двоичного кода букв и предложить включить аналогичную картинку в созданную хронологию. При этом предложить подумать, то надо изменить в создавшейся ситуации. (надо изменить название блок-схемы)
  • Предложить учащимся дать разъяснение к понятию «кодирование»
  • Предложить учащимся ответить на вопрос: Каким же образом текстовая информация представлена в памяти компьютера?
  • Рассказ учителя (сопровождается показом слайдов Приложение 4)

С точки зрения ЭВМ текст состоит из отдельных символов. К числу символов принадлежат не только буквы (заглавные или строчные, латинские или русские), но и цифры, знаки препинания, спецсимволы типа         "=", "(", "&" и т.п. и даже (обратите особое внимание!) пробелы между словами. Да, не удивляйтесь: пустое место в тексте тоже должно иметь свое обозначение.

Тексты вводятся в память компьютера с помощью клавиатуры. На клавишах написаны привычные нам буквы, цифры, знаки препинания и другие символы. В оперативную память они попадают в двоичном коде. Это значит, что каждый символ представляется 8-разрядным двоичным кодом.

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от 00000000 до 11111111. Таким образом, человек различает символы по их начертанию, а компьютер - по их коду.

При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование, изображение знака преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку. В процессе вывода знака на экран компьютера производится обратное перекодирование, т. е. преобразование двоичного кода знака в его изображение.

В последние годы широкое распространение получил новый международный стандарт кодирования текстовых символов Unicode, который отводит на каждый символ 2 байта (16 битов). По формуле можно определить количество символов, которые можно закодировать согласно этому стандарту:

N = 2i = 216 = 65 536.

Такого количества символов оказалось достаточно, чтобы закодировать не только русский и латинский алфавиты, цифры, знаки и математические символы, но и греческий, арабский, иврит и другие алфавиты...

  1. Закрепление

Ответить на вопросы:

  • Какой процесс называют процессом кодирования?
  • Какие единицы используют для измерения объёма информации?
  • Определите какую последовательность использовали, для кодирования одной буквы в предложенной карточке.
  • Определите в данной кодировке информационный объем словосочетания: Программа «Word».
  • К какому типу программ относится программа «Word»?
  • Какие задачи позволяет решать программа «Word»?

  1. Организационная часть:
  1. Запись домашнего задания. Выучить определения, терминологию при описании окна программы, табличку для работы с клавиатурой. Определить информационный объем фразы:  Я иду вперед.
  2. дополнительное задание: подготовить доклад о кодах ПК и т.п.

Сдача рабочего места ученикам


Приложение 1

Практическая работа «Редактирование текста»

Задание:

  1. Ввести следующий текст:

Никто

Завёлся озорник у нас

Переплыл океан

В квартире от его проказ

Поймал капитан.

(Борис Заходер)

Пеликан

Капитан Джонатан

Горюет вся семья.

И в пути пеликана

Буквально нет житья!

(Роберт Деснос)

  1. Расставить строки в правильном порядке пользуясь только клавиатурой.
  2. Документ сохранить как «п.р.1» в папке под своей фамилией.

Приложение 2

История  русской письменности.

Кирилл (светское имя его Константин) и Мефодий были монахами. Для написания церковных книг они (главным образом Кирилл) создали на основе знаков греческой азбуки алфавитную систему из тридцати восьми букв. Эта система стала называться глаголицей. Предполагается, что работа по созданию глаголицы была завершена в 863 г.

В конце IX и начале X веков последователями славянских просветителей был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка. Он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы и получил впоследствии название кириллицы в честь Кирилла. Буквы кириллицы обозначали не только звуки речи, но и числа.

Только при Петре I для обозначения чисел были введены арабские цифры, а в результате реформы русской графики кириллица постепенно изменялась: уменьшалось количество букв, упрощалось их начертание. Из алфавита были устранены юсы, кси, пси, ижица, зело, но появились и новые буквы э, я.

Буква Й (и краткое) была введена Академией наук в 1735 г. Букву Ё впервые применил Н. М. Карамзин в 1797. В результате описанных реформ до революции русский алфавит уменьшился уже до 35 букв.

Реформой орфографии 1917—1918 гг. были исключены все буквы, дублировавшие друг друга: «ять», «фита», «и десятеричное».

Так постепенно создавалась русская азбука (от начальных букв древнеславянского алфавита - аз, буки) или алфавит (названия двух греческих букв - альфа, вита). В настоящее время в нашем алфавите насчитывается 33 буквы (из них 10 служат для обозначения гласных звуков, 21 - согласных и 2 знака - ъ и ь).

История русской письменности

Русский язык пользуется алфавитной письменностью на основе кириллицы.

История письменности у восточных славян может быть прослежена с Хвека. Массовым стало проникновение письменности на Русь после Крещения Руси в 988г. Начинается централизованное «учение книжное» детей социальной элиты, но есть свидетельства бытования у славян и глаголицы. Глаго́лица — одна из первых (раньше кириллицы) славянских азбук. Прямым прародителем современного алфавита является старославянская азбука с её 43 буквами. Старославянская азбука без существенных перемен просуществовала до времён Петра Великого. В 1708 г. был создан русский гражданский шрифт, причём в изготовлении эскизов букв принимал активное участие сам Пётр I. В 1710 г. был утверждён образец нового шрифта азбуки. Это была первая реформа русской графики. Суть петровской реформы заключалась в упрощении состава русского алфавита за счёт исключения из него таких избыточных букв, но в ходе введения гражданского шрифта, появилась буква Э («Э» оборотное), а юс малый был вытеснен буквой Я. В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Буква Й (и краткое) была введена Академией наук в 1735 г. Букву Ё впервые применил Н. М. Карамзин в 1797 для обозначения звука [о] под ударением после мягких согласных, например: нёбо, тёмный. До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. Реформой орфографии 1917—1918 гг. были исключены все буквы, дублировавшие друг друга: «ять», «фита», «и десятеричное».

В настоящее время в нашем алфавите насчитывается 33 буквы (из них 10 служат для обозначения гласных звуков, 21 - согласных и 2 знака - ъ и ь).


Приложение 3