Кодирование и обработка числовой информации 9 класс урок №4-5
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Разумова Наталья Васильевна

Урок №4-5

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_4-5.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 4 – 5

Тема урока: «Электронные таблицы. Ссылки в электронных таблицах»

Тип урока: Урок комбинированный с элементами систематизации знаний, изучения нового и практикума.

Вид урока: сдвоенный, продолжительность – 90 минут

Цели урока:

Умение применять различные функции и абсолютные, относительные ссылки при записи формул.

Задачи урока.

Обучающие:

- сформировать понятие абсолютной и относительной адресации ячеек и умение применять при необходимости абсолютные или относительные ссылки;

- научить вводить формулы с различными видами ссылок;

 - познакомить с различными функциями, встроенными в табличный процессор и научить их применять;

- рассмотреть способы заполнения таблицы значениями функции.

- формировать умение учащихся просматривать таблицу в режиме отображения формул и в режиме отображения значений.

Развивающие:

- создать условия для развития навыков самостоятельной работы,

- развивать представление об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.

- способствовать умению составлять электронные документы с помощью компьютера.

Воспитательные: 

- формировать способность к самоконтролю и правильной организации рабочего времени;

- содействовать профориентации учащихся;

- обеспечить развитие эстетического воспитания школьников.

 

План урока:

  1. Работа над ошибками – 5 мин
  2. Тестирование – 5 мин
  3. Актуализация опорных знаний – 10 мин.
  4. Физкульт. Пауза – 2 мин
  5. Повторение – 13 мин.
  6. Практическая работа – 20 мин.
  7. Объяснение нового материала  - 20 мин.
  8. Физкульт.пауза – 2 мин.
  9. Самостоятельная практическая работа – 20 мин.
  10. Итог урока – 5 мин.

Ход урока.

  1. Работа над ошибками.

Выполнить действия на карточках и проверить с помощью Калькулятора

  1. Тестирование

I вариант

1) Основание системы счисления – это:

  1. количество цифр, используемых в системе счисления для записи чисел;
  2. отношение значений единиц соседних разрядов;
  3. арифметическая основа ЭВМ;
  4. сумма всех цифр системы счисления;
  5. нет правильного ответа.

2) В непозиционной системе счисления:

  1. используются только арабские цифры;
  2. количественное значение цифры не зависит от ее позиции в числе;
  3. цифра умножается на основание системы счисления;
  4. количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе;
  5. нет правильного ответа.

3) Шестнадцатеричная система счисления имеет основание:

  1. 2
  2. 4
  3. 8
  4. 10
  5. 16
  6. нет правильного результата

4) Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры:

  1. от 0 до 8;
  2. 0 до 7;
  3. от 1 до 8;
  4. от 0 до F.
  5. нет правильного результата.

5) Выполните сложение чисел в двоичной СС: 1111,01 + 110,11.

  1. 10110,00
  2. 11001,00
  3. 1001,00
  4. 1221,12
  5. нет правильного результата

6) Выполните вычитание чисел в двоичной СС: 11110 – 1011.

  1. 1100
  2. 10001
  3. 10111
  4. 10011
  5. нет правильного результата

II вариант

1) Система счисления – это:

  1. цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, , 8, 9;
  2. правила арифметических действий;
  3. компьютерная программа для выполнения арифметических действий;
  4. знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам, с помощью знаков некоторого алфавита;
  5. нет правильного ответа.

2) Двоичная система счисления имеет основание        

  1. 0
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. нет правильного результата

3) Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления используют:

  1. числа т 0 до 15;
  2. буквы от A до Q;
  3. цифры от 0 до 9 и буквы от A до F;
  4. цифры от 0 до  F;
  5. нет правильного результата.

4) В позиционной системе счисления:

  1. используются только арабские цифры;
  2. количественное значение цифры не зависит от ее позиции в числе;
  3. цифра умножается на основание системы счисления;
  4. количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе;
  5. нет правильного ответа.

5) Выполните сложение чисел в двоичной СС: 1101,11 + 101,1.

  1. 10011,01
  2. 1202,21
  3. 10010,01
  4. 11011,01
  5. нет правильного результата

6) Выполните вычитание чисел в двоичной СС: 11110 – 1011.

  1. 11010
  2. 10111
  3. 10010
  4. 10011
  5. нет правильного результата

  1. Актуализация опорных знаний.

- Какие информационные процессы вам известны? (хранение, обработка и передача информации)

- Какую информацию обрабатывали первые электронно-вычислительные машины? (числовую)

- В каком возрасте человек впервые сталкивается с числом? Какие действия выполняет?

В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи.

С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них, не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номера телефонов, кодовых замков, и т. д. и все это мы вычисляем в уме.

- Каким устройством можно пользоваться для обработки числовых данных? (счеты, логарифмические линейки; арифмометры, калькуляторы; компьютер)

- Как вы понимаете, что такое таблица?

- Приведите примеры где встречались с таблицами. (Слайд 1)

При несложных вычислениях мы используем калькулятор, когда сталкиваемся с более сложными действиями, то обращаемся к электронным таблицам.

Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.

Сегодня мы с вами вспомним всё, что известно о табличном процессоре EXCEL и узнаем много нового и многому научимся.

  1. Физкульт. пауза
  2. Повторение.

Ответьте на вопросы:    

                                   

Группа 1.

1. Из чего состоит электронная таблица?

2. Какая ячейка называется активной?

3. Что понимаем под диапазоном?

4. Во что объединены рабочие листы электронной таблицы?

5. Какие действия можно выполнять со столбцами, строками листами электронной  таблицы?

6. Как называется табличный процессор в пакете прикладных программ MS Office?

Группа 2.

1. Что является основным элементом электронной таблицы?

2. В какой форме существует электронная таблица?

3. Какие можно выделить основные  типы данных при работе с электронной таблицей?

4. Перечислите возможности электронных  таблиц.

5. Что может содержать формула?

6. Перечислите известные функции, встроенные в электронные таблицы.

Повторение и обсуждение вопросов сопровождается презентацией «Электронные таблицы»

- Электронные таблицы позволяют обрабатывать большие массив числовых данных.

Электронные таблицы – это работающее в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах (слайд2)

Электронная таблица состоит из строк и столбцов.

Активная ячейка – это ячейка, с которой производятся какие-то действия, она выделена рамкой. Ячейка – это основной элемент ЭТ. С3, В8

Диапазон – это группа смежных ячеек. Например:А1:В7 (слайд 3)

ЭТ существует в форме рабочего листа. Рабочие листы объединены в книгу.

Рабочие листы можно вставлять, копировать, удалять и переименовывать.(слайд 4)

 Для границ ячеек можно установить различные типы линий, ячейки можно окрасить в любой цвет.

Столбцы, строки и ячейки можно вставлять и удалять.

В работе с ЭТ можно выделить основные типы данных:

  • Числа;
  • Текст;
  • Формула

В пакете прикладных программ MS Office для работы с числовыми данными табличный процессор называется  MS Excel.

Возможности ЭТ:

  • Ввод и редактирование данных;
  • Вычисления по формулам;
  • Форматирование таблиц;
  • Построение графиков и диаграмм;
  • Сортировка данных;
  • Работа как с базой данных;
  • Вывод на печать

(слайд 6 - 8)

В MS Excel числа могут быть представлены в различных форматах: числовой, дробный, процентный и т.д

Текст - это последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов.

Формула – математическое выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора.

Формула может содержать:

Имена ячеек;

Константы;

Переменные;

Знаки арифметических операций;

Функции.

Формула начинается со знака « = »

(слайды 9 – 12)

Для ввода данных удобно применять автозаполнение

Автозаполнение применяется при вводе одинаковых данных; возрастающих и убывающих числовых последовательностей (слайды 13 -14).

  1. Практическая работа.
  1. Составить электронную таблицу «Класс». Сохранить в своей папке под именем Класс.
  2. Открыть файл Стоимость кабинета.xls. Выполнить работу, заполнив ячейки недостающими данными. Сохранить в своей папке под именем Стоимость кабинета1.xls
  1. Объяснение нового материала.

- Какие действия выполняли при работе с формулами для подсчета стоимости мебели каждого вида?(Применяли копирование формул)

- Что произошла с ссылками на адреса ячеек при копировании?(Они изменились)

Такие ссылки называются относительными.

- Дополним задание на вычисление стоимости мебели, подсчитывая стоимость мебели в условных единицах.

Как это сделать? (В ячейку F1 ввести Название столбца, данные в столбце Е разделить  на курс условной единицы)

Введем курс условной единицы в отдельную ячейку и сделаем на ее ссылку. Что нам это даст? (Курс может меняться, а числовое значение курса можно сменить только в одной ячейке, а не в каждой)

При копировании измениться ли ссылка на адрес этой ячейки? (да)

Для того, что бы ссылка не изменялась, необходимо сделать ее абсолютной.

(слайд 19 - 20)

Ссылка, в которой при копировании формулы происходит изменение адреса ячейки, называется относительной.
Ссылка, в которой при копировании формулы адрес ячейки не меняется, называется абсолютной

Какие встроенные функции имеются в MS Excel?(Для нахождения суммы чисел, для вычисления среднего арифметического, для нахождения максимального и минимального значения)(слайд 21)

В Excel имеется несколько видов встроенных функций:

  • Математические;
  • Статистические;
  • Дата и время;
  • Логические и другие (слайд 22)

Для работы с функциями используется Мастер функций

  1. Физкуль. Пауза
  2. Самостоятельная практическая работа.

Разобрать пример заполнения значений функций в электронной таблице.

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

1

X

0

1

2

3

4

5

6

7

8

2

Y=X^2

3

Y=КОРЕНЬ(Х)

4

Y=2*X^2+4*X–3

Ответ:

Х

0

1

2

3

4

5

6

7

8

у=х^2

0

1

4

9

16

25

36

49

64

y= КОРЕНЬ(Х)

0,00

1,00

1,41

1,73

2,00

2,24

2,45

2,65

2,83

y=2*x^2+4*x-3

-3

3

13

27

45

67

93

123

157

  1. Рефлексия

Слайд 25 -26

  • Что такое электронная таблица?
  • Какие основные элементы электронной таблицы вам известны?
  • Как задается имя ячейки (строки, столбца) в электронной таблице?
  • Какие данные можно ввести в ячейку электронной таблицы?
  • Какие данные размещены в ячейках таблицы?
  • Что такое формула?
  • Для чего нужны формулы?
  • Назовите правила записи формул?
  • Какие виды функций вы знаете?
  • Какие виды ссылок вы знаете?
  • Как изменить вид ссылки?
  • Как изменяются ссылки при копировании?

  1. Домашнее задание. § 3.2,  №3.10, 3.11, 3.12, придумать задачу, которую можно решить используя ЭТ, подготовить сообщение об истории развития ЭТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кодирование и обработка числовой информации"

Дидактический материал по теме "Система счисления". Для 9 - 11 классов. Работа выполнена в программе Excel....

«Кодирование и обработка числовой информации»

Тема: «Кодирование и обработка числовой информации»Тема урока: «Арифметические операции в системах счисления: сложение и вычитание в 8-й системе счисления»Урок №5Тип урока: объяснение нового материала...

8 класс. Кодирование и обработка числовой информации

В этом разделе размещены презентации к упркам по теме "Кодирование и обработка числовой информации"...

Дифференцированные задания_Кодирование и обработка числовой информации

В данном материале имеются разноуровневые задания различной степени сложности....

Кодирование и обработка числовой информации 9 класс

Урок №1 по теме "Кодирование  и обработка числовой информации" по учебнику Угриновича Н.Д....