Методическая разработка урока "Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Лёвкина Надежда Михайловна

План-конспект урока в 7 классе (авторская разработка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_7_klass.docx215.73 КБ
Office presentation icon prilozhenie_3.ppt1.24 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов

Учитель:  Лёвкина Надежда Михайловна

Место работы:        МБОУ «Каменская общеобразовательная средняя школа Мезенского района»

Предмет:         Информатика и ИКТ

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Урок 1.

Базовый учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Цель урока: Сформировать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя.

Задачи:

-обучающие:

1. Систематизировать и обобщить представления обучающихся об исполнителях алгоритмов;

2. Познакомить с исполнителем алгоритмов на примере среды исполнителя «Чертёжник».

3. Формировать умение записи и исполнения алгоритмов с использованием команд Чертёжника в среде Кумир.

-развивающие

1. Развивать логическое мышление.

2. Совершенствовать учебные умения (работа с приложениями на ПК).

3. Развивать практические навыки работы в системе программирования КуМир

-воспитательные:

1. Воспитывать  информационную культуру обучающихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, парная работа, групповая работа, работа на компьютере.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.


Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя,

настраиваются на урок

1

2.

Постановка темы и целей урока

Задаёт вопросы, помогающие сформулировать тему и цель урока:

-Как вы собираетесь по утрам в школу?

-Придерживаетесь ли вы определенной последовательности шагов?

 -Разгадайте ребус (приложение 1 слайд 2)

-Найдите зашифрованные в сканворде термины (приложение 1 слайд 3)

http://festival.1september.ru/articles/594150/img2.jpg

Фиксирует на доске опору «алгоритