Кодирование и обработка числовой информации 9 класс урок №2
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Разумова Наталья Васильевна

Урок №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №2 -3

Тема урока: «Арифметические операции в позиционных системах счисления»

Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и закрепления полученных знаний)

Вид урока: сдвоенный, продолжительность – 90 минут

Цель урока:

Знание алгоритма выполнения  арифметических операций в различных позиционных системах счисления.

Задачи урока.

Обучающие:

 - научить выполнять арифметические операции в двоичной позиционной системе счисления.

Развивающие:

создать условия для понимания связей при выполнение действий в разных системах счисления;

обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.

Воспитательные:

- помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности;

- содействовать  умению работать в группе;

- создать условия для воспитания ответственности за коллектив, самостоятельности.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

№3.1     3,1410 = 3*100 + 1*10-1 + 4*10-2

10,12 = 1*21 + 0*20 +  1*2-1 

№3.4  Для числа 11 – основание 2,  для числа 99 - основание10.

  1.  Повторение

-Что такое система счисления?

- Какие бывают системы счисления?

- Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных?

- Сколько цифр в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системе счисления?

- Задания на слайдах 2 - 3.

  1. Объяснение нового материала.

(сопровождается презентацией «К уроку 2»)

Рассмотрим арифметические операции в двоичной системе счисления. Все операции выполняются по одним и тем же известным правилам.(слайды 5 – 11)

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

0+0=1

0+1=1

1+0=1

1+1=10

+1102
            11
2

          10012

0-0=0

1-0=1

1-1=0

0-1=11

-1102
  11
2
  11
2

0×0=0

1×0=0

0×1=0

1×1=1

     ×1102
        11
2
   
 +110
     110

    100102

 1102   112

11         102

 0

  1. Закрепление.

Выполнить указанные действия (первый пример – фронтально, 2 и 3 самостоятельно с самопроверкой)

Задание 1.

Выполнить сложение:

  1.  11001112 + 101112 = (11111102)
  2.  101112 + 111002 = (1100112)
  3.  1001112 + 10012 = (11000002)  (проверка на слайде 12)

Задание 2.

Выполнить вычитание:

  1. 10110112 - 1012 = (10101102)
  2. 11011012 - 1002 = (11010012)
  3. 101112 - 1102 = (100012)             (проверка на слайде 13)

Задание 3.

Выполнить умножение:

  1. 10112 × 1012 = (1101112)
  2. 11012 × 112 = (1001112)
  3. 101112 × 1102 = (100010102)     (проверка на слайде 14)

Задание 4.

Выполнить деление:

  1. 111102 : 1012 = (1102 )
  2. 10011012 : 1112 = (10112)
  3. 111102 : 1102 = (1012)        ( проверка на слайде 15)

  1. Индивидуально - групповая работа.

1 группа: Выполнить сложение, вычитание в восьмеричной системе счисления

Разобрать выполненные действия:

Вычислить самостоятельно:

2348+658 = 3218

4174 8– 2368 =37368

56128+ 4578= (62718)

5618- 678= (4728)

Результат проверить с помощью программы Калькулятор.

2 группа: Выполнить сложение, вычитание в шестнадцатеричной системе счисления.

Разобрать выполненные действия:

Вычислить самостоятельно:

76А5616+ В26D16=81СС316

D23A16- 45E16=CDDC16

98EF16 +A45E16  = (13D4D 16)

F45A16- 29816= (F1C216)

Результат проверить с помощью программы Калькулятор.

3 группа:

Выполнить сложение, вычитание, умножение и деление чисел 23410 и 7810 в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной  системах счисления с помощью программы Калькулятор. Результат записать в тетрадь.

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

23410+ 7810=1001110002

23410 - 7810= 100111002

23410 × 7810= 1000111010011002

23410 : 7810= 112

23410+ 7810= 4708

23410 - 7810= 2348

23410 × 7810= 435148

23410 : 7810= 38

23410+ 7810= 13816

23410 - 7810= 9С16

23410 × 7810= 474С16

23410 : 7810= 316

  1. Самостоятельная работа.

1 вариант

Выполнить действия:

  1. 1100112 +10012= 1111002
  2. 1011012- 101112= 101102
  3. 110112× 1012 = 100001112
  4. 1000112 : 1112 = 1012
  5. 548 +628= 1368
  6. 7128 – 478 = 6438
  7. DA56F16+E38A16 = E88F916

2 вариант

Выполнить действия:

  1. 1000112+11002= 1011112
  2. 1001112- 110112 = 11002
  3. 101112× 1012 = 11100112
  4. 10101012 : 1012 = 100012
  5. 768 + 278= 1258
  6. 4718 -568= 4138
  7. A79ED216 + 84FB16 = A823CD16

3 вариант

Выполнить действия:

  1. 10001112 + 101012=1011100
  2. 111012 – 10102= 100112
  3. 101012× 1102 = 11111102
  4. 10000102 : 10112 = 1102
  5. 368 + 568 = 1148
  6. 6238 – 658 = 5368
  7. E5F78A416 + 59CB16 = E5F926F16

4 вариант

Выполнить действия:

1. 101010112 + 10111012=1000010002

  1. 1001012 – 11102= 101112
  2. 101112× 1012 = 11100112
  3. 10010002 : 10012 = 10002
  4. 458 + 648 = 1318
  5. 5438 – 358 =5068
  6. 9EFA3416 +C6B216 =9FCDE616

  1. Домашнее задание.

§ 3.1.2,  №3.6;

 дополнительно: Выполнить действия:

  1. 528 + 258 =
  2. 5418 – 738 =
  3. А4Е716 + В5А916 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кодирование и обработка числовой информации"

Дидактический материал по теме "Система счисления". Для 9 - 11 классов. Работа выполнена в программе Excel....

«Кодирование и обработка числовой информации»

Тема: «Кодирование и обработка числовой информации»Тема урока: «Арифметические операции в системах счисления: сложение и вычитание в 8-й системе счисления»Урок №5Тип урока: объяснение нового материала...

8 класс. Кодирование и обработка числовой информации

В этом разделе размещены презентации к упркам по теме "Кодирование и обработка числовой информации"...

Дифференцированные задания_Кодирование и обработка числовой информации

В данном материале имеются разноуровневые задания различной степени сложности....

Кодирование и обработка числовой информации 9 класс

Урок №1 по теме "Кодирование  и обработка числовой информации" по учебнику Угриновича Н.Д....