Конспект урока информатики в 5 классе по теме"Табличная форма представления информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Борисенко Светлана Николаевна

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

·         Иметь представление о табличной форме представления информации;

·         Знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец);

·         Уметь представлять информацию в табличном виде;

·         Уметь решать логические задачи с помощью таблиц.

Воспитательные:

·         воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;

·         воспитание дисциплинированности;

Развивающие:

·         развивать внимание, наблюдательность;

Основные понятия:

·        табличная форма представления информации;

·        таблица, ячейка, строка, столбец;

·        головка таблицы, боковики, прографка.

Оборудование:

·        компьютер;

·        мультимедиапроектор;

·        интерактивная доска;

·        раздаточный материал.

 

План урока.

 

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний. Постановка целей урока.

3.     Объяснение нового материала.

4.     Выполнение заданий на преобразование текстовой информации в табличную.

5.     Физкультминутка.

6.     Выполнение практической работы (решение логических задач).

7.     Рефлексия.

8.     Домашнее задание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Конспект урока информатики в 5 классе:
  2.  "Табличная форма представления информации"

Учитель информатики

МБОУ СОШ с. Мужиново

Клетнянского района Брянской области

Борисенко С.Н.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • Иметь представление о табличной форме представления информации;
  • Знать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец);
  • Уметь представлять информацию в табличном виде;
  • Уметь решать логические задачи с помощью таблиц.

Воспитательные:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
  • воспитание дисциплинированности;

Развивающие:

  • развивать внимание, наблюдательность;

Основные понятия:

  • табличная форма представления информации;
  • таблица, ячейка, строка, столбец;
  • головка таблицы, боковики, прографка.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • интерактивная доска;
  • раздаточный материал.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Выполнение заданий на преобразование текстовой информации в табличную.
  5. Физкультминутка.
  6. Выполнение практической работы (решение логических задач).
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

  1. Здравствуйте, садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока: Слайд №1. Чтобы выяснить, чем именно мы сегодня будем заниматься давайте, выполним дешифровку с помощью  кодовой таблицы, которая лежит у вас на столах. Чтобы вы побыстрее справились с этим заданием я разбила головоломку на четыре части. Итак, приступим.

( после расшифровки каждой части, дети пишут свое слово на доске и получают тему урока  «Табличная форма представления информации» и формулируют цели урока: Что такое таблица? Из чего она состоит? Для чего она нужна? Слайд №3).

Давайте вспомним:

  • Какие формы представления информации вам уже известны?
  • Расскажите о текстовой форме представления информации.
  • Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внес компьютер?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Что написано пером, то не вырубить топором»? Согласны  ли вы с этим?

3. Объяснение нового материала.

Внимательно прочитайте текст «Оценки за год» в учебнике на стр. 37.

Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?

2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?

4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?

Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам придется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.

Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию (стр. 38, Слайд №4). По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.

Приведите примеры, где еще вы встречаетесь с представлением информации в форме таблицы? (календарь погоды, расписание уроков, таблица умножения и т.д. Слайды №5-8).

Запись в тетрадь определения:

Таблица – универсальное средство представления информации.

Таблица – простая и удобная форма представления однотипной информации.

Слайд № 9

Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. (Слайд №10)

В любой таблице можно выделить: строки, столбцы, ячейки. (Слайд №11)

4. Выполнение заданий на преобразование текстовой информации в табличную. (используется раздаточный материал (Слайд №12)

5. Физкультминутка. (Слайд № 13)

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

6. Решение логических задач.

Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. С помощью таблиц можно находить решения логических задач. Такая форма решения задачи является наиболее наглядной и простой.

Рассмотрим логическую задачу.(Слайд № 16)

В школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них – будущий хоккеист, другой преуспел в футболе, третий – легкоатлет, четвертый подает надежды как баскетболист.

О них известно следующее:

1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет.

2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста.

3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном.

4. Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в разные смены.

Кто чем увлекается?

Построим таблицу, в которой учтем все возможные варианты. Включим в нее столбцы с названиями : «Футболист», «Баскетболист», «Легкоатлет», «Хоккеист» и строки с именем мальчиков.(Слайд № 17)

Анализ исходных условий. Из первого пункта следует, что ни Иван, ни Алексей не могут быть легкоатлетами. В таблице занесем в соответствующие клетки знак «минус».

Аналогично определяем, что:

Петр не баскетболист и не хоккеист ( из пункта 2);

Андрей и Иван не хоккеисты (из п.3).

После анализа исходных условий таблица выглядит так:

Футболист

Баскетболист

Легкоатлет

Хоккеист

Иван

-

-

Петр

-

-

Алексей

-

Андрей

-

Теперь будем рассуждать.

По условию задачи каждый подросток обладает только одним талантом. Следовательно, в каждой строке и каждом столбце может быть только один «+».

В графе «Хоккеист» оказалось три минуса, тогда хоккеистом должен быть Алексей, т.к. согласно условию хоккеист среди них есть. Поставим в этой ячейке «+».

Но раз Алексей хоккеист, он не может быть ни легкоатлетом, ни футболистом, ни баскетболистом, что и зафиксируем знаком « - » во всей «Алексеевской» строчке.

Футболист

Баскетболист

Легкоатлет

Хоккеист

Иван

-

-

Петр

-

-

Алексей

-

-

-

+

Андрей

-

Сопоставим теперь второй и третий пункты условия задачи. Петр и Алексей вместе были на тренировке баскетболиста, но Иван не знает Алексея, значит, баскетболист – не Иван. Отметим этот факт минусом в соответствующей ячейке.

Теперь в столбике «Баскетболист» три минуса, поэтому баскетболистом является Андрей, ставим ему «+», а в оставшихся пустых клетках строки – минусы.

Теперь определился легкоатлет – это Петр. Ставим минусы в его строке.

Остается один Иван, и он, очевидно, футболист. Окончательный вид таблицы:

Футболист

Баскетболист

Легкоатлет

Хоккеист

Иван

+

-

-

-

Петр

-

-

+

-

Алексей

-

-

-

+

Андрей

-

+

-

-

Таким образом, в результате решения задачи в виде таблицы и анализа ее мы пришли к выводу, что Иван – футболист, Петр – легкоатлет, Алексей – хоккеист, а Андрей – баскетболист.

Решить задачу «Будущая профессия» (раздаточный материал, Слайд № 18-19)

7. Рефлексия.

С чем нам надо было познакомиться на уроке?

Все ли вопросы мы рассмотрели?

С каким новыми понятиями мы познакомились? (Слайд № 20)

8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

§ 1.10, вопросы к №1-4, § 3.9 на стр. 127 (задачи на переливание).


Приложение 1.

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:

(4,2), (1,3), (2,3), (2,1), 10,3), (8,2), (4,1), (1,3), (11,1)

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:

(12,1), (6,2), (5,1), (2,2), (3,1), (1,3), (12,1)

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:

(1,2), (2,2), (6,3), (5,3), (3,2), (4,2), (1,3), (3,3), (2,1), (6,3), (4,1), (10,3), (11,1), (12,1)

Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:

(10,3), (4,1), (6,2), (5,1), (2,2), (3,1), (1,3), (9,2), (10,3), (10,3), (12,3)

Приложение 2.

Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия графам и заполните таблицу.

Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1995 году. Следующий по весу алмаз – алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз – «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз «Кохинор» весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.

Самые крупные алмазы

Куллинан

Эксцельсиор

Звезда Сьерра-Леоне

Кохинор

Великий Могол

Алмаз Победы

Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия графам и заполните таблицу.

Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1995 году. Следующий по весу алмаз – алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз – «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз «Кохинор» весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.

Самые крупные алмазы

Куллинан

Эксцельсиор

Звезда Сьерра-Леоне

Кохинор

Великий Могол

Алмаз Победы


Приложение 3.

Решите логическую задачу.

В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой – садовником, третий – комбайнером. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:

1) Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.

2) Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.

3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.

Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?

Школьник

Профессия

Саша

тракторист

садовник

комбайнер

Коля

Петя

Решите логическую задачу.

В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой – садовником, третий – комбайнером. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:

1) Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь скоро начнется уборка.

2) Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести новый сорт яблок.

3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.

Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из ребят?

Школьник

Профессия

Саша

тракторист

садовник

комбайнер

Коля

Ретя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"

Конспект и презентация открытого урока по теме "Табличная форма представления информации"...

Разработка урока информатики и ИКТ на тему "Табличная форма представления информации" 5 кл

Представлен урок информатики с применением технологии развивающего обучения с элементами игры. Учителем разработана интерактивная презентация с использованием триггеров, которая применяется на э...

Презентация к уроку информатики в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"

Урок информатики в 5 классе«Табличная форма представления информации»  Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока:Образовательные:·...

Сценарий урока информатики в 5 классе по теме «Наглядные формы представления информации».

Данный урок представлен в  естественно-научном направлении.  Данный урок составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 класс...

Технологическая карта урока информатики для 5 класса на тему "Табличные формы представления информации"

Тема урока: «Табличные формы представления информации»Цели:Развивающая: развивать интеллектуальные способности, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.Обр...

Конспект урока информатики 10 класс По теме "Представление изображения и звука"

Конспект урока информатики 10 класс По теме "Представление изображения и звука"...