Урок по теме "Алгоритм. Исполнители алгоритма"
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Харченко Ольга Викторовна

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель».

Задачи урока:

Образовательные:

·         Создать условия для формирования первичного представления об алгоритме, его исполнении, видах исполнителей;

·         Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель»;

Развивающие:

·         Развивать алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей;

·         Развивать познавательный интерес, логическое мышление;

·         Развивать память, внимание;

·         Формировать интерес к изучению предмета;

Воспитательные:

  • воспитывать такие качества личности, как познавательная       активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
  • Побуждать учеников к само - взаимоконтролю, вызывать у них

           потребность в обосновании своих высказываний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_algoritmy_4_klass.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Харченко Ольга Викторовна

Алгоритм.

Исполнители  алгоритма.

Информатика и ИКТ

учитель

               

Тема: Алгоритм. Исполнители алгоритма.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель».

Задачи урока:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования первичного представления об алгоритме, его исполнении, видах исполнителей;
  • Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель»;

Развивающие:

  • Развивать алгоритмическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей;
  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление;
  • Развивать память, внимание;
  • Формировать интерес к изучению предмета;

Воспитательные:

  • воспитывать такие качества личности, как познавательная       активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
  • Побуждать учеников к само - взаимоконтролю, вызывать у них

           потребность в обосновании своих высказываний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы с вами закончили изучать тему «Моделирование» и начинаем изучать новую  тему,   которую вы продолжите изучать в старших  классах.

И начать сегодняшний наш с вами урок  я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

«Алиса спрашивает у кролика:

  • Куда мне надо идти?

Мудрый кролик ей отвечает:

  • Все зависит от того, куда Вам надо прийти»

Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

(Ученики -  нужно составить план.)

            2. Объяснение темы урока.

Детальный план действий имеет своё определение.

А чтобы узнать  какое – это  определение нам с вами нужно решить  задачу.

Запиши в конце линии ту букву, которая стоит в начале.

(у доски по одному человеку выходят и ставя ту букву которая у них получилась )

Какое слово получилось? ____________________

АЛГОРИТМ

Детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм».

-А чему мы будем с вами учиться на уроке? (составлять алгоритм)

 -Запомните цели нашего урока - учиться выделять этапы действия, составлять алгоритм и быть исполнителями алгоритма.

Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося арабского математика аль-Хорезми . Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами.

   Т. о., алгоритм – это последовательность действий, описывающая способ  решения задачи, если эта последовательность обладает особыми свойствами.

- Ребята посмотрите, кто к нам пришёл?

Правильно, робот. Обязательно внутри робота есть компьютер.

- Есть ли у робота мозг?

- Кто управляет действиями робота?

(Робот – это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек, но есть роботы – няньки, робот  - собака (созданные в Японии) им заложена компьютерная программа которая тоже создана человеком).

- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание.

- Чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами.

Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его – в особой электронной памяти робота.

План действий (последовательность шагов) – это и есть алгоритм действия.

 

Вы уже умеете действовать по плану?

План действий – это АЛГОРИТМ.

Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня.

- Кто может привести свой алгоритм?

Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду “НАЧАЛО”, а в конце – команду “КОНЕЦ”.

- Давайте составим алгоритм и пронумеруем действия в нужном порядке.

(РАБОТА НА ДОСКЕ)

ПОСАДИ ДЕРЕВО

  1.   Начало

 Принеси лопату, лейку и саженец

Выкопай ямку

Поставь саженец в ямку

Засыпь ямку землёй

Налей воды в лейку

Полей саженец

Отнеси лопату и лейку

  1. Конец

- Что получилось у вас?

- Что такое алгоритм?

 - Алгоритм, какого действия получился?

- Из чего состоит алгоритм?

- Какая команда первая?

- Какая команда (последняя)?

- Мы справились с этим заданием?

- Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм).

           

- Сейчас мы будем сочинителями, то есть теми, кто придумывает алгоритм. Тот, кто его исполняет, - исполнитель. Сочинять алгоритм может только человек, а исполнять – люди, животные, всевозможные машины, например компьютер, робот, станок, луноход, спутник и даже некоторые механические игрушки.

Посмотрите на доску, внимание на схему

Исполнители бывают разные: формальные и неформальные.

- Формальный исполнитель имеет жёстко заданный список выполняемых команд – систему команд исполнителя (СКИ). Он нечего не знает о цели алгоритма. Он выполняет все полученные, не задавая вопросов «почему» и «зачем». При вызове каждой команды совершает элементарное действие. Если исполнение невозможно, возникает отказ.

Управление формальным исполнителем заключается в последовательном вызове команд (нажатии на кнопки, рычаги). Тогда схема взаимодействия выглядит так.

- В отличии от формального исполнителя неформальный исполнитель в ответ на какую-то команду может ответить «не хочется» и не выполнить её.

-Но есть  еще и универсальный исполнитель  - это человек он способен воспринимать и обрабатывать информацию, составлять и исполнять алгоритмы, выполнять самые различные  действия. Кроме того, человек способен  к творчеству и может создавать ранее не существовавшие объекты. Например, он может разрабатывать алгоритм, создать компьютер и программы для компьютера. Всё это является результатом творческой деятельности человека.

- Повторим определение СКИ.

  1. Практическая работа.

- Теперь проведём два опыта.

1). В первом исполнителем у нас будет живой хомячок по кличке…..

Понаблюдайте, какой это забавный зверёк! Посмотрим, как он.пройдёт лабиринт.

(Хомяк запускается в лабиринт из прозрачных пластмассовых бутылок. Ученики наблюдают за поведением хомяка)

 

- Хотя все мы хотим, чтобы он прошёл лабиринт, хомяк может не выполнить эту задачу.

- Каким исполнителем – формальным или неформальным – является хомяк.  (неформальным)

2). Второй опыт

На столе собрана электрическая цепь из источника питания, ключа, лампочки. При замыкании ключа лампочка горит, при размыкании нет.

- В каких состояниях может находиться лампочка? (может гореть и не гореть)

- От чего это зависит? (от положения ключа)

- Почему? (при замкнутом ключе ток поступает к лампочке, и она горит)

- Может ли лампочка гореть по своему желанию? (нет)

- Так каким исполнителем – формальным или неформальным – является данная электрическая цепь? (формальным)

           

V.     Обобщение и систематизация знаний.

- Теперь давайте проверим, как вы поняли разницу между исполнителями.

На столе у каждого я положила рисунок. Поднимите руку те, у кого нарисован формальный исполнитель. (компьютер, робот, электрочайник, ракета, машина)

(ученики поднимают руку, а учитель собирает и закрепляет правильно поднятые карточки на доске под надписью «Формальный исполнитель»)

- А теперь поднимите рисунки те, у кого изображён неформальный исполнитель.(кошка, собака, хомяк, белка)

(ученики поднимают руку, а учитель собирает и закрепляет правильно поднятые карточки на доске под надписью «Неформальный исполнитель»)

- Давайте разберём вместе те рисунки, которые вызвали у вас затруднения.

-Закончили работу над этим заданием. Молодцы!

           

  1. Физ.минутка

А теперь давайте отдохнём с вами и проведем с вами физминутку

Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.

Молодцы! Можете все сесть.

- Вы все очень старались, но все выполняли по-разному. Какие же вы исполнители? (неформальные)

            VII.       Практическая работа на компьютере.

Программа «Кирилл и Мефодий»  4 класс

Цель: Формирование навыков составление алгоритма, используя СКИ.

            VIII.      Объяснение домашнего задания.

  1. Подведение итогов урока.

     - Подведём итоги урока.

Какие цели мы ставили в начале урока?

-  Выполнили задуманное?

-  Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - Алгоритмы. Исполнители алгоритмов.

Материалы можно использовать на уроке информатики при изучении темы: "Алгоритмы". По учебнику Босовой Л.Л "Информатика и ИКТ "6 класс. Презентация, конспект урока, а также практическая работа и демонс...

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....