РП ПМ.02. Разработка и администрирование баз данных
рабочая программа по информатике и икт на тему

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №696.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Рязанской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Рязанский технологический колледж

(РТК)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе РТК

________________Н.В. Чекурова

«    »__________________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля

РАЗРАБОТКА И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ

Специальность        230115 Программирование в компьютерных системах

Квалификация выпускника        Техник-программист

Форма обучения        очная

Рязань 2013


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №696.

Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский технологический колледж»

Разработчики:

Еременко Лариса Евгеньевна, преподаватель

Нижегородцева Римма Анатольевна, преподаватель

Рекомендована цикловой комиссией информационных технологий

Протокол №________________от «____»_______________20_____г.

Председатель Л.Е. Еременко


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

18

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

21


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Разработка и администрирование баз данных

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах, входящей в укрупненную группу специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Разработка и администрирование баз данных, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Разрабатывать объекты базы данных

ПК 2.2. Реализовывать базу данных в конкретной СУБД

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных

ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке операторов-пользователей электронно-вычислительных и вычислительных машин при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

  1. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • работы с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;
  • использования средств заполнения базы данных;
  • использования стандартных методов защиты объектов базы данных;
  • анализа информации баз данных средством языка структурированных запросов.

уметь:

  • создавать объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управлять доступом к этим объектам;
  • работать с современными сase-средствами проектирования баз данных;
  • формировать и настраивать схему базы данных;
  • применять стандартные методы для защиты объектов базы данных;
  • разрабатывать прикладные программы на выборку данных с использованием языка запросов SQL;
  • создавать хранимые процедуры, триггеры и пользовательские функции базы данных с помощью запросов языка SQL.

знать:

  • основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;
  • основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;
  • современные инструментальные средства разработки схемы базы данных;
  • методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных (СУБД);
  • структуры данных СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;
  • методы организации целостности данных;
  • основные методы и средства защиты данных в базах данных;
  • модели и структуры информационных систем
  • основные типы сетевых топологий;
  • приемы работы в компьютерных сетях;
  • информационные ресурсы компьютерных сетей;
  • технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях;
  • способы извлечения информации в серверных системах управления базами данных;
  • основы разработки приложений баз данных.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля

Всего – __708___ часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – __456__ часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – _304_ часа;
  • самостоятельной работы обучающегося – _152_ часа;

учебной и производственной практики – _252_ часа.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Разработка и администрирование баз данных, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Разрабатывать объекты базы данных.

ПК 2.2.

Реализовывать базу данных в конкретной СУБД.

ПК 2.3.

Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 2.4.

Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
  1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2-3

МДК 02.01. Инфокоммуникационные системы и сети.

132

88

44

44

ПК 1-2, ПК 4

МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных.

324

216

108

-

108

-

Всего:

708

304

152

144

108


  1. Содержание обучения по профессиональному модулю «Разработка и администрирование баз данных»

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

МДК 02.01. Инфокоммуникационные системы и сети

128

Раздел 1.

Основы компьютерных сетей и технологий доступа к данным

Тема 1.1. Понятие компьютерной сети

2

Понятие компьютерной сети, способы классификации и типы сетей. Особенности сетей на основе сервера. Взаимодействие компьютеров в сети.

Тема 1.2. Топологии компьютерных сетей. Сетевые протоколы

2

Сетевые протоколы. Эталонная модель взаимодействия открытых систем (модель OSI). Понятие физической и логической топологии.

Тема 1.3. Способы передачи данных в сети

2

Среда передачи данных и различные устройства связи. Основные проводные среды передачи данных, их характеристики и используемые коннекторы. Беспроводные способы передачи данных, используемые в сетях.

Тема 1.4. Виды сетевых архитектур

2

Определение сетевой архитектуры. Различные виды сетевых архитектур. Различные устройства, их особенности.

Практические занятия

Проектирование и расчет сети

Подбор оборудования сети

Организация и настройка локальной сети

2

2

2

Тема 1.5. Разновидности баз данных по отношению к сети

2

Понятие удаленных баз данных. Схемы двухзвенной и трехзвенной моделей клиент-серверной архитектуры ИС БД. Задачи администратора серверных ИС БД.  

Тема 1.6. Технологии доступа к данным удаленных БД

2

Основные виды технологий доступа к данным удаленных баз данных (OLE DB, COM, ADO.NET,  CORBA ) Универсальная стратегия доступа к данным ODBC. Технологии .NET FrameWork..

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Основные понятия и терминология компьютерных сетей.
  2. Понятие стека протоколов, обзор основных протоколов.
  3. Основы IP-маршрутизации.
  4. Области применения различных вариантов ИС баз данных.

10

Раздел 2.

Разработка прикладных программ с использованием языка запросов MS SQL SERVER

Тема 2.1. Состав СУБД MS SQL Server

2

Состав и структура системы MS SQL Server. Основные утилиты.

Тема 2.2. Основные составляющие языка MS SQL Server

2

Основные компоненты языка SQL Server  (DDL, DML). Типы данных языка  MS SQL Server.

Практические задания

Изучение интегрированной среды MS SQL Server

2

Тема 2.3. Запросы на выборку данных

2

Команды простой выборки данных. Полная форма оператора SELECT.

Практические занятия

Изучение оператора выборки SELECT. Запросы к отдельным таблицам

2

Тема 2.4. Системные функции языка MS SQL Server

2

Вычисления, итоговые функции. Функции, обработки значений (числовые, строковые, даты-времени).

Тема 2.5. Понятие сложных запросов

2

Разработка сложных запросов, подзапросы. Операторы связи, объединения, пересечения, вычитания данных.

Практические занятия

Разработка запросов к связанным таблицам

Разработка запросов с подзапросами

4

4

Тема 2.6. Запросы модификации

2

Команды модификации данных в таблицах базы данных.

Тема 2.7. Запросы разработки структуры БД

2

Разработка скриптов (команд создания файлов  и таблиц базы данных, их модификации).

Практические занятия

Изучение операторов описания и модификации данных.

4

Тема 2.8. Представления и транзакции

2

Создание представлений. Понятие транзакции.

Тема 2.9. Виды переменных в языке MS SQL Server

2

Понятие переменных, их виды. Объявление переменных.

Тема 2.10. Управляющие структуры языка MS SQL Server

2

Управляющие конструкции языка  MS SQL Server (операторы условия, цикла, безусловного перехода).

Тема 2.11. Правила, умолчания, пользовательские типы данных

2

Разработка правил, умолчаний, пользовательских типов данных. Примеры использования.

Практические занятия

Изучение  правил, значений по умолчанию, пользовательских типов данных

4

Тема 2.12. Хранимые процедуры в языке MS SQL Server

2

Разработка хранимых процедур. Способы вызова процедур в программных модулях.

Практические занятия

Разработка хранимых процедур

4

Тема 2.13. Пользовательские функции

2

Разработка пользовательских функций, их типы, использование в модулях.

Практические занятия

Разработка пользовательских функций

4

Тема 2.14. Триггеры

2

Разработка триггеров, связь с таблицами и командами их вызывающими.

Практические занятия

Разработка триггеров

4

Тема 2.15. Курсоры

2

Разработка курсоров, их использование.

Практические занятия

Использование курсоров в хранимых процедурах и триггерах

4

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Инструменты администрирования баз данных.
  2. Экспорт и импорт данных.
  3. Резервирование, копирование и восстановление базы данных.
  4. Способы управления транзакциями.
  5. Виды интерфейса хранимых процедур.

34

МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных.

316

Раздел 3.
Основы теории баз данных

Тема 3.1. Основные понятия и определения

2

Данные. Задачи обработки данных. База данных. Организация информации в базе данных. Схема данных. Требования к базам данных. Автоматизированная информационная система (АИС). Предметная область АИС. Банк данных. Система управления базами данных (СУБД)

Тема 3.2. Управление данными в СУБД

2

Возможности СУБД. Классы СУБД. Трехуровневая архитектура баз данных. Функции СУБД. Язык определения данных. Языки манипулирования данными

Тема 3.3. Архитектура СУБД

2

Модели двухуровневой технологии «клиент-сервер». Сервер приложений. Трехуровневая модель

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Схема управления данными в СУБД.
  2. Требования к банкам данных

4

Раздел 4.
Концепции проектирования баз данных

Тема 4.1. Жизненный цикл базы данных

4

Жизненный цикл базы данных. Планирование разработки базы данных. Определение требований к системе. Сбор и анализ требований пользователей. Проектирование базы данных: концептуально, логическое и физическое. Разработка приложений. Реализация. Загрузка данных. Тестирование. Эксплуатация и сопровождение.

Тема 4.2. Концептуальное проектирование базы данных

2

Фундаментальные понятия. ER-модель. Сущности. Атрибуты. Ключи. Связи между сущностями. Супертип и подтип.

Тема 4.3. Пример моделирования локальной предметной области

2

Анализ данных предметной области. Выделение атрибутов и сущностей. Определение связей между сущностями. Определение первичных ключей. Построение диаграммы модели предметной области. Формирование спецификаций сущностей

Практические занятия

Проектирование концептуальной модели БД.

Моделирование предметной области.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Разработка ER-моделей.

6

Раздел 5.

Реляционная модель данных

Тема 5.1. Классификация моделей данных

2

Понятие модели данных. Составляющие модели данных. Объектные модели данных. Модели данных на основе записей. Физические модели данных. Сетевая и иерархическая модели данных.

Тема 5.2. Понятие реляционной модели

2

Понятие модели. Достоинства модели. Правила модели

Тема 5.3. Свойства и виды отношений

2

Понятие отношения. Использование отношений для представления сущностей и связей между ними. Схема отношения. Модель «Сущность-связь». ER-диаграмма (сущности, свойства, связи). .Характеристики отношений. Свойства отношений. Виды отношений. Обновление отношений

Тема 5.4. Реляционные ключи

2

Потенциальный ключи. Составной ключ. Первичный ключ. Внешний ключ. Пример построения реляционной схемы для концептуальной модели.

Тема 5.5. Непротиворечивость и целостность базы данных

2

Категорная целостность. Целостность на уровне ссылок. Непротиворечивость данных. Дополнительные правила поддержки целостности данных.

Практические занятия

Разработка реляционной схемы для концептуальной модели

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Требования к модели данных.
  2. Соотношение ER-модели и ER-диаграммы.

6

Раздел 6.

Проектирование базы данных

Тема 6.1. Избыточность данных и аномалии обновления в базе данных

2

Избыточность данных. Причины избыточности данных. Аномалии включения. Аномалии удаления. Аномалии модификации. Исключение аномалий из отношений.

Тема 6.2. Нормализация отношений

4

Необходимость нормализации. Нормальные формы. Понятие нормализации.

Тема 6.3. Проектирование реляционной базы данных

2

Преобразование сущностей и атрибутов. Преобразование связей. Проверка модели с помощью концепций последовательной нормализации. Проверка поддержки целостности данных.

Практические занятия

Проектирование реляционной базы данных. Нормализация отношений

4

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Взаимосвязь этапов проектирования баз данных и используемых моделей предметной области.
  2. Нормализация базы данных.

6

Раздел 7.

Реализация реляционной БД в среде Visual FoxPro 9.0

Тема 7.1. Интерфейс Visual FoxPro 9.0

2

Структура главного окна Visual FoxPro 9.0.  Заголовок окна. Строка меню. Панель инструментов Standard. Командное окно. Менеджер панели задач. Рабочий стол. Окна Proprties и  Document View. Менеджер проекта.

Тема 7.2. Настройка среды

2

Настройка среды разработки. Настройка среды выполнения.

Тема 7.3. Менеджер проекта и определение структуры приложения

4

Понятие проекта. Менеджер проекта. Меню менеджера проекта. Компоненты приложения и их размещение. Создание компонент проекта в менеджере приложения.

Тема 7.4. Создание отдельных таблиц в Visual FoxPro 9. 0

2

Расположение таблицы. Способы создания таблиц: с помощью мастера, с помощью конструктора, программный способ. Этапы работы мастера создания таблиц. Создание таблиц с помощью конструктора. Типы данных полей таблиц. Определение свойств полей.

Практические занятия

Создание отдельных таблиц в проекте

2

Тема 7.5. Индексация в таблицах

2

Преимущество использования индексов. Создание индексов в конструкторе таблиц. Типы индексов. Индексация по сложным выражениям. Поиск в индексированной таблице.

Практические занятия

Определение ключей и создание связей между таблицами. Настройка целостности

2

Тема 7.6. Создание базы данных

2

Создание базы данных с помощью конструктора. Вызов конструктора. Возможности конструктора. Диаграмма отношений (связей) между таблицами. Контроль целостности базы данных. Добавление таблицы к базе данных. Исключение таблицы из базы данных.

Практические занятия

Создание базы данных в проекте

4

Тема 7.7. Создание представлений

2

Создание удаленного представления с помощью Мастера. Создание локального представления с помощью Мастера. Создание представлений с помощью дизайнера представлений.

Практические занятия

Создание локальных представлений в проекте

4

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Установка Visual FoxPro 9.0.
  2. Создание таблиц базы данных программным способом.
  3. Индексы таблиц базы данных и связь между таблицами.
  4. Справочная система Visual FoxPro 9.0.
  5. Технология IntelliSense.

14

Раздел 8.

Управление данными в Visual FoxPro 9.0

Тема 8.1. Открытие баз данных и таблиц

2

Команда Open Database и ее параметры. Рабочая область таблицы. Псевдоним области. Назначение активной области. Открытие таблицы в рабочей области. Закрытие таблицы в рабочей области.

Тема 8.2. Установка буферизации и блокировок

2

Общая концепция многопользовательского приложения. Буферизация как способ внесения изменений в данные таблиц. Установка метода буферизации. Типы буферизации. Установка блокировки.

Тема 8.3. Поиск и фильтрация данных

2

Поиск в неупорядоченной таблице. Поиск в индексированной таблице. Назначение фильтра. Установка фильтра.

Практические занятия

Поиск и фильтрация данных в таблицах

4

Тема 8.4. Навигационные команды

2

Перемещение по таблице. Добавление и изменение записей в таблицах. Добавление данных в поля типа Blob, Memo и General. Удаление и восстановление записей. Циклы.

Практические занятия

Модификация записей таблиц базы данных средствами навигационных команд

4

Тема 8.5. Реляционные команды для выборки данных

4

Команда Select SQL. Синтаксис оператора. Выполнение оператора. Построение условий отбора. Агрегатные функции в запросах. Типы опции Join. Условия объединения Join. Группировка в запросах. Вычисления в запросах. Построение запросов на основе подзапросов.

Практические занятия

Создание простых запросов к базе данных Visual FoxPro 9.0

Создание запросов с использованием агрегатных функций

Создание запросов с вычислениями

Создание запросов на основе подзапросов и локальных представлений

2

2

2

2

Тема 8.6. Создание запросов с помощью мастера и конструктора

2

Вызов мастера. Этапы работы мастера запросов. Виды запросов. Вызов конструктора. Настройка запроса с помощью конструктора.

Практические занятия

Создание и корректировка запросов с помощью мастера

Создание и корректировка запросов с помощью конструктора

2

2

Тема 8.7. Реляционные команды модификации записей

2

Команда Insert SQL для добавления новой записи. Команда Update SQL для редактирования записей. Команда Delete SQL для удаления записей.

Практические занятия

Модификация записей базы данных средствами команд SQL

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Заполнение полей таблиц базы данных программным способом.
  2. Модификация таблиц программным способом.
  3. Операторы SQL для создания таблиц, модификации их структуры и данных.
  4. Создание запросов различной сложности.

20

Раздел 9.

Разработка экранных форм в Visual FoxPro 9.0

Тема 9.1. Форма как основной компонент пользовательского интерфейса

2

Понятие формы. Модальные и немодальные формы. Свойства, события и методы экранных форм.

Тема 9.2. Создание экранной формы с помощью конструктора

2

Запуск конструктора форм. Использование окна свойств. Панели инструментов конструктора форм. Панель инструментов Form Designer. Панель инструментов Form Controls.

Тема 9.3. Отображение табличных данных на форме

2

Среда данных (Data Environment). Конструктор Data Environment. Свойства, события и методы объекта Data Environment.Создание среды данных. Сессии данных.

Тема 9.4. Размещение на форме элементов управления

4

Размещение объекта на форме. Выделение объекта. Отмена выделения. Изменение размера объекта. Перемещение объекта. Выравнивание объектов. Удаление объекта. Добавление в форму пользовательских свойств и методов.

Практические занятия

Создание и настройка простых форм для добавления записей в таблицы

4

Тема 9.5. Основные элементы управления, их свойства и методы

4

Флажок. Комбинированный список. Кнопка. Группа кнопок. Контейнер. Редактируемое поле. Надпись. Таблица. Графический объект. Список. Текстовое поле. Вычисляемы поля в формах.

Практические занятия

Размещение на форме ComboBox и его настройка

Создание форм с вычисляемыми полями

Добавление процедур к объектам формы

Создание форм поиска данных

4

4

4

4

Тема 9.6. Табличное представление данных

4

Компонент класса Grid. Составляющие Grid. Размещение Grid на форме. Объектная модель Grid. Настройка и редактирования объекта Grid. Размещение в Grid ComboBox, CheckBox и других элементов управления. Вычисляемые поля в Grid. Визуальные эффекты Grid.

Практические занятия

Создание и настройка форм с табличной частью

Размещение ComboBox в Grid

Вычисляемые поля в Grid

4

4

4

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Панель инструментов Layout.
  2. Назначение пунктов меню Form и Format.
  3. Размещение на формах объектов OLE.
  4. Использование на формах элементов Option Group, Page Frame, Shape, Spinner, Timer.
  5. Создание Grid программным способом.
  6. Настройка форм.
  7. Создание форм различной степени сложности.

26

Раздел 10.

Вывод данных на печать в Visual FoxPro 9.0

Тема 10.1. Введение в систему отчетов

2

Понятие отчета. Виды отчетов. Области отчета. Элементы отчета. Инструменты Visual FoxPro для создания отчетов. Непосредственный вывод на принтер. Стандартный отчет (Quick Report). Просмотр отчетов.

Тема 10.2. Мастер отчетов

2

Вызов мастера отчетов. Этапы работы мастера. Группировка и суммирование в отчете. Опции сохранения отчета. Предварительный просмотр отчета.

Практические занятия

Создание простых отчетов с помощью мастера

Создание отчетов с группировкой и суммированием

2

4

Тема 10.3. Конструктор отчетов

4

Вызов конструктора отчетов. Настройка областей отчета с помощью команды Optional Bands. Этапы конструирования отчета: определение среды окружения, размещение данных, сохранение отчета. Панель инструментов конструктора отчетов. Выполнение надписей в отчете. Размещение табличных полей в отчете. Группировка данных. Переменные в отчете. Размета страницы. Просмотр и печать отчета.

Практические занятия

Создание и модификация простых отчетов с помощью конструктора

Создание и модификация отчетов с вычисляемыми полями

Создание отчетов на основе запросов и локальных представлений

4

4

4

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Назначение команд меню Report.
  2. Программное формирование отчетов.
  3. Настройка параметров отчетов с помощью диалогового окна Report Properies.

14

Раздел 11.

Создание меню и стартового (главного) файла приложения в Visual FoxPro 9.0

Тема 11.6. Создание меню с помощью конструктора меню

2

Структура меню Вызов конструктора. Меню, заменяющее главное меню Visual FoxPro. Меню формы верхнего уровня. Выпадающее меню.

Тема 11.7. Вызов меню. Свойства меню

2

Команда вызова меню. Вызов меню из методов формы. Свойства меню. Восстановление главного меню Visual FoxPro.

Практические занятия

Создание и настройка меню

4

Тема 11.8. Создание стартового файла приложения

2

Понятие главного файла. Компоненты приложения, выбираемые в качестве главного файла. Главная процедура приложения и процедурные файлы. Открытие формы при запуске процедуры. Компиляция проекта.

Практические задания

Создание стартового файла компиляция проекта

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Команды создания меню.
  2. Создание меню различной структуры.

6

Раздел 12.

Защита баз данных

Тема 12.1. Основные понятия администрирования

2

Понятия администрирования. Привилегия. Доступ. Виды пользователей и группы привилегий, соответствующие виду пользователя.

Тема 12.2. Ресурсы администрирования

2

Возможности операционной системы для администрирования. Принцип и архитектура администрируемой базы данных. Условия защиты базы данных.

Тема 12.3. Аппаратная защита базы данных

2

Технические методы и средства защиты базы данных. 

Тема 12.4. Программная защита базы данных

2

Контроль доступа к данным. Управление привилегиями пользователей базы данных. Идентификация и аутентификация пользователя. Пароли. Антивирусная защита данных.

Практические занятия

Создание формы идентификации пользователя

Управление привилегиями пользователей базы данных

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Управление привилегиями пользователей.
  2. Контроль доступа к данным.

6

Учебная практика

Виды работ:

Разработка запросов выборки информации средствами языка SQL Server.

Модификация данных с помощью запросов языка  SQL Server.

Разработка операторов описания данных средствами языка запросов  SQL Server.

Разработка процедур и функций для автоматизации обработки данных средствами  SQL Server.

Разработка правил, умолчаний, представлений данных средствами языка SQL Server.

Создание концептуальной, логической и физической модели данных. 

Нормализация базы данных.

Разработка интерфейса работы с базой данных с помощью форм.

Внесение изменений в базу данных с контролем целостности данных.

Распределение привилегий пользователей

Управление привилегиями пользователей

144

Производственная практика

Виды работ:

Изучение предметной области сферы деятельности предприятия

Составление структурной схемы потоков информации на предприятии

Изучение входной и выходной информации

Разработка информационной модели базы данных

Реализация полученной модели базы данных в установленной СУБД

Установка защиты от несанкционированного доступа к информации в базе данных

Работа в телекоммуникационных сетях

Разработка отдельных объектов баз данных в установленной СУБД

Разработка программных модулей анализа информации установленной базы данных

Разработка пользовательского интерфейса работы с базой данных

Получение сведений из базы данных в печатной форме

Обеспечение разноуровневого доступа к информации в базе данных

108

Резерв учебного времени

12

Всего:

708


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие лабораторий разработки баз данных и информационно-коммуникационных систем.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • проекционная аппаратура, управляемая компьютером;
  • компьютерные программы тестирования;
  • комплект методический указаний для выполнения заданий практики;
  • презентационный материал.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • посадочные места по количеству учащихся, причем каждое рабочее место оборудовано персональным компьютером (компьютеры объединены в локальную сеть);
  • рабочее место преподавателя;
  • доска;
  • интерактивная доска;
  • локальная сеть.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бьютли А. Изучаем SQL. - Пер. с англ. - СПб.: Символ-Плюс, 2010.
  2. Голицына о.л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учеб.пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.
  3. Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  4. Зиндер Е.З. Проектирование баз данных: новые требования, новые подходы. – М.: ИНФРА-М, 2011.
  5. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – Спб.: Питер, 2009.
  6. Клепинин В.Б. Visual FoxPro 9.0 / В.Б. Клепинин, Т.П. Аграфонова. СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
  7. Клещев Н.Т., Романов А.А. Основы проектирования баз данных: Учеб. пособие / Под общей ред. К.И. Курбакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  8. Конноли Т., Бегг К. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение: Теория и практика Учеб. Пособие – 2-е изд: Пер с англ.: М.: Изд-во «Вильямс», 2010.
  9. Лебедев А.Н. Visual FoxPro 9.0 / Лебедев А.Н. - М.: НТ Пресс, 2011.
  10. Мамаев Е. Н. MS SQL Server 2000.СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
  11. Омельченко Л.Н., Шевякова Д.А. Самоучитель по Visual FoxPro 9.0. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
  12. Фуфаев Д.Э., Фуфаев Э.В. Разработка и эксплуатация удаленных баз данных. – М.: ИЦ «Академия», 2009.
  13. Цикритзис Д. Модели данных. – М.: Финансы и статистика: Учебное пособие, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Администрирование MS SQL Server 2000. Учебный курс. - Пер. с англ., М.: Русская редакция, 2009.
  2. Дейт К.Дж Введение в системы баз данных / Пер. с англ. 7-е изд. – М.: Вильям, 2009.
  3. Когаловский М.П. Технология баз данных на персональных ЭВМ. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  4. Кренке Д. Теория и практика построения баз данных – Спб.: Питер, 2012.
  5. Кузнецов С.Д. Основы современных баз данных. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  6. Фрост Р., Дей Д. Базы данных. Проектирование и разработка: пер. с англ. А.Ю. Кухаренко. – М.: НТ Пресс, 2011.
  7. Фуфаев Э.В. Базы данных: Учеб. Пособие / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  8. Хомоненко А., Цыганков В., Мальцев М. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений. – М.: КОРОНА-принт, 2011.
  9. Шапорев Д.С. Visual FoxPro. Уроки программирования. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
  10. Пректирование автоматизированных информационных систем / Н.М. Абдикеев, Н.З. Емельянова, Т.Л. Партыка, В.П. Романов; Под ред. К.И. Курбакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  11. Фрост Р., Дей Д. Базы данных. Проектирование и разработка БД. Визуальный подход: Учеб. Пособие: пер. с англ. А.Ю. Кухаренко. – М.: НТ Пресс, 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. Национальный открытый университет «ИНТУИТ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.intuit.ru/ (дата обращения: 2.08.2013).
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Офиц. сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 2.08.2013).

  1. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессионального модуля «Разработка и администрирование баз данных» является освоение  учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем».

Перед изучением модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины «Операционные системы», «Архитектура компьютерных систем», «Технические средства информатизации», «Информационные технологии», «Основы программирования», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Теория алгоритмов», «Безопасность жизнедеятельности».

Вид теоретических занятий – лекции, практические занятия проводятся в лабораториях разработки баз данных и информационно-коммуникационных систем.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1.

Разрабатывать объекты базы данных.

 

База данных составлена с учетом правил нормализации

Защита практической работы 

База данных составлена с учетом правил нормализации

Модель базы данных соответствует требованиям технического задания

ПК 2.2.

Реализовывать базу данных в конкретной СУБД.

Физическое описание модели базы данных соответствует третьей нормальной форме

Защита практической работы 

Объекты базы данных реализованные в системе управления базами данных соответствуют входным и выходным данным

ПК 2.3.

Решать вопросы администрирования базы данных.

Программные модули соответствуют  требованиям технического задания

Защита практической работы 

Созданные триггеры соответствуют требованиям технического задания

Разработанные хранимые процедуры и пользовательские функции соответствуют требованиям технического задания

ПК 2.4.

Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.

Выполнение защиты структурных элементов базы данных

Защита практической работы 

Выполнение защиты логических элементов базы данных

Выполнение защиты базы данных через права доступа

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Выступления на научно-практических конференциях

Экспертное оценивание результатов деятельности студентов на научно-практических конференциях

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки и администрирования баз данных

Экспертное оценивание результатов деятельности студентов на практических занятиях

Экспертное наблюдение и оценивание результатов деятельности студентов на практических, занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практик

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Способность принимать решение в случае стандартных и нестандартных задач в области разработки и администрирования баз данных в процессе прохождения производственной практики

Экспертное оценивание результатов деятельности студентов на практических занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Эффективный поиск необходимой информации в основной и дополнительной литературе, а также электронных источниках

Экспертное оценивание результатов деятельности студентов на практических занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Использование в учебной и профессиональной деятельности пакета MS Office для разработки презентаций и отчета по проекту

Экспертное оценивание результатов деятельности студентов на практических занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Взаимодействие с коллегами в ходе прохождения производственной практики и выполнение указаний руководства

Экспертное оценивание результатов деятельности студентов на практических занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Готовность брать на себя ответственность за разработку, реализацию, администрирование и защиту базы данных

Экспертное оценивание результатов деятельности студентов на практических занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Организация самостоятельной работы при прохождении различных этапов производственной практики

Экспертное выполнение задания на учебной и производственной практике

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Адаптация к новым версиям СУБД и программного обеспечения

Экспертное оценивание результатов деятельности студентов на практических занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Участие в военных сборах в рамках исполнения воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний

Экспертное оценивание результатов деятельности студентов на военных сборах