Методическая разработка урока "Отношение: входит в состав" 6 класс информатика ФГОС
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Скворцова Елена Александровна

Методическая разработка урока в рамках курса информатики в 6 классе. На уроке активно используется метод самооценки своей деятельности учеником, групповая работа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по информатике в 6 классе

«Отношение: входит в состав»

Методическое обоснование темы.

Умение определять отношение между объектами и нахождение взаимосвязи между ними, помогает ученикам развивать образное мышление. Ученики учатся анализировать объекты. Данное умение необходимо развивать, для применения в дальнейшей жизни ребенком. Активная познавательная деятельность каждого школьника обеспечивается в процессе его самостоятельной работы – работы, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели и учатся самостоятельно анализировать свою деятельность.

Методические рекомендации по проведению занятия.

В процессе обучения важную роль играет проверка и оценка заданий учащихся. Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждение у них потребности в решении возникшей проблемы. Учитель лишь направляет учеников, чтоб они самостоятельно могли прийти к поставленной цели.

Ожидаемые результаты:

Формируются компетентности:

предметные – представления об отношениях между объектами;

метапредметные – ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами, умение работы в группе.

личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

План урока

Тема урока. «Отношение входит в состав»

Тип урока. Комбинированный

Вид урока. Смешанный

Цели:

Создание обучающей среды мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.

Решаемые учебные задачи:

1) закрепить представления об отношениях между объектами;

2) рассмотреть отношение «входит в состав»;

3) познакомить с использованием схемы состава для решения задач;

4) закрепить умения работы в простом графическом редакторе – инструменте создания графических объектов.

Материально-техническое обеспечение урока.

  1. Персональные компьютеры
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Маркерная доска

Технологическая карта урока

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Учитель приветствует детей и выдает им карты самоанализа и карточки ответов (для дальнейшей дискуссии). Учитель запускает презентацию.

Демонстрируется слайд 2, что потребуется сегодня на уроке. Демонстрируется план урока.

Учащиеся рассаживаются на свои места. Готовятся к уроку.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация

Учитель предлагает детям взять в руки карту самооценки и на ней начать отмечать ответы на вопросы из презентации. Демонстрируются слайды 4-13.

Учитель начинает этап проверки ответов на вопросы.

 

Ученики самостоятельно отвечают на вопросы и отмечают их в карте самооценки.

Ученики берут в руки карточки с ответами и начинают поднимать карточки с буквой верного ответа. Если их ответ совпадает с верным ответом, то в карте самоанализа ученики ставят себе «+1», если не совпадает ставят «0».

Задачу 3 один из учеников решает на доске и класс проверяет. (баллы за 3 задачу «+2» и «0»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

2. Постановка проблемы

Учитель выдает каждой группе учеников «по облаку тегов», где представлены составные части, единого объекта.

Учитель дает задание ученикам представить в виде схемы, то что представлено в облаке и зарисовать это на листе.

Ученики делятся на 3 группы (удобнее разделить по ближайшим находящимся партам). Представляют теги из облака в виде схемы. За составленное облако в карте самоанализа дет отмечают «+2» балла.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Познавательные: логические - анализ объектов

3. Постановка цели

Учитель предлагает назвать в каком отношении находятся элементы в схеме.

И определить цель урока.

Слайд 17.

Ученики называют тему урока «Отношение входит в состав»

И определяют, что надо научиться решать задачи используя схему состава.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы

4.  Освоение новых знаний

Учитель запускает слайд 19. И предлагает ученикам по схеме состава самостоятельно решить задачу. Учитель помогает и отвечает на вопросы в  процессе решение.

Учитель проверяет как происходит решение поставленной задачи.

Ученики решают поставленную задачу.

Ученики отмечают в карте самоанализа баллы «+2» задача решена, «0» задача не решена.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цели рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель предлагает детям самостоятельно, без его помощи решить задачу 6 слайд 21.

Учитель проверяет решение задачи

Ученики решают задачу самостоятельно в тетради.

Ученики в карте самоанализа отмечают баллы «+2» задача решена, «0» задача не решена.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

 6. Практическая работа

Учитель выдает детям листы для самостоятельного выполнения практической работы из учебника на компьютере. №5-6 из практической работы №3 стр.138 учебника

Ученики рассаживают за компьютеры и начинают самостоятельно выполняют практическую работы

Ученики самостоятельно оценивают свою работу по 3 бальной системе

«+3» работа выполнена полностью

«+2» рисунки не сохранены или изображение не много не соответствует рисунку из задания

«+1» выполнено полностью лишь одно задание.

«0» ни одно задание полностью не выполнено.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

Рефлексия деятельности.

Учитель предлагает детям подсчитать количество баллов и самостоятельно выполнить оценку своей деятельности

Сначала ученики оценивают свою работу, без подсчета баллов и выставляют себе отметку. Далее

Ученики подсчитывают свои баллы и выставляют оценку за урок.

90-100% - 5

75-90% - 4

50-75% - 3

Менее 50% - 2.

На основании двух оценок дети выставляют себе итоговую оценку за урок.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

Домашнее задание

Рабочая тетрадь №40б, 43, 46. Дополнительно №47

Приложение:

  1. Презентация
  2. Облако тегов
  3. Карта самооценки



Предварительный просмотр:

Карта самооценки

Ученика 6 «___» класса.

Фамилия _________________________ Имя _______________________

Номер задание

Ответ

Баллы

Максимально баллов за задание

1.1

1

1.2

1

1.3

1

1.4

1

2.1

1

2.2

1

2.3

1

2.4

1

2.5

1

3.

2

4. Схема рисуется на отдельном листе

2

5. Решение задачи происходит в рабочей тетради

2

6. Решение задачи происходит в рабочей тетради

2

Практическая работа

3

Итого:

20

Моя оценка деятельности ______________________

Мои баллы и оценка __________________________

Оценка за урок _______________________________

Что мне понравилось на уроке __________________________________________________________________

Что мне не понравилось на уроке

__________________________________________________________________

Что вызвало затруднение __________________________________________________________________

В чем Я имел успех

 __________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6 класс Отношение «входит в состав» Учитель: Скворцова Е.А .

Слайд 2

Вам потребуются на уроке: Рабочая тетрадь Лист самоконтроля Письменные принадлежности Карточки ответов

Слайд 3

Структура урока:

Слайд 4

Задание 1. Определите отношения: а) Объект – Объект б) Объект – Множество в.) Множество - Множество Москва – город России

Слайд 5

Задание 1.2 Определите отношения: а) Объект – Объект б) Объект – Множество в.) Множество - Множество Эверест выше Эльбруса

Слайд 6

Задание 1.3 Определите отношения: а) Объект – Объект б) Объект – Множество в.) Множество - Множество 35 кратно 5

Слайд 7

Задание 1.4 Определите отношения: а) Объект – Объект б) Объект – Множество в.) Множество - Множество Деревья – это растения

Слайд 8

Задание 2.1. Установите соответствие: а) Пересечение мн. б) Подмножество в) Множества равны г) Мн. не пересекаются 1. 2. 3. 4.

Слайд 9

Задание 2.2. Изобразите отношение множеств в виде кругов Эйлера: Множество учеников – Множество хоккеистов 1. 2. 3. 4.

Слайд 10

Задание 2.3. Изобразите отношение множеств в виде кругов Эйлера: Столица России– Москва 1. 2. 3. 4.

Слайд 11

Задание 2.4. Изобразите отношение множеств в виде кругов Эйлера: Множество прямоугольников – множество квадратов 1. 2. 3. 4.

Слайд 12

Задание 2.5. Изобразите отношение множеств в виде кругов Эйлера: Множество треугольников – множество прямоугольников 1. 2. 3. 4.

Слайд 13

Задача 3. Решите задачу с помощью кругов Эйлера: В летнем лагере отдыха 86 семиклассников. 8 из них не любят играть в компьютерные игры. 54 семиклассника играют в квесты , 62 – в симуляторы. Сколько ребят с одинаковым удовольствием играют и в квесты и симуляторы?

Слайд 14

Самоанализ по итогам первой части работы!

Слайд 15

Работа по группам 4. Вам дается облако тегов, попытайтесь представить в виде схемы все слова представленные в облаке.

Слайд 16

Цель урока: Разобраться в отношении «входит в состав» Научиться решать задачи

Слайд 17

Используя схему состава решите задачу 5: В салоне небольшого самолета летят два пассажира. Некоторые из них москвичи, остальные иногородние. Среди москвичей 9 мужчин. Некоторые из пассажиров артисты, но ни одна из иногородних женщин не является артисткой. Всего иногородних мужчин 18. Из них 13 – не артисты. Среди пассажиров не являются артистами, 16 мужчин и 11 женщин, 6 москвичей не артисты.

Слайд 18

Решите задачу 6 Бабушка принесла Ивану посылку с яблоками и грушами. Некоторые из них были большие, остальные маленькими. По цвету плоды тоже различались: часть плодов была жёлтого цвета, остальные зелёного. Среди плодов не было ни маленьких груш, ни маленьких зелёных яблок. Яблок было 25, а груш 17. Больших плодов было 32. Жёлтых плодов было 28. Зелёных яблок было на 2 больше, чем зелёных груш. Иван угостил этими плодами своих друзей. Больше всего ребятам понравились большие жёлтые яблоки. Сколько было таких яблок?

Слайд 19

Приступите к практической работе: Выполнить задание 5-6 из практической работы №3 стр.138 учебника

Слайд 20

Домашнее задание Рабочая тетрадь №40б, 43, 46. Дополнительно №47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории в 5 классе (по ФГОС второго поколения)

Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока  "Первобытные собиратели и охотники". В разработке указаны ...

методическая разработка урока географии в 6 классе по ФГОС

урок в 6 классе по теме "Облик земного шара. Свойства вод Мирового океана" по ФГОС...

Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы» Учебник:Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. 9 клас

В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий  (ИТ). Исполь...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока.  Урок построен с применением приёмов  технго...

методическая разработка по предмету музыка 5 класс по ФГОС

Музыка на мольберте.  Композитор - художник...

Методическая разработка "Национально-региональный компонент на уроках информатики в рамках ФГОС"

На протяжении более чем 15 лет преподавания информатики у меня накопилось достаточное количество материала (тексты, картинки, таблицы и т.д.), содержащего те или иные элементы национально-региональног...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...