Рабочая программа «Разработка систем управления базами данных»
рабочая программа по информатике и икт на тему

Богомолова Надежда Игоревна

Рабочая программа «Разработка систем управления базами данных» для специальности Информационные системы по отраслям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_bd.docx50.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Разработка систем управления базами данных»

для специальности среднего профессионального образования

технического профиля:

230401 Информационные системы (по отраслям)

Арзамас,2013

                                

        

                        

                                                        

                        

                                        

                

Автор:

Н. И. Богомолова, преподаватель информатики второй квалификационной категории ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Рецензенты:

        М.С. Помелова, преподаватель информатики Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал ННГУ).

        В. П. Дианов, преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу дисциплины «Разработка систем управления базами данных» для специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

 преподавателя Арзамасского коммерческо-технического техникума                                                        Богомоловой Надежды Игоревны

                Рабочая программа отвечает Федеральному  государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения, предложенному Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, утверждённому Министерства образования России.

В рабочей программе имеет место региональный компонент, то есть необходимость  применения знаний некоторых тем дисциплины «Информатика и ИКТ» и спец. дисциплин для специалистов предприятий г. Арзамаса.

Порядок изложенных в тематическом плане тем предусматривает получение новых знаний  в области программирования баз данных, совершенствование уже полученных знаний, умений и навыков из области информатики, спец. дисциплин, которые систематизируют полученные знания в области программирования.

Рабочая программа содержит перечень лабораторных работ, составленных согласно изученным темам, требующим компьютерной программной поддержки.

Составленные лабораторные работы предусматривают работу с современными компьютерными технологиями и специализированными программами.

Рабочая программа предусматривает внутрипредметные и  межпредметные связи.

Данная рабочая программа представляет широкие возможности для творческой инициативы преподавателю, ориентирует его на такую систему преподавания, которая:

  • развивает у студентов интерес к современным методам программирвоания,
  • развивает программистский стиль мышления, отвечающий требованиям современного производства;
  • раскрывает роль средств вычислительной техники в развитии общества, изменении характера труда человека, и повышение его производительности;
  • формирует представление применения программ для решения практических задач из сферы жизни человека.

РЕЦЕНЗЕНТ:

Преподаватель информатики Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал ННГУ)

Помелова М. С._________________

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу дисциплины «Разработка систем управления базами данных» для специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

 преподавателя Арзамасского коммерческо-технического техникума                                                        Богомоловой Надежды Игоревны

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

В рабочей программе учтена специфика профессии, предусмотрены внутрипредметные  межпредметные связи. Отдельный акцент делается на использование и применение специализированных программ по программированию баз данных. При ее составлении была использована современная литература, электронные книги, современные программы  по созданию и редактированию баз данных.

Студенты  приступая к изучению данной дисциплины должны знать основы таких учебных предмета как «Информатика и ИКТ»,  «Основы алгоритмизации и программирования», «»Операционные системы и др. По завершению курса учащиеся должны уметь программировать  в языках программирования SQL и MySQL.

Следует отметить, что овладение данного курса по выбору значительно улучшить уровень образованности студентов в  области программирования, знание этих языков непосредственно потребуется при прохождении практики  на предприятиях города,  и это способствует  воспитанию высококвалифицированных кадров.

Программой предусмотрено проведение лабораторных работ, кроме этого предусмотрена самостоятельная работа студентов и дифференцированный зачет по завершению курса.

Рабочая, программа отвечает современным требованиям и может быть использована при изучении дисциплины «230401 Информационные системы (по отраслям)»

РЕЦЕНЗЕНТ:

Преподаватель спец.дисциплин

ГБОУ СПО «Арзамасского коммерческо-технического техникума»                                                                                         

В.П. Дианов______________


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………….с. 6

Тематический план дисциплины …………………………………………….с. 7

Содержание учебной дисциплины …………………………………………..с. 8

Требования к результатам обучения …………………………………………с. 9

Перечень лабораторных работ ………………………………………………..с. 10

Формы (виды) контроля знаний, умений и навыков обучающихся……….с. 10

Самостоятельная работа по учебной дисциплине …………………………..с. 10

Литература ……………………………………………………………………..с. 11

Материально – техническое обеспечение учебной дисциплины…………..с. 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения дисциплины «Разработка систем управления базами данных» является обучение студентов концептуальному и логическому проектированию баз данных, защите данных, алгоритмам построения, обработки и анализа данных на основе реляционной СУБД MS ACCESS.

Основные задачи изучения дисциплины является:

  • проектировать структуру БД с учетом требований  нормализации отношений и ограничений предметной области;
  • научиться работать с различными видами баз данных;
  • научиться работать с формами;
  • овладеть навыками программирования в среде СУБД ACCESS.

Требования к знаниям и умениям. В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • состав информационной модели;
  • типы логических моделей;
  • этапы проектирования базы данных
  • общую теорию проектирования базы данных

владеть:

  • навыками программирования в среде СУБД ACCESS;
  • специализированной программой по созданию и редактированию баз данных.

уметь:

  • построить информационную модель для конкретной задачи;
  • подобрать наилучшую систему управления базами данных;
  • проектировать прикладную программу.

Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

Теоретические основы основываются на знаниях следующих дисциплин:

  • Информатика  и ИКТ,
  • Программное обеспечение ЭВМ,
  • Основы алгоритмизации и программирования;
  • Операционные системы и среды

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС для профессий  среднего профессионального образования.

При освоении специальности СПО технического профиля данный предмет изучается как курс по выбору в объеме 32 часов– аудиторная нагрузка (из них 4 часа лабораторные работы).

Содержание  программы представлено 3 разделами:

  • Основы теории баз данных. Основные понятия и определения
  • Теория проектирования баз данных
  • Организация SQL запросов в CУБД MYSQL

Содержание каждого раздела включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практикумов с использованием средств ИКТ.

При  освоении программы обучающиеся совершенствуют свои знания (которые были получены ранее) на  уроке информатике и спец. предметах профессиональной направленности, углубляются в понимании и усвоении более сложных элементов, приобретают новые знания и навыки при работе за компьютером, с базами данных, знаниями и умениями в области программирования.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно  выполнять различного рода заданий, использовать профессиональные программы и на практике исполнять ранее полученные знания, умения и навыки.

Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачета.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Максим.

учебная

нагрузка,

час

Количество часов

Самостоятельная

работа, час

всего

в т.ч.

лабораторно-практические

занятия

Введение.

2

2

0

Раздел 1. Основы теории баз данных. Основные понятия и определения

4

4

0

2

Раздел 2. Теория проектирования баз данных

6

6

2

2

Раздел 3. Организация SQL запросов в CУБД MYSQL

8

8

2

2

Дифференцированный зачет

2

2

Итого:

36

32

4

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Характеристика дисциплины и ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Понятие базы данных. Определение базы данных, назначение, примеры БД. Ручные и компьютерные базы данных, сравнительный анализ. Свойства БД, требования к БД

Раздел  1. Основы теории баз данных. Основные понятия и определения

  • Система управления базой данных. Информационная модель предприятия, информационная модель данных, ее структура
  • Реляционная модель, иерархическая модель, сетевая модель
  • Физическое описание модели. СУБД, основные функции и возможности. Обзор современный СУБД сравнительный анализ СУБД. Причины перехода на использование СУБД

Самостоятельная работа:

  • подготовка реферата по теме «Локальные и удаленные БД»
  • подготовка доклада по теме «Логические модели»

Раздел  2. Теория проектирования баз данных

  • Типы переменных и полей. Хранение данных в таблице, структура таблицы. Поля, записи. Понятие ключа, необходимость использование первичного ключа. Понятие и применение генератора. Назначение индексов, структура индекса. Преимущества использования индексов
  • Функциональные зависимости в теории реляционных баз данных. Понятие нормализации и нормальной формы. Атрибуты и ключи. Нормализация отношений. Уровни нормализации. Введение в реляционную алгебру. Реляционная алгебра. Проектирование баз данных

Лабораторная работа № 1. Реляционные базы данных. Создание, редактирование, отчет, форма. СУБД MS Access

Самостоятельная работа:

  • подготовка рефератов по теме «Индексы и ключи в СУБД MS Access»

Раздел 3. Организация SQL запросов в CУБД MYSQL

  • Сортировка, поиск и фильтрация (выборка) данных), построение запросов к СУБД
  • Запрос–выборка. Запрос-действие. SQL-запрос. Возможности при использовании запросов
  • Возможности импорта, экспорта и присоединения объектов MySQL. Основные принципы проектирования. Макросы и модули. Этапы проектирования приложений баз данных. Области применения СУБД MySQL

Лабораторная работа № 2. СУБД MySQL. Макросы и модули. Этапы проектирования

Самостоятельная работа:

  • подготовка реферата на тему: «Язык программирования SQL, MySQL»
  • подготовка доклада на тему: «Типы таблиц MySQL»

Дифференцированный зачет

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • Основные определения баз данных, характеристики баз данных, назначение и принцип работы с базами данных;
  • Определение СУБД, свойства, назначение, состав, примеры использования, принцип работы и средства построения данных;
  • Метод проектирования баз данных;
  • Сортировку, поиск и фильтрацию баз данных;
  • Общая характеристика СУБД MySQL;
  • Макросы и модули. Этапы проектирования приложений баз данных.Области применения СУБД MySQL.

уметь

  • работать с базами данных;
  • создавать БД;
  • работать  с готовыми базами данных, редактировать БД;
  • сортировать и фильтровать данные;
  • делать отчеты и строить формы;
  • программировать в SQL и MySQL.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • применение языков программирования в профессиональной деятельности.

Перечень лабораторных работ

№ п/п

Наименование занятия

Количество часов

1

Реляционные базы данных. Создание, редактирование, отчет, форма. СУБД MS Access

2

2

СУБД MySQL. Макросы и модули. Этапы проектирования

2

Итого:

4

Формы (виды) контроля знаний, умений и навыков обучающихся

№ темы

Наименование раздела

Формы контроля

1

Основы теории баз данных. Основные понятия и определения

Самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, семинар.

2

Теория проектирования баз данных

Тестовые задания, самостоятельная работа, опрос, лабораторная работа, практическая работа

3

Организация SQL запросов в CУБД MYSQL

Фронтальный и индивидуальный опрос, семинар, лабораторная работа, практическая работа

Дифференцированный зачет.

Практическая работа

Самостоятельная работа по учебной дисциплине

темы

Название темы

Виды и формы самостоятельной работы

Количество часов

1

Основы теории баз данных. Основные понятия и определения

  • подготовка реферата по теме «Локальные и удаленные БД»
  • подготовка доклада по теме «Логические модели»

2

2

Теория проектирования баз данных

  • подготовка рефератов по теме «Индексы и ключи в СУБД MS Access»

2

3

Организация SQL запросов в CУБД MYSQL

  • подготовка реферата на тему: «Язык программирования SQL, MySQL»
  • подготовка доклада на тему: «Типы таблиц MySQL»

2

Итого:

6

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учебное пособие. Пирогов В.Ю. БХВ-Петербург, 2009 г.
  2. Базы данных: Учебное пособие. Федоренко Е.В., Антонова Е.И., Самардак А.С. Институт технологии и бизнеса, 2006 г.

Дополнительная литература

  1. Рефакторинг SQL-приложений. Фаро С., Паскаль Л.: Символ-Плюс, 2009 г.
  2. Безопасность систем баз данных: Учебное пособие. Соловьев В.П., Пуцко Н.Н., Гуренко В.В. МИИТ, 2007 г.
  3. Базы данных. Язык SQL для студента Дунаев В.В.: БХВ, 2006 г.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Посадочные места по количеству обучающихся.
  2. Рабочее место преподавателя.
  3. Компьютеры  (10 шт.) с лицензионным ПО.
  4. Проектор.
  5. Интерактивная доска.

4.    Методические рекомендации для проведения лабораторных работ  (4 часов).

5.    Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся.

6.    Уроки – презентации по темам:

- Базы данных, определение, назначение, состав;

- СУБД MS Access;

- Язык программирования SQL и MySQL.

8.  Тестовые задания.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

База данных. Системы управления базами данных

Изучение баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных....

Урок информатики «Базы данных. Системы управления базами данных»

План-конспектУрока по информатике и ИКТТема: «Базы данных. Системы управления базами данных»11 классУчитель: Торопов Александр Евгеньевич...

Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

Практическая работа по теме Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных

Практическая работа по теме  Система управления базами данных Microsoft Access 2007. Создание базы данных...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий»

Разработка может быть использована студентами дистанционно для отработки пропущенных занятий и применения знаний и навыков данной темы в своей профессиональной деятельности.Разработка также может быть...

Методическая разработка практического занятия "Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий"

Данная методическая разработка «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий» предназначена для решения задач при профессиональной подготовки студентов. Эта...