Интелектуальный марафон, информатика
методическая разработка (7 класс) по теме

Алымова Наталья Владимировна

Разработка внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intelektualnyy_marafon_informatika.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г.Братска

МОУ «СОШ №29»

Внеклассное мероприятие по информатике

«Информационный марафон»

Подготовила и провела:                                              учитель информатики Алымова Н.В.

2015 г.

г.Братск


Интеллектуальная игра по информатике «Информационный марафон»

Цели:

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • развития у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
  • повторение и закрепление основного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
  • воспитания уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

Участники:

В игре принимают участие обучающиеся 5,6,7,8,9 классов

игра проводится между командами из 5 человек.

Оформление зала и кабинетов:

У сцены стоит стол, на нём лежат маршрутные листы для команд.

Игра проводится как путешествие по станциям Страны Информатики, станции находятся в отдельных кабинетах, на каждом кабинете вывеска с названием станции.

Суть игры:

Игра проводится в один тур, в ней принимают участие команды по 5 человек. Всех участников необходимо заранее познакомить с условиями игры.

Суть игры заключается в том, что ребята путешествуют по станциям Страны Информатики. На каждой станции выполняют определённое задание и получают баллы за его выполнение, баллы заносятся в маршрутные листы. В маршрутных листах указан порядок посещения станций, у каждой команды свой (Приложение 1). По количеству набранных баллов определяются победители игры.

Количество станций — 5

Ход игры: 

Ведущий 1: - Дорогие ребята.  Добро пожаловать на нашу игру, где вы можете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.

Интеллектуальная игра «Информационный марафон» проводится в рамках предметной недели информатики.

Ведущий 2: Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно использовать его для решения стоящих перед нами задач.

Сегодня вы, ребята, покажете нам, как умеете на практике применять знания и умения, приобретённые на уроках информатики по освоению информатики.

Ведущий 1: 

Модем, винчестер, дисковод,

Колонки, монитор

Вели неспешный разговор

Однажды поутру:

"Наш первый долг во всем всегда

Друг другу помогать,

Чтоб можно было без труда

Писать и рисовать,

Считать и данные хранить,

Да почту получать,

А может, даже иногда

Немного поиграть".

"Куда вам, глупым, без меня, -

Процессор заявил, -

Весьма проворен в счете я,

На все мне хватит сил".

"Возьмем, пожалуй, и тебя, -

Ответили друзья, -

Командуй нами, но любя,

Мы все ж одна семья".

Клавиатуру взяли, мышь,

И принтер заодно,

Но ничего-то сотворить

Им было не дано.

Как видно, мало просто всех

В компьютере собрать,

Ведь должен умный человек

Машиной управлять!

Он должен многое уметь

И многое узнать,

И думать, а не просто так

На кнопки нажимать!

Ты лишь на старте, длинен путь,

Но к цели он ведет.

И мир компьютеров тебя,

Быть может, увлечет

Ведущий 2: В игре принимают участие следующие команды … —  ведущие представляют команды и их капитанов. После представления команд капитаны команд выходят к столу и берут маршрутные листы. Затем ведущий объясняет суть игры, называет номера кабинетов и название станций, представляет педагогов, которые являются консультантами на каждой станции. Объявляется временный регламент для посещения станции и выполнения предложенного задания – 10 минут.

Ведущий представляет жюри из педагогов школы.

Итак, каждой команде известен порядок посещения станций, игра начинается. Команды расходятся по станциям.

Задания по станциям и критерии их оценки.

Станция «Редактор Word». Учащиеся садятся за компьютеры, им раздаются карточки с текстом, который необходимо набрать (Приложение 2). Количество баллов определяется количеством учащихся, которые полностью набрали текст и отформатировали его. Баллы, заработанные командой вносятся в маршрутный лист.

Станция «Редактор Paint». На Рабочем столе компьютера находится документ Дом.bmp. Задание: открыть документ через программу Paint, из частей, находящихся в документе, собрать дом (Приложение 3). Кто правильно выполнит задание – 1 балл. Если учащиеся нарисуют дополнительные элементы по оформлению дома, то получают балл за каждый сложный элемент. В маршрутный лист записывается общее количество баллов, заработанное командой.

Станция «Вопрос - ответ». Каждому участнику команды выдаётся карточка с таблицей, первый столбик – вопросы, второй – ответы (Приложение 4). Задание: необходимо каждому вопросу найти соответствующий ответ. Количество баллов определяется по количеству правильно заполненных карточек.

Станция «Буквенный лабиринт». Материал по этому заданию выдаётся один на всю команду (Приложение 5). Задание: сначала необходимо ответить на вопросы к «Буквенному лабиринту», а затем найти это слово в лабиринте. При выполнении данного задания очень важна сплочённость в группе, взаимопонимание. Количество баллов – число угаданных и найденных в лабиринте слов.

Станция «Тест - опросник». Каждому участнику команды выдаётся карточка с вопросами,  к вопросам предлагаются три предполагаемых ответа (Приложение 6).  Выбранные варианты правильных ответов участники игры заносят на карточку перфокарту (закрашивают кружок с номером правильного ответа). На карточке – перфокарте два столбика кружков. По окончании работы педагог показывает карточку – образец, по которой ребята определяют правильность выполнения задания. Максимальное количество баллов – 2, за каждый правильно заполненный столбик. В маршрутный лист записывается общее количество баллов, заработанное командой.

Станция «Кроссворд». На команду выдаётся листок с кроссвордом (Приложение 7), который необходимо разгадать. Количество баллов по количеству разгаданных слов.

Когда команда закончит путешествие по всем станциям, указанным в маршрутном листе, она возвращается в актовый зал. По мере поступления маршрутных листов члены жюри подсчитывают баллы каждой команды и вносят результаты в протокол проведения игры. Победители игры награждаются Грамотами, остальным участникам игры вручаются Благодарственные письма за участие. В конце мероприятия чаепитие.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

2014-15 уч год

НЕДЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРАФОН

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

КЛАСС _______

Приложение 2

Компьютерный вирус – это маленькая программа, которая умеет «прятаться» внутри других программ или на жёстком диске и дискете.

Компьютерный вирус очень хитрая программа. Сперва он работает скрытно, повсюду внедряется, заражает всё что может, а уж потом даёт о себе знать.

Вирус чаще всего заражает файлы программ или игр и запускается вместе с ними, перехватывая у них управление.

Вирус мешает работать операционной системе, уничтожает файлы и папки, а иногда полностью разрушает информацию на диске.

Самые же злобные вирусы способны даже вывести из строя аппаратуру компьютера.

Приложение 3

Приложение 4

ТЕСТ «ВОПРОС - ОТВЕТ»

Вопрос:

Ответ:

  1. В каком режиме отображения документов можно видеть вертикальную и горизонтальную линейки?
  1. Меню Файл – Параметры страницы
  1. Через какое меню можно задать расстановку переносов?
  1. Клавиша Shift + левая кнопка мыши
  1. Приведите примеры панели инструментов.
  1. Разметка страницы
  1. Возможные операции с фрагментом текста.
  1. Полосы прокрутки
  1. Особая память для хранения фрагментов при копировании.
  1. Копировать, вставить, вырезать
  1. Продвижение по тексту документа.
  1. Сервис - язык
  1. Рисование правильных фигур.
  1. Стандартная, форматирования
  1. Выбрать размер бумаги и ориентацию листа.
  1. Буфер обмена

Ответы: 1 – 3; 2 – 6; 3 – 7; 4 – 5;5 – 8; 6 – 4; 7 – 2; 8 – 1.


Приложение 5

Вопросы к «Буквенному лабиринту»:

  1. Глобальная компьютерная сеть _________________.
  2. Процесс считывания информации с диска в оперативную память компьютера ____________________.
  3. Последовательность символов, предназначенная для обозначения типа файла ______________________.
  4. Устройство, предназначенное для вывода текстовой и графической информации на бумагу ______________.
  5. Название первой модели жёсткого диска __________________.
  6. Программа, предназначенная для «сжатия» файла или группы файлов _________________.
  7. Хранитель экрана __________________.
  8. Вертикальная мигающая чёрточка на экране монитора, которая указывает место появления следующего символа на экране при вводе текста ________________.
  9. программа, которая служит для создания и редактирования текста или графического изображения _________________.
  10. Программа, в которой учащиеся работают, испытывая большое удовольствие ___________.
  11. Устройство, предназначенное для ввода пользователем информации в компьютер ________________.
  12. Человек, который работает на компьютере _______________________.
  13. Главное управляющее устройство компьютера, предназначенное для выполнения элементарных математических и логических операций ____________________.
  14. Компьютерный «микроб», который заставляет компьютер болеть _______________.
  15. Процесс разбиения диска на сектора и дорожки ________________________________.

БУКВЕННЫЙ ЛАБИРИНТ

        Кккк        К

У

А

С

К

Л

А

И

О

Р

Н

Е

С

Р

И

В

А

И

В

Н

Т

Е

О

Т

О

Р

К

И

Т

У

Р

С

К

А

Н

Е

Р

П

З

Н

Ч

Е

А

Х

И

В

А

Р

И

Н

А

С

Т

С

З

Р

К

А

Т

У

П

Т

Р

В

А

Т

А

А

З

В

О

Р

Р

Е

О

К

Р

Е

Г

Р

У

И

Р

У

О

Р

С

А

Н

И

Е

Р

Ф

А

Й

С

Ц

Е

С

М

Е

Р

И

А

Р

Й

Е

Р

И

Г

А

Т

И

Р

Ш

С

О

Л

Д

П

А

Р

М

А

В

О

Т

А

Т

К

А

О

Ф

О

Р

Н

Ь

Л

Е

В

О

З

Ь

Л

П

З

У

И

Е

Д

И

С

К

Е

Т

А


Приложение 6

ТЕСТ – ОПРОСНИК

  1. Как обозначается жёсткий диск (винчестер)?
  1. С:;
  2. D:;
  3. А:.

  1. Что такое форматирование?
  1. процесс изготовления винчестера;
  2. процесс подготовки магнитных дисков;
  3. процесс изготовления дискет.

  1. Сколько данных можно записать на дискету?
  1. 1,44 Кб;
  2. 14,4 Кб;
  3. 1,44 Мб.

  1. Что нужно сделать перед выключением компьютера?
  1. выполнить команду Перезагрузить компьютер;
  2. выполнить команду Завершение работы;
  3. выполнить команду Завершение сеанса.

  1. Минимальная единица измерения информации?
  1. бит;
  2. байт;
  3. 1000 байт.

  1. Один байт состоит из … битов.
  1. 16 битов;
  2. 8 битов;
  3. 4 бита.

  1. На жёстком диске информация записывается …
  1. пером;
  2. процессом форматирования дисков;
  3. намагничиванием.

  1. Какое устройство не относится к компьютерам?
  1. ноутбук;
  2. магнитофон;
  3. игровая приставка.

  1. Какое устройство в системном блоке предназначено для обработки информации?
  1. процессор;
  2. материнская плата;
  3. дисковод.

  1. Какое устройство служит для длительного хранения информации?
  1. оперативная память;
  2. жёсткий диск;
  3. дискета.

  1. Что такое бит?
  1. бит – это число 1;
  2. бит – это число 0;
  3. бит – это двоичный разряд, принимающий значение 0 или 1.

  1. Из каких частей состоит компьютер?
  1. монитор, клавиатура, принтер;
  2. монитор, клавиатура, системный блок;
  3. мышь, монитор, принтер.

  1. Назначение монитора.
  1. отображение информации;
  2. ввод информации в компьютер;
  3. обработка информации.

  1. Назначение клавиатуры.
  1. обработка информации;
  2. ввод информации в компьютер;
  3. вывод информации на печать.

  1. Для чего предназначен сканер?
  1. для вывода информации на печать;
  2. для вывода информации на экран;
  3. для ввода графической информации с бумаги в компьютер.

  1. Назначение модема.
  1. ввод информации с листа бумаги в компьютер;
  2. передача информации между компьютерами по телефонной сети;
  3. печать информации, хранящейся в компьютере.

  1. Что такое файл?
  1. файл – это единица хранения информации;
  2. файл – это единица обработки информации;
  3. файл – это единица представления информации.

  1. Какое расширение имеет текстовый файл?
  1. .zip;
  2. .doc;
  3. .bmp.

  1. Что в переводе с английского означает слово Windows?
  1. оборудование Microsoft;
  2. программы Microsoft;
  3. окна Microsoft.

  1. Какая программа из названных относится к операционной системе?
  1. Microsoft Word;
  2. Windows;
  3. Norton Commander.


Карточка для учащихся:

Карточка – образец:


Приложение 7

КРОССВОРД

По горизонтали:

  1. Основное устройство ввода информации. (Клавиатура)
  2. «Мозг» машины. (Процессор)
  3. Устройство вывода информации. (Монитор)
  4. Устройство хранения программ и данных. (Память)
  5. Персональные компьютеры предназначены для работы одного человека. Кто он? (Пользователь)
  6. Гибкий магнитный диск, предназначенный для временного хранения информации. (Дискета).
  7. Особый тип файла, содержащий информацию, создаваемую и обрабатываемую пользователем с помощью программ (текст, рисунок и т.д.). (Документ)
  8. Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу тексты и рисунки. (Принтер)

По вертикали:

  1. Основной инструмент сбора, хранения и обработки информации. (Компьютер)

1

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интелектуальная ига по математике для 8 класса.

Презентация составлена по принципу телепередачи "Своя игра". Состоит из трех туров, которые требуют от учащихся знаний по различным разделам математики. Работа может использоватся при проведении внекл...

Интелектуальный бой по математике

Интелектуальный бой по математике для 6 класса....

Интелектуальная игра "Счасливый случай"

Игра проводится в рамках Недели физики как соревнование между двух команд - знатоки физик 9, 10, 11 классов.Целью игры является проверка знаний и умений учащихся, и их сообразительности и находчивости...

Проект интелектуально - поэтического вечера "Властелин тайги"

Целью проекта является развитие познавательных навыков учащихся, мотивация к дальнейшему изучению биологии и максимально возможное раскрытие творческого потенциала учащихся. В статье представлен сцена...

интелектуальная игра для 5 класса "Умники и умницы"

Развивающий классный час, или клубный час в гпд, с презентацией...