Для родителей
учебно-методическое пособие по информатике и икт на тему

Голубева Вера Николаевна

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе на тему "Безопасность детей в сети Интернет"

Цель: просвещение родителей по теме “Безопасность детей в сети Интернет”. 

Подготовительные мероприятия: 
- анкетирование учащихся по теме собрания; 
- подготовка буклета для родителей по теме собрания. 


Ход родительского собрания
 

I. Мотивация к деятельности. Тренинг. 
Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос - мячик пе-редают против часовой стрелки и т.д. 
Вопросы. 
1. Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу ис-пользования компьютера. 
2. Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел (а) за компьютером”? 
3. Какую пользу извлекает Ваш ребенок при использовании сети Интернет? 
4. Какие опасности ждут Вашего ребенка в сети Интернет? 

II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций. 
Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”. 
Результаты анкетирования детей класса показали, что: 
• 100 % детей имеют дома компьютер 
• В среднем ежедневно дети проводят за ним по 4 часа в день 
• Из видов деятельности, преобладающих в общении с компьютером, дети на первое место поставили – компьютерные игры. 96% из них каждый день играют в компь-ютерные игры, причем 51% может начать играть, даже не пообедав. 
• На втором месте – общение в Сети. 70% пользуются Интернетом – из них 100% общаются в социальных сетях, 63% - играют в сетевые онлайн игры. 
• Далее дети выбирают прослушивание музыки, рисование, печать документов соот-ветственно 46%, 135 и 1% 
• 38% -при определении рейтинга использования свободного времени на I место по-ставили компьютер, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй. 
Сегодня мы с вами остановимся на особенно важной проблеме современных школьников – зависимости от сети Интернет. 

Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в приеме привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными сим-птомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам. 

Интернет-зависимость – это навязчивая потребность в использовании Интернета. 

Существует 5 типов Интернет-зависимости: 
• бесконечный веб-серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью по-иска информации. 
• пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характе-ризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в ча-тах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета. 
• игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми. 
• навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах. 
• киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посеще-нию порносайтов. 

Интернет-зависимость характеризуется сильным желанием ребенка быть в сети, что при-водит к нежеланию проводить время с семьей и друзьями, спать, посещать и делать уроки. Ребенок может перестать следить за своим внешним видом, начинает болезненно реагиро-вать на просьбы отвлечься от компьютера, терять контроль за своим временем, лгать, причем уход от реальности может усиливаться день ото дня. 

Родители должны уметь распознать признаки надвигающейся зависимости, прежде чем она станет реальной проблемой. Но это легче сказать, чем сделать. 
Зависимость от Интернета все чаще называют чумой XXI века. В отличие от сигарет или наркотиков запретить Интернет нельзя – глобальная Сеть прочно вошла в нашу жизнь. Интернет – необходимый инструмент, которым ребенку в новом тысячелетии предстоит пользоваться постоянно. 

Младший подростковый возраст — время быстрых изменений в жизни. Хотя дети все еще сильно зависят от своих родителей, они уже хотят некоторой свободы. Ребята начинают интересоваться окружающим миром, и отношения с друзьями становятся для них по-настоящему важными. 
Дети этого возраста используют Интернет для разработки школьных проектов. Кроме то-го, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и заходят на фанатские сайты своих кумиров. Их любимый способ общения — мгновен-ный обмен сообщениями. 

Данные, показывают, что дети начинают пользоваться Интернетом в самом раннем воз-расте, и роль, которую Глобальная сеть играет в жизнях подростков, значительна. 
• Дети опережают взрослых по количеству времени, которое они проводят в Интернете. В возрасте между 8 и 13 годами дети составляют половину общего числа пользователей Интернета 
• Более 90% подростков 8-16 лет сталкивались с порнографией в сети 
• 44 % детей, регулярно использующих Интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11 % подверглись этому несколько раз. 
• 14.5 % детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет. 10 % из них ходили на встречи в одиночку, а 7 % никому не сообщили, что с кем-то встречают-ся. 
• 38% детей просматривают страницы о насилии 
• 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым 
• Согласно исследованию, проведенному в 2006 году в Польше, почти 1/3 родителей (28,4%) не осознает опасностей, с которыми могут встретиться их дети в Интер-нете 
Сегодня мы с вами вместе попробуем разобраться в том, какие опасности ждут ребенка в сети и как его от них оградить. 

Основные угрозы для детей в сети Интернет 

1. Системы мгновенного обмена сообщениями 

Системы обмена мгновенными сообщениями (например, MSN Messenger, Yahoo! Messsenger, Google Talk, ICQ…) стали широко используемым каналом общения для моло-дых людей. Это не могло остаться незамеченным со стороны кибер-преступников, кото-рые быстро сделали его основным каналом для своей деятельности. 
Одна из самых опасных угроз заключается в том, что преступники, используя данные программы, обманывают детей и подростков и представляются им другим человеком, чем они есть на самом деле. 
В этих программах пользователи авторизуются с использованием адреса электронной поч-ты и пароля. Например, если кто-то узнает данные другого пользователя и подключится к программе от его лица, то остальные люди, с которыми этот пользователь общается, будут думать, что они общаются именно с данным пользователем, хотя это не так. Если Вы 
обмениваетесь информацией или файлами с этим псевдо-пользователем, то преступник сможет легко ими завладеть. Именно по этой причине очень важно не распространять лю-бую конфиденциальную информацию (персональные данные, фактический адрес прожи-вания, банковские реквизиты и пр.) через подобные небезопасные каналы связи, как сис-темы обмена мгновенными сообщениями. 
Другая опасность состоит еще в том, что к подобным преступлениям часто прибегают пе-дофилы. Их задача – собрать сведения о детях и подростках, а затем договориться с ними о реальной встрече или заставить их пойти на встречу. Педофилы зачастую представляют-ся другими молодыми людьми, профессиональными фотографами или т.п. 
Образование – это самый лучший способ защитить детей от подобного рода угроз. Посо-ветуйте им не общаться с незнакомцами, причем не только в онлайне, но и в обычном ми-ре. Дети должны обладать достаточной уверенностью, чтобы быть способными открыто обсуждать с родителями или учителями свои проблемы. 
Другой потенциальный риск в обмене мгновенными сообщениями – это инфицирование вирусами и вредоносными кодами. Почти 60% червей (вредоносные коды, которые рас-пространяют сами себя), обнаруженных антивирусной лабораторией PandaLabs на протя-жении первого полугодия, были созданы для распространения через системы обмена мгновенными сообщениями. Некоторые из них созданы для кражи паролей к онлайн-банкам. В этом случае в большей степени рискуют сами родители, потому что будут укра-дены их банковские данные, и, следовательно, могут пропасть их деньги. 
Существуют простые способы, которые могут быть полезны для предотвращения случаев проникновения вредоносных кодов на компьютеры через системы обмена мгновенными сообщениями: не открывайте файлы и не нажимайте на ссылки, которые Вы получили че-рез эти системы. По крайней мере, не делайте этого, пока точно не убедитесь, что человек, который их Вам прислал, является именно тем, кем он себя называет. 

2. Электронная почта 

Электронная почта – это другой источник опасности для молодых ребят. В этом случае также существует несколько угроз: 
• Во-первых, это спам. Очень часто данный тип нежелательной почты используется для рекламы различных предложений: от казино до лекарств. Дети более подвер-жены доверять сообщениям, которые представлены в данных письмах, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они могут получить доступ к онлайн-казино и проиграть большую сумму денег, или они могут купить лекарства или даже нар-котики с большим риском для своего здоровья. 
• Далее, существуют ложные предложения работы. Это не представляет серьезную опасность для детей, но может являться таковой для подростков. Обычно эти со-общения содержат фантастические условия работы. Они обещают большие зарпла-ты без каких-либо усилий. Все, что в таких случаях необходимо, - это номер бан-ковского счета, куда будут перечисляться деньги, а затем, в обмен на комиссию, получателя попросят перевести эти средства на другой банковский счет. Это вы-глядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, и любой здравомыслящий взрослый человек насторожиться от такого предложения. Однако молодые люди ищут легких денег. В результате этого они непроизвольно становятся соучастником преступле-ния, т.к. целью подобных финансовых переводов является «отмывание» преступ-ных денег. 
• Другой риск связан с вирусами и вредоносными программами, которые могут по-пасть на компьютер. Как правило, они распространяются через сообщения в элек-тронной почте, которые имеют определенную тематику (реклама новых фильмов, эротические фотографии, скачивание игр и т.д.) и предлагают пользователям на-жать на ссылку или скачать файл, являющиеся причиной инфекции. Данная техни-ка известна как «социальная инженерия». Многие взрослые люди становятся жерт-вами данной техники, что уж говорить про детей, которые очень легко могут стать жертвами. 
Лучший способ защитить детей и подростков от этих угроз – это научить их быть бди-тельными по отношению к письмам из неизвестных источников. Они должны знать, что большинство из написанного в этих письмах является ложью, и что они никогда не 
должны открывать файлы или нажимать на ссылки в письмах подобного рода. 

3. Программы обмена файлами 

Обмен файлами в P2P-сетях является еще одним из основных источников распростране-ния инфекций. Большинство вредоносных кодов (преимущественно, черви) копируются в папки с этими программами под заманчивыми именами (названия фильмов, программ и т.д.) для того, чтобы привлечь внимание других пользователей, которые захотят скачать эти файлы и запустить их на своих компьютерах. 
По сути дела, это еще один вариант социальной инженерии: названия файлов могут быть умышленно созданы таким образом, чтобы привлечь именно детей и подростков, которые по незнанию скачают вредоносные программы на свои компьютеры. 
Именно по этой причине детям следует знать, какие файлы они могут скачивать, а какие скачивать нельзя. Более того, очень хорошая идея – это проверять каждый скаченный файл с помощью решения безопасности до момента их первого открытия / запуска. 
Если при запуске файла возникает ошибка или открывается диалоговое окно с вопросом о лицензии или предложением скачать дополнительный кодек, то подобные действия долж-ны сразу же Вас заставить быть бдительным, потому что, скорее всего, данный файл со-держит в себе вирусы или другое вредоносное программное обеспечение. 

4. Социальные сети и блоги 

Сайты социальных сетей (например, Facebook, MySpace, одноклассники, Вконтакте) ши-роко используются для распространения фотографий и видео, общения с людьми и пр., так же как и блоги. В обоих случаях необходимо создавать персональный профиль для то-го, чтобы получить к ним доступ. Эти профили, зачастую, содержат такую конфиденци-альную информацию как имя, возраст и т.д. 
Детям следует постоянно напоминать, что необязательно предоставлять эту информацию, а достаточно только указать адрес электронной почты и имя, которое может быть псевдо-нимом. Нельзя распространять такую информацию, как возраст, адрес проживания, а так-же свои фотографии и видео. 
Многие подростки используют блоги в качестве своих персональных дневников. Как пра-вило, такие онлайн-журналы содержат значительно более широкую информацию, чем следовало бы публиковать. Крайне важно предотвратить публикацию любых данных, ко-торые могли бы идентифицировать пользователя как ребенка или подростка, а также со-держать информацию о месте проживания, учебы и другую персональную конфиденци-альную информацию. 
Аналогично, в некоторых социальных сетях, например в MySpace, есть возможность об-мениваться файлами с другими пользователями. Необходимо отдельно обратить внимание ребенка на то, какими файлами он может обмениваться с другими пользователями и кому он может разрешить просматривать эту информацию. Совсем не сложно, например, раз-местить свои фотографии, но защитить их паролем, который будет доступен только своим друзьям и семье. 
Родителям следует знать об этих новых сервисах, а также о том, как они работают и какие риски они представляют для пользователей. Родители также должны быть способны про-инструктировать своих детей о том, как использовать эти сервисы правильно и безопасно. 

5. Мобильные телефоны с выходом в Интернет 

Стремительное распространение сотовых телефонов во всем мире сделало их одним из основных направлений для проведения кибер-атак за последние несколько лет. Исследо-вание показало, что такие технологии как Bluetooth (позволяет обмениваться файлами ме-жду устройствами по беспроводному каналу) и высокоскоростной доступ в Интернет сде-лали сотовые телефоны очень уязвимыми для атак. 
В настоящее время сотовые телефоны широко используются детьми и подростками. Соот-ветственно, они сталкиваются с точно такими же рисками, как и при использовании ПК, подключенного к Интернету. 
Во-первых, сейчас широко распространены системы обмена мгновенными сообщениями для сотовых телефонов. Дети могут войти в чаты в любой момент, при этом не важно, где они находятся физически, и столкнуться с теми рисками, о которых мы подробно говори-ли выше: кража персональных данных, педофилы, распространение вирусов и вредонос-ных программ и т.д. 
Спам также начинает одолевать сотовые телефоны. За последние несколько лет SMS-сообщения с рекламой всех типов продуктов и сервисов наводнили сотовые телефоны во всем мире. Большая часть подобной рекламы – это реклама порнографии. Это означает, что дети могут столкнуться с подобной информацией не только при выходе в Интернет со своего компьютера, но и при использовании собственного мобильного телефона. 
В результате, родители также должны контролировать то, как дети пользуются своими сотовыми телефонами. Поэтому мы рекомендуем родителям покупать своим детям сото-вые телефоны без встроенных функций, которые могли бы подвергать их такому риску (подключение к Интернету, SMS, наличие Bluetooth и т.д.), а подросткам необходимо объ-яснять, как следует безопасно использовать свой сотовый телефон. Постоянно напоми-найте им, чтобы они не отвечали на сообщения из подозрительных и неизвестных источ-ников и не соглашались на встречу с незнакомцами. 

Итак. вот 
несколько рекомендаций общих психологов для профилактики Интернет-зависимости у детей: 
1. Ограничьте количество времени, которое дети могут проводить в Интернете. Убе-дитесь, что ребенок пользуется Сетью во время, отведенное домашнему заданию, для учебы, а не для развлечений. Вместе с ребенком составьте подробный план с указанием, на что тратится время, проводимое за компьютером. Это поможет со-кратить время на бездумное обновление странички одноклассников в ожидании нового сообщения, чтение новостей ради самого процесса чтения и т.д. 
2. Не ставьте компьютер в комнате ребенка. Установите компьютер в гостиной или в своей комнате – там, где вы сможете легко контролировать то, что ваш ребенок де-лает в Интернете. С помощью современных мобильных телефонов можно подклю-читься к Сети для общения, игр и просмотра сайтов. Неважно, с помощью какого устройства ребенок будет уходить в виртуальный мир. Важно не допустить, чтобы виртуальная реальность не стала для него домом. 
3. Выясните, что ваш ребенок любит делать в Интернете. Некоторые онлайн-игры, в которых действие происходит в фантастических мирах с тысячами игроков по все-му миру, например, World of Warcraft, действительно увлекают. Известны случаи, когда взрослые люди достигали крайней степени истощения, не в силах оторваться от любимой игры, не говоря уже о таких «мелочах», как разводы, потеря работы и т.д. Кроме того, во многих играх, чтобы добиться успеха, нужно не только прово-дить в игре много часов в день, необходимо также вкладывать в своего персонажа реальные деньги, обменивая их на игровую валюту. Не получив денег на игру от родителей, ребенок может пойти на обман или воровство. 
4. Не подавайте детям плохой пример. Не проводите слишком много времени у ком-пьютера, не берите с собой за город ноутбук или планшет. Активный отдых всей семьей поможет ребенку переключиться на реальную жизнь. Займите ребенка дру-гими вещами, настольными или спортивными играми. Найдите ему занятие по ду-ше. Тогда Интернет станет подспорьем в учебе, вспомогательным средством поис-ка информации и общения, а не способом ухода от реальности и бегства от про-блем. 

Советы по безопасности, или Как Вы можете защитить своих детей 
1. Создайте список домашних правил Интернета при участии детей. 
2. Используйте программы по защите детей в сети. 
Существует ряд программ, позволяющих защитить собственного ребенка от посещения, нежелательных сайтов. 
Программа «Интернет-Цензор» – Интернет—фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростка сайтов. 
Хотите оградить ребенка от опасных и вредных сайтов? Используйте бесплатное про-граммное обеспечение «Интернет Цензор» - это быстро и очень просто! 
Лучшее решение для защиты ребенка в Интернете! В основе работы Интернет Цензора лежит технология "белых списков", гарантирующая 100% защиту от опасных и нежела-тельных материалов. Программа содержит уникальные вручную проверенные "белые спи-ски", включающие все безопасные сайты Рунета и основные иностранные ресурсы. Про-грамма надежно защищена от взлома и обхода фильтрации. 
Более подробную информацию о программе, возможность бесплатно скачать программу вы можете на странице http://www.icensor.ru/soft/ 
Родителям демонстрируется работа с данной программой, показывается, как можно добавить сайт в «белый» или «черный» список. 
3. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы вы говорили о чем-то другом. 
4. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету. 
5. Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией. 
6. Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. 
7. Научите детей не загружать программы без вашего разрешения — они могут нена-рочно загрузить вирус или шпионскую программу. 
8. Чтобы ребенок не мог заниматься чем-то посторонним без вашего ведома, создай-те для него учетную запись с ограниченными правами. 
9. Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит их или угрожает. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам об этом. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится. 
10. Расскажите детям о порнографии в Интернете и направьте их на хорошие сайты о здоровье и половой жизни. 
11. Настаивайте на том, чтобы дети предоставили вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы могли убедиться, что они не общаются с незнакомцами. 
12. Расскажите детям об ответственном поведении в Интернете. Ребята ни в коем слу-чае не должны использовать Сеть для хулиганства, сплетен или угроз другим. 

Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при исполь-зовании мобильной связи; 
Если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошен-ников; 
Обратитесь на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернет; 
Позвоните по телефону 8−800−25−000−15 (звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9−00 до 18−00 мск). 
Или направьте Ваше письмо по адресу: helpline@detionline.com 
Подробнее о Линии помощи вы можете узнать на сайте http://detionline.com 

И последний мой совет Вам – будьте внимательны к своим детям! 

III. Рефлексия. 
Предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальце написать следующее: 
• Большой палец – над эти я еще хотел (а) бы поработать 
• Указательный палец – здесь мне были даны конкретные указания 
• Средний палец – мне совсем не понравилось 
• Безымянный палец – психологическая атмосфера 
• Мизинец – мне здесь не хватило 
Благодарю за внимание! 

Список использованных ресурсов 
1. Азбука безопасности. В Интернете http://azbez.com/safety/internet 
2. Акции детского портала Tvidi.Ru."Правила безопасности в сети Интернет" http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/actions/tvidi/ 
3. Анкета «Интернет и пятиклассники». http://ludmilakarnazhitska.blogspot.com/2010/11/blog-post_21.html 
4. Безопасность детей в Интернете http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html 
5. Копилочка активных методов обучения http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/ 
6. Материалы сайта «Интернешка» http://interneshka.net/ 

Источник: 
http://mm-festival.letitbit.net/download/51d17a051c92d018c4d07b6e888c62069/VVPyryeva_6.rar.html



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Интернет – да, интернет – нет».

Цель: познакомить родителей с проблемой Интернет — зависимости.

Задачи: дать представление о вреде и пользе компьютера; о мерах профилактики Интернет — зависимости.

Форма проведения: беседа.

Участники:- классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог, школьный врач.

Подготовительный этап:

Анкетирование учащихся.

1.Где вы пользуетесь компьютером?

а)дома;

б)у друзей;

в)в клубе.

2.Сколько времени вы проводите в Интернете?

а)менее двух часов в месяц;

б)более двух часов в месяц;

в)более двух часов в день;

г)более пяти часов в день.

3.Какие сайты в Интернете вы посещаете чаще всего?

а)сайты знакомств;

б)игровые, развлекательные сайты;

в)поисковые сайты;

г)сайты, где есть чат-комнаты.

4.Какова ваша потребность в Интернете?

а)отношусь равнодушно;

б)периодически возникает потребность выйти в Интернет;

в)испытываю ежедневную потребность в Интернете;

г)не представляю свою жизнь без Интернета.

5.Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими?

а)никак не влияет;

б)с появлением Интернета меньше общаюсь с друзьями;

в)Интернет заменяет мне реальное общение.

6.Влияет ли Интернет на вашу учебу?

а)не влияет;

б)Интернет помогает мне учиться;

в)мешает учебе.

7.Как вы считаете, Интернет влияет на ваше здоровье?

а)не влияет;

б)влияет незначительно;

в)здоровье значительно ухудшилось.

8.Ваше отношение к Интернету?

а)считаете полезным открытием;

б)вам все равно;

в)считаете бесполезной тратой времени.

9.Сколько времени вы пользуетесь Интернетом?

а)меньше года;

б)больше года;

в)больше трех лет.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете, как «по щучьему велению» будет доставлено в ваш дом. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, при которых школьнику даются готовые знания. Чтобы их получить ребенку теперь самому нужно будет научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни — компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего этому недугу подвержены именно подростки. Специалисты ведут речь о появлении «синдрома интернет-зависимости», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя от реальности в мир виртуальный.

II. Выступление психолога

Можно ли заболеть Интернетом? Ведь Интернет — это не вирус, попавший в кровь? Конечно можно.

Общение по Интернету не проходит даром, ни для взрослых, ни для детей. В Сети человек чувствует себя спокойнее, здесь думать о внешности и всем остальном не надо, поэтому коммуникативные и другие умения не имеют значения. Справедливо отмечают, что для некоторых это место, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.

В Интернете также есть игры, приложения которые получили широкое распространение. Например, всем хорошо известное приложение – « Моя любимая ферма». Вроде бы ничего особенного ни тебе мутантов, ни крови, ни насилия. Но как она затягивает, дети прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, чтобы полить огород или по ухаживать за животными, зачастую забыв про обед для себя, уроки или помощь по дому. Они привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, знакомых и незнакомых. Кроме того играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако очень просто и быстро «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мысли человека.

Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в он-лайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. У современного человека есть много возможностей приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.

Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий проведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Они уже не преодолевают трудности и не борются с несправедливостью, а уходят в свой, виртуальный мир, где они сами выступают в роли творца, где они могут быть кем угодно – принцем, рыцарем, героем и даже нежитью. Уже существуют концепции, согласно которым «алкоголем» индустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры и он-лайн.

III. Выступление врача

Проблемой игромании в России врачи занимаются последние семь — восемь лет. Но с каждым годом она становится острее. В основном врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти-шестилеток уже есть такие дети, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра — это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном.

Конечно, физический вред здоровью, приносимый интернет — зависимостью, не так очевиден, как цирроз печени при алкоголизме. Однако риск для здоровья при использовании Интернета заметен. У человека возникает тенденция засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Бессонные ночи, употребление кофе и других тонизирующих средств способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека. После этого вероятность какого-либо заболевания резко повышается. Вдобавок сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы — к различным заболеваниям глаз. Еще одним следствием зависимости от Интернета является состояние депрессии без компьютера. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его использование Интернета. Подобно алкоголикам, которые скрывают свою зависимость, интернет — зависимые начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернете.

Как же лечат заигравшихся детей? С помощью психологической реабилитации мам и пап. Дети очень быстро учатся манипулировать старшими. В ответ на запреты впадают в агрессию. Или, например, начинают болеть. И родители на это ведутся: допускают к компьютеру за хорошую учебу, за другие заслуги и достижения.

Но если проблема зависимости от компьютера уже есть, это ее только усугубляет. Это как при наркомании — нельзя потворствовать больному человеку: чуть больше наркотика, чуть меньше.

Зависимому человеку способна помочь только «позиция жесткой любви». В случае с компьютерной зависимостью это означает запрет на компьютер. Окончательный и бесповоротный. Ребенок, возможно, начнет скандалить в ответ. Но это тоже его манипуляции. Поэтому необходимо проявить твердость.

III. Классный руководитель

Итак, мы выяснили первую очень опасную угрозу – интернет-зависимость.

- уважаемые товарищи родители, ответьте на вопрос откровенно, вы сможете распознать страдает ли ваш ребенок интернет – зависимостью.

(Большинство родителей ответили утвердительно).

Я прошу вас назвать признаки, по которым вы можете поставить этот диагноз:

Много времени ребенок проводит у компьютера

Предпочитает компьютер, всем остальным видам деятельности, считая его не просто хобби, а смыслом жизни

- на самом деле существует 15 признаков интернет зависимости:

1. Ребёнок использует Интернет как средство от стресса.2. Ребёнок часто теряет счёт времени, в то время как находится в Интернете.3. Ребёнок жертвует сном за возможность провести больше времени в он-лайне.4. Ребёнок больше предпочитает тратить своё время на Интернет, а не на друзей или семью5. Он или она лжёт членам семьи и друзьям о количестве проведённого времени в сети.6. Ребёнок становится раздражительным, если ему не разрешают подключиться к Интернету.7. Он или она потерял (а) интерес к тем занятиям, которые считал (а) приятным времяпрепровождением до получения доступа к Интернету.8. Ваш ребёнок формирует новые отношения с людьми, встреченными в он-лайне.9. Он или она проверяет свою электронную почту несколько раз в день.10. Он или она пренебрегают отношениями, достижениями, или образованием из-за Интернета.11. Ребёнок не соблюдает установленных вами сроков на использование Интернета.12. Они часто едят перед компьютером. 13. У ребёнка проявляются симптомы ломки, включая: -беспокойство; -неугомонность; — дрожащие руки после продолжительного неиспользования Интернета.14. Ребёнок постоянно думает об Интернете.15. Они перестают отличать виртуальный мир от реального.Очень важно распознать интернет — зависимость детей на ранней стадии и установить пределы на его использование.

-Уважаемые родители! Данный тест поможет вам узнать, существует ли реальная опасность для вашего ребенка стать интернет-зависимым или он просто активный пользователь. Ответьте на вопросы и суммируйте все баллы. Поставьте за ответ «никогда» 1 балл; «редко» — 2; «иногда» — 3; «часто» — 4; «всегда» — 5 баллов.

Подросток проводит за компьютером более четырех часовв сутки?

Не начал ли он пренебрегать учебой и прежними увлечениямипосле покупки компьютера?

Крик и агрессивная реакция обычны для подростка, когда выпытаетесь отвлечь его от Интернета?

Как часто подросток жертвует сном ради ночных подключений к Интернету?

Как часто вам кажется, что ваш ребенок говорит и думает обИнтернете даже тогда, когда он отключен от него?

Уходит ли подросток от ответа на вопрос, что его так привлекает во Всемирной паутине?

Отказывается ли ваш ребенок от встреч с друзьями или отсвидания с любимым человеком ради подключения к Сети?

Подросток, приходя домой, первым делом проверяет электронную почту?

Вы уплачиваете довольно значительные суммы по телефоннымсчетам из-за подключений вашего ребенка к Интернету?

Результаты

10-20 баллов. Пока все очень неплохо и для волнений нет оснований: ваш ребенок обычный средний пользователь: Интернета. Если он подолгу находится во Всемирной паутине, то это вызвано в основном учебной деятельностью. Постарайтесь не очень давить

на подростка и не настаивайте на сокращении времени, которое он проводит в Интернете.

21-35 баллов. Следует подумать о том, как уберечь вашего ребенка от проблем, связанных с Интернетом. Попробуйте убедить подростка, что нездоровый интерес к Интернету искусственно подогревается теми, кто на этом зарабатывает, а ему необходимо готовиться к будущей профессиональной деятельности.

36-50 баллов. Следует бить во все колокола и использовать радикальные меры. У подростка уже сформировалась зависимость. Если он не осознает этого, не давайте ему денег на оплату подключений или совсем избавьтесь от компьютера. Попробуйте увлечь его чем-то другим. Если не получается, нужно обратиться к психотерапевту.

Если вы обнаружили зависимость вашего ребенка не ждите чуда, начинайте действовать сегодня!

К сожалению это интернет-зависимость не единственная угроза для наших детей, притаившаяся во всемирной паутине.

Существует целая классификация интернет-угроз:

 Контентные риски

Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.

 Неподобающий контент

Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анарексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.

 Незаконный контент

В зависимости от законодательства страны разные материалы могут считаться нелегальными. В большинстве стран запрещены: материалы сексуального характера с участием детей и подростков, порнографический контент, описания насилия, в том числе сексуального, экстремизм и разжигание расовой ненависти.

  Вредоносные программы

Вредоносные программы — это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное ПО и различные формы вредоносных кодов.

Спам

Спам — это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.

Кибермошенничество

Кибермошенничество — это один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль.

 Коммуникационные риски

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.

Незаконный контакт

Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.

Киберпреследования

Киберпреследование — это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также,  киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование.

Как же уберечь ребенка от всего этого кибернетического ужаса? Может просто взять и запретить пользоваться компьютером? Но как, же им жить в условиях информационного общества?

Все гораздо проще.

Для того чтобы уберечь наших детей, позаботьтесь о функции родительского контроля или установите фильтры.

Сегодня существует множество полезных программ позволяющих сделать путешествие наших детей по Сети не только увлекательным, но и безопасным.

 iProtectYou Pro 7.11 — программа для запрета показа нежелательного содержимого в Интернете. Вы можете блокировать как сайты целиком так и рекламу и прочее. Имеется анализ веб-контента. Полезная программа родителям которые не желают что бы их чада лазили не там где надо…

Платформы: 98/ME/NT/2000/XP Размер: 3205 kb

ParentalControl – дополнение к Internet Explorer, которое помогает родителям предотвратить доступ детям к сайтам для взрослых. Также можно заблокировать или разрешить для просмотра любой сайт.

Размер: 4.74MB

Предназначение KidsControl – контроль времени, которое ребенок проводит в интернете. Особенность программы в том, что при обнаружении запрещенного сайта или попытке выйти в интернет в неположенное время ребенок не сможет загрузить веб-страницу. просто в браузере выдается пустая страница «Сервер не найден».

Для ребенка в KidsControl предусмотрены следующие ограничения: веб-фильтр по категориям, черный и белый списки сайтов, ограничение работы в интернете по времени и запрет на скачивание определенных типов файлов.

Размер: 3,6 Мб

 My Kids Browser – веб браузер для детей. Содержит предопределенный список сайтов для детей, а родители могут добавить произвольный список Web сайтов для доступа. My Kids Browser запускается в полноэкранном режиме, блокирует доступ к рабочему столу и позволяет заблокировать использование других браузеров, установленных на компьютере. Содержит также множество дополнительных возможностей

Размер: 4598 kb

КиберМама 1.0b

Все что вам надо — это задать расписание работы за компьютером. После этого можете быть уверены — КиберМама проследит за временем работы, предупредит ребенка о том, что скоро ему нужно будет отдохнуть и приостановит работу компьютера, когда заданное вами время истечет

Naomi 3.2.90

Naomi — Программа-фильтр, позволяющая ограждать детей от материалов для взрослых в Интернете. Принудительно закрывает окна браузера при попытках поиска таких материалов в поисковиках, а также при попытках доступа к соответствующим сайтам. При этом программа не просто использует черный список известных сайтов, а применяет анализ содержимого веб-страниц, а также их адресов и ссылок. Также контролируется траффик не только браузеров, но и программ для чата, и т.п. Имеется возможность блокировать использование программ файлового обмена.

Конечно это программное обеспечение требует денежного вложения, но ведь здоровье и дальнейшая судьба наших детей дороже.

Представьте что вы оказались перед скоростным шоссе, где в несколько рядов на бешенной скорости мчатся машины. Позволили бы вы своему ребенку самостоятельно перейти дорогу? Вряд ли, в реальной жизни вы бы его защитили, так почему же не сделать этого в виртуальном мире, где угрозы совсем не виртуальные.

Да, мы не можем изолировать детей от компьютера, современная действительность диктует нам свои условия, но мы можем сделать посещение Интерента безопасным.

Для этого мы с вами должны выполнять несколько простых правил:

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в “мировой паутине”:

Не отправляйте детей в “свободное плавание” по Сети. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.

Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть:

Расскажите ему, что в Интернете как и в жизни встречаются и “хорошие”, и “плохие” люди. Объясните, что если он столкнется с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.

Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.

Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки SMS, – во избежание потери денег.

Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети:

Установите на компьютер программы родительского контроля (либо воспользуйтесь встроенными в Windows инструментами), а также антивирус.

Если ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время его пребывания в Интернете.

Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.

Создавайте разные учетные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить Ваши личные данные.

Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал подросток.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

Знакомьте всех членов семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

Для общего ознакомления, посетите данные сайты

защита детей от интернет – угроз http://www.securitylab.ru/software/1423/

Интернет-угрозы http://ru-best.ru/ugroza.htm

Статистика самых распространенных интернет-угрозах в августе 2010 года http://www.securrity.ru/articles/1082-statistika-samyx-rasprostranennyx-internet-ugrozax-v-avguste-2010-goda.html

Как оградить детей от интернет-угроз? http://www.trud.ru/article/05-02-2010/236101_kak_ogradit_detej_ot_internet-ugroz.html

Спасибо за внимание! Берегите себя и своих детей. Пусть путешествие по океану информации в Сети будет для вас приятным, увлекательным, полезным, а главное безопасным.

Использованная литература и Интернет-реурсы:

Л.А. Егорова «Родительские собрания» Москва.: Вако, 2009г

Материалы тренинга «Дети в Интернете: проблемы и решения»http://www.campus.ru/campuses/campus.deti_v_internete_bal

Практические рекомендации для родителей. http://software-expert.ru/2010/03/17/beelinesafeinternet/

Защита детей от интернет – угроз http://www.securitylab.ru/software/1423/

Интернет-угрозы http://ru-best.ru/ugroza.htm

Статистика самых распространенных интернет-угрозах в августе 2010 года http://www.securrity.ru/articles/1082-statistika-samyx-rasprostranennyx-internet-ugrozax-v-avguste-2010-goda.html

Как оградить детей от интернет-угроз? http://www.trud.ru/article/05-02-2010/236101_kak_ogradit_detej_ot_internet-ugroz.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...