Разработка урока по информатике на тему "Кодирование текстовой информации" 6 класс
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Бут Марина Владимировна

Конспект урока, презентация, таблицы кодировки, карточки для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kodirovanie_tekstovoy_informatsii_6_klass.rar921.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Кодирование текстовой информации.

Цель:  сформировать у учащихся представление о кодировании текстовой информации  и научить детей самих кодировать сообщения.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.
  •  Познакомить учащихся с символьным алфавитом.
  •  Дать определение понятия «таблицы кодировки»
  • Сформировать навык пользоваться таблицей кодировки.

Развивающие:

  • Развивать внимание,  логическое мышление и умение анализировать;
  • Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная:

  • Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Основные понятия: 

  1. Кодирование
  2. Таблицы кодировок
  3. Таблица кодировок ASCII

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Оборудование: персональный компьютер, проектор, карточки.

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 3 мин
  2. Проверка домашнего задания – 5 мин
  3. Целеполагание – 3 мин
  4. Актуализация знаний – 8 мин
  5. Объяснение нового материала –10  мин
  6. Физкультнинутка – 4 мин
  7. Практическая работа (закрепление) – 10 мин
  8. Итог урока – 2 мин
  9. Выставление оценок – 3 мин
  10. Домашнее задание – 3 мин

Ход урока.

  1. Организационный момент:

У: Все встали. Приготовились. Проверили свои рабочие места. Улыбнулись друг другу. Здравствуйте ребята. Настроение хорошее? Я надеюсь,  хорошее настроение будет у нас в течение всего урока.

У каждого на столе оценочный лист. Сегодня я предлагаю вам самим оценивать себя на каждом этапе урока и в конце выставить средний балл за урок.

Оценочный лист.

Дополнительно работал на уроке

Домашнее задание

Определение цитаты

Кодирование слова

(Взаимопроверка)

Расшифровка

слова

Оценка.

Оценка за урок:_______

Фамилия________________

  1. Проверка домашнего задания.

Давайте сопоставим десятичные и двоичные числа, данные вам для перевода с правильными ответами.  Слайд 1(Приложение 1)

  1. Несомненно каждый из вас идя на урок ставит перед собой какую-то цель, кто-то хочет узнать новое, кто-то желает разобраться с материалом прошлого урока, кто-то не хочет пропускать урок, хотя считает, что уже ему это известно.

C:\Users\Андрей\Downloads\9029_html_67a90ff9.png

Давайте мы с вами сейчас вместе отгадаем ребусы, с помощью которых назовем,  какой будет тема  нашего сегодняшнего урока.  Слайд 2

   Текст, Информация, Кодирование.

  • Попробуйте назвать тему нашего урока (Кодирование текстовой информации).

Сформулируем цели урока:

 - Разобраться, как текстовая информация представлена в компьютере.

- Научиться самим кодировать текстовую информацию.

Откроем тетради. Записываем число, классная работа. Тема урока: Кодирование текстовой информации.  Слайд 3,4

Несколько уроков подряд мы говорим о представлении информации в компьютере.

Нам уже известно, что числовая информация представлена в компьютере двоичных кодах.

  1. Чтобы вспомнить алгоритм перевода чисел, я предлагаю вам внимательно рассмотреть карточки на ваших столах.

Карточка №1.

Двоичный код

Полная форма

Десятичное число

1

10000110

0⋅1+1⋅2+1⋅4+0⋅8+0⋅16+0⋅32+0⋅64+1⋅128

134

2

10101000

3

10100111

4

10101101

5

11101100

6

10101010

7

10101110

8

11100000

9

10101110

10

11100010

11

10101010

12

10100000

13

10101000

14

11100001

15

10101010

16

11100011

17

11100001

18

11100001

19

11100010

20

10100010

21

10101110

22

10100010

23

10100101

24

11100111

25

10101101

26

10101110

Для ускорения работы с карточкой, предлагаю вам каждому выполнить перевод  двух чисел. (5 мин)

А теперь рассмотрим карточку №2. На что похожа эта таблица?

C:\Users\Андрей\Desktop\69617_html_m48115ecb.png

(на кодовую таблицу букв).

     А давайте сопоставим таблицу №1 и таб. №2., что можно заметить.

(что в карточке №1 записаны коды букв с помощью десятичного числа и двоичного кода)

    Узнайте, что закодировано в карточке №1.

(Жизнь коротка, искусство вечно)

Это высказывание Гиппократа мы рассмотрели не случайно, ведь  2014 год-год Культуры. Слайд 6

Сделаем вывод о представлении чисел в памяти ПК.

  • Каждая буква может быть закодирована с помощью числа (десятичного или двоичного)
  • В памяти компьютера могут храниться только двоичные коды, значит каждая буква алфавита хранится в памяти компьютера, в виде двоичного набора 0 и 1.

Сколько нулей и единиц содержит код каждого символа? (посчитайте)Слайд 7

8 нулей или единиц.

  1. Физкультминутка (Термины искусства)

Учитель называет термин. Если он относится к области искусства, дети приседают. Если термин компьютерный, делают наклон.

Например: балет, принтер, линейка, театр,  соната,  двоичный код,  файл, живопись, поэма, тетрадь, фольклор, улыбка.

  1. Объяснение нового материала. Слайд 8-14

(Объяснение материала учителем и запись основных определений в тетрадь учащегося, проецирование слайдов на экран через проектор с компьютера учителя)

Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой, знаковой. Информацию можно кодировать.

Кодирование информации - это представление информации в той или иной стандартной форме.

Информация всегда хранится и передается в закодированном виде. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, а также жестов и мимики.

А как же представлена информация в памяти компьютера?

Текстовая информация состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания и других.

Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код - порядковый номер символа в двоичной системе счисления. При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

Присваивание знаку конкретного двоичного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.

Для разных типов ЭВМ используются различные типы кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IBM PC

международным стандартом стала таблица кодировки под названием ASCII (American Standart Code for Information Interchange - американский стандартный код для информационного обмена).

Стандартной таблицей является только первая половина таблицы, т.е. символы от нуля (00000000) до 127 (01111111). Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов, начиная с 10000000 и заканчивая 11111111, используются в разных вариантах. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита. В настоящее время существует пять кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8, Mac, ISO), поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.

В этой таблице латинские буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке. Расположение цифр упорядочено по возрастанию значений. Это правило соблюдается и в других таблицах кодировки и называется принципом последовательного кодирования алфавитов. Для русского алфавита принцип последовательного кодирования соблюдается не всегда.

Из памяти компьютера текст может быть выведен на экран или на печать в символьной форме.

        Запишем в тетрадь наш вывод  (с подсказкой детей).

  1. каждый символ кодируется в памяти компьютера с помощью 8 нулей и единиц.
  2. Таким образом  может быть закодировано 256 различных символов: (букв русского и латинского алф., знаков препинания, цифр, специальных знаков.

  1. Практическая работа (закрепление)

Каждый ученик кодирует один из терминов или фамилий, относящихся к искусству, можно сузить круг и взять поэтов или писателей. Затем ученики меняются карточками и определяют слово, закодированное другим учеником.

(театр, балет, живопись, кино, графика, поэзия, скульптура, архитектура, музыка). Слайд15

  1. Подведение  итогов  урока.

   -Было интересно?

    Могу похвалить себя за то, что …

    Могу похвалить одноклассников за то, что …

Вернемся к нашим целям урока.

- Выполнили  мы первый пункт плана?

 - Научились пользоваться кодовой таблицей?

 - Достигли цели урока? 

8.    Выставление оценок:

 На оценочных листах самим записать полученную оценку.

9.Домашнее задание.  Слайд 16

Закодировать с помощью таблицы кодов  названия трех известных произведений искусства и их автора.


C:\Users\Андрей\Desktop\69617_html_m48115ecb.png

C:\Users\Андрей\Desktop\69617_html_m48115ecb.png 

C:\Users\Андрей\Desktop\69617_html_m48115ecb.png 

 

 


Двоичный код

Полная форма

Десятичное число

1

10000110

0⋅1+1⋅2+1⋅4+0⋅8+0⋅16+0⋅32+0⋅64+1⋅128

134

2

10101000

3

10100111

4

10101101

5

11101100

6

10101010

7

10101110

8

11100000

9

10101110

10

11100010

11

10101010

12

10100000

13

10101000

14

11100001

15

10101010

16

11100011

17

11100001

18

11100001

19

11100010

20

10100010

21

10101110

22

10100010

23

10100101

24

11100111

25

10101101

26

10101110

Карточка №1

Двоичный код

Полная форма

Десятичное число

1

10000110

0⋅1+1⋅2+1⋅4+0⋅8+0⋅16+0⋅32+0⋅64+1⋅128

134

2

10101000

3

10100111

4

10101101

5

11101100

6

10101010

7

10101110

8

11100000

9

10101110

10

11100010

11

10101010

12

10100000

13

10101000

14

11100001

15

10101010

16

11100011

17

11100001

18

11100001

19

11100010

20

10100010

21

10101110

22

10100010

23

10100101

24

11100111

25

10101101

26

10101110

Карточка №1


        

Оценочный лист.

Дополнительно работал на уроке

Домашнее задание

Определение цитаты

Кодирование слова

(Взаимопроверка)

Расшифровка

слова

Оценка.

Оценка за урок:_______

Фамилия_______________________

Оценочный лист.

Дополнительно работал на уроке

Домашнее задание

Определение цитаты

Кодирование слова

(Взаимопроверка)

Расшифровка

слова

Оценка.

Оценка за урок:_______

Фамилия_______________________

Оценочный лист.

Дополнительно работал на уроке

Домашнее задание

Определение цитаты

Кодирование слова

(Взаимопроверка)

Расшифровка

слова

Оценка.

Оценка за урок:_______

Фамилия_______________________

Оценочный лист.

Дополнительно работал на уроке

Домашнее задание

Определение цитаты

Кодирование слова

(Взаимопроверка)

Расшифровка

слова

Оценка.

Оценка за урок:_______

Фамилия_______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по информатике и ИКТ по теме «Создание, редактирование и форматирование документов в текстовом редакторе Word»

Разработка урока по информатике и ИКТ по теме «Создание, редактирование и форматирование документов в текстовом редакторе Word»...

Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"

Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...

Разработка урока по информатике на тему "Использование панель WordArt в среде текстового процессора"

В данной разработке представлены презентация к уроку, тест для актуализации знаний, лист самооценивания, презентация для физ минутки...

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...

Разработка урока по информатике и ИКТ в 8 классе на тему "Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. "

Цель: Познакомить учащихся с понятием web-страница, web-сайт, научится создавать простейшую web-страницуОбучающие задачи:  дать представление учащимся о структуре web-страниц, познакомить с ...

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ в 5 классе "Кодирование информации"

В разработке представлен план-конспект урока по информатике для 5 класса "Кодирование информации"...