Главные вкладки

    План-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему:
    Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы» Учебник:Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. 9 клас

    Колесникова Анастасия Тимофеевна

     

    В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий  (ИТ). Использование ИТ позволяет решать следующие задачи:

    • повышает качество и эффективность обучения;
    •  сокращает время изучения предмета;
    •  укрепляет различные межпредметные связи, позволяя проводить  интегрированные уроки;
    • значительно повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине.

    Одной из конкретных форм применения ИТ является применение компьютера при изучении курса алгебры и подготовке учащихся 9-х классов к итоговой аттестации по теме «Уравнения прямой, параболы, гиперболы».Данный урок - интегрированный урок алгебры и информатики с использованием табличного процессораExcel2007-2010

               При рассмотрении тем, связанных с построением графиков и проверкой графических заданий,  использование компьютера оправдано. При построении графиковна доске или в тетради  основная часть времени  и внимания учащихся тратится на формирование таблиц значений аргумента и функции. Использование технологии построения графиков в табличном процессоре Excelпозволяет значительно сэкономить время  на эту рутинную часть работы (которую учащиеся уже освоили ранее), увеличить объем материала,  провести сравнении  различных графиков, сделать работу над графиками интересной, яркой и зрелищной. Работа по исследованию свойств различных  графиков при этом становится  более доходчивой для учащихся.

    Данный урок может быть адаптирован для изучения, обобщенияи повторения материала  по данной теме,  а также для подготовки к итоговой аттестации учащихся по построению и исследованию  графиков и решению уравнений графическим способом.Материалы урока можно использовать при внедрении в учебный процесс элементов дистанционного обучения

    Цели урока:

    Обучающая: закрепление навыков исследования функций и построения  графиков прямой, параболы и гиперболы.  Построение графиков функций в среде электронных таблиц;обобщениеи систематизация знаний о свойствах функций.

    Развивающая:  развитие логического мышления,формирование поискового стиля мышления, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Воспитательная: воспитание усидчивости, внимания; привитие учащимся навыков самостоятельной работы, бережного отношения к оборудованию.

    Тип урока: обобщающий урок.

    Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.

    Форма работы: классно-урочная.

    Технология: личностно-ориентированная; проблемно-исследовательская, информационно коммуникационная.

    Время проведения: 2014 год.

    Оборудование: компьютерный класс,  мультимедийный проектор.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цели урока:

    Обучающая: закрепление навыков исследования функций и построения  графиков прямой, параболы и гиперболы.  Построение графиков функций в среде электронных таблиц;обобщениеи систематизация знаний о свойствах функций.

    Развивающая:  развитие логического мышления,формирование поискового стиля мышления, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Воспитательная: воспитание усидчивости, внимания; привитие учащимся навыков самостоятельной работы, бережного отношения к оборудованию.

    Тип урока: обобщающий урок.

    Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.

    Форма работы: классно-урочная.

    Технология: личностно-ориентированная; проблемно-исследовательская, информационно коммуникационная.

    Время проведения: 2014 год.

    Оборудование: компьютерный класс,  мультимедийный проектор.

    План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и постановка цели урока.

    3.Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков прямой, параболы и гиперболы.

    4. Актуализация знаний по построению диаграмм и графиков  с помощью табличного процессора  Excel

    5. Практическая самостоятельная работа на компьютере: построение графиков.

    6. Обсуждение результатов.

    7. Домашнее задание.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Приветствие.

    2. Сообщение темы и постановка цели урока.

    В первой части итоговой письменной работы чаще всего представлены задания, требующие установить соответствие между графиком и формулой, задающей функцию. Среди графиков функций встречаются  прямые, параболы и гиперболы. Для выполнения заданий по этой теме из любой части работы полезно знать уравнения и свойства этих функций. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим этот материал.

    Мотивация.

    Вы знаете, что для  построения графиков  вручную требуется много времени, приходится выполнять достаточно много вычислений, заполнять таблицу значений аргумента и функции. Поэтому сегодня мы будем строить графики  с помощью  табличного процессора MS Excel, который  по нашей команде выполнит вычисления и построит графики. Нашей задачей будет повторение уравнений прямой, параболы и гиперболы, а также закрепление знаний по основным свойствам этих функций.

    3. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков прямой, параболы, гиперболы.

    Перечень вопросов и ответов для фронтального опроса и повторения.

    № п/п

    Вопрос

    Ответ

    1

    Что является графиком линейной функции?

    Прямая

    2

    Как записывается уравнение прямой?

    y = kx+b

    3

    В какой точке прямаяy = kx+b пересекает

     ось Оу?

    В точке с ординатой b

    4

    Как называется коэффициент k?

    Угловой коэффициент

    5

    Когда две прямые y1 = k1x+b1 и y2 = k2x+b2

    параллельны?

    Если k 1=k2 и  b1 =b2

    6

    Когда две прямые y1 = k1x+b1 и y2 = k2x+b2

    пересекаются?

    Если k 1 =k2

    7

    Чему равна ордината точки на оси абсцисс?

    Ордината равна нулю

    8

    Чему равна абсцисса точки на оси ординат?

    Абсцисса равна нулю

    9

    Что является графиком квадратичной функции?

    Парабола

    10

    Как записывается уравнение параболы?

    y=ax2+bx+c

    11

    Какой коэффициент называется старшим?

    Коэффициент a

    12

    Как определить, куда направлены ветви параболы – вверх или вниз?

    При а>0 – ветви вверх

    При а< 0 - вниз

    13

     Как найти координаты вершины параболы?

    xв= -b/2a

    yв= ax2 в+bxв+c

    14

    Как найти точки пересечения параболы: а) с осью Оу; б) с осью Ох?

    Решив уравнения:

    а) y=a·02+b·0+c; х=0,y=с;

    б)0=ax2+bx+c; y=0


    № п/п

    Вопрос

    Ответ

    15

    Как определить количество точек пересечения параболы с осью  Ох?

    По дискриминанту D=b2- 4ac; D=0 одна точка пересечения, D>0 две точки  пересечения, D<0 нет точек пересечения.

    16.

    Как называется график обратной пропорциональности у=k/x?

    Гиперболой

    17

     Сколько ветвей имеет гипербола?

    Две ветви

    18

    В каких частях координатной плоскости может располагаться гипербола?

    В 1 и Ш, либо во П и 1V

    19

    От чего зависит расположение гиперболы?

    При k>0 ветви гиперб. в 1 и Шчетв. При k<0 во П и 1V

    1. y=kx+b прямая пропорциональность.
    1. Из пшеницы получается 60% муки. Сколько муки получится из 28 тонн пшеницы.

    100% - 60%

    28 тонн – x тонн

    Ответ: 16.8 тонн.

    1. За три минуты с конвеерной линии снимают 270 коробок молока. Сколько коробок молока с конвеера снимают за 10 минут.

    Решение: 3 мин. – 270 коробок

                    10 мин. – x коробок        

    x=(270*10)/3=900

    1. Зависимость объема спроса q (тыс руб.) на продукцию предприятия- монополиста от цены p (тыс руб.) задается правильно формулой q=85-5p. Выручка предприятия за месяц r(тыс руб.) вычисляется по формуле r=q*p определите наибольшую цену pпри которой месячная выручкаr составит 300 (тыс руб.).

    Решение: r=q*pr=(85-5p)*p

    .  Ответ: 12

    1. Площадь пришкольного участка 120 квадратных метров. Какова длина участка, если она на 7 метров больше ширины.

    Решение: Пусть x(метров) ширина участка, тогда длина (x+7)метров, а площадь участка (x+7)*x.

    Составим и решим уравнение: (x+7)*x=120 не является решением. - ширина, тогда длина участка x+7=15

    Ответ: Длина участка 15 метров.

    1. За три дня 14 учащихся пропололи школьный участок. За сколько дней эту же работу выполнят 21 учащийся, если будут работать с такой же производительностью.

    Решение: 3 – 14 человек

                    x – 21 человек.

    Ответ: за 2 дня.

    1. Для перевозки пшеницы надо сделать 15 рейсов грузоподъемностью 4 тонны. Сколько рейсов потребуется сделать на автомобиле грузоподъемностью 6 тонн чтобы перевести эту же пшеницу?

