Урок информатики 6 класс "Отношение понятий".
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Ключко Ольга Юрьевна

Конспект урока . Презентация. Метапредметный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnoshenie_ponyatiy.rar1.81 МБ
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_po_informatike_za_1_polugodie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе. ( учитель Ключко О.Ю.)

Тема урока: Отношения между понятиями ( 1 УРОК )

Цель урока: Изучение видов отношений между понятиями через систему упражнений.

Личностные результаты 

  1. Стремления к получению новых знаний;
  2. Овладение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  3. Повышение своего образовательного уровня и продолжение обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

Предметные результаты 

  1. Изучить с учащимися виды отношений между понятиями;
  2. Определить уровень  умения выделять виды отношений;

Метапредметные результаты 

  1. Владение общепредметными понятиями  -  «объект»
  2. Владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  3. Умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов, самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
  4. ИКТ-компетентность

Наглядность и дидактический  материал: мультимедийная презентация,  задания в электронной тетради.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация знаний. Повторение. ( 10 мин)

На слайде условия задач. Учащиеся решают.

Учитель: Как называются подобные задачи?  Что такое логика? Какие формы мышления вы знаете?

Слайд 2 .  Какой объект изображен на фото?  Что такое понятие? Приведите примеры понятий из разных  школьных предметов.

Слайд 3.  Сопоставьте понятия.

Слайд 4 -8.  Давайте вспомним   те мыслительные операции, которые позволяют нам формировать новые понятия. Для этого я вам приготовила зашифрованные слова. Вам необходимо, разгадать эти слова, используя разные способы кодирования и дать определение каждой мыслительной операции.

Постановка учебной цели и определение темы урока.

Учитель.  Чтобы определить, что мы будем делать сегодня на уроке. Давайте рассмотрим следующие пары понятий: ( слай 9)

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Как относятся друг к другу первая пара понятий
  2. В каком отношении находится вторая и третья пара понятий?
  3. Можно ли сравнить последнюю пару понятий.

Ответы: Противоположные,  как часть и целое, одно и то же, нельзя сравнить.

Учитель: Что ребята вы сейчас делали? Попробуйте сформулировать тему урока.

Ответ: Сравнивали, определяли отношение между понятиями, где это получалось.

Учитель: Сегодня на уроке ребята мы будем изучать ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ. Запишите тему урока. (слайд 10).

Объяснение нового материала.

Учитель: вы сейчас сравнивали понятия, а как вы в жизни сравниваете реальные объекты?

Ответ: по размеру, по цвету, по содержанию и т.д. и т.п.

Учитель: Всё верно ребята (слайд 9).  Чтобы определить виды отношений между понятиями, мы с вами расколдуем заколдованный круг, каждый сектор которого скрывает от нас один вид отношения.

Красный сектор  

Учитель: Рассмотрим пары понятий, ответим на вопросы:

  1. Как относятся друг к другу понятия в паре?
  2. Что не так?

Ответы: Это одно и то же, в четвёртой паре ошибка.

Учитель: Всё правильно, такое отношение называется ТОЖДЕСТВО. Познакомимся ближе с этим отношением и рассмотрим определение и диаграмму Эйлера для данного отношения.

Сиреневый  сектор

 Учитель: Рассмотрим пары понятий, ответим на вопросы:

  1. По какому принципу отобраны понятия во втором столбце?
  2. Что не так?

Ответы: Понятия во втором столбце принадлежат как первому столбцу, так и третьему. Ошибка в последней строке.

Учитель. Такое отношение называется ПЕРЕСЕЧЕНИЕ. Познакомимся с ним

Синий сектор

  1. Как относятся друг к другу понятия в паре?
  2. Что не так?

Ответы: Общие и частные понятия, ошибка в последней паре.

Учитель: Такое отношение между понятиями в паре называется ПОДЧИНЕНИЕ. Познакомимся с этим отношением подробнее.

Учитель: рассмотрим пример отношения подчинения на кругах Эйлера.

Понятия:

  • Конструктор
  • Игрушка
  • Заводная игрушка
  • Заводной автомобиль

Закрепление. Работа с Электронными тетрадями  171 -180

Постановка домашнего задания. Рефлексия.

Д/з:  §2.3  № 45 – 51 (раб. тетр).

Учитель. Сегодня ребята, вы постарались и справились с большим объёмом заданий и получили заслуженные оценки. И я попрошу высказать свое мнение по этому уроку, для этого вам необходимо продолжить фразы:

  • Я думаю…
  • Я знаю…
  • Мне было непонятно…
  • Мне было интересно…

Используемые материалы для подготовки к уроку

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по информатике за 1 полугодие  ( 10 класс)

1 вариант

А1. Для вывода графической информации в персональном компьютере используется:

  1. мышь
  2. клавиатура
  3. экран дисплея
  4. сканер

А2. Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется:

  1. фрактальной
  2. растровой
  3. векторной
  4. прямолинейной

А3. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Жан-Жака Руссо:
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один.

  1. 92 бита
  2. 220 бит
  3. 456 бит
  4. 512 бит

А4. Какие из перечисленных форматов принадлежат графическим файлам?

  1. *.doc, *.txt
  2. *.wav, *.mp3
  3. *.gif, *.jpg.

А5. Какие существуют виды графических изображений?

  1. плоские и объемные
  2. растровые и векторные
  3. плохого или хорошего качества

А6.  Основной принцип кодирования звука - это...

  1. дискретизация
  2. использование максимального количества символов
  3. использовать аудиоадаптер
  4. использование специально ПО

А7. Единица измерения частоты дискретизации -

1.Мб         2.  Кб        3. Гц       4. Кг

В1. В соревновании принимают участие 300 спортсменов. Для реализации базы данных необходимо закодировать номер каждого спортсмена. Какое наименьшее количество бит необходимо для кодирования номера спортсмена?

В2. Проводилась одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 32-битным разрешением. В результате был получен файл размером 1 Мбайт, сжатие данных не производилось. В течение какого времени  проводилась запись?


Контрольная работа по информатике за 1 полугодие  ( 10 класс)

2 вариант

А1. Точечный элемент экрана дисплея называется:

  1. точкой
  2. зерном люминофора
  3. пикселем
  4. растром

А2. Какая программа предназначена для создания растрового изображения?

  1. MS Windows
  2. MS Word
  3.  Paint

А3. Векторное графическое изображение формируется из

  1. красок
  2. пикселей
  3. графических примитивов

А4. Считая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующей пушкинской фразы в кодировке Unicode:
Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.

  1. 44 бита
  2. 704 бита
  3. 44 байта
  4. 704 байта

А5. Какой вид графики искажает изображение при масштабировании?

  1. векторная графика
  2. растровая графика
  3. деловая графика

А6. В каком формате сохраняются звуковые файлы:

1.DOC;                         2. WAV;                                       3. BMP.

А7. Качество кодирования непрерывного звукового сигнала зависит:

1. от частоты дискретизации и глубины кодирования;
2 .от глубины цвета и разрешающей способности монитора;
3 . от международного стандарта кодирования
.

В1. В офисе работают 55 человек. Специальное устройство утром на входе регистрирует приход сотрудника на работу, записывая его индивидуальный номер. Какое наименьшее  количества бит необходимо для кодирования номера сотрудника.

В2. Проводилась одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 24-битным разрешением. В результате был получен файл размером 3 Мбайт, сжатие данных не производилось. В течение какого времени  проводилась запись?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Понятие как форма мышления"

Урок информатики для 6 класса...

Урок информатики "Понятие пикселя" 5 класс

Урок информатики в 5 классе "Понятие пикселя" по учебнику Н.В. Макаровой с презентацией...

Формирование понятия счастья на уроках информатики

Цель урока: воспитать у учащихся стремление к счастью Задачи: 1.подготовить почву для возникновения этого ощущения, для осознания     потребности в счастье 2.показать, что счаст...

Урок информатики для 6 класса "Отношения между понятиями: тождество, подчинение и пересечение"

Урок проводится с учащимися 6 класса. Урок изучения нового материала, в ходе которого учащиеся знакомятся с общими подходами к сравнению понятий, рассматривают отношения между понятиями: тождество, пе...

Урок информатики для 6 класса "Отношение между понятиями: соподчинение, противоречие, противоположность"

Урок проводится с учащимися 6 класса. Урок изучения нового материала, в ходе которого учащиеся знакомятся с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности. Урок развивает познавательный ин...

Конспект урока информатики "Понятия истина и ложь" (УМК «Мир информатики», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с истинными и ложными высказываниями;2. Фо...