Методическая разработка урока по информатике и ИКТ в 5 классе "Кодирование информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Егорова Ольга Евгеньевна

В разработке представлен план-конспект урока по информатике для 5 класса "Кодирование информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kodirovanie_informatsii.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2»

Методическая разработка

урока по информатике и ИКТ

в 5 классе

«Кодирование информации»

учитель информатики и ИКТ: Егорова Ольга Евгеньевна

Тема урока

Кодирование информации.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель

Раскрытие понятий: код, кодирование, декодирование информации; изучение способов кодирования информации; практическое рассмотрение некоторых кодов.

Задачи

Предметный результат:

Формирование общего представления о кодировании и декодировании информации

Формирования важности, необходимости кодирования в современном мире

Раскрытие вариативности и разнообразия мира кодов

Применение знаний по кодированию/декодированию информации на практике

Метапредметный результат:

Умение находить и использовать причинно-следственные связи

Способствовать развитию генерации новых идей

Формировать навыки групповой работы и работы в парах

Анализ текстового материала, использование разнообразных источников информации.

Личностный результат:

Осознание важности кодирования в современном обществе

Развитие интереса к информатике, мотивация к учебной деятельности при помощи познавательных, нестандартных заданий

Способствовать развитию логического, творческого мышления, а также внимания и памяти

Основные понятия

Код, кодирование, графическое кодирование, числовое кодирование, символьное кодирование

Формы работы

Групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа

Ресурсы

Босова Л. Л. Информатика и ИКТ 5 класс. Москва БАЛАСС, 2013г.

Технические средства: компьютеры, проекционная аппаратура.

Презентация к уроку “Кодирование информации”.

СОТ

ПО (технология проблемного обучения), здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные (КСО), ТОУУ (технология оценивания учебных успехов).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Производимые учебные действия

Формируемые способы действий

Производимые учебные действия

Формируемые способы действий

Производимые учебные действия

Формируемые способы действий

  1. Организационный момент

“Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас сегодня на занятии. Наше занятие будет интересным и увлекательным, а также подарит нам много радостных улыбок и новых открытий.

А теперь взгляните на своего соседа, до чего он хорош! Как же ему не улыбнуться! Шире, шире улыбаемся! Как тепло стало от вашего хорошего настроения, тогда, - начнем наш урок!”

Педагог приветствует школьников, создает рабочее положительное настроение

Здороваются с педагогом, улыбаются друг другу

Анализ информации, исходящей от учителя, выполнение соответствующих действий

Взаимодействие с соседом, с учителем

Прослушивание слов педагога

Целеполагание

Создание положительного настроя

  1. Постановка цели и задачи урока

Итак, обратимся к слайду (слайд 2). Мальчик хочет нам что-то поведать, но что? Давайте вы попробуете предположить, что он хочет нам сообщить? (спросить о чем-то, попросить что-то, говорит с кем-то, балуется). Мы можем предположить, что он показывает дорогу, но не стоит быть такими уверенными!! Ведь в разных уголках света, одни и те же жесты обозначают совершенно разное! Посмотрите на экран! Один и тот же жест соответствует совсем не похожим действиям! (Слайд 3)Как же тогда людям быть, как понять друг друга? (Иметь знания о том, что говорит конкретный жест в конкретной стране, какой код он в себе несет). Как много ответов!! Теперь же давайте найдем общее и самое главное в ваших словах, что поможет нам установить тему урока и определить основные задачи. Мы с вами упомянули такое понятие как код. Именно код или точнее кодирование информации будут являться нашей сегодняшней темой. А каковы же задачи? Внимание на экран (Слайд 4). Теперь и задачи на сегодня нам ясны! В таком случае запишите тему урока Кодирование информации в своих тетрадях и продолжим работу.

Создание проблемной ситуации, вопроса для определения темы занятия, а также характеристика цели занятия.

Ответы на вопросы педагога. Генерируют следующие идеи: жестикуляция может иметь различный смысл, а сам смысл не известен, зашифрован, закодирован, то есть тема урока – кодирование

Анализ информации, исходящей от учителя, выполнение соответствующих действий. Применение знаний из своей повседневной жизни, на основе имеющегося опыта

Работа с графическим материалом,

взаимодействие с  учителем

Прослушивание информации от педагога, от одноклассников,

Анализ информации, высказывание собственного мнения, обсуждение

Корректировка ответов школьников, контроль их верности

Умение воспринимать текущий материал. Удержание и решение поставленной учебной задачи. Помощь учащимся в догадке, наведение на конкретный учебный вопрос

  1. Актуализация знаний

“Но прежде чем двигаться дальше, необходимо припомнить все то, что на уже известно. Для этого каждый из вас сейчас выберет на своем столе один из трех конвертов (на конверте нарисованы 1, 2 и 3 лампочки, соответственно 1 лампочка- начальный уровень сложности, 2 – средняя сложность, 3 – высокая). Школьники выбирают соответствующий конверт.

Конверт с 1 лампочкой(начальный уровень):

Определите источник и приемник информации:

-Школьник читает текст в учебнике;

-Бабушка читает письмо;

-Мальчик просыпается от звонка будильника;

-Разговаривают

подруги Оля и Лена.

Конверт с 2 лампочками (среднего уровня сложности):

Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации:

-Учитель объясняет новый материал  классу;

-Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;

-Вывешен знак, запрещающий проезд по улице;

-Мальчик получил пригласительный билет на ёлку.

Конверт с 3 лампочками (высокий уровень).

Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам:

Источник-> Приемник

Приемник-> Источник

А теперь давайте посмотрим на экран (слайд 6) и проверим себя! Выставите пожалуйста себе оценки в зависимости от количества допущенных ошибок.

Раздать учащимся необходимые материалы. Контролировать самостоятельность

Выполнения заданий, выборочная проверка заданий учащихся, написание правильных ответов, выставление отметок

Учащиеся оценивают уровень своих знаний, на основе этой информации выбирают соответствующий конверт. Выполнение заданий, осуществление проверки заданий, самооценка результатов, выставление отметки.

Конверт с 1 лампочкой.

  1. Источник: учебник; приемник: школьник;
  2. источник: письмо; приемник: бабушка;
  3. источник: будильник; приемник: мальчик;
  4. источники: Оля и Лена; приемники: Оля и Лена.

Конверт с 2 лампочками.

  1. Источник: учитель; приемники: ученики класса; двусторонний;
  2. источник: регулировщик; приемники: пешеходы, водители машин; двусторонний;
  3. источник: дорожный знак; приемники: водители машин; односторонний;
  4. источник: билет; приемник: мальчик; односторонний.

Конверт с 3 лампочками.

  1. Бабушка смотрит телепередачу.
  2. Два друга общаются на перемене.

Формирование информационной компетенции учащихся

Взаимодействие с педагогом, задание вопросов, в случае необходимости

Прослушивание информации от педагога, следование услышанным требованиям

Формирование регуляции учебных действий: целеполагание,

Контроль выполнения, оценка действий

Осуществление учебной деятельности, получение результата и его оценка

  1. Первичное освоение новых знаний

Мир вокруг нас содержит огромное количество информации. Эту информацию мы воспринимаем и обрабатываем различными способами. Но вся эта информация предстает перед нами в различной форме: чувства, слова, символы, картины, движения, запахи, жесты, знаки и многое другое. То есть символы имеют самую разную природу, физическую природу. Когда мы принимаем информацию, мы являемся приемниками этой информации, но нам необходимо не только принять информацию, но и понять ее – расшифровать. Например, услышав звонок с урока, все понимают, что настало время отдыха, перемена и нужно собираться, звонок в дверь – что кто-то пришел, нужно посмотреть кто это. То есть один и тот же сигнал человек понимает по-разному, в зависимости от ситуации и от самого сигнала. Таким образом, мы можем заключить, что для комфортной ориентировки в окружающем нас мире, для правильного понимания сигналов, необходима специальная система понимания, необходим код и его расшифровка. Теперь же, давайте посмотрим на экран и запишем определение кода и кодирования (Слайд 7). Всем понятно что такое код и кодирование? Попробуйте же определить, а что такое декодирование (варианты ответов детей). Давайте запишем, что декодирование – это процесс восстановления информации из ее представления в закодированном виде к исходному.

