Рабочая программа по информатике и ИКТ (8-9 класс)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Сидорина Оксана Вячеславовна

Рабочая программа 8-9 класс по УМК Н. Д. Угрнович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8-9_klass.docx88.08 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СВОБОДНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА СВОБОДНОГО

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры физико-математического цикла

МОАУ гимназия № 9

протокол №   от _____2014 год

Зав. кафедрой______Н.В. Зайцева

             УТВЕРЖДАЮ

         директор МОАУ гимназия № 9

              г. Свободного

 ______/О.В. Куличкова/

            Приказ  №    от «__  »_____2014г.

                                                                                                       

Рабочая программа

  по информатике и ИКТ

     для 8 - 9 классов

                                                                         

                                                                                                     Составитель:

                                                                                  Учитель информатики

                                                                        О.В. Сидорина

                                                                         

                                                          2014- 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 8 - 9 классе составлена  на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г., под редакцией Угриновича Н.Д.,  с учетом учебника  под редакцией  Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.), Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 9 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.) с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ  Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством   образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Обоснование выбора программы

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и проектных работ (ПР) — интегрированных проектных работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса: 

  • ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с   событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
  • познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
  • познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
  • продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке…; обучить навыкам работы с системой программирования.

Место и роль учебного курса в учебном плане

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения   базового  уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов,  рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

        Планирование курса «Информатика и ИКТ» в основной  школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 102 часа (34 часа в 8 классе и 68 часов в 9 классе). В авторской программе отводится на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе – 34 часа и в 9 классе 68 часов.  

8 класс

9 класс

Количество часов: 34

в неделю: 1

Количество учебных недель – 34

Количество практических  работ - 15

Количество самостоятельных  работ -  2

 Количество контрольных работ – 4

Количество часов: 68

в неделю: 2

Количество учебных недель – 34

Количество практических  работ - 28

Количество самостоятельных  работ -  1

 Количество контрольных работ – 1

Количество тестов – 3

Количество зачетных практических работ - 2

При изучении курса информатики  и ИКТ на ступени  основного  общего образования используется классно-урочная форма организации образовательного процесса. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Технологии обучения: Личностно-ориентированное , проблемное обучение;  проектная и здоровьесберегающая технологии.

На уроках формируются следующие ключевые компетенции обучающихся: здоровьесберегающая, коммуникативная, информационная.,  учебно-познавательная, компетенция профессионального самоопределения.

Формы контроля знаний, умений, навыков:

Виды контроля: практические работы, контрольные работы, фронтальный опрос, тестирование.

,

Планируемые результаты

К концу 8 класса учащиеся усвоят следующие знания:

  • роль информации в жизни людей; свойства информации; основные информационные процессы;
  • единицы измерения количества информации;
  • название и функциональное назначение различных устройств компьютера;
  • назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения;
  • сущность и разновидности компьютерных вирусов, способы их обнаружения и антивирусной защиты;
  • Закон об охране авторских прав, различие между лицензионными, условно-бесплатными и свободно-распространяемыми программами;
  • назначение и функции локальных и глобальных компьютерных  сетей;
  • принцип маршрутизации и транспортировки данных;
  • назначение и функции электронной Web - почты;
  • способы поиска информации в Интернете; назначение и принцип работы поисковых систем;
  • виды коммерческой деятельности с использованием сети Интернет;
  • технологии создания гипертекстовых документов; теги для форматирования текста;
  • назначение и роль интерактивных форм размещаемых на страницах сайта.

научатся:

  • кодировать и перекодировать информацию;
  • решать задачи на определение количества информации;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • архивировать и разархивировать информацию
  • оперировать файлами: открывать, именовать, сохранять, оценивать числовые параметры;
  • различать элементы ОС; работать с графическим интерфейсом ОС Windows, Linux;
  • предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • осуществлять настройку и подключение к Интернету;
  • настраивать браузер; искать информацию с применением правил поиска в Интернете;
  • регистрировать почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, создавать, отправлять и получать почтовые сообщения;
  • загружать файлы из Интернета, соблюдая правила антивирусной безопасности;
  • общаться в реальном времени с помощью Интернет – технологий;
  • создавать Web –страницы с помощью HTML;
  • задавать необходимые параметры форматирования текста, размещённого на Web - странице: заголовки, шрифт, размер, цвет, расположение; добавлять рисунки на Web – страницу;
  • представлять результат своей деятельности в виде Web – сайта.

