ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
консультация по информатике и икт на тему

Агренич Наталья Николаевна

В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма.

            Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.gmcit.murmansk.ru/text/bit/2009/134/index1.htm

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ  УЧАЩИХСЯ  НА  УРОКАХ  ИНФОРМАТИКИ  И  ИКТ

        В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма.

        Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.

        

        Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, работающих за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • утомление глаз, нагрузка на зрение;
  • перегрузка суставов кистей;
  • загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;
  • стресс при потере информации.

        Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Основными целями  здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках информатики, являются следующие:

  • создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
  • создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни

Для реализации данных целей учителю информатики ежеурочно необходимо решить следующие  задачи:

  • отслеживать санитарно – гигиенического состояния класса;
  • нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствиями с требованиями;
  • давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни учащихся;
  • осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающие технологии на уроках.

        Самообразование и участие в обобщении опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме здоровьесбережения является неотъемлемой частью работы каждого учителя информатики и ИКТ.         

        При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.

        Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий и методов обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников. Проектирование образовательного процесса на уроках информатики и ИКТ наиболее эффективно осуществлять с использованием:

  • интерактивных технологий, предполагающих:
  • организацию обучения через опыт и сотрудничество;
  • учет различий в стилях познания учащихся;
  • деятельность учащихся в группах ;
  • применение поисковых, исследовательских и игровых методов обучения
  • технологий формирующего обучения, интегрирующих:
  • объяснительно–иллюстративные методы обучения;
  • алгоритмическое обучение с поэлементной отработкой действий;
  • дистанционное обучение, ориентированное на результат (использование технологии «полного усвоения»);
  • индивидуальную и групповую деятельность учащихся
  • технологии уровневой дифференциации, предполагающей:
  • обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся и особое вниманием к детям группы риска и детям с ограничениями в здоровье;
  • реализацию индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватных по сложности заданий;
  • использование активных методов обучения сокращающих рутинные виды деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы);
  • использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать).

        Немаловажными факторами сохранения здоровья учащихся на уроках информатики и ИКТ являются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм деятельности другими.        

http://www.gmcit.murmansk.ru/text/bit/2009/134/index.htm#p1

Комплексы упражнений

для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз

Упражнения при утомлении

  • Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.
  • Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 с.
  • Выпрямить спину, теле расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.
  • Сидя прямо с опущенными руками, резко напрячь мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабиться, опустить голову, закрыть глаза. Посидеть так 10-15 с. Проделать упражнение 2-4 раза.
  • Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот (полностью). Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).

Эффект: расслабление тела, снятие нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания.

Упражнения для глаз

  • Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

 

  • Моргать в течении 1-2 мин.
  • с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
  • В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .
  • В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
  • Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.

Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.

Упражнения для головы и шеи

  • Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.
  • Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влово.

Эффект: расслабление мышц шее и лица.

  • Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Снова глубокий вдох, медленное круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3 раза вправо.

Эффект: расслабление мышц головы, шеи и плечевого пояса.

Упражнения для рук

  • В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.

Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.

  • В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.

Эффект: избавление от усталости рук.

  • Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
  • Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.
  • Широко расставить пальцы на напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.

Упражнения для туловища

  • Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.
  • Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз.
  • Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.
  • Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.
  • Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох.
  • На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед носками туфель. Опустить голову, расслабиться. Вдох - и на выдохе выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.

Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.