Приемы тестового контроля как способ активизации познавательной деятельности
материал по информатике и икт на тему

Михайлюк Надежда Вячеславовна

Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать.

Гёте.

 

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный  грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот, огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности учащихся без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив  учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu_testovyy_kontrol.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы тестового контроля

как способ активизации познавательной деятельности»

 

Отчет по теме самообразования

учителя информатики МБОУ ООШ №28

Михайлюк Н.В.


Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать.

Гёте.

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный  грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот, огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности учащихся без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив  учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку:

  • достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки;
  • глубину сформированности учебных умений;
  • умение применять полученные знания в ситуациях, отличных от обязательных результатов обучения.

Что такое тест? Что такое тестирование?

В латинском языке слово testa означает «ваза из глины», в средние века у него появился специфический смысл - чаша, в которой алхимики определяли количество золота в определенной смеси. И в современном значении слова можно увидеть отголосок этого смысла - мы как бы определяем, сколько «золота» в том или ином человеке.

В науку слово «тест» попало уже из английского языка, где означает «испытание, проба, проверка». По словарю, тест - это стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Разновидностей тестирования много, нас интересуют педагогические тесты или тесты достижений.

Что же такое тест? Психологи, технологи, инженеры, медики, педагоги используют термин «тестирование», понимая под ним испытание для выявления свойств объекта, применяемое в сочетании с определенной методикой измерения и оценкой результатов. Тесты имеют давнюю историю. Тестовая методика начала развиваться в конце ХIХ столетия в нескольких сферах жизни и деятельности человека. Впервые тест как метод измерения и сам термин «test» (задание) были введены в 90-е годы ХIХ в. английским психологом Д.Кэттелом. В начале ХХ века специалисты-тестологи начинают разграничивать два направления в тестовой работе: тесты психологические и тесты педагогические. Психологические тесты предназначены для измерения психофизиологических и личностных характеристик человека. К педагогическим тестам относятся тесты, которые измеряют готовность ребенка к школе, успешность его обучения по тем или иным школьным дисциплинам, пригодность к профессиональному обучению.

Актуальность введения тестирования сегодня в школьную практику вызвано тем, что оно при стандартизации образования может служить одним из составляющих методики усвоения базовой программы. Тестирование  как система оценки школьной успеваемости, имеет как положительные так и отрицательные стороны.

Положительные стороны

  • контроль и самоконтроль;
  • экономия времени;
  • смена деятельности на уроке;
  • можно использовать в режиме обучения, закрепления;
  • возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки;
  • объективности педагогического контроля;
  • самостоятельная работа и работа в группах;
  • игровые формы (турнир, поединок и  др.)
  • ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем.

Отрицательные   стороны

  • визуальное восприятие текста;
  • несёт  психологический страх;
  • конкретизация  фактов;
  • не развивается речь;
  • отсутствие развития творческого мышления;
  • не показатель глубины знаний (нет доказательств, примеров, обоснованности фактов и др.);
  • в условиях тестирования один объект измерения нередко подменяется другим.

Каким должен быть тест

Всё зависит от многих факторов. Во-первых, какая цель поставлена перед обеими сторонами этого исследования. Во-вторых, какими средствами и методами вооружен учитель ("бумажные" и компьютерные тесты).  Педагогические тесты, предъявляемые выборке испытуемых, на бумажном носителе в виде распечатки наиболее распространены и традиционны. Однако, хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в современных условиях должна происходить с помощью специализированных программных средств. Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий.

В современном уроке используются следующие формы тестовых заданий.

  • Вступительный тестовый контроль
  • Текущий тестовый контроль
  • Тематический  (промежуточный, рубежный, поэтапный, периодический)
  • Итоговый

Вступительный тестовый контроль осуществляется на начало учебного года.

Текущий тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учеников стремления к самостоятельной систематической работе над выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за его результаты.

Промежуточный (рубежный, поэтапный, периодический) тестовый контроль проводится обычно после изучения логически законченной части (раздела) программы или в конце учебной четверти. Он состоит в проверке учебной деятельности учащихся  по освоению сравнительно большего объема материала. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования.

Итоговый тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при завершении изучения дисциплины с обязательным учетом результатов текущего и промежуточного (периодического) контроля. Итоговый тестовый контроль может осуществляться в режиме итоговой аттестации для оценки степени соответствия уровня обученности учащихся  требованиям Государственным Образовательным стандартам.

 

Структура тестовых заданий.

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяют выявлять умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

      

Требования к составлению тестов

Тест должен быть:

  • относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;
  • однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
  • правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
  • относительно краткими, требующими сжатых ответов;
  • информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
  • удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
  • стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения;
  • вопросы не должны содержать «ловушек»;
  • многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.

 Правила подготовки материалов для тестирования

  1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
  2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
  3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
  4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
  5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
  6. Вопросы не должны содержать «ловушек».
  7. Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком и исключающего неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового задания.
  8. Формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме. Следует избегать применения слов-вопросов («как», «почему», «какой» и т.д.).
  9. По возможности специфический признак, ключевое слово выносится в начало тестового задания. Нельзя начинать задание с предлога, союза, частицы.
  10. Желательно использование рисунков, формул и других поясняющих объектов.
  11. Все варианты ответов должны быть сопоставимы по длине и не превышать одной строки.
  12. Запрещается наличие повторяющихся фраз в вариантах ответов. Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.
  13. Количество вариантов ответов должно быть больше 3-х, но меньше 7.
  14. Запрещено применение всех правильных или всех неправильных вариантов ответов.

 

Формирование оценочной шкалы тестового контроля

Шкалирование педагогического теста - это метод для определения системы преобразования индивидуальных необработанных баллов испытуемых в результате тестирования в баллы, которые окончательно сообщаются пользователям теста или тестовых программ. При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок,  правильности выполнения заданий учащихся.

Для обработки результатов можно использовать следующую шкалу:

90% - 100% -         «5»;

70% - 89,9% -           «4»;

45% - 69,9% -           «3»;

0% - 44,9% -             «2».

Компьютерное тестирование как одна из форм контроля

Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

Следует отметить, что именно тестирование постепенно становится и основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен в 11 классе и ГИА в новой форме в 9 классе. И реалии таковы, что требуется обязательно вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью в течение года следует оценить уровень усвоения материала учениками и формировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ГИА или ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе.

Одна из основных и приоритетных направлений компьютеризации учебного процесса в школах является компьютерное тестирование. Основным критериям для проведения компьютерного тестирования являются:

  • наличие компьютерного класса;
  • проведение компьютерных уроков в тестируемом классе;
  • сформированность навыков работы  учащихся в тестирующей среде;
  • готовность учителя к новой форме контроля.

Компьютерное тестирование может включать задания разных типов:

  • на выбор ответа (единственный или множественный);
  • на ввод ответа с клавиатуры (числа или текста);
  • указание порядка;
  • сопоставление;
  • указание истинности или ложности высказываний и др.

Тестирование за компьютером повышает интерес учащихся  к предмету и мотивацию к учебному труду. Очень удобной является программа MyTestX для подготовки и проведения компьютерного тестирования знаний (автор: Башлаков А.С.). MyTestX это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее. MyTestХ имеет множество функций, очень компактная, ее возможности и простота использования находятся в золотом балансе.

Программа MyTestX работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков (MyTestXPro). В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры.

Имеется возможность использовать несколько вариантов вопроса задания, удобно создавать выборку заданий для учащихся, перемешивать задания и варианты ответов. Это значительно уменьшает возможность списывания при прохождении одного и того же теста несколькими учащимися или повторном прохождении теста.

В MyTestX можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.

При наличии компьютерной сети можно, используя модуль журнала MyTestX, можно легко:

  • Организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.
  • Организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов.
  • Непосредственно следить за процессом тестирования. Вы можете видеть кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность.

Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

MyTestX имеет хорошую степень защиты, как тестовых заданий, так и результатов. Благодаря тому, что для теста можно задать несколько различных паролей (для открытия, редактирования, тестирования), испортить (отредактировать) тест лицам, не имеющим на это право, становится невозможно, плюс ко всему, невозможно украсть ключи (правильные ответы) к тестовым заданиям. Так как результаты тестирования могут сохраняться в защищенный файл, который невозможно отредактировать, то оценки учащихся всегда объективны и не зависят от лояльности учителя.

Работа по проведению контроля в системе MyTestX показала, что такая  форма  тестирования,  если  она  носит  регулярный   характер,   приучает школьников к  ответственности  за  весь  материал  цикла,  что  способствует успешности их обучения.  С  этой  точки  зрения  тест  является  весьма действенным и экономным средством контроля. Более того, учащимся очень нравится работать в этой системе, они получают возможность видеть свой результат, анализировать свои ошибки.

Заключение

При тестировании учитель получает оценку уровня обученности учащихся по каждой теме учебной программы, сопровождаемых набором оценок выполнения ими отдельных групп заданий в соответствии с изученными темами, позволяющих провести анализ усвоения материала, составить таблицу и построить  диаграмму обобщенных результатов выполнения теста по всем оцениваемым заданиям (% справившихся).

Сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний. Данный тип контроля,  включающий достаточно большое количество заданий требует организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность.

Тесты имеют право на существование как одна из форм  контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами и т.п. Разумное сочетание всех видов контроля позволяет учителю более качественно осуществлять учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями,...

Публичное представление педагогического инновационного опыта "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения"

Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Обобщающее повторение геометрии 7-11, как способ активизации познавательной деятельности учащихся.

Данный материал можно использовать при итоговом повторении темы " Вписанные и описанные многоугольники"  в 9 и 11 классах.Презентация содержит задачи на готовых чертежах.На уроках повторения можн...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...