К концу 9 класса учащиеся усвоят следующие знания:

  • формы представления графической информации; характеристики растрового и векторного изображения;
  • характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов;
  • способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы создания цифрового видеофильма;
  • как кодируется текстовая информация в компьютере; формулу определения количества информации; различные кодировки знаков;
  • интерфейс, основные инструменты и команды текстового редактора; способы создания документов;
  • основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных;
  • типы диаграмм, основные параметры диаграмм;
  • понятие алгоритма, свойства алгоритмов,  исполнитель алгоритма, система команд исполнителя,  программа;
  • ключевые слова и операторы для записи программы на языке Visual Basic;
  • основные этапы моделирования;
  • основные этапы развития общества; основные определения, связанные с информационной культурой; основные этапы развития информационных и коммуникационных технологий.

научатся:

  • создавать и редактировать изображения при помощи основных инструментов;
  • редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах;
  • создавать, сохранять, печатать документы; изменять параметры страницы; форматировать символы и абзацы в документе;
  • создавать, редактировать и заполнять таблицы в текстовом редакторе;
  • пользоваться онлайн – переводчиком;
  • переводить числа из одной системы счисления в другую;
  • строить диаграммы различного типа;
  • представлять базу данных в виде таблицы и формы, производить сортировку и поиск данных в электронных таблицах;
  • составлять блок – схемы основных алгоритмических структур; применять оператор присваивания;
  • создавать и настраивать управляющие элементы графического интерфейса проекта, создавать событийные процедуры по образцу;
  • описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран;
  • определять результат программы по её описанию;
  • создавать простейшие модели объектов и процессов; проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;

                                                                                                                                                                                                 

Литература (УМК)

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3.  «Информатика и ИКТ».8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

     8 кл.               9 кл.

1

Информация и информационные процессы

8 ч

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

11ч

3

Кодирование и обработка текстовой информации

18 ч

4

Кодирование и обработка числовой информации

11 ч

5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

17 ч

6

Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования

10 ч

7

Моделирование и формализация

8 ч

8

Коммуникационные технологии

4 ч

9

Информационные ресурсы Интернета

5 ч

10

Разработка Web-сайтов

5 ч.

9

Информационное общество

2 ч

Повторение, резерв времени

2 ч

 

Итого:

34

68


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 – 9 КЛАССА

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма.
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Литература и средства обучения

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

3.  «Информатика и ИКТ».8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

4. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wеb-страниц.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

8 класс

  1. Информация и информационные процессы (8 часов)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
  • Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек
  • о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях
  • определение  науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий
  • различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования
  • единицы измерения информации, соотношения между ними
  • формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении

Уметь:

  • определять виды и свойства информации
  • приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий
  • перекодировать с русского письменного языка на русский устный
  • определять объем в различных единицах измерения количества информации
  • решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение
  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации  (11часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

  • Практическая работа № 3  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
  • Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».
  • Практическая работа № 5  «Установка даты и времени».
  • Практическая работа № 6 «Защита от вирусов».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • об устройстве компьютера
  • понятия данных, программы, процесса программной обработки данных
  • основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы
  • виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры
  • что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования
  • определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений
  • что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу
  • основные действия с файлами и папками
  • что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы
  • понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения
  • определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню
  • что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола
  • что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ

Уметь:

  • составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК
  • определять тактовую частоту процессора
  • разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода
  • различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера
  • распознавать различные типы файлов
  • записывать полное имя файла
  • пояснять выполнение действий с папками и файлами
  • перезагружать компьютер
  • объяснять назначение основных прикладных программ
  • работать с программой обработки изображений
  • создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки
  • находить антивирусную программу на компьютере
  1. Коммуникационные технологии (4 часа)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Практические работы:

  • Практическая работа № 7  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
  • Практическая работа № 8  «Подключение к Интернету».
  • Практическая работа №9  «География Интернета».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи
  • основные виды компьютерных сетей, их топологию
  • понятие протокола, основные виды протоколов
  • особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин

Уметь:

  • организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета
  • определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи

IV. Информационные ресурсы Интернета (5 часов)

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

  • Практическая работа № 10 «Путешествие во всемирной паутине».
  • Практическая работа № 11  «Работа с электроннойWeb-почтой».
  • Практическая работа № 12  «Загрузка файлов из Интернета».
  • Практическая работа № 13  «Поиск информации в Интернете».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • систему адресации электронной почты
  • назначение электронной почты
  • понятия почтового сервера и клиента, протокола службы, учетной записи, сообщения, папки электронной почты, загрузки и отправки сообщений
  • правовые и этические нормы распространения информации

Уметь:

  • владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост
  • создавать свой электронный ящик на web-сервере, структурировать входящие сообщения, просматривать маршрут следования письма
  • избирательно относиться к полученной информации

V. Разработка Web-сайтов (5 часов).

 Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практическая работа № 14-15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе
  • логическую структуру web-страницы
  • основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки

Уметь:

  • использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности
  • создавать web-страницу с использованием html-тегов
  • создавать web-страницы с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора
  • организовывать web-сайты, используя табличный способ представления информации
  • использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов

9 класс

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (17 часов)

Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
  • Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
  • Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
  • Практическая работа № 4 «Анимация»
  • Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации»
  • Практическая работа № 6,7 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Самостоятельная работа № 1 «Кодирование и обработка графической информации»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • формы представления графической информации
  • характеристики растрового и векторного изображения
  • характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
  • как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
  • способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма

Уметь:

  • редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
  • выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
  • проводить оценку качества оцифрованного звука
  • проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
  1. Кодирование и обработка текстовой информации (18 часов)

Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания. Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Гипертекст. Гиперссылки. Закладки. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Назначение и использование сканера.

Практические работы:

  • Практическая работа № 8  «Кодирование текстовой информации».
  • Практическая работа № 9  «Вставка в документ формул».
  • Практическая работа № 10  «Форматирование символов и абзацев».
  • Практическая работа № 11  «Создание и форматирование списков».
  • Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
  • Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
  • Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Контрольная работа № 1 «Кодирование и обработка текстовой информации»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • различные кодировки знаков, принцип кодирования текстовой информации
  • различные способы создания документа, установку параметров страницы
  • что такое буфер обмена, редактирование, специальные символы, редактор формул
  • как выполняются операции поиска и замены, проверки правописания, автозамены частых опечаток, сохранения исправлений
  • параметры форматирования символов
  • что такое абзац, основные параметры абзаца
  • понятия нумерованных, маркированных, многоуровневых списков
  • как задаются параметры форматирования заголовков
  • различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования
  • понятия гипертекста, гиперссылки, закладки
  • о различных возможностях компьютерных словарей и систем компьютерного перевода
  • назначение и использование сканера, его основные возможности

Уметь:

  • переключать кодировку символов в текстовом редакторе
  • устанавливать различные параметры страницы
  • вставлять в текст специальные символы, буквицу, математические формулы, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста
  • сохранять текст в различных форматах, печатать документ
  • использовать различные параметры форматирования символов
  • форматировать абзацы
  • создавать нумерованные и маркированные списки
  • использовать стили форматирования, устанавливать вид оглавления документа
  • создавать и заполнять таблицы
  • создавать простейший гипертекстовый документ
  • переводить англоязычные термины
  • сканировать бумажные документы и преобразовывать их в компьютерные текстовые документы с помощью систем оптического распознавания
  1. Кодирование и обработка числовой информации (11 часов)

Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.

Практические работы:

  • Практическая работа № 15  «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
  • Практическая работа № 16  «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
  • Практическая работа № 17 «Построение диаграмм различных типов».
  • Практическая работа № 18  «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Тест по теме: «Кодирование и обработка числовой информации»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • что такое системы счисления, какие они бывают, свернутая и развернутая форма записи числа, назначение систем счисления
  • алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот
  • таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной и десятичной системах счисления
  • о различных форматах хранения чисел в компьютере
  • что такое электронная таблица, понятие ячейки, адреса, диапазона, листа, книги
  • правила ввода в электронную таблицу трех основных типов данных
  • что такое относительные, абсолютные и смешанные ссылки
  • алгоритм суммирования значений диапазона ячеек, функции для нахождения степени и квадратного корня
  • различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области диаграммы, области построения диаграммы, легенды

Уметь:

  • записывать числа в свернутой и развернутой формах в десятичной и двоичной системах счисления
  • выполнять перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот
  • выполнять основные арифметические действия для двоичных чисел
  • переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную
  • определять адрес ячейки и диапазона, проводить простейшее форматирование ячеек (ставить рамки, использовать заливку, изменять высоту строк, толщину столбцов, удалять и вставлять строки и столбцы)
  • записывать математические выражения по правилам электронной таблицы
  • вводить формулы с различными видами ссылок
  • заполнять таблицы значениями функции
  • выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры, строить простейшие диаграммы.
  1. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (10 часов)

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования Basic256, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на Basic256. Графические методы.

Практические работы:

  • Практическая работа № 19 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования»
  • Практическая работа № 20 «Проект «Переменные»»
  • Практическая работа № 21 «Проект «Строковый калькулятор»»
  • Практическая работа № 22 «Проект «Даты и время»»
  • Практическая работа № 23 «Проект «Калькулятор»»
  • Практическая работа № 24 «Проект «Сравнение кодов символов»»
  • Практическая работа № 25 «Проект «Отметка»»
  • Практическая работа № 26 «Проект «Коды символов»»
  • Практическая работа № 27 «Проект «Слово-перевертыш»»
  • Практическая работа № 28 «Проект «Графический редактор»»

Тестирование, зачетная практическая работа по теме «Основы алгоритмизации и программирования»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
  • понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
  • процесс исполнения алгоритма компьютером
  • понятия транслятора, компилятора
  • классификацию и названия языков программирования
  • особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
  • основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
  • этапы разработки и способ загрузки проектов
  • понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
  • основные алгоритмические структуры
  • структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
  • правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур

Уметь:

  • обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
  • представлять алгоритм в виде блок-схемы
  • изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
  • применять оператор присваивания
  • описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
  • выполнять арифметические операции над переменными
  • организовать диалоговые окна сообщений
  • применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
  • создавать простые графические редакторы
  • определять результат программы по ее описанию
  1. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ (8 часов)

Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

Практические работы:

  • Практическая работа № 29 «Бросание мячика в площадку»
  •  Практическая работа № 30 «Проект «Графическое решение уравнений»»
  • Практическая работа № 31 «Проект «Распознавание удобрений»»
  • Практическая работа № 32 «Проект «Модели систем управления»»

Тестирование, зачетная практическая работа по теме   «Моделирование и формализация»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятия моделирования, формализации, визуализации
  • основные этапы моделирования
  • принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними

Уметь:

  • приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
  • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
  • строить информационные модели систем управления
  • приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
  1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА (2 часа)

Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
  • что такое информационная культура
  • перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Уметь:

  • приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
  • приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий

ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

Требования к уровню подготовки по итогам изучения информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.


Календарно-тематический план

по информатике и ИКТ

8 класс


№ п/п

Дата

Тема урока

Основные понятия

д\з

нТема 1. Информация и   информационные процессы.(8 ч.)

Цели:

1. Расширить представления обучающихся об информации, информационных объектах различных видов и способах восприятия, запоминания и преобразования сигналов живыми организмами.

2. Познакомить обучающихся с языками как способами представления информации.

3. Обобщить знания обучающихся об информационных процессах..

1.1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете.

Информация в живой и неживой природе.

Основные требования к выполнении правил по технике безопасности.

Увеличение и уменьшение информации, понятие макро-,микро-, мега-мира.

Информация как мера увеличения сложности живых организмов, информационные сигналы, генетическая информация.

§1.1.1-1.1.2

2.2

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Способы восприятия информации, информация в форме сообщений и знаний. Системы управления техническими устройствами, информационные и коммуникационные технологии.

§1.1.3-1.1.4

3.3

Знаковые системы.

Виды знаков, значение знаков в разных знаковых системах. Понятие знаковой системы, естественные и формальные языки, генетический алфавит.

§1.2.1-1.2.2

4.4

Кодирование информации

Понятие кода и длины кода, перекодирование.

§ 1.2.3

5.5

Количество информации .

Понятие бита, произвольные единицы измерения информации. Формула для определения количества информации.

§1.3.1-

1.3.2

6.6

Пр. р. №1: ««Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

С. 128

7.7

Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

Информационная емкость знака, количество информации в сообщении.

§1.3.3

С.124

8.8

Контрольная работа №1  по теме: «Информация и информационные процессы"

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.(11 ч.)

Цели:

1. Систематизировать и расширить знания обучающихся об основных компонентах компьютера и их функциях (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

2. Обобщить представления обучающихся о программном принципе работы компьютера,  программном обеспечении и его структуре.

3.Дать представление о командном взаимодействии пользователя с компьютером.

9.1

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата

Понятие данных, программы, функциональная схема компьютера. Устройство процессора и системной платы.

§2.1-§2.2.1

10.2

Устройства ввода и вывода информации.

Виды устройств ввода информации и их назначение.

Виды устройств вывода информации и их назначение.

§2.2.2-§ 2.2.3

11.3

Оперативная память. Долговременная память.

Понятие оперативной памяти, модули памяти. Понятие долговременной памяти, ее виды.

§ 2.2.4-§2.2.5

12.4

Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Понятие файла, его характеристики, виды файловых систем, путь к файлу.

§2.3.1-2.3.2

С.130

13.5

Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». С. р. №1 

по теме: «Устройство компьютера».

Действия над файлами, фрагментация и дефрагментация дисков.

§2.3.3

С. 133

14.6

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ.

Понятие операционной системы, драйверы

§2.4.1

15.7

Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Установка даты и времени».

Понятие приложения, виды приложений.

§ 2.4.2

16.8

Графический интерфейс операционных систем.

Графический интерфейс, его элементы. Понятие информационного пространства, его представление с помощью графического интерфейса.

§2.5

§2.6

17.9

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Понятие компьютерного вируса, его виды, антивирусные программы.

§2.7

С. 140

18.10

Правовая охрана программ и данных

Правовая охрана программ и баз. Различия между лицензионными, условно бесплатными и свободно распространяемыми программами.

Способы защиты информации., защита информации в Интернете.

§2.8

19.11

Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.»

Тема 3. Коммуникационные технологии (4 ч)

Цели:1.Расширить представление о процессах передачи информации.

2. Дать представление о локальных и глобальных компьютерных сетях.

3. Познакомить обучающихся с информационными ресурсами и сервисами компьютерных сетей и способами  

    архивирования и  разархивирования.

20.1

Передача информации.

Каналы обмена информацией, схема передачи информации

§3.1

21.2

Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7«Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Виды локальных сетей, аппаратное и ПО обеспечение сетей.

§3.2

22.3

Глобальная компьютерная сеть. Состав Интернета. Практическая работа № 8 «Подключение к Интернету».

Виды глобальных сетей, Интернет, способы подключения к Интернету.

§3.3.1

23.4

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 9 «География Интернета».

Интернет-адрес, доменная система имен. Понятие маршрутизации и транспортировки данных.

§3.3.2

§3.3.3

Тема 4. Информационные ресурсы Интернета (5ч.)

Цели:

1. Расширить представление об информационных ресурсах и сервисах компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

2.Привить навыки в работе с электронной почтой как средством связи.

3 Научить обучающихся различным способам поиска информации, используя компьютерные энциклопедии , справочники в сети

   Интернет.

24.1

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «Путешествие по Всемирной паутине».

Технология Всемирной паутины, адрес WеЬ-страницы, браузеры.

§3.4.1

25.2

Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Работа с электронной Web-почтой».

Адрес электронной почты и ее функционирование.

§ 3.4.2

26.3

Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Загрузка файлов из Интернета».

Серверы файловых архивов, менеджеры загрузки, адреса файлов.

§3.4.3

27.4

Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Поиск информации в Интернете».

Поиск по ключевым словам, по иерархической системе каталогов.

§3.5

28.5

Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете. Самостоятельная работа №2 по теме: «Коммуникационные технологии».

Сеть мобильной телефонной связи, обмен данными между сетью мобильной связи и компьютерной сетью. Потоковый звук и видео, сжатие звуковых и видеофайлов. Понятие хостинга, рекламы, доски объявлений., Интернет-аукционы, Интернет-

§3.4.5

§3.4.6

§3.6

                                                          Тема 5. Разработка  Web-сайтов. (5ч.)

Цели:

1. Дать представление о языке разметки текста НТМL .

2.Научить обучающихся создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

3.Формирование и развитие навыков ввода и форматирования текста, включения в документ таблиц, графиков, изображений с  использованием ссылок (гипертекста).

29.1

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

Web-сайты, тэги.

§3.7.1

§3.7.2

30.2

Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по Тб. Практическая работа № 14«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Горизонтальная линия, абзацы.

§3.7.3

31.3

Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы.

Тэги для вставки изображений. Создание гиперссылок, виды списков.

§3.7.4

§3.7.5

32.4

Списки и интерактивные формы на Web-страницах

Создание текстовых полей, переключателей, флажков, раскрывающихся списков, текстовых областей

§3.7.6

§3.7.5

33.5

Практическая работа № 15«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

34

Итоговая контрольная работа


Календарно-тематический план

по информатике и ИКТ

9  класс


п/п

Дата

Тема урока

Основные понятия

Д/З

1

02.09

Правила по технике безопасности.

Рабочее место, кабинет информатики.

                Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. (17 ч.)

Цели:

1. Систематизировать и обобщить знания обучающихся о способах кодирования графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

2.Актуализировать представления обучающихся о растровой и векторной графике, интерфейсе графических редакторов, форматах графических файлов.

3. Дать представление о кодировании звуковой информации, звуках и видеоизображениях. Познакомить с техническими приемами записи звуковой и видео информации.

2

06.09

Пространственная дискретизация.

Аналоговая и дискретная форма представления информации, пространственная дискретизация пиксель, разрешающая способность, оптическое и аппаратное разрешение, глубина цвета

§ 1.1.1 з.1.3, с.13

3

08.09

Растровые изображения на экране монитора. Системы цветопередачи.

Разрешение экрана монитора, системы цветопередачи: RGB, CMYK, HSB.

§ 1.1.2, 1.1.3

4

13.09

П.р. №1 «Кодирование графической информации»

Кодирование графической информации

С.175

5

15.09

Растровая графика.

Растровые изображения, растровые графические редакторы, форматы растровых графических редакторов.

§ 1.2.1

6

20.09

П.р.№2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

С. 177

7

22.09

Векторная графика.

Векторные рисунки, системы компьютерного черчения, системы автоматизированного проектирования, форматы векторных графических файлов.

§ 1.2.2

8

27.09

П.Р.№ 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

Создание рисунков в векторном графическом редакторе

С.179

9

29.09

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты растровых редакторов.

Область рисования, графические примитивы: линия, кривая, прямоугольник, многоугольник, овал и окружность, палитра цветов, расширенная палитра; инструменты: карандаш, кисть, ластик, распылитель, заливка, лупа, надпись.

§ 1.3.1. 1.3.2

10

04.10

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Слои объектов, градиентная заливка объектов, прозрачность объектов, группировка, выравнивание, выноски в векторных редакторах. объектов,

§ 1.3.3

11

06.10

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.

Выделение областей рисунка, копирование, перемещение, удаление областей растрового изображения и объектов в векторных рисунках., геометрическое преобразование изображений и объектов.

§ 1.3.4

12

11.10

Растровая и векторная анимация.

Анимация, Gif-анимация,  Flash-анимация

§ 1.4

13

13.10

П.Р. № 4 «Анимация»

Анимация

С.183

14

18.10

Кодирование и обработка звуковой информации.

Звуковая информация, амплитуда, частота, громкость и высота тона, временная дискретизация звука, частота дискретизации, глубина кодового звука, звуковые редакторы.

§ 1.5  з.1.10 с. 44

15

20.10

П.Р.№ 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Кодирование и обработка звуковой информации

С. 188

16

25.10

Цифровое фото и видео.

Цифровая фотография, цифровое видео, ключевой кадр, зависимые кадры, потоковое видео

§ 1.6

17

27.10

П.Р. № 6,7 «Захват цифрового фото и видео, создание слайд шоу».

Захват цифрового фото и видео, создание слайд шоу

С.191,193

18

08.11

С.Р. №1 по теме: «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

                                                         Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации. (18 ч.)

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о  компьютерном представлении текстовой информации.

2.Развивать навыки по созданию, редактированию, форматированию документов и созданию документов с использованием мастеров и шаблонов 3.Познакомить обучающихся с компьютерными словарями и системами перевода текстов и  сохранением документа в различных текстовых форматах.

19

10.11

Кодирование текстовой информации.

Двоичное кодирование текстовой информации, кодировки знаков.

§ 2.1

20

15.11

П.Р. № 8 «Кодирование текстовой информации».

Кодирование текстовой информации

с. 196

21

17.11

Создание документов в текстовых редакторах.

Текстовые редакторы, способы создания документов, формат, ориентация, размер полей, колонтитулы, номера страниц.

§ 2.2

22

22.11

Ввод и редактирование документа.

Ввод текста, вставка изображений, формул, копирование, перемещение, удаление фрагментов документа, проверка правописания, автозамена.

§ 2.3

23

24.11

П.Р.№ 9 «Вставка в документ формул»

Вставка в документ формул

с. 199

24

29.11

Сохранение и печать документов.

Сохранение документов, печать документов.

§ 2.4

25

01.12

Форматирование символов и абзацев.

Шрифт, размер, начертание, цвет, выравнивание абзацев, отступы и интервалы.

§ 2.5.1, 2.5.2

26

06.12

П.Р.№ 10 «Форматирование символов и абзацев».

Форматирование символов и абзацев.

С.201

27

08.12

Нумерованные и маркированные списки.

Нумерованные списки, маркированные списки

§ 2.5.3

28

13.12

П.Р. № 11 «Создание и форматирование списков».

Создание и форматирование списков.

С.204

29

15.12

Таблицы.

Строки, столбцы, ячейки, границы, заливка,  вычисления в таблице.

§ 2.6

30

20.12

П.Р.№12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

С.207

31

22.12

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Компьютерные словари, системы компьютерного перевода.

§ 2.7

32

27.12

П.Р.№ 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Перевод текста с помощью компьютерного словаря

с.211

33

Системы оптического распознавания документов.

Системы оптического распознавания символов,

системы оптического распознавания форм.

§ 2.8

34

П.Р.№14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

с.212

35

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Кодирование графической, мультимедийной и текстовой информации»

Повторение основных понятий

Гл.1,2

36

К.Р.№1 по теме: «Кодирование графической, мультимедийной и текстовой информации»

                                                      Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации. (11 ч.)

Цели:

1. Обобщить знания обучающихся о представление числовой информации в различных системах счисления и на компьютере.

2.Развивать навыки  работы с электронными таблицами при выполнении табличных расчетов в электронных таблицах.

3. Показать практическую значимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

37

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Система счисления, непозиционные и позиционные системы счисления.

§ 3.1.1, 3.1.2

38

П.Р.№15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

с. 214

39

Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных.

Электронные таблицы, столбцы. Строки, ячейки, рабочие листы, книги. Текст, числа, формулы, ввод и копирование данных.

§ 3.2.1, 3.2.2

40

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Суммирование, степенная функция, квадратный корень, таблица значений функции

§ 3.2.3, 3.2.4

41

П.Р.№ 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

с216

42

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Типы диаграмм, диапазон данных, категории, оформление диаграммы

§ 3.3 в.с. 97

43

П.Р. №17 «Построение диаграмм различных типов»

Типы диаграмм, диапазон данных, категории, оформление диаграммы

С.220

44

Представление базы данных в  виде таблицы и формы.

Понятие БД. Представление записи данных в виде таблицы и формы, СУБД

§ 3.4.1

В. с. 100

45

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Понятие сортировки, виды сортировки, поиск данных в эл. таблицах

§ 3.4.2

В. с. 103

46

П.Р.№18 « Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.»

Сортировка и поиск указанных данных

С. 228

47

Тест по теме: « Кодирование и обработка числовой информации.»

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. (10 ч.)

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных свойствах алгоритма, типах алгоритмических конструкций.

2. Познакомить с основными понятиями и функциями объектно-ориентированного программирования.

3.Развивать навыки кодирования основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке.

48

Алгоритм и его формальное исполнение.

Понятие алгоритма, св-ва алгоритма, исполнитель, СКИ исполнителя, блок-схема, программа, языки программирования.

§ 4.1

49

Основы объектно-ориентированного программирования.

Понятие проекта, графический интерфейс проекта, объекты, свойства, методы, события.

§ 4.6

50

Линейный алгоритм. П.Р. №19 «Проект Переменные»

Понятие линейной структуры.Создание проекта на основе линейной структуры  в системе объектно-ориентированного программирования Gambas;

§ 4.2.1С.239

51

П.Р. №20 «Проект калькулятор. Дата и время.»

Создание проекта на основе линейной структуры  в системе объектно-ориентированного программирования Gambas.

С.242, 249

52

Алгоритмическая структура «ветвление». П.Р.№ 21: «Проект Сравнение кодов «символов»

Понятие структуры «ветвление», условие. Создание проекта на основе структуры «ветвление»  в системе объектно-ориентированного программирования Gambas.

§ 4.2.2

С.252

53

Алгоритмическая структура «выбор». П.Р. №22  «Проект Отметка»

Понятие структуры «выбор», условие. Создание проекта на основе структуры «выбор»  в системе объектно-ориентированного программирования Gambas.

§ 4.2.3.

С. 255

54

Алгоритмическая структура «цикл». П.Р. №23 «Проект Коды символов»

Понятие структуры «цикл», типы циклов. Создание проекта на основе структуры «цикл»  в системе объектно-ориентированного программирования Gambas.

§ 4.2.4.

С. 258

55

Переменные. Арифметические, строковые и логические выражения.

Понятие: переменные, тип, имя, значение; объявление переменной. Арифметические, строковые и логические выражения.

§ 4.3,  4.4

56

Функции в языках объектно-ориентированного программирования. П.Р.№24 «Проект Слово-пер-ш»

Математические и строковые функции, ввод/вывод данных, дата и время.

§ 4.5.

С.261.

57

Тестирование, зачетная практическая работа по теме: «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.»

Повт гл. 4

Глава 5. Моделирование и формализация. (8 ч.)

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о моделировании как методе познания.

2. Сформировать навыки по созданию простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

3.  Сформировать навыки по использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

58

Окружающий мир как иерархическая  система.

Понятие микро-,макро-,мега-мира, системы; свойства системы

§ 5.1

В. с.142

59

Моделирование как метод познания

Понятие моделирования, модели, виды моделей, формализация и визуализация моделей.

§ 5.2

60

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Описательная, формализованная, компьютерная модели; компьютерный эксперимент, анализ и корректировка модели.

§ 5.3

61

Построение и исследование физических моделей. П.Р. №25 «проект Бросание мяча в площадку»

Формирование  навыков разработки и исследования моделей на компьютере.

§ 5.4 с.273

62

Приближенное решение уравнений. П.Р. №26 «Проект Графическое решение уравнения»

Формирование  навыков разработки и исследования моделей на компьютере.

§ 5.5

С.279

63

Экспертные системы распознавания химических элементов. П.Р.№27 «Проект Распознавание удобрений»

Формирование  навыков разработки и исследования моделей на компьютере.

§ 5.6

С. 283

64

Информационные модели управления объектами. П.Р. «Проект Модели систем управления»

Системы управления с обратной связью и без обратной связи. Формирование  навыков разработки и исследования моделей на компьютере.

§ 5.7

С.286.

65

Тестирование, зачетная практическая работа по теме: «Моделирование и формализация»

Глава 6. Информатизация общества.

Цели:

1. Познакомить с основными этапами развития информационных ресурсов общества.

2.Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

66

Информационное общество и информационная культура

Понятие информационного общества, основные этапы развития информационных ресурсов общества, информационная культура.

§6.1, 6.2

67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Этапы развития ИКТ.

§ 6.3

68

Итоговый тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано  на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...