Интегрированный урок "Кто владеет информацией - тот владеет миром"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

Марченко Лилия Александровна

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок 

«Кто владеет информацией – тот владеет миром»

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы: (слайд №1) Видеоролик.

С тех пор цена и важность владения информацией увеличилась многократно. 

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» - какой смысл сегодня для нас имеет это высказывание?

Если посмотреть вокруг себя, то можно увидеть что информация присутствует во всем (слайд №2): в капле воды, в полёте ракеты, в сигналах из космоса. Информация это то, что невозможно потрогать, то, что невозможно осязать, но то, что имеет великую силу и мощь. Как вы думаете, какова наша главная задача на занятии?

(слайд №3). Учащимся предлагается сформулировать проблемные вопросы, используя слова, помещенные на слайде. (Зачем нам нужна информация? Зачем мне надо это знать? Чему я могу научиться? Что узнаю? Что для этого использую? Как  смогу применять полученные знания? Как можно использовать информацию?)

  1. Индивидуальная работа с карточками. «Восстановить картинку»  (слайд №4) – задание на внимание. У каждого на столе лежит таблица и карточки (на одной стороне изображение объектов, на другой - буквы). В течение  10 секунд необходимо запомнить информацию, помещённую на следующем слайде (слайд №5). Задание:  Восстановить таблицу с помощью карточек (карточка №1, таблица №1) (в конце занятия таблица используется в качестве подведения итогов, закрепления полученных знаний).  Выполнение работы (слайд №6). Проверка (слайд №7). Оценивание учащимися выполненной работы в оценочном листе.                                                         
  2. Практическая часть. Индивидуальная работа в электронной таблице Excel. (слайд №8) Используя данные таблицы (карточка №2) внести текст в указанные ячейки (Приложение Excel). Выполнение работы (слайд №9). Прочитать получившуюся фразу. (слайд №10) Как вы её понимаете? Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить? (Правильно - поиск информации) Оценивание учащимися выполненной работы в оценочном листе.                                                          
  3. Работа по вариантам с текстовым документом.
    Поиск информации – выделение существенного (слайд №11) На рабочем столе компьютера в папке ИНФОРМАЦИЯ  открыть файл ПРИЛОЖЕНИЕ №1 или №2 (в зависимости от номера варианта)1 вариант – приложение №1; 2 вариант – приложение №2 и в течение 2-3 минут работая с информацией, размещённых в файлах, необходимо заполнить информационные листы – (приложение №3).
  4. Работа в парах – обмен информацией. (слайд №12) Используя заполненные информационные карты (приложение №3 образец)  обмениваются информацией (первый вариант – второму, а потом наоборот). Каждому отводится 1 минута. Взаимооценивание учащимися выполненной работы в оценочном листе.                                                         
  5. Практическая часть. Индивидуальная работа в графическом редакторе Paint. (слайд №13) В папке ИНФОРМАЦИЯ  - Координатная плоскость с помощью инструментов графического редактора отмечают точки на плоскости по заданным координатам и соединяют линиями те, которые перечислены через тире. Выполняют работу (слайд №14). Проверка (слайд №15, щелчок мыши). Оценивание учащимися выполненной работы в оценочном листе.                                                         
  6. Практическая часть. Индивидуальная работа в текстовом редакторе Word. (слайд №16) Решение задач. Учащиеся выполняют действия по указанному алгоритму в текстовом документе Решение задач.(папка Инфоматика) Проверка (слайд №17, 18). Оценивание учащимися выполненной работы в оценочном листе.                                                         
  7. Дидактическая игра. Работа в группах. (файл №19) Участникам раздаются двусторонние таблички с надписями единиц измерения (с одной стороны) (Карточки № 4). (таблицы рассчитаны на количество участников 10 человек, при желании можно таблицы оформить на большее количество учащихся)

Первая задача участников разделиться на две группы. Принцип разбиения участники должны определить сами.

  Ребята должны понять, что им предложены единицы измерения массы и единицы измерения информации. Таким образом, получается 2 команды.

  1 группа – единицы измерения массы;

  2 группа – единицы измерения информации.

Вторая задача выполняется каждой группой: необходимо стать так, чтобы единицы измерения располагались в порядке возрастания.

После выполнения задания - переворачиваем таблицы (с другой стороны таблиц – слова), получилось у одной команды – правило (Инерция – это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел.), у другой – определение (Если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью).

  1. Работа в группах (те же, что были образованы во время игры). Вопрос для размышления. (слайд 20) Диалог – обсуждение ответов.
  2. Подведение итогов.

Коллективная работа.  (слайд №21) Используя карточки и таблицу, заполненную в начале занятия, называют ассоциации с каждой картинкой (как и где использовалось данное изображение на уроке с какой целью, что о нём узнали и т.п.), переворачивая картинку с изображением. Получается слово – ГАЛИЛЕЙ и последняя картинка с его изображением остаётся не перевёрнутой, так не была использована на уроке.

Постановка вопроса. Кто он и какое отношение имеет к нашему занятию?  Точный ответ учащиеся получают, воспользовавшись Интернетом (можно этот вопрос использовать как домашнее задание, по усмотрению учителя), (приложение №5).

Учащиеся отвечают на вопросы.(слайд №22) , делают вывод, что «Владеть информацией и, конечно же, умело её использовать -  исключительно важно для всего мира. Поэтому во фразе «кто владеет информацией, тот владеет миром», кроется поистине огромный смысл. (слайд №23)

XII.  Самоанализ. Используется оценочный лист. Рефлексия. (слайд №24) 

.



Предварительный просмотр:

Методическое руководство к уроку

Автор

Фамилия, имя, отчество

Сергеева Лилия Александровна

Город, область

Ростовская область, Весёловский район, х.Красное Знамя

Номер, название школы

МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ

Описание

Тема «Кто владеет информацией – тот владеет миром»

Предметы и темы:

  1. Математика: «Решение уравнений. Координаты на плоскости»
  2. Информатика: «Кодирование информации. Единицы измерения информации»
  3. Физика: «Инерция»

Класс: 7

Тип: интегрированный урок

Целью занятия является   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ через самостоятельную  познавательную деятельность при  работе с различными видами информации

Краткое описание:

Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Проблемный характер урока,  с уверенностью, можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом, с информацией.

В  ходе занятия учащиеся  работают в текстовом редакторе, графическом редакторе, с электронной таблицей.

Ведущая технология:

Информационно-компьютерные технологии

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: решение задач, работа с информацией, практическая работа с использованием ПК.

Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (способность к действию, способность применять знания)

Занятие направлено на достижение следующих целей:  

•овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования;

•интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений,  способность к преодолению трудностей;

•воспитание культуры личности, отношения к учебным предметам как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики, информатики, физики для научно-технического прогресса

Планируемые результаты обучения

 «После завершения занятия учащиеся приобретут следующие умения:

-личностные: познавательный интерес, установка на поиск способов решения задач; готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания, устанавливать какие из предложенных задач могут быть решены; критичность мышления.

- метапредметные: умение  работать  в  группе,  осуществлять  поиск  и  сбор  информации,  представлять материал и результаты своей работы к обсуждению

- предметные: умение изображать точки на плоскости по их координатам; решать линейные уравнения, решать задачи на нахождение объёма информации, формулировать, определять ячейки в электронной таблице по указанному адресу и заполнять их, использовать инструменты для рисования в графическом редакторе Paint, вводить и редактировать текст в текстовом редакторе, знать основное правило взаимодействие тел и определение «инерции».

План оценивания

Метод оценивания: самоанализ

Описание методов оценивания

1.  Ведение электронного оценочного листа выполнения заданий.

2. Заполняется рефлексия на каждом этапе работы.

3. Итоговый самоанализ работы по результатам заполненного электронного листа

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование: 

Персональные компьютеры, проектор,  колонки.

Технологии — программное обеспечение:

 Microsoft Office Word,

 Microsoft Office Excel,

Графический редактор Paint,

Microsoft Office PowerPoint 2003,

Интернет

Дополнительное необходимое обеспечение: презентация к уроку, на рабочем столе ПК папка с файлами-заготовками для индивидуальной практической работы учащихся. Индивидуальные карточки для работы.



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок 

«Кто владеет информацией – тот владеет миром»

ЭТАП УРОКА

МЕТОДЫ

и

ФОРМЫ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

1

Подготовка к постановке проблемы

Просмотр видеоролика

Проектор,  колонки.

PowerPoint,

Восприятие информации

слайд №1

2

Постановка проблемы

Диалог:

учитель - учащиеся

Вопросы учителя

проектор,  

Формулируют вопросы, используя слайд презентации

Ведёт диалог с учащимися; корректирует вопросы, сформулированными учащимися

слайд №2,

слайд №3

3

Выполнение задания учащимися

Индивидуальная работа с карточками и таблицей

Учащиеся восстанавливают картинку

проектор, колонки,  карточка №1, таблица №1, оценочный лист

  • Выполняют задание,
  •  проверяют работу;
  • оценивают работу

Объясняет задание

слайд №4, слайд №5, слайд №6 (время музыкального сопровождения слайда рассчитано на время выполнения работы учащимися), слайд №7

4

Выполнение задания учащимися

Практическая работа. Индивидуальная работа.

Заполнение ячеек электронной таблицы

Персональные компьютеры, Microsoft Office Excel (Приложение Excel), проектор, колонки,  карточка №2, оценочный лист

  • Выполняют задание,
  •  проверяют работу;
  • оценивают работу

Объясняет задание, задаёт вопрос учащимся, подготавливая к следующему этапу работы

слайд №8, слайд №9 (время музыкального сопровождения слайда рассчитано на время выполнения работы учащимися), слайд №10

5

Выполнение задания учащимися

Работа по вариантам.
Поиск информации – выделение существенного

Заполнение информационных листов –

Персональные компьютеры, проектор, Microsoft Office Word,  приложение №1, приложение №2  (приложение №3).

Выполняют задание

Объясняет задание, оказывает помощь учащимся (при необходимости), контролирует правильность хода действий учащихся

слайд №11

6

Выполнение задания учащимися

Работа в парах; взаимооценивание.

Обмениваются информацией

(приложение №3), оценочный лист

Выполняют задание; оценивают работу напарника

Объясняет задание, контролирует время выполнения задания.

слайд №12

7

Выполнение задания учащимися

Практическая часть. Индивидуальная работа.

Выполняют построение рисунка по заданным координатам

Персональные компьютеры, проектор,  колонки,

Графический редактор Paint, Координатная плоскость,

оценочный лист

  • Выполняют задание,
  •  проверяют работу;
  • оценивают работу

Объясняет задание, оказывает помощь учащимся (при необходимости), контролирует правильность хода действий учащихся

слайд №13, слайд №14 (время музыкального сопровождения слайда рассчитано на время выполнения работы учащимися), слайд №15 (по щелчку мыши)

8

Выполнение задания учащимися

Практическая часть. Индивидуальная работа.

Решают задачи

Персональные компьютеры, Microsoft Office Word, файл Решение задач

проектор,

оценочный лист

  • Выполняют задание,
  •  проверяют работу;
  • оценивают работу

Объясняет задание, оказывает помощь учащимся (при необходимости), контролирует правильность хода действий учащихся

слайд №16, слайд №17, слайд №18

9

Выполнение задания учащимися

Дидактическая игра. Работа в группах.

Распределяют карточки (единицы измерения) на группы, располагают их в порядке возрастания

Проектор,

Карточки № 4

Выполняют задание, формулируют правило, определение.

Объясняет задание, корректирует действия учащихся.  

слайд №19

10

Выполнение задания учащимися

Работа в группах. Диалог: учитель- учащиеся.

Отвечают на вопросы

Проектор.

Выполняют задание, отвечают на поставленные вопросы

Задаёт вопросы, корректирует ответы учащихся.

слайд №20

11

Подведение итогов

Коллективная работа

Работают с заполненной таблицей.

Интернет.

Делают выводы по проделанной работе

Задаёт вопросы, корректирует ответы учащихся.

слайд №21, слайд №22, слайд №23

12

Рефлексия

Индивидуальная работа. Самоанализ.

Анализируют проделанную работу на уроке

Проектор, оценочный лист.

Делают выводы

Корректирует сформулированные выводы учащихся.

(слайд №24)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ – ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ

Слайд 2

Математика + Информатика + Физика ЧТО ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ?

Слайд 3

ЗАЧЕМ… ЧЕМУ… КАК… Вопросы, ответы на которые необходимо найти к концу занятия

Слайд 4

Настрой на работу. Проверка внимания . Индивидуальная работа. В течение 10 секунд необходимо запомнить информацию, помещённую на следующем слайде. У каждого на столе лежит таблица и карточки (на одной стороне изображение объектов, на другой - буквы). Задание : Восстановить таблицу В конце занятия таблица используется в качестве подведения итогов, закрепления полученных знаний.

Слайд 5

БИТ x, y, z - неизвестные инерция РЕНЕ ДЕКАРТ ВНИМАНИЕ!

Слайд 6

Приступи к работе

Слайд 7

БИТ x, y, z - неизвестные инерция РЕНЕ ДЕКАРТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Оцени свою работу в оценочном листе.

Слайд 8

Практическая часть 1. Открой в папке ИНФОРМАТИКА -Приложение Excel . 2. Используя данные таблицы внести текст в указанные ячейки. 3. Прочитай получившуюся фразу. Адрес ячейки текст А1 Сущест А2 либо А4 инфор В1 вует А3 либо С2 о С3 о D4 о В4 мацию E2 предмете E3 том, F1 вида G2 как H1 знаний: G3 где I2 таковом, I3 найти D1 два F4 предмете.

Слайд 9

Приступи к работе

Слайд 10

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Оцени свою работу в оценочном листе. «Существует два вида знаний: либо знания о предмете как таковом, либо знания о том, где найти информацию о предмете» Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить следующим?

Слайд 11

Поиск информации – выделение существенного 1. ОТКРОЙ В ПАПКЕ ИНФОРМАЦИЯ ФАЙЛ: 1 вариант – приложение №1 2 вариант – приложение №2 2. ЗАПОЛНИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ - приложение №3 «Существует два вида знаний: либо знания о предмете как таковом, либо знания о том, где найти информацию о предмете»

Слайд 12

Работа в парах - обмен информацией Используя заполненные информационные карты обменяйтесь информацией Каждому отводится 1 минута. Оцени работу напарника в его оценочном листе.

Слайд 13

Практическая часть Одним из видов кодирования является запись координат объекта на координатной плоскости. Математика + Информатика + Физика Открой в папке ИНФОРМАЦИЯ файл Координатная плоскость с помощью программы Paint С помощью инструментов графического редактора отметь точки на плоскости по заданным координатам и соедини линиями те, которые перечислены через тире. Какой рисунок получился? (3;1)-(2;3)-(8;3)-(7;1)-(3;1) (4;3)-(5;6)-(6;3)

Слайд 14

Приступи к работе

Слайд 15

Проверь себя! Математика + Информатика + Физика Оцени свою работу в оценочном листе. (3;1)-(2;3)-(8;3)-(7;1)-(3;1) (4;3)-(5;6)-(6;3)

Слайд 16

Практическая часть 0 1 5 6 7 0 9 Математика + Информатика + Физика Е 168 – (98 + у ) = 65 Р ( х +155) – 16 = 145 И ( x + ? )( 40 x+ 4 )-(x+5)(2x+1)=133 Ответ: x =2 Н 1 байт=8 бит; 1 Кбайт=1024 байт ? Кбайт=8192 бит Я 1 символ=1 байт Каков объём информации текста(в байтах): Ой! Жара! Ц В набранном тексте было 225 символов, после того, как удалили ? символов и допечатали 82, в тексте стало 300 символов. 1.Открой в папке ИНФОРМАЦИЯ файл Решение задач 2. ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ ПО УКАЗАННОМУ АЛГОРИТМУ

Слайд 17

Практическая часть 0 1 5 6 7 0 9 Математика + Информатика + Физика Е 168 – (98 + у ) = 65 5 Р ( х +155) – 16 = 145 6 И ( x + ? )( 40 x+ 4 )-(x+5)(2x+1)=133 0 Ответ: x =2 Н 1 байт=8 бит; 1 Кбайт=1024 байт 1 ? Кбайт=8192 бит Я 1 символ=1 байт Каков объём информации текста(в байтах): Ой! Жара! 9 Ц В набранном тексте было 225 символов, после того, как удалили ? символов 7 и допечатали 82, в тексте стало 300 символов. Работа в текстовом документе Word Проверим результаты!

Слайд 18

Практическая часть 0 1 5 6 7 0 9 И Н Е Р Ц И Я Математика + Информатика + Физика Е 168 – (98 + у ) = 65 5 Р ( х +155) – 16 = 145 6 И ( x + ? )( 40 x+ 4 )-(x+5)(2x+1)=133 0 Ответ: x =2 Н 1 байт=8 бит; 1 Кбайт=1024 байт 1 ? Кбайт=8192 бит Я 1 символ=1 байт Каков объём информации текста(в байтах): Ой! Жара! 9 Ц В набранном тексте было 225 символов, после того, как удалили ? символов 7 и допечатали 82, в тексте стало 300 символов. Проверим результаты! Оцени свою работу в оценочном листе.

Слайд 19

ПОИГРАЕМ? Используя таблички с надписями единиц измерения разделитесь на 2 группы - принцип разбиения определите сами . Задание для получившихся команд: необходимо стать так, чтобы единицы измерения располагались в порядке возрастания. Переворачиваем таблицы (с другой стороны таблиц – слова), получилось правило или определение. ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ!

Слайд 20

Для чего эта надпись? Зачем зажигают при торможении красные огоньки? Пример инерции в жизни - это автомобиль, который на полном ходу при всем желании водителя не может затормозить моментально, а особенно во время гололеда. И об этом следует всегда помнить и не проверять срабатывание закона инерции на дороге. Поверьте, инерция сработает, она никуда не денется. А у вас жизнь одна.

Слайд 21

Подводим итог. Комментируя каждую картинку, вспоминаем что делали на занятии, что узнали и одновременно переворачиваем изображение. БИТ x, y, z - неизвестные инерция РЕНЕ ДЕКАРТ Л А Г И Л Е Й Прочитаем имя человека, изображённого на последней картинке. О нём ничего не было сказано, но какую связь он имеет с нашим занятием?!

Слайд 22

ЗАЧЕМ? ЧЕМУ? КАК? ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ

Слайд 23

Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас. Современному миру нужны яркие личности, … Серость порождает серость. Огонь зажигает огонь» Анатолий Гин

Слайд 24

РЕФЛЕКСИЯ МНЕ ВСЁ БЫЛО ПОНЯТНО, МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ МНЕ НЕ ВСЁ БЫЛО ПОНЯТНО, У МЕНЯ ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, НИЧЕГО НОВОГО Я НЕ УЗНАЛ У МЕНЯ ОТЛИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ У МЕНЯ НОРМАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ, НО ХОТЕЛОСЬ БЫ ЛУЧШЕГО У МЕНЯ ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ, МНЕ БЫЛО СКУЧНО



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Обратная сторона



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке для второй младшей группы, тема "Отправляемся в гости"

Цели: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы. Упражнять в образовании имен прилагательных. Ввести в активны...

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Урок: Интегрированный урок обобщающего повторения "Путешествуем по миру" (география + математика)

Интегрированный урок обобщающего повторения темы «Масштаб». Подготовлен совместно с учителем математики. Обобщение знаний проходит в форме виртуального путешествия по разным странам и конт...

Говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром.

Старое изречение приобретает в современном мире особое значение. И задача современного учителя не только передать наилучшим образом свои знания, но и научить теперешних детей приобретать эти знания пу...

«Кто владеет словом – владеет миром» (Сила воздействия на слушателей)

Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Все аудиозаписи произведений можно...