Урок "Основы Паскаль. Зачёт"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Мостовая Галина Жоржевна

Мы изучили основы языка программирования Паскаль с 9-ми классами (изучение информатики начали с 8 класса). Для того чтобы закрепить основные области знаний мной были проведены тест как промежуточная аттестация знаний и проведен вот такой урок в качестве итоговой аттестации. Так совпало, что урок был проведен в рамках семинара по работе с детьми-инофонами. Комиссией был выделен блок заданий с использованием русского алфавита и упражнение на установку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мостовая Галина Жоржевна

Учитель математики и информатики

МБОУ СОШ №129 города Екатеринбурга

Класс: 9

Время: 2 часа по 40-45 минут

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Обобщающий урок по теме «Основы Паскаль»

        


Цель урока: способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся

ПРЕДМЕТНЫЕ: развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

ЛИЧНОСТНЫЕ: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

познавательные:

  • смысловое чтение;

коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Перечень необходимого дополнительного оборудования и программного обеспечения:

Компьютерный класс: ПК с установленным ПО «PascalABC», экран или интерактивная доска, проектор;

Материал по теме урока в электронном виде и на бумажном носителе: два листа ватмана, фломастеры, маршрутные листы по количеству учащихся, «3-хминутный тест» по количеству учащихся, Презентация Power Point c «Правилами»  и ключом к маршрутному листу.


Ход урока.

1 урок

Учитель: - Здравствуйте.  Давайте уточним, какие темы мы прошли по теме «Основы языка Паскаль».

Учащиеся называют темы, возможно, ориентируясь по тетради (учитель помогает)

  1. Структура языка программирования Паскаль
  2. Типы данных
  3. Операции, функции, выражения в языке Паскаль
  4. Оператор присваивания в языке Паскаль
  5. Ввод-вывод данных
  6. Программирование линейных алгоритмов на Паскале.

Учитель: - Как вы считаете, что нам предстоит сделать на этом уроке, чтобы увидеть свои «проблемные зоны» в пройденных темах. А потом разработать стратегию работы с ними.

Учащиеся называют свои версии:

  • Написать тест
  • Устроить контрольную работу
  • Написать программу на PascalABC
  • Выполнить задания и прочее.

Учитель: - Действительно, для того, чтобы понять достигли мы цели или нет, нужно оценить полученный результат, чем мы сегодня и займемся. Для начала предлагаю совместно выработать правила, по которым будем работать на этом уроке. Разобьемся на две группы, в каждой группе необходимо выбрать одного представителя – парламентера, который будет представлять интересы группы, и огласит принятые вами правила. Обратите внимание на интерактивную доску

На интерактивной доске (экране) слайд 1 (приложение №3)

Учитель: - Внимательно прочитайте, и либо принимаете, либо отвергаете. Можно применить интерпретацию, возможно также добавление своего какого-то правила. Работаем на листе ватмана. У Вас есть 5 минут.

Учащиеся работают на листах ватмана

Учитель (по окончании времени): - Предлагаю представить свои формулировки правил и расшифровать их.

Совместно с учащимися согласовываем, учитель записывает полный набор правил работы на уроке на интерактивной доске.

Правила:

  • Честность
  • Переспрашивать, но не перебивать
  • Будь активным
  • Слушать и слышать
  • Право сказать «нет» и нести за это ответственность
  • Анализировать, но не оценивать
  • Здесь и сейчас
  • Высказывать мнение, даже если не уверен
  • Временные рамки соблюдать

Учитель: - Соотнесите эти правила со своей жизнью в школе, дома. Какие из правил важно использовать при общении с друзьями, одноклассниками, родителями?

Учащиеся высказываются: не всегда нужно быть честным, иногда приходится скрывать какую-либо информацию от родителей, учителей, друзей для их же блага, высказать свое мнение – даже если ты не уверен – возможно получить плохую отметку, сложно сделать все вовремя, вокруг столько интересного. Но правила, действительно, нужны, они помогут организовать свой день, время и пр.

Учитель: - Проверим, насколько вы готовы к работе? Выполним упражнение «3-хминутный тест» (приложение №1). Время пошло (3 минуты на выполнение).  Обсуждение результатов теста: Что произошло? Насколько важно уметь читать и понимать прочитанное? Где в жизни нам приходится встречаться с подобными упражнениями? Под какой вид алгоритма подходит данный тест?

Учащиеся высказываются: Не дочитали до конца, как того требовала инструкция, поторопились, невнимательно прочитали и др. Инструкции к сборке чего-либо похожую структуру имеют, правила игры и др. Линейный алгоритм – последовательность шагов.

2 урок

Учитель: - Мы с вами подошли к логическому завершению изучаемой темы «Основы Паскаль». Дома вы повторяли пройденный материал. А сегодня нам предстоит проверить себя – насколько усвоены основные разделы. Сейчас каждый из вас получит индивидуальный маршрутный лист (образец - приложение №2), по результатам которого вы сможете оценить уровень своих знаний по данной теме – обозначить проблемные места и поставить задачи для их устранения.

В маршрутном листе два блока заданий. Поработаем сейчас с первым. Время для работы– 25-30 минут.

Учащиеся читают задание и выполняют их.

По истечение отведенного времени выводит на интерактивной доске ключ (слайд 2).

Учащиеся самостоятельно (или совместно с учителем) сравнивают и выставляют себе баллы, а потом и отметки.

Количество баллов:       47 – отметка «5»

32-46 – отметка «4»

20-31 – отметка «3»

менее 20 – зачет не сдан

Учитель: - На ваших маршрутных листах есть 2 блок заданий. Выполним упражнение. Необходимо заполнить таблицу. Поставить несколько «+». Время для выполнения упражнения – 3 минуты.

Учащиеся читают задание и выполняют их.

Учитель: - Кто хочет поделиться тем, что получилось?

Учащиеся высказываются.

Учитель: - Вы сейчас делали упражнение на установку. Что же такое установка?

Учащиеся высказываются: это отношение к чему-либо.

Учитель: - Я нашла определение. (слад 3) Установка - устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.

Существует круг «Установка – Поведение – Установка». Любая установка предполагает поведение, которое проявляется даже на невербальном уровне (невербальный уровень – использование мимики, жестов, позы, интонации – всё, кроме речевых и языковых средств – иначе «язык тела», например, танец, музыкальное произведение – которое пробуждает в нас образы, будит чувства или позы «скрещенные руки на груди» – интерпретируется чаще как закрытость, нежелание что – либо слышать, повышенный тон общения – недовольство чем-либо, нежелание слушать).

        (слайд 4) Даем молодому человеку установку: «Все девушки милые, добрые, нежные»

На уровне поведения молодой человек начинает дарить цветы, ухаживать. Показывает себя только с хорошей стороны.

Девушка, видя такое поведение, получает установку1: «Все мужчины галантные кавалеры, таких нужно любить, готовить всяческие вкусности.

На уровне поведения1, девушка начинает заботиться о молодом человеке, часто улыбается, идет навстречу.

Молодой человек, видя такое поведение со стороны девушки, начинает убеждаться в правильности своей установки насчет девушки: «Все девушки милые, добрые, нежные»

        Или

Ребенок получает установку: «Родители –много знают и умеют, они самые верные наши друзья»

На уровне поведения ребенок демонстрирует заботу, прислушивается к мнению родителей, старается соответствовать ожиданиям родителей

Родители, видя такое поведение, получают установку1: «Ребенок – это счастье, опора и надежда. Он стал самостоятельным, умным»

На уровне поведения стараются меньше поучать, дают больше свободы и готовы общаться как с ровней себе, прислушиваются к вашим желаниям

Ребенок, видя такое поведение, убеждается в правильности своей установки: «Родители – много знают и умеют, они самые верные наши друзья»

        А теперь давайте рассмотрим обратную ситуацию:

Дадим себе установку: «Я скучный»

На уровне поведения я буду бояться общаться с одноклассниками, проявлять инициативу в классе, я ведь скучный, со мной не интересно. Постараюсь выражать полную незаинтересованность в общении

Видя такое поведение, мои одноклассники получают установку1: «Он скучный, с ним не интересно»

На уровне поведения1 постараются избегать моего общества, перестанут приглашать в свою компанию

Я, видя такое поведение, буду еще больше убеждаться в том, что я – скучный, ведь со мной никто не хочет общаться.

        

        Наша установка по отношению к себе и другим – это наша жизненная позиция. Существует всего 4 вида таких позиций, 3 из которых проигрышных и только одну можно считать выигрышной – это позиция «Я-ОК, ТЫ – ОК». Кому интересно узнать об этом побольше, предлагаю поискать информацию по этой теме и обсудим ваши находки на следующем уроке. До, свидания. Всем позитивного настроения!

Используемая литература:

  1. http://opengia.ru/ (http://www.fipi.ru/) - Открытый банк заданий по различным предметам для 9 класса и 11 класса
  2. http://letova.com/moi-stati/zhiznennaya-poziciya-kak-neudachnik-mozhet-stat-pobeditelem/ Психологический кабинет И.Летовой



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Упражнение «Трёхминутный тест»

Сможете ли Вы в точности выполнить всего за три минуты, ниже перечисленные инструкции?

  1. Прочтите все пункты, прежде чем, что бы то ни было делать.
  2. Напишите литеру своего класса, свою фамилию и имя в правом верхнем углу листа.
  3. Обведите кружочком слово «лист» во втором пункте.
  4. Нарисуйте ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ КВАДРАТОВ в верхнем левом углу листа.
  5. Поставьте крестик в каждом квадрате, описанном в пункте 4.
  6. Обведите каждый квадрат тремя концентрическими окружностями.
  7. На листе инструкции в правом верхнем углу напишите слово ДА на трех разных языках по одному разу или на Вашем родном языке пять раз.
  8. Обведите КРУЖОЧКОМ пункты 7 и 8.
  9. Поставьте КРЕСТИК в левый нижний угол листа.
  10. Нарисуйте над этим крестиком РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.
  11. Обведите кружочком слово ВЕРХНЕМ в четвертом пункте.
  12. Сложите в столбик на обратной стороне листа числа 896 и 472
  13. Если вы уже дошли до этого пункта отчетливо произнесите свое полное ИМЯ.
  14. Если Вы уверены, что правильно выполнили все предыдущие инструкции, то произнесите отчетливо вслух: «Я ТОЧНО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ».
  15. Разделите на обратной стороне листа сумму, полученную в пункте 12 на 12
  16. Обведите кружочком результат вычисления в пункте 15 и умножьте его на обратной стороне листа на 17.
  17. С нормальной скоростью досчитайте вслух до ДЕСЯТИ.
  18. Проделайте ручкой ТРИ ДЫРОЧКИ в этих точках (старайтесь не повредить результаты Ваших вычислений): 0  0        0
  19. Если Вы выполнили упражнение раньше остальных громко произнесите вслух: «Я ПЕРВЫЙ!». Если вторым, то «Я ВТОРОЙ!» и т. д.
  20. Теперь, когда Вы согласно п. 1 внимательно прочитали весь текст, выполните только то, что написано в пункте 2.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

1 БЛОК.

Инструкция: Внимательно прочитайте задание. Уточните для себя в каком виде требуется результат и в чем вопрос задания. Выполните задание. По окончании работ получите ключ с ответами и сверьте правильность выполнения заданий. Если в результате нет ошибок – выставляется максимальный балл. В случае если допущена одна или несколько ошибок задание оцениваем в 1 балл.

Маршрутный лист №1  ученика (-цы) 9 ______ класса ______________________________________________________

№ задания

Описание задания / ответ

max кол-во баллов

мой балл

1

Определите, почему не работает программа с заголовком: programma Juk. Исправьте ошибку – запишите как правильно

3

2

Определите, какие из приведённых ниже имён и почему нельзя использовать в качестве имён переменных:

  1. seleznew_Petr_11b;    b) F7_1f2;     c) Dog-Cat;     d) Petr Ivanov 10d;     e) Alfa

Подчеркните ошибку

6

3

Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:

a := 4

b := 9

b := 6 * b – a

a := b / 5 * 3 – a

В ответе укажите одно целое число – значение переменной а.  

9

4

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она чётна, то удаляется правый символ цепочки, а если нечётна, то в начало цепочки добавляется буква Б. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А – на ББ – на В и т.д., а Я – на А).

Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы описанного алгоритма.

Например, если исходной была цепочка АВС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ВБГТ, а если исходной была цепочка КРОТ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛСП.

Дана цепочка символов СТОП. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т.е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?

Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Запишите ответ:

12

5

Напишите программу вычисления сумм цифр заданного трехзначного числа. Запустите программу – проверьте правильность её выполнения для чисел 222, 921. Сохраните файл с программой под именем «Зачет_ФИО_класс» по пути 9 класс/diskD/Рабочая. Пригласите учителя, чтобы показать результат.

15

Итого:

47

2 БЛОК.

Инструкция: отметьте те высказывания, которые как вы считаете наиболее полно отражают ваше отношение к себе, уроку, знаниям, одноклассникам и др. Поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Интересный

Легкий

Тяжелый

Хороший

Скучный

Ценный

Нужный/важный

Классный

Полезный

Приличный

Ненужный

Я

Задания урока

Сам урок

Моя отметка

Мои знания по ИКТ

Мои одноклассники

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила нашей работы на уроке Перед вами список возможных правил работы. Часть из них умышленно исковеркана до неузнаваемости. Ваша задача в Вашей группе подготовить, опираясь на эти правила, проект правил, который, на Ваш взгляд, будет способствовать эффективной работе на уроке. Конфиденциальность. Ни в коем случае не говорить правду. Ни в коем случае не переспрашивать, если вы чего-нибудь не поняли или не расслышали. Нужно дождаться перемены. Не предпринимать активных действий, если этого не требуют именно от Вас. Воспринимать конкретные инструкции учителя не как руководство к действию, а как материал для собственного творчества. Право в любой момент сказать «НЕТ» и самому принимать решения. Если вы видите, что кто-то допускает ошибки в ходе выполнения учебных заданий, дайте ему понять, что это не хорошо. Здесь и сейчас. Концентрироваться только на тех событиях, которые происходят в ходе урока. Ни в коем случае не говорить правду. Высказывать свое мнение, только будучи абсолютно уверенным в своей правоте. Четкое соблюдение временных рамок: не опаздывать, не задерживаться на перемене, участвовать с начала до конца.

Слайд 2

Ключи к маршрутным листам № маршрутного листа/ № задания 1 2 3 4 5 Лист №1 program Juk c) Dog - Cat d) Petr Ivanov 10d 26 ВУФР Файл сохранен по заданному пути, проверен учителем и полученный результат оценен в баллах Лист №2 Лист №3 Лист №4 Лист №5 Лист №6 Лист №7

Слайд 3

Установка - устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.

Слайд 4

У П П1 У1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».

Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...

Основы программирования: ТЕМА 03. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...

Урок - игра "Паскаль - это просто, Паскаль - это сложно"

Урок - игра для проверки знаний учащихся по языку программирования Паскаль....

Одномерные массивы на языке Паскаль. Вычисление суммы элементов одномерного массива на языке Паскаль

Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению  темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 9 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю....

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания...

Паскаль.Основы языка Паскаль.

Основы языка Паскаль....