Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы» Учебник:Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. 9 клас
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Колесникова Анастасия Тимофеевна

 

В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий  (ИТ). Использование ИТ позволяет решать следующие задачи:

  • повышает качество и эффективность обучения;
  •  сокращает время изучения предмета;
  •  укрепляет различные межпредметные связи, позволяя проводить  интегрированные уроки;
  • значительно повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине.

Одной из конкретных форм применения ИТ является применение компьютера при изучении курса алгебры и подготовке учащихся 9-х классов к итоговой аттестации по теме «Уравнения прямой, параболы, гиперболы».Данный урок - интегрированный урок алгебры и информатики с использованием табличного процессораExcel2007-2010

           При рассмотрении тем, связанных с построением графиков и проверкой графических заданий,  использование компьютера оправдано. При построении графиковна доске или в тетради  основная часть времени  и внимания учащихся тратится на формирование таблиц значений аргумента и функции. Использование технологии построения графиков в табличном процессоре Excelпозволяет значительно сэкономить время  на эту рутинную часть работы (которую учащиеся уже освоили ранее), увеличить объем материала,  провести сравнении  различных графиков, сделать работу над графиками интересной, яркой и зрелищной. Работа по исследованию свойств различных  графиков при этом становится  более доходчивой для учащихся.

Данный урок может быть адаптирован для изучения, обобщенияи повторения материала  по данной теме,  а также для подготовки к итоговой аттестации учащихся по построению и исследованию  графиков и решению уравнений графическим способом.Материалы урока можно использовать при внедрении в учебный процесс элементов дистанционного обучения

Цели урока:

Обучающая: закрепление навыков исследования функций и построения  графиков прямой, параболы и гиперболы.  Построение графиков функций в среде электронных таблиц;обобщениеи систематизация знаний о свойствах функций.

Развивающая:  развитие логического мышления,формирование поискового стиля мышления, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: воспитание усидчивости, внимания; привитие учащимся навыков самостоятельной работы, бережного отношения к оборудованию.

Тип урока: обобщающий урок.

Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.

Форма работы: классно-урочная.

Технология: личностно-ориентированная; проблемно-исследовательская, информационно коммуникационная.

Время проведения: 2014 год.

Оборудование: компьютерный класс,  мультимедийный проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока:

Обучающая: закрепление навыков исследования функций и построения  графиков прямой, параболы и гиперболы.  Построение графиков функций в среде электронных таблиц;обобщениеи систематизация знаний о свойствах функций.

Развивающая:  развитие логического мышления,формирование поискового стиля мышления, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: воспитание усидчивости, внимания; привитие учащимся навыков самостоятельной работы, бережного отношения к оборудованию.

Тип урока: обобщающий урок.

Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.

Форма работы: классно-урочная.

Технология: личностно-ориентированная; проблемно-исследовательская, информационно коммуникационная.

Время проведения: 2014 год.

Оборудование: компьютерный класс,  мультимедийный проектор.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

3.Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков прямой, параболы и гиперболы.

4. Актуализация знаний по построению диаграмм и графиков  с помощью табличного процессора  Excel

5. Практическая самостоятельная работа на компьютере: построение графиков.

6. Обсуждение результатов.

7. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

В первой части итоговой письменной работы чаще всего представлены задания, требующие установить соответствие между графиком и формулой, задающей функцию. Среди графиков функций встречаются  прямые, параболы и гиперболы. Для выполнения заданий по этой теме из любой части работы полезно знать уравнения и свойства этих функций. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим этот материал.

Мотивация.

Вы знаете, что для  построения графиков  вручную требуется много времени, приходится выполнять достаточно много вычислений, заполнять таблицу значений аргумента и функции. Поэтому сегодня мы будем строить графики  с помощью  табличного процессора MS Excel, который  по нашей команде выполнит вычисления и построит графики. Нашей задачей будет повторение уравнений прямой, параболы и гиперболы, а также закрепление знаний по основным свойствам этих функций.

3. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков прямой, параболы, гиперболы.

Перечень вопросов и ответов для фронтального опроса и повторения.

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что является графиком линейной функции?

Прямая

2

Как записывается уравнение прямой?

y = kx+b

3

В какой точке прямаяy = kx+b пересекает

 ось Оу?

В точке с ординатой b

4

Как называется коэффициент k?

Угловой коэффициент

5

Когда две прямые y1 = k1x+b1 и y2 = k2x+b2

параллельны?

Если k 1=k2 и  b1 =b2

6

Когда две прямые y1 = k1x+b1 и y2 = k2x+b2

пересекаются?

Если k 1 =k2

7

Чему равна ордината точки на оси абсцисс?

Ордината равна нулю

8

Чему равна абсцисса точки на оси ординат?

Абсцисса равна нулю

9

Что является графиком квадратичной функции?

Парабола

10

Как записывается уравнение параболы?

y=ax2+bx+c

11

Какой коэффициент называется старшим?

Коэффициент a

12

Как определить, куда направлены ветви параболы – вверх или вниз?

При а>0 – ветви вверх

При а< 0 - вниз

13

 Как найти координаты вершины параболы?

xв= -b/2a

yв= ax2 в+bxв+c

14

Как найти точки пересечения параболы: а) с осью Оу; б) с осью Ох?

Решив уравнения:

а) y=a·02+b·0+c; х=0,y=с;

б)0=ax2+bx+c; y=0


№ п/п

Вопрос

Ответ

15

Как определить количество точек пересечения параболы с осью  Ох?

По дискриминанту D=b2- 4ac; D=0 одна точка пересечения, D>0 две точки  пересечения, D<0 нет точек пересечения.

16.

Как называется график обратной пропорциональности у=k/x?

Гиперболой

17

 Сколько ветвей имеет гипербола?

Две ветви

18

В каких частях координатной плоскости может располагаться гипербола?

В 1 и Ш, либо во П и 1V

19

От чего зависит расположение гиперболы?

При k>0 ветви гиперб. в 1 и Шчетв. При k<0 во П и 1V

  1. y=kx+b прямая пропорциональность.
  1. Из пшеницы получается 60% муки. Сколько муки получится из 28 тонн пшеницы.

100% - 60%

28 тонн – x тонн

Ответ: 16.8 тонн.

  1. За три минуты с конвеерной линии снимают 270 коробок молока. Сколько коробок молока с конвеера снимают за 10 минут.

Решение: 3 мин. – 270 коробок

                10 мин. – x коробок        

x=(270*10)/3=900

  1. Зависимость объема спроса q (тыс руб.) на продукцию предприятия- монополиста от цены p (тыс руб.) задается правильно формулой q=85-5p. Выручка предприятия за месяц r(тыс руб.) вычисляется по формуле r=q*p определите наибольшую цену pпри которой месячная выручкаr составит 300 (тыс руб.).

Решение: r=q*pr=(85-5p)*p

.  Ответ: 12

  1. Площадь пришкольного участка 120 квадратных метров. Какова длина участка, если она на 7 метров больше ширины.

Решение: Пусть x(метров) ширина участка, тогда длина (x+7)метров, а площадь участка (x+7)*x.

Составим и решим уравнение: (x+7)*x=120 не является решением. - ширина, тогда длина участка x+7=15

Ответ: Длина участка 15 метров.

  1. За три дня 14 учащихся пропололи школьный участок. За сколько дней эту же работу выполнят 21 учащийся, если будут работать с такой же производительностью.

Решение: 3 – 14 человек

                x – 21 человек.

Ответ: за 2 дня.

  1. Для перевозки пшеницы надо сделать 15 рейсов грузоподъемностью 4 тонны. Сколько рейсов потребуется сделать на автомобиле грузоподъемностью 6 тонн чтобы перевести эту же пшеницу?

Решение: 15 рейсов – 4 тонны

                xрейсов – 6 тонн

x=(15*4)/6=10 рейсов.        

4. Актуализация знаний по построению диаграмм и графиков  с помощью табличного процессора  Excel

Метод повторения – словесно-иллюстративный в форме практического занятия с использованием интерактивной доски.

Ввод  формулы  начинается со знака «=». Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций. Формула пишется в одну строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом, проставляются все знаки операций. Повторим знаки операций:

+ сложение, - вычитание; * умножение; / деление;^ возведение в степень.

Для распространения данных и формул используется маркер заполнения, для этого:

1.        Выделите ячейку (или две соседние ячейки для распространения значений с заданным интервалом)

2.        Установите указатель в правый нижний угол и, когда он примет вид тонкого черного креста,  удерживая нажатой левую клавишу мыши,  перетащите  его в нужном направлении.

Алгоритм построения графиков функций в табличном процессоре Excel:

1 . Ввести значение аргумента с заданным промежутком.

2. Ввести формулу (уравнение функции)

3. Распространить данные и формулу с помощью маркера заполнения.

4. Построить график функции (вставка – диаграмма – точечная), выделив диапазон значений.

5. Практическая самостоятельная работа на компьютере: построение графиков прямой, параболы и гиперболы.

Задания для работы и результаты работы учащихся передаются по локальной сети на сервер преподавателя. Задания   дифференцированы по сложности. Учащиеся работают  в индивидуальном режиме. Используя сетевые ресурсы,преподавательконтролирует работу учащихся на всех этапах.

Примеры заданий.

№ п/п

Задание

Ответ

1

Даны уравнения прямых:

а) y=x+2; б) y=x+4; в) y=-2x+1;

Найти и построить: параллельныепрямые; пересекающиеся прямые.

Параллельные а), б)

Пересекающиеся – Прямая в) пересекает прямые а) и б).

2

Даны уравнения парабол:

а) y=x2+3; б)y=-x2+6x+6;

Построить параболу: содной точкой пересечения с осью Х

Без точек пересечения с осью Х.

а) y=-x2+6x+6;

а) y=x2+3;

№ п/п

Задание

Ответ

3

Даны уравнения: а) y=;   б) y=;  в) y=;

Построить график  в  1 и Ш  четверти;

Построить график  во П и 1V четверти.

а) y=;   в) y=;

б) y=;  

6. Обсуждение результатов. Сравнить результаты построения графиков на компьютере и вручную. Оправдано ли при построении данных графиков и применение компьютера? Сделать выводы.

Анализ полученных результатов. Выставление комплексных оценок: за фронтальный опрос и практическую работу.

7. Домашняя работа.Повторение общей схемы исследования функции и построения ее графика.Результаты занести в таблицу.

Название

Формула

Основные свойства

График

Прямая

Парабола

Гипербола

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Кочагин В.В. ГИА 2013 Математика: сборник заданий: 9 класс – М;Эксмо,2012
  2. http://do.gendocs.ru/docs/index-144410.html
  3. http://www.uchmet.ru/library/material/144058/
  4. http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2.html
  5. geometry2006.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использованием табличного процессора MS-Excel («Формулы в MS-Excel»)

Уроки рассчитаны на учащихся 5 классов, изучивших темы «Формулы», «Площади квадрата и прямоугольника», «Объёма параллелепипеда», имеющих начальные навыки работы на компьютере. Использование комп...

Интегрированный урок по математики и информатики 9 класс Тема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»

Интегрированный урок по математики и информатики 9 классТема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»...

Интегрированный урок наглядная геометрия и информатика 6 класс "Орнаменты".

Разработка и презентация интегрированного урока по наглядной геометрии и информатике в 6 классе по теме "Орнаменты"...

Интегрированный урок – презентация по математике в 5 классе коррекционной школы-интерната 8 вида по теме "Сложение и вычитание в пределах 1000. Река Кубань."

Урок раздела: «Все действия в пределах 1000 (Повторение)», на котором закрепляются умения и навыки в сложении и вычитании чисел,   расширяется кругозор и познавательные интересы на основе краевед...

Сценарий интегрированного урока (русский язык и информатика) 5 класс

Интегрированный урок в 5 классе разработан с новыми условиями требований ФГОС (системно-деятельностный подход, формирование УУД)....

Конспект урока по музыке для 1 - 2 классов с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии. Тема урока: «Музыкальные инструменты. Свирель и рожок».

Конспект урока по музыке для 1-2 классов. "Музыкальные инструменты. Свирель и рожок". Адресован учителям музыки....