Главные вкладки

    Технологическая карта урока "Основные алгоритмические структуры (цикл)"
    план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

    Перова Ирина Александровна

    Предмет:   Информатика и ИКТ
    Класс:    9
    Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

     

     

    Основные понятия

     Алгоритм, цикл, тело цикла, цикл со счетчиком, цикл с условием

    Оборудование

     Компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, интерактивная доска с дидактическим материалом, учебник, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы

    Ресурсы:

     

    ·       Учебник «Информатика и ИКТ: 9 класс» Угринович Н.Д., набор цифровых ресурсов для 9 класса(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/), презентация «Циклические алгоритмы», карточки.

    Формы урока

    фронтальная, Г – групповая

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_1.docx40.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока 
    Ф.И.О. Перова Ирина Александровна
    Предмет:   Информатика и ИКТ
    Класс:    9
    Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

    Тема

     Основные алгоритмические структуры (цикл)

    Цели

     Организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности;

    Задачи

    Образовательные

    -Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащихся изучаемого материала;

    - Содействовать усвоению учащихся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению);

    - Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся.

    - Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащихся изученного материала

    Развивающие:

    -развивать творческие способности обучающихся, познавательный интерес, умение анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания, полученные на других предметах и своей профессиональной деятельности.

    Воспитательные:

    - воспитывать информационную культуру, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни и своей профессиональной деятельности, прививать чувство прекрасного.

    УУД

    • ЛичностныеУУД:
    • устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
    • определять правила работы в группах;
    • оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
    • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
    •  Регулятивные УУД:
    • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
    • работать по плану, инструкции;
    • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
    • отличать верно выполненное задание от неверного;
    • осуществлять самоконтроль;
    • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
    •  Коммуникативные УУД:
    • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
    • владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
    • владеть информационной культурой.
    • Познавательные УУД:
    • ориентироваться в учебнике, на информационном носителе;
    • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
    • проводить анализ учебного материала;
    • проводить классификацию, указывая на основание классификации;
    • проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • Знать: способы представления графической информации, принципы работы сканера.
    • Уметь: переводить из аналогового вида графической информации вцифровой, определять производительность сканера, находить глубину цвета.

    Личностные:чувство личной ответственности за качество окружающейинформационной среды.
    Метапредметные:перевод аналоговой графической информации в цифровую с помощью сканера для дальнейшей обработки и хранения.

    Основные понятия

     Алгоритм, цикл, тело цикла, цикл со счетчиком, цикл с условием

    Оборудование

     Компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, интерактивная доска с дидактическим материалом, учебник, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы

    Ресурсы:

    • Учебник «Информатика и ИКТ: 9 класс» Угринович Н.Д., набор цифровых ресурсов для 9 класса(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/), презентация «Циклические алгоритмы», карточки.

    Формы урока

    фронтальная, Г – групповая

    Технология

     Личностно-развивающая

     

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

     УУД

    Организационный момент
    Время: 1 мин
    перекличка

    Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

      Приветствие учителя.

     

    (Познавательные УУД - Выделение существенной информации из слов учитея.).
    (Коммуникативные УУД - Взаимодействие с учителем).
    (
    Регулятивные УУД - Умение настраиваться на занятие).

    Проверка домашнего задания
    Время:7 мин
    Этапы:

    1 – ответ по карточкам,

    2 – групповая оценка прозвучавших ответов

     - Проводит фронтальный опрос;

    - задает вопросы, по изученному на прошлом уроке материалу;

    - раздает карточки-задания

    Учитель показывает соответствующие изображения с помощью мультимедийного проектора

    Отвечают на вопросы, заданные учителем; выполняют задания по карточкам

    - Что такое алгоритм?

    -Какие иды алгоритмов вам известны?

    - В каком случае можно использовать сокращенную форму алгоритмической структуры «Ветвлвение».

    Карточки:

    1. Начертить блок-схему алгоритмической структуры «ветвление»
    2. Составить блок-схему алгоритма с алгоритмической структурой «выбор-иначе»:

       Вычисление значения функции:

              X+2, если Х < 3

    У=    Х2 -2, если Х=3

             Х-10, если 3 < Х < 10

            Х2,      если Х > 10

    Поиск и выделение необходимой информации.


    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием.


    Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др);

    осознанное и произвольное речевые  высказывание;

    Изучение нового материала
    Время:33 мин
    Этапы:

    1 – актуализация базовых знаний,

    2 –сообщение новых знаний,

     Объясняет новый материал с демонстрацией презентации.

    Дает задания по  презентации

     Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы, выполняют задания, работают у доски

     - Нам очень часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается какое-либо условие, поставленное заранее. Поэтому для того, чтобы не прописывать слишком много одинаковых команд, нужно использовать ЦИКЛ.

    Слайд 1. Цикл-это повтор исполнения одних и тех же команд.

    Алгоритмическая структура «Цикл» обеспечивает многократное выполнение некоторой последовательности действий, называемой ТЕЛОМ ЦИКЛА.

    Слайд 2

      Хочется отметить особенности данных циклов:

    • В цикле «ДО» действие выполняется до вопроса
    • В цикле «ПОКА» вопрос стоит перед действием

    Слайд 3 Определите какая из блок схем относится к циклу «ДО» и «ПОКА»

         

    Давайте попробуем составить блок-схему алгоритма, используя алгоритмическую структуру «ЦИКЛ»

    Слайд 4. Задача1: Рассчитай значение функции по формуле у=(а+b)2  , при значениях а из интервала [-5,5] с шагом +1.

    Данную задачу можно попытаться решить двумя способами:

    1. Используя цикл с параметром
    2. Используя цикл с постусловием

    Рассмотрим цикл с параметром. Параметром цикла является значение переменной а, для которой заданы начальное (-5) и конечное значение (5), а также шаг изменения (+1). Тело цикла будет состоять из серии команд:

    у:= (a+b)2 ;

    Вывод y;

    а:= а+1.

    Продолжение цикла или же выход из него будет контролироваться с помощью проверки условия  а≤5.

    - Кто желает на основании вышеизложенного построить блок-схему?

     Давайте сравним, что получилось у Вас с изображением на слайде.

    (учитель сравнивает работу ученика, если есть ошибки –указывает на них, совместно исправляют).

    Слайд 4.  

     

                                Нач. знач. а=-5;

                                Кон.знач. а=5;

                                     Шаг = +1

     А теперь мне хотелось бы обратить ваше внимание на арифметический цикл.

    Слайд5.  

     Цикл n-раз- это составная команда, которая используется, когда некоторую последовательность команд в алгоритме необходимо повторить заранее известное количество раз. Общий вид такого цикла:

    нц n раз

       список команд (тело цикла)

    кц

     Число повторений n должно быть целым. Оно может быть отрицательным или равным нулю.

    Я предлагаю Вам посмотреть пример составления программы для Робота, которая создаст орнамент, изображенный на рисунке. Внимание на слайд.

    Слайд 6.

     Обратите внимание Робот находится в левом верхнем углу поля. Алгоритм рисования одного элемента узора может иметь следующий вид:

     алг  узор

     нач

          вниз; закрасить; вправо

          вверх; закрасить;

          вниз; вниз; закрасить

          вверх; вправо; закрасить

    кон

      Для того чтобы нарисовать следующий элемент узора, необходимо добавить в программу строку вверх; вправо; вправо;вправо, а затем повторить рисование предыдущего элемента.

      Таким образом, в общем виде программа должна содержать цикл:

    нц n раз

         рисовать фигуру

         перейти в начало следующей фигуры

    кц

     А вот правильно ли мы написали программу для рассматриваемого примера по этой схеме, мы можем узнать,  только запустив ее. Но об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации из высказываний учителя, текста учебника, материала презентации. Анализ содержания параграфа.


    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями работы на уроке. Владеть информационной культурой.


    Работать по плану, инструкции;

    высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

    Закрепление  нового материала
     Время:3 мин
    Этапы:

     

     Задает вопросы для закрепления, выявляет усвоение материала

     

     .

     Отвечают на вопросы учителя, выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний

     

     

     -Что нового вы узнали на уроке?

    - В каких случаях необходимо использовать алгоритмическую структуру Цикл?

    - Как работает Цикл «ДО»?

    - Как работает Цикл «ПОКА»?

    Структурирование знания. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

    Владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.


    Оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Рефлексия 
    Время: 2 мин
    Этапы:

    1 – выставление оценок за урок,

    2 – домашнее задание,

    3 – рефлексия.

    Выставляет оценки за урок с комментариями. Диктует домашнее задание.

    .

      Записывают домашнее задание, выбирают смайлик у доски: улыбка – урок понравился, грусть – не понравился, недоумение –не понял материал

     Д/з: §4.2.4, составить блок-схему задачи1 с постусловием.

    .

    .

    Выделение существенной информации из слов учителя.


    Взаимодействие с учителем.


    Регуляция учебной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока «Алгоритмическая структура «Цикл»

    Разработка урокаРаздел программы: «Основы алгоритмизации и программирование».Тема урока: «Алгоритмическая структура «Цикл» в VBA. Блок - схемы циклов со счетчиком, предусловием и постусловием».Тип уро...

    Технологическая карта с дидактической структурой урока

    Предмет: химия (9 класс), Тип урока  Комбинированный.  Урок изучения нового материалаЦель  урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в фор...

    Презентации на тему "Алгоритмическая структура "цикл" 9 класс

    Презентации на тему "Алгоритмическая структура "цикл" для 9 класса.- цикл с предусловием;- цикл с постусловием;- цикл со счетчиком....

    Конспект "Алгоритмическая структура цикл"

    Конспект урока и презентация для 9 класса по теме  "Алгоритмическая структура цикл"....

    Интрерактивная презентация к уроку "Алгоритмическая структура цикл"

    Министерство  общего и профессионального образования Свердловской областиУправление образования Новоуральского городского округаМуниципальное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательна...

    Решение задач с использованием алгоритмической структуры «цикл с условием».

    Формирование, осмысление и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности по использованию цикла с условием в решении задач....