Давайте подумаем, а как может выглядеть схема кодирования информации, попробуйте нарисовать ее сами. (учащиеся делают соответствующие схемы в тетради, учитель просматривает их, ищет наиболее близкие к стандартной схеме). Что же, многие оказались очень близки или попали в яблочко! Посмотрим на экран и запишем себе простейшую схему кодирования информации. (Слайд 8)

А теперь давайте поговорим о способах кодирования информации. Посмотрите на слайд (слайд 9) и предположите, какие могут существовать способы кодирования информации? (ответы учащихся). А теперь давайте объединим ваши ответы и выделим три основных способа кодирования.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков или значков;

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст. Все слышали про азбуку Морзе? Эта азбука используется на флоте, моряками и у нее есть свой алфавит. Давайте ознакомимся с ним (слайд 10, азбука Морзе). Если я захочу записать слово “птица” при помощи этой азбуки, моя запись примет следующий вид: .--.-..-.-..- А теперь зашифруйте с помощью этой азбуки свое имя, что у вас получилось? (просмотр ответов учащихся). А теперь разгадайте что за слово у меня зашифровано (для простоты каждая буква в скобках).

(----) (..) (..-.) (.-.) (слайд 11, ответ : шифр)

Учащиеся отвечают на вопрос.

Педагог создает учебную атмосферу, заводит и поддерживает учебную беседу, создает проблемную ситуацию. Педагог дает задание выписать определения код, кодирование,  диктует определение декодирования. Чтение страниц параграфа, работа с азбукой Морзе по слайдам презентации

Школьники слушают педагога, принимают участие в обсуждении материала, наиболее важную информацию конспектируют

Развитие навыков ведения диалога, беседы, рассуждения, умений выделять наиболее значимое, анализировать материал, конспектировать

Стремление справиться с поставленной учебной задачей, задание необходимых вопросов, обсуждение и высказывание мнения

Развитие культуры общения на основе решения общей учебной задачи, умение слушать и воспринимать чужое мнение, анализировать и отвечать согласно учебной обстановке

Педагог производит контроль ответов учащихся, направляет. Процесс контроля и направления решений поставленных заданий, самокнтроль

Развитие навыков планирования и прогнозирования своих действий. Коррекция и оценка полученных результатов, самоконтроль процесса

  1. Первичная проверка понимания

А теперь давайте посмотрим насколько прочно мы с вами разобрались с нашей темой. Для этого мы сейчас поработаем в парах, кто с кем сидит. Итак, как мы уже могли догадаться коды существуют в жизни человека давным давно. Очень часто мы используем их не осознанно. Но, нас с вами, интересует в первую очередь специальное, целенаправленное использование кодов. Итак, откроем учебники на странице 47 и постараемся ответить на вопрос друг другу, а какие же способы кодирования мы с вами знаем и используем в нашей жизни. (Работа в парах, чтение, обсуждение с соседом прочитанного материала). Учащиеся рассказывают найденные способы кодирования. Запись примеров кодирования в тетрадь (индекс, дорожные знаки, представление информации в компьютере ) (Слайд 12)

Педагог создает учебную атмосферу, дает задание для работы в парах, контролирует обсуждение, задает общие для всего класса вопросы, корректирует ответы на них, контролирует процесс записи необходимой информации в тетрадь

Обсуждение в парах, выслушивание и анализ чужого мнения, коллективное обсуждение

Выбор необходимой информации на основе анализа текста, проведение логических размышлений по отбору информации, построение высказываний для ответа на поставленный вопрос, развитие навыка постановки вопроса

Обсуждение содержания учебного материала сначала в парах, затем фронтально

Речь ка регулятор действий, восприятие речи на слух,  развитие культуры общения, умения слушать собеседника, корректно выражать свое несогласие, высказывать собственное мнение

Регулирование и помощь в понимании устанавливаемых вопросов, самоконтроль понимания информации

Развитие навыка слушать собеседника, восприятие и поддержание учебной цели , последующее уточнение материала согласно тематике обсуждения, самоконтроль действий.

  1. Первичное закрепление знаний

Какое огромное количество кодов существует вокруг нас! Как не просто в них всех разобраться…  

Чтобы наилучшим образом справиться с этой задачей, давайте узнаем, что такое шифр Цезаря, а после выполним самостоятельно задание.

(Слайд 13 учащиеся самостоятельно выполняют задания по кодированию и декодированию информации). Итак, наше время подходит к концу, давайте же узнаем правильные ответы. (Школьники сверяют свои ответы с ответами на Слайде 13, 14) Выставление оценок.

Педагог поддерживает рабочую обстановку, объясняет учащимся их задание следит за самостоятельностью выполнения, выборочно проверяет работы, предоставляет материалы для самопроверки, выставляет оценки

Решение поставленной учебной задачи

Приобретение новых знаний, новой информации, развитие интереса к предмету

Развитие навыков коммуникации при общем обсуждении решаемой учебной задачи, высказывание мнения, умение слушать собеседника

Восприятие ответов на слух, формулировка собственного мнения, суждения, речь – регулятор действий

Контроль правильности решений и ответов учащихся, направление решения учащихся, самоконтроль учебной цели

Навыки работы по восприятию информации, уточнение ответов одноклассников, самоконтроль

  1. Домашнее задание

Прочитать параграф 7, выучить записанные в тетради определения. На основе шифра Цезаря, записать фразу “Не владеть компьютером – быть безграмотным”. Интересующиеся самостоятельно изучают метод координат и выполняют задание 11 на странице 54

(Слайд 14)

Рассказ школьникам о домашнем задании, разъяснение по выполнению в случае необходимости

Прослушивание указаний педагога, запись заданий в тетрадь/дневник

Развитие способности выделения существенной для каждого учащегося информации

Контакт, взаимодействие с педагогом

Прослушивание указаний педагога

Развитие регуляции учебной деятельности

Планирование своих действий, саморегуляция

  1. Итоги урока, рефлексия

Вот и время пробежало незаметно и наш урок уже хочет закончится. Надеюсь, что он открыл вам много нового и интересного из мира информатики, что вы сможете использовать эти знания и в своей обыденной жизни. А теперь давайте разберемся, что же именно новое нам сегодня с вами удалось узнать, к какому результату нам удалось прийти? (ответы детей на вопросы).

Ну и самое-самое последнее на сегодня задание, зашифруйте свое сегодняшнее настроение на уроке при помощи азбуки смайликов (учащиеся ставят соответствующий смайлик в тетради) и покажите его соседу. Всем спасибо, успехов и отличного настроения.

Создание положительной атмосферы на момент окончания занятий, формулировка и задание вопросов учащимся, выслушивание и анализ ответов, самоанализ на основе полученной информации

Отвечают на вопросы педагога, анализируют свою работу, прошедшее

занятие , осуществляют рефлексию

Построение осознанных, содержательных фраз, ответы согласно поставленному вопросу

Общее обсуждение урока, фронтальное обсуждение

Формулировка собственных мыслей, собственного мнения, восприятие ответов других учащихся, культура общения

Саморегуляция, самооценка своей деятельности, достигнутых результатов

Регуляция общей учебной деятельности,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"

Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова...

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"

Методическая разработка урока по информатике и ИКТ :"Поиск информации в компьютерных сетях"...

Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"

Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...

Методическая разработка урока по информатике для 5 класса с применением ЭОР по теме"Передача информации"

Методическая разработка представляет план урока с сылками на ЭОР, используемые на уроке....

Разработка урока по информатике на тему "Кодирование текстовой информации" 6 класс

Конспект урока, презентация, таблицы кодировки, карточки для учащихся....

Методическая разработка урока по информатике на тему: "Обработка числовой информации в Excel"

Изучение данной темы в курсе "Информатики и ИКТ" учащимися старших классов связано с тем, что Ехсеl является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы,...