Педагогические особенности использования проектного метода на уроках информатики
статья (информатика и икт) по теме

Илющенко Татьяна Анатольевна

Доклад  по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические особенности использования проектного метода на уроках информатики

Заметные изменения произошли в начале XXI в нашем обществе, и как следствие, это стало для школы временем больших перемен. Происходит обновления содержания образования вследствие того, что государство, являясь заказчиком образовательных услуг, требует качественно новый подход к формированию содержания. Одновременно общество предъявляет новые требования к результатам обучения и воспитания подрастающего поколения и изменения качества преподавания. Определяя задачи реформирования школы государство предлагает основные ориентиры -. введение Федеральных Государственных образовательных стандартов нового поколения, первые шаги на пути перемен.

Современные методы обучения нацелены на выявление и формирование у школьников компетентностей в зависимости от их интересов и склонностей. Основной задачей образования является подготовка молодого поколения к адаптации в социуме, основным требованием которого является умение ориентироваться в большом потоке информации, и возможность постоянного самосовершенствования и саморазвития. Ключевая роль при решении вышеизложенных задач отводится владению информационно-коммуникационными технологиями.

С целью активизации познавательного интереса обучающихся к освоению компьютерных технологий необходимо использовать новые методы обучения, которые обеспечат связь содержания образования с повседневной жизнью, будут способствовать осознанию обучающимися личной и общественной значимости использования компьютерных технологий для решения практических, жизненно-важных задач. Проектная деятельность является одним из таких методов, служащим важным фактором мотивации обучения и как следствие развитию творческого потенциала обучающихся, что ведет к повышению эффективности, снижению перегрузок, достижению и развитию компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий. Все вышесказанное и обусловило актуальность данного исследования.

Объектом исследования является процесс обучения информатике в общеобразовательной школе.

Предметом исследования - методика использования проектных технологий на уроках информатики с использованием ресурсов Интернет.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование проектных технологий на уроках информатики повышает познавательный интерес к предмету и позволяет установить межпредметные связи.

Целью данной работы является совершенствование использования проектного метода обучения на основе применения межпредметных связей и Интернет технологий.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. На основе анализа литературы и существующего педагогического опыта уточнить понятие учебный проект, и педагогические особенности использования проектных технологий на уроках информатики.

2. Раскрыть структуру, содержание проектной деятельности, раскрыть методику выполнения проектов.

3. Разработать школьный Web-ресурс - сайт учителя информатики в поддержку использования проектных технологий.

Научная новизна: Состоит в научно-педагогическом обосновании целесообразности межпредметных связей при использования метода проектов на уроках информатики.

В работе за основу понятия метода проектов взято определение, которое дает в педагогической литературе Е.С. Полат: проектный метод - это "метод", предполагающий "определенную совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельно выполненных учащимися действий с последующей презентацией этих результатов".

Проектная деятельность дает возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии со своими интересами и увлечениями. В этом случае учащиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения значимых для себя задач проекта.

Работа над проектом в рамках учебного времени должна соответствовать образовательным стандартам и программе обучения, в следствии чего, при разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующие местным или национальным образовательным стандартам. Проектом управляют основополагающие вопросы, которые помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, частных вопросах.

Раскрывая структуру и содержание проектной деятельности  было установлены следующие положения. В структуре учебного проекта выделяют элементы:

• формулировка темы;

• постановка проблемы;

• анализ исходной ситуации;

• задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: организационные, учебные, мотивационные;

• этапы реализации проекта;

• возможные критерии оценки уровня реализации проекта.

Содержательная специфика проекта определяется по доминирующей в проекте деятельности учащихся. С этой точки зрения можно выделить несколько видов учебных проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, ролевые, игровые проекты, ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты), практико-ориентировочные (прикладные проекты).

Рассматривая роль учителя в ходе проектной деятельности, мы пришли к выводу, что для успешной реализации этой деятельности учитель должен быть  энтузиастом, специалистом, который компетентен во многих областях, консультантом, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам, руководителем, который может четко спланировать и реализовать проект, координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем и экспертом, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Особо отмечена в работе роль учителя информатики, который может и должен в современной школе играть роль координатора процесса внедрения в учебный процесс активных методов обучения, базирующихся на использовании информационных технологиях и которым в частности является метод проектов.

Для удобства реализации метода проектов был  создан сайт, который объединил усилия учителей и позволил координировать проектную работу в школе под руководством учителя информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода на уроках черчения

Основной задачей курса является – создание условий по формированию исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. При реал...

Использование проектного метода на уроках литературы

Презентация к педсовету "Педагогические технологии"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

проктный метод на уроках английского языка...

Использование проектного метода на уроках Методическое пособие для преподавателей

Методическое пособие «Использование проектного метода на уроках» для преподавателей средних специальных учебных заведенийСоставитель: О.А. Лобанова; ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» ...

Педагогический проект: Использование проектного метода во внеурочной деятельности «Я - исследователь»

В педагогическом проекте "Использование проектного метода во внеурочной деятельности «Я - исследователь» в начальной школе рассматриваются теоретический и практический материал по данному вопросу.В те...

Проектный метод на уроках информатики.

Проектный метод является самым структурированным путём, применимым в различных сферах человеческой деятельности. Успех данного метода связан с универсальностью формата. Проект может выполняться к...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Духовно-нравственное воспитание - целенаправленный процесс, он направлен на формирование личности гармоничной, в то же время в современном мире участилось понятие информационных технологий, в которое ...