    Решение: 15 рейсов – 4 тонны

                    xрейсов – 6 тонн

    x=(15*4)/6=10 рейсов.        

    4. Актуализация знаний по построению диаграмм и графиков  с помощью табличного процессора  Excel

    Метод повторения – словесно-иллюстративный в форме практического занятия с использованием интерактивной доски.

    Ввод  формулы  начинается со знака «=». Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций. Формула пишется в одну строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом, проставляются все знаки операций. Повторим знаки операций:

    + сложение, - вычитание; * умножение; / деление;^ возведение в степень.

    Для распространения данных и формул используется маркер заполнения, для этого:

    1.        Выделите ячейку (или две соседние ячейки для распространения значений с заданным интервалом)

    2.        Установите указатель в правый нижний угол и, когда он примет вид тонкого черного креста,  удерживая нажатой левую клавишу мыши,  перетащите  его в нужном направлении.

    Алгоритм построения графиков функций в табличном процессоре Excel:

    1 . Ввести значение аргумента с заданным промежутком.

    2. Ввести формулу (уравнение функции)

    3. Распространить данные и формулу с помощью маркера заполнения.

    4. Построить график функции (вставка – диаграмма – точечная), выделив диапазон значений.

    5. Практическая самостоятельная работа на компьютере: построение графиков прямой, параболы и гиперболы.

    Задания для работы и результаты работы учащихся передаются по локальной сети на сервер преподавателя. Задания   дифференцированы по сложности. Учащиеся работают  в индивидуальном режиме. Используя сетевые ресурсы,преподавательконтролирует работу учащихся на всех этапах.

    Примеры заданий.

    № п/п

    Задание

    Ответ

    1

    Даны уравнения прямых:

    а) y=x+2; б) y=x+4; в) y=-2x+1;

    Найти и построить: параллельныепрямые; пересекающиеся прямые.

    Параллельные а), б)

    Пересекающиеся – Прямая в) пересекает прямые а) и б).

    2

    Даны уравнения парабол:

    а) y=x2+3; б)y=-x2+6x+6;

    Построить параболу: содной точкой пересечения с осью Х

    Без точек пересечения с осью Х.

    а) y=-x2+6x+6;

    а) y=x2+3;

    № п/п

    Задание

    Ответ

    3

    Даны уравнения: а) y=;   б) y=;  в) y=;

    Построить график  в  1 и Ш  четверти;

    Построить график  во П и 1V четверти.

    а) y=;   в) y=;

    б) y=;  

    6. Обсуждение результатов. Сравнить результаты построения графиков на компьютере и вручную. Оправдано ли при построении данных графиков и применение компьютера? Сделать выводы.

    Анализ полученных результатов. Выставление комплексных оценок: за фронтальный опрос и практическую работу.

    7. Домашняя работа.Повторение общей схемы исследования функции и построения ее графика.Результаты занести в таблицу.

    Название

    Формула

    Основные свойства

    График

    Прямая

    Парабола

    Гипербола

    Список литературы и Интернет-ресурсов:

    1. Кочагин В.В. ГИА 2013 Математика: сборник заданий: 9 класс – М;Эксмо,2012
    2. http://do.gendocs.ru/docs/index-144410.html
    3. http://www.uchmet.ru/library/material/144058/
    4. http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2.html
    5. geometry2006.narod.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по физике и информатике в 9 классе.

    Урок проводится в виде игры "Интеллектуальный мармфон" в 9 классе для подготовки учащихся к ГИА....

    интегрированный урок по математике и информатике в 9 классе

    Конспект b презентация интегрированного  урока по  математике и информатике в 9 классе по теме " Графический способ решения систем уравнений. Работа в программном комплексе Excel"...

    Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы»

    В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий  (ИТ). Использовани...

    Интегрированный урок по математике и информатике в 7 классе по теме «Системы уравнений. Графики и диаграммы».

    Цели:образовательные: повторение алгоритмов решения систем линейных уравнений различными способами;  отработка практических навыков решения систем уравнений; умение правильно выбирать способ реше...

    Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных технологий.

    Открытый урок проводился в рамках прогрммы по музыке Е. Критской и Сергеевой по теме:"Авторская песня:прошлое и настоящее". Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне...