Урок по информатике для 9 класса по теме "Работа над понятием «алгоритм»."
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Жиглатый Евгений Валентинович

Урок по информатике для 9 класса по теме "Работа над понятием «алгоритм»." Как я обычно объясняю этот интересный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_algoritm.rar534.22 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: Работа над понятием «алгоритм».

Задачи:

Образовательные:

- Рассмотреть проблему определения понятия «алгоритм»;

 - Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»;

- Рассмотреть виды алгоритмов;

 - Изучить формы записи алгоритмов;

 - Формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);

-  Научиться создавать алгоритмы.

Развивающие:

- Формирование устойчивой познавательной учебной деятельности:

 - Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

 - Развитие у школьников умения правильно излагать мысли;

 - Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

 - Развитие навыков самостоятельной работы;

 - Способствовать развитию коммуникативности;

 - Развивать алгоритмическое, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

- Воспитать умение работать в группе;

 - Способствовать формированию познавательного интереса к предмету, потребность пользоваться дополнительной литературой;

 - Воспитывать этические нормы общения, дисциплинированность, ответственность.

Тип урока: изучение нового материала.

Материальное обеспечение:

мультимедиа проектор;

интерактивная доска;

презентация по теме;

План урока

Ход занятия

Содержание

Форма организации учебной деятельности

Время

1

Организационный момент и постановка цели урока

Оценка внешнего вида, приветствие, готовность учащихся, кабинета и оборудования, цели урока, мотивация учебной деятельности.

2 мин

2

Проверка знаний ранее изученного материала

Проверка знаний по предыдущей теме.

Повторение правил по технике безопасности и правил поведения в кабинете информатики.

Опрос

7 мин

1 мин

3

Изучение нового материала

Объяснение учителем новой темы

Эвристическая беседа

15 мин

4

Самостоятельная работа

Создание алгоритма

Самостоятельная работа

10 мин

5

Анализ и рефлексия

Подведение итогов урока

3 мин

6

Инструктаж по домашнему заданию

Информация о домашнем задании и правила ее выполнения

2 мин

Ход урока:

1. Организационный момент и постановка цели урока

 - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок будет посвящен изучению очень важного понятия в информатике, понятие  - алгоритма.

2. Проверка знаний ранее изученного материала.

3. Изучение нового материала.

 - Теперь запишите в тетрадь число и тему урока: «Понятие алгоритма».

Итак алгоритм – это заданная последованность действий, обязательно приводящая к результату.

Каждый из Вас обязательно использует алгоритмы в повседневной жизни. Около 97 % ваших действий – это заранее выработанный алгоритм.

Определения алгоритма

Итак, что же это такое алгоритм – попробуем разобраться. Ежедневно Вы ,просыпаясь утром, совершаете один и тот же алгоритм – «Приведение себя в порядок». Зачастую Ваше тело самостоятельно его выполняет, почти не используя для это мозговую активность. Итак представим такой алгоритм – Встал, почистил зубы, умылся, вытерся полотенцем – все алгоритм выполнен. Но если что то мешает выполнить алгоритм – например отсутствие воды в кране – включается ваше мышление. То есть выполнение алгоритма прекращается, и включается новый алгоритм с новыми условиями.

        Ежедневно мы выполняем огромное количество алгоритмов, даже не задумываясь об этом.  Ваше тело, легко обучается новым и новым алгоритмам – например если вы когда либо научились кататься на велосипеде, значит тело этого не забудет и автоматически применит алгоритм в следующий раз, когда вы захотите покататься.

        Не все алгоритмы одинаковы – различают 3 основных типа алгоритмов  - линейный, разветвленный и циклический. На доске вы видите все 3 типа, перечертите их в тетрадь. Также все действия можно описать с помощью специальных фигур – блок – схемы (на экране).

 Пример создания торта:

Торт “Весна”

Для теста: 200 г маргарина, 200 г сметаны, 3 стакана муки, 1 ч.л. соли.

Для бисквита: 4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан муки.

Для начинки: 1 стакан яблочного конфитюра, полстакана сахарной пудры.

 Муку и масло положить в миску, порубить ножом, чтобы получилась маслянистая крупа, влить сметану, смешанную солью. И быстро замесить тесто. Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем, прижимая пальцами, поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить. Затем вынуть. Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита. Снова поставить в печь, убавив огонь. Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт, и обсыпать сахарной пудрой.

Учитель: Чтобы приготовить торт нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. А еще давайте вспомним правила решения квадратных уравнений.

 Последовательность действий в этих двух примерах принято называть алгоритмом.

Основными свойствами алгоритмов являются:

 1. Универсальность (массовость) - применимость алгоритма к различным наборам исходных данных.

 2. Дискретность - процесс решения задачи по алгоритму разбит на отдельные действия.

 3. Однозначность (определенность, детерминированность) - правила и порядок выполнения действий алгоритма имеют единственное толкование.

 4. Результативность (конечность)- по завершении выполнения алгоритма обязательно получается конечный результат.

 5. Понятность и выполнимость - результата алгоритма достигается за конечное число шагов.

Способы записи алгоритмов

 Для записи алгоритмов используют самые разнообразные средства. Выбор средства определяется типом исполняемого алгоритма. Выделяют следующие основные способы записи алгоритмов:

 -вербальный (словесный), когда алгоритм описывается на человеческом языке;

 -псевдокоды, когда алгоритм описывается с помощью набора символов;

 -графический (язык блок-схем), когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.

 - программа, тексты на языках программирования.

4. Самостоятельная работа.

Задача: Составить алгоритм «Уборка гостиницы».

Действия: Вытереть пыль, пропылесосить, помыть посуду в каждом номере.

Количество номеров и этажей неизвестно.

Рефлексия.

 Дайте ответы на следующие вопросы:

Что нового мы изучили на уроке?

Зачем нужны алгоритмы?

Какую практическую значимость имеют полученные знания?

Что вам удалось сделать на уроке?

6. Инструктаж по домашнему заданию.

Домашнее задание:Составить алгоритм:

Выкопать картофель.

Действия: выкопать куст, в наличии 1 ведро и множество мешков, количество кустов картофеля неизвестно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по информатике 10 класс "Алгоритм - модель деятельности"

На данном уроке прослеживаются все этапы урока. Урок построен по проектной технологии. Учащиеся на уроке создают мини проекты...

Урок по информатике 6 класс «Отношение между понятиями тождество, пересечение, подчинение» УМК Босова Л.Л.

Урок по информатике 6 класс «Отношение между понятиями тождество, пересечение, подчинение»УМК Босова Л.Л....

Урок информатики 4 класс "Деление и обобщение понятий"

Цели и педагогические задачи урока:·        познакомить учащихся с действиями деления и обобщения, которые можно совершать с понятиями;·...

Презентация "Урок – практикум в 11 классе по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения."

Учебная презентация , на основе которой проводятся первые два или три урока по подготовке к написаню итогового сочинения в 11 классе. Внимательно просмотрите материал, обратите внимание на алгоритм ра...

Технологическая карта урока по информатике 6 класс на тему "Алгоритм"

Цель урока: сформировать представление у учащихся о понятие алгоритма, определить его свойства, дать понятие исполнителя алгоритма....