Рабочая программа элективного курса "Электронные таблицы"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Пугачeва Ольга Васильевна

Рабочая программа элективного курса "Электронные таблицы" для учащихся 9 класса.

Содержание курса построено на межпредметных связях информатики с математикой. Обучающиеся расширят и углубят собственные представления о возможностях табличного процессора Excel, использовании разнообразных средств и приемов при выполнении финансово-экономических расчетах в ходе работы с электронными таблицами, подготовки различных форм документов финансовой отчетности. Знания, полученные при изучении курса «Применение электронных таблиц в расчетах», учащиеся могут использовать введения простых базы данных для учета всего, что угодно: денег, материалов, товаров, времени и т.д. С этих позиций курс бесспорно актуален и способен формированию ключевых компетенций.

По типу курс является предметно - ориентационным.

Курс позволит учащимся 9-х классов определиться с дальнейшим выбором профиля (в старшей школе). Программа курса ориентирована на информационно – технический профиль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnye_tablicy_2014.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Яснинская  средняя общеобразовательная школа № 2

«Рассмотрено» на заседании МО

Руководитель МО

__________________________

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________________________

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________________________

                                         

                                     Рабочая программа элективного курса

 

Электронные таблицы

         Класс  9

        

 Учитель Пугачева О.В.

                                                                                   высшая категория

           

        

Ясная, 2014год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору для учащихся 9-х классов составлена на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в расчетах»,     2007 г.

Программа предназначена для обучающихся 9-х классов. Рассчитана на 16 часов учебного времени. Срок реализации программы – I полугодие 2014-2015 уч.г.

Программа составлена с учетом знаний и умений учащихся, полученных при изучении темы «Технология обработки числовых данных» в базовом курсе информатики за 8 класс и предполагает углубленное изучение материала по данной теме.

Содержание курса построено на межпредметных связях информатики с математикой. Обучающиеся расширят и углубят собственные представления о возможностях табличного процессора Excel, использовании разнообразных средств и приемов при выполнении финансово-экономических расчетах в ходе работы с электронными таблицами, подготовки различных форм документов финансовой отчетности. Знания, полученные при изучении курса «Применение электронных таблиц в расчетах», учащиеся могут использовать введения простых базы данных для учета всего, что угодно: денег, материалов, товаров, времени и т.д. С этих позиций курс бесспорно актуален и способен формированию ключевых компетенций.

По типу курс является предметно - ориентационным.

Курс позволит учащимся 9-х классов определиться с дальнейшим выбором профиля (в старшей школе). Программа курса ориентирована на информационно – технический профиль.

Цели и задачи курса:

  • подготовить учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения;
  • познакомить с проблематикой и особенностями информационно – технологического профиля обучения в связи с профессиональным самоопределением;
  •  уточнить готовность учащихся к освоению данного профиля при дальнейшем обучении.

В контексте образовательного результата, программа курса ориентирована прежде всего не столько на формирование предметных знаний, умений и навыков (область традиционного подхода в образовании), сколько на формирование общеучебных (надпредметных) умений и навыков, так называемых ключевых компетенций: информационных и коммуникационных.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • Назначение и возможности электронной таблицы;
  • Функции Excel;
  • Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов.

Уметь:

  • создавать сложные формулы для выполнения различных расчетов;
  • работать с базами данных, с таблицами со связанными рабочими листами и книгами (файлами);
  • находить оптимальные решения при бизнес - планировании;
  • использовать средства подготовки различных отчетов и сводок;
  • графическое изображение данных.

Структурная модель последовательности занятий линейная.

На занятиях данного курса учитель выполняет множество ролей, он является и информатором, и инструктором, и организатором, и экспертом, и советником, и координатором, и консультантом и наблюдателем. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Современные образовательные технологии используемые на занятиях: проектный метод обучения, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа): информационно – коммуникационные технологии.

Формы проведения занятий – лекции, мини-лекции и практикумы: выполнение практических работ. Увеличена доля самостоятельной работы детей. Практические занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно.

Методы организации и осуществления деятельности учащихся: словесные (лекция, инструктаж, рассказ), наглядные (иллюстрация, демонстрация опыта,  презентация, компьютерная средства) и практические (практические упражнения, работа с книгой).

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Уровень деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский.

Методы контроля уровня достижения учащихся: устный (фронтальный опрос) и письменный (итоги практических работ), защита проектов.

Система оценивания:       зачет / незачет

Критерии оценивания:

«Зачтено» ставится в случае, если обучающимся выполнены все практические работы, имеются устные ответы. «Незачет» ставится в случае систематического непосещения занятий, невыполненных практических работ.


Тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Название темы

Форма проведения  

Задания для учащихся

Дата

1

1

Введение. Назначение программы Excel.

Лекция

-

3.09

2

1

Основные приемы работы с книгами и рабочими листами.

Практическая работа №1 «Основные приемы работы с рабочими листами и книгами»

Мини-лекция, практикум

Сделать таблицу умножения Пифагора

10.09

3

1

Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. Практическая работа №2 «Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов»

Практикум

-

10.09

4

1

Основные приемы работы с книгами и рабочими листами. Практическая работа №3 «Связывание рабочих книг(файлов)»

Практикум

Сделать смету своих карманных расходов

17.09

5

1

Функции в Excel.

Лекция

-

24.09

6

1

Практическая работа №4 «Категории функций: математические, статистические»

Практикум

Произвести расчет стоимости недвижимости

1.10

7

1

Практическая работа №5 «Категории функций: логические»

Практикум

-

8.10

8

1

Практическая работа №6 «Использование функций в финансово-экономических расчетах»

Практикум

Приготовить шпаргалку для торговца напитками

15.10

9

1

Практическая работа №7 «Основы работы со списками».

Практикум

-

22.10

10

1

Практическая работа №8 «Основы работы с фильтрами»

Практикум

Произвести расчет электорнэнергии и суммы оплаты за нее

11.11

11

1

Средства Excel для подготовки сводок и отчетов.

Практикум

-

18.11

12

1

Практическая работа № 9 «Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы»

Практикум

Сделать таблицу стоимости услуг стоматологической поликлиники с учетом налога с продаж

25.11

13

1

Оптимизация решений в Excel:

«Задача для начальников Отдела кадров»

Практикум

-

3.12

14

1

Оптимизация решений в Excel:

«Задача для коммерческого директора»

Практикум

Произвести расчет заработной платы средствами MS Excel

10.12

15

1

Оптимизация решений в Excel:

расчет амортизации

Практикум

-

17.12

16

1

Итоговая работа «Нахождения суммы кредита»

Практикум

Защита проектов

24.12

Содержание образования

1.        Введение (1 ч.)

Содержание: Назначение программы Excel. Использование программы Excel в финансово-экономических расчетах.

Обучающиеся будут знать/уметь:

- знать Интерфейс программы;

- уметь создавать и редактировать рабочие листы, книги, ячейку.

Текущий контроль: фронтальный опрос

2.        Технология обработки числовых данных (электронные таблицы) (3 ч.)

Содержание: Основные приемы работы с рабочими листами и книгами. Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов. Связывание рабочих книг (файлов).

  • Практическая работа №1 «Основные приемы работы с рабочими листами и книгами»
  • Практическая работа №2 «Связывание рабочих листов. Консолидация рабочих листов»
  • Практическая работа №3 «Связывание рабочих книг (файлов)»

Обучающиеся будут знать/уметь:

- знать консолидацию рабочих листов;

- уметь связывать рабочие листы.

Текущий контроль: итоги практической работы

3.        Функции Excel (4 ч.)

Содержание: Категории функций: математические, статистические, логические. Использование функций в финансово-экономических расчетах. Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы.

  • Практическая работа №4 «Категории функций: математические, статистические»
  • Практическая работа №5 «Категории функций: логические»
  • Практическая работа №6 «Использование функций в финансово-экономических расчетах

Обучающиеся будут знать/уметь:

- знать математические, статистические, логические функции;

- уметь работать с (математические, статистические, логические) функциями.

Текущий контроль: итоги практической работы

  1. Основы работы со списками: фильтры (2 ч.)

Содержание: Основные приемы работы со списками, фильтрами, сортировка

  • Практическая работа №7 «Основы работы со списками».
  • Практическая работа №8 «Основы работы с фильтрами»

Обучающиеся будут знать/уметь:

- уметь работать с фильтрами;

- уметь форматировать электронные таблицы.

Текущий контроль: итоги практической работы.

  1. Средства Excel для подготовки сводок и отчетов.

Содержание: Основные приемы работы с отчетами, сводками.

  1. Практическая работа № 9 «Средства Excel для подготовки различных сводок и отчетов: сводные таблицы»

Обучающиеся будут знать/уметь:

- уметь работать с отчетами

- уметь составлять сводки данных.

Текущий контроль: итоги практической работы.

  1. Оптимизация решений в Excel. Подбор параметров (3ч.)

Содержание: Основные приемы работы с диаграммами, графиками функций.

  • «Задача для начальников Отдела кадров»
  • «Задача для коммерческого директора»
  • «Расчет амортизации»

Обучающиеся будут знать/уметь:

- уметь работать с диаграммами;

- уметь строить графики функции.

Текущий контроль: итоги практических работ.

  1.  Итоговое занятие (1ч)

Итоговый контроль: Выполнение итоговой практической работы «Нахождения суммы кредита».

Защита проектов.

Список литературы

Основная литература для обучающихся:

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А Обуховой- М.: 5 за знании. 2005.(методическая библиотека).

Основная литература для учителей:

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/Сост. В.Г.Хлебостроев, Л.А. Обухова; под ред. Л.А Обуховой- М.: 5 за знании. 2005.(методическая библиотека).
  2. Excel – это очень просто! –СПб.: Питер, 2006 Левин А.Ш.

Дополнительная литература для обучающихся  и учителей:

  1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию./под ред. Н.В. Макаровой.-Спб.: Питер, 2001

Электронные издания

  1. http://tmn.fio.ru/works/134x/307-1/lec.htm
  2. Полная программная поддержка курса "Информатика и ИКТ".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочая программа элективного курса «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ»

Рабочая программа элективного курса«ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» основного общего образованиясрок реализации программы: 1 год  Программа составлена на основепрограммы элективного курса по инфор...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...