Правила создания и структура анкеты
консультация по информатике и икт на тему

Петриченко Вера Алексеевна

Даны конкретные рекомендации по подготовке и структурированию анкеты средствами Google

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила составления и структура анкеты

  1. Определить цели 

Анкеты могут быть использованы и в целях:

  • Мониторинга и фиксации успехов обучающихся.
  • Сбор социологических данных
  • Опосредованное информирование о чем-либо (например, вхождение в тему, анкета- акцент на фокусе (тема), о наличии нужной информации на сайте, в библиотеке, о введении новых условий и режимов работы, о структурных преобразованиях, о публикации новых нормативных документов и т.д.);

Ведь заполняя анкету, участник не только выражает свое мнение, но и сам получает информацию из поставленных вопросов и вариантов ответов. Полученная информация позволит проанализировать проблемы и скорректировать деятельность педагога,  обновить образовательные программы, улучшить качество образовательного процесса, внедрить новые формы проведения занятий.

  1.  Правильно сформулировать вопросы

От того, как сформулирован вопрос, зависит, поймут ли его респонденты и соответственно ответят ли они именно на тот вопрос, который им задан. Если вопрос сформулирован неоднозначно, то надежность полученных данных снижается.

Типы вопросов

Для анкеты могут быть использованы как открытые, так и закрытые вопросы.

 Открытые вопросы не предусматривают вариантов ответа  и предоставляют респонденту самому сформулировать ответ. Открытые вопросы используются, если разработчику заранее неизвестны возможные варианты текста, и его задача выявить весь спектр мнений по вопросу.

Закрытыми называются вопросы, которые предлагают определенные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать подходящий ему вариант (или несколько вариантов, в зависимости от цели вопроса). Закрытые вопросы лучше использовать, когда набор возможных вариантов ответа известен и основная задача, понять какое количество респондентов предпочтет тот или иной вариант ответа.

  1.  Протестировать анкету

Именно для того, чтобы убедиться, что все вопросы воспринимаются правильно, что они понятны респондентам, проводится тестирование анкеты (или пилотажное исследование).  Для тестирования анкету просят заполнить нескольких человек. Желательно, чтобы при заполнении присутствовал разработчик, тогда он увидит, какие именно вопросы вызывают затруднения респондента.

  1.  Структура анкеты

Анкета должна состоять из 3-х частей:

  •   Вступительная часть.
  •   Основной блок вопросов.
  •    Заключительная часть.

  1. Оформление анкеты
  •  Фирменный стиль

Структура анкеты

1. Вступительная часть

  • Название
  • Приветствие
  • Описание кто и зачем проводит анкетирование
  • Описать правила заполнения анкеты
  • Подчеркнуть значимость мнения респондента
  • Указать время, необходимое для заполнения анкеты
  • Выразить благодарность за участие в анкетировании

Вступительная часть должна прояснять респондентам цели анкетирования, обосновать необходимость информации и что она будет использована для анализа образовательного процесса. Кроме того, вступительная часть не только дает респонденту необходимые пояснения и инструкции. Это еще и дань уважения к участникам. Анкета, которая начинается сразу с вопросов, без каких-либо дополнительных пояснений и комментариев на бессознательном уровне ассоциируется с допросом и вызывает желание отказаться от анкетирования. Также, чтобы включиться в любую деятельность человеку требуется определенное время, такова психология восприятия информации. И вступительная часть позволяет настроить участника на процесс анкетирования, помочь ему включиться в новый вид деятельности. Поэтому нельзя игнорировать вступительную часть. Здесь же можно указать предположительное время необходимое для заполнения анкеты.

2. Основной блок вопросов

В сервисе Google допускаются следующие типы вопросов:

- Текст

- Текст (абзац)

- Один из списка (переключатели)

- Несколько из списка (флажки)

-Выпадающий список

- Шкала

- Сетка

- Дата

- Время

Технология формулирования вопросов

  • Определить вид вопросов: «открытые» или «закрытые».
  • Предлагать четкие форматы ответов на вопросы.
  • Определить какую цель преследует каждый вопрос.
  • Добиться предельной точности формулировки вопроса.
  • Предлагаемый набор ответов не должен, даже частично, пересекаться.
  • Использовать действующий язык среды исследования.
  • Не использовать слов и выражений, показывающих пристрастие.
  • Избегать вопросов с двойным смыслом.
  • Предлагать однозначно понятные варианты ответов.
  • Вопросы должны быть реальными и имеющими ответ.

Общий принцип последовательности вопросов состоит в том, что сначала в анкете помещают более простые вопросы, ответ на которые не требует от респондента долгих размышлений. Это делается для того, чтобы постепенно вовлечь респондента в процесс, пробудить у него интерес к заполнению. Если же сразу ставить сложные вопросы, то это может привести вообще к отказу от анкетирования.
В середине анкеты размещают более сложные вопросы, когда человек уже вработался, почувствовал интерес к процессу, но еще не успел устать.

Также, если это возможно, лучше располагать вопросы смысловыми блоками. В последовательности вопросов респондент должен чувствовать определенную логику, которая работает на выполнение заявленных во вступительной части целей.

3. Заключительная часть анкеты

  • Открытый вопрос о пожеланиях и предложениях, для того чтобы участники имели возможность высказать любое свое мнение, даже если оно не вписывается в формат анкеты.
  •  Информация о респонденте (на жаргоне социологов эта часть называется «паспортичкой»), т. е. персональные данные о самом респонденте, чтобы качественно проанализировать полученные результаты.
  • Благодарность за участие в опросе.

Обычно этот блок заключительной части анкеты состоит всего из одного слова «Спасибо!». И пусть вас не смущает, что во вступительной части мы уже выражали благодарность участникам. Вам действительно есть за что благодарить участников, которые потратили свое время, чтобы вы получили нужную вам информацию. К тому же, во вступительной части мы благодарим за согласие участвовать в опросе, а в конце анкеты благодарим за то, что анкета заполнена и человек выполнил определенную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие правила написания и структура исследовательской работы

Чтобы избежать ошибок, необходимо знать общие правила оформления научных трудов, дипломных, курсовых и научно-исследовательских работ:1.      Структура исследовательской...

Урок информатики по теме: «Создание алгоритмических структур» в рамках Всероссийской акции «Час кода»

Во время урока учащимся объясняются современные тенденции в требованиях к профессии. Обсуждаются высказывания  известных Российских  деятелей в  IT сфере. После просмотра ребята записыв...

"Создание алгоритмических структур" в рамках Всероссийской акции «Час кода»

В рамках Международной недели изучения информатики и Дня информатики в России 4-5 декабря 2014г прошли уроки информатики в нашем образовательном учреждении. Учащиеся разного возраста приняли активное ...

Правила здорового питания школьников (анкета)

Пища – единственный источник, с которым учащийся  получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребл...

Конспект занятия на тему "Создание многооконных структур - фреймов"

Используя фрэймы, позволяющие разбивать Web-страницы на множественные скроллируемые подокна, вы можете значительно улучшить внешний вид и функциональность информационных систем и Web-приложений. Каждо...

Группа ПК 2 ОБЖ (07.11.2020) Урок по теме "Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура"

Тема: "Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура".Задание1. Изучить материал по теме урока. См. файл2. Написать опорный конспект...

Группа ПК 2 ОБЖ (09.11.2020) Урок по теме "ВВС, история создания, предназначение, структура"

Тема "ВВС, история создания, предназначение, структура."Задание1. Изучить материал по теме урока. См.файл2. Ответить писменно на вопросы. См.файл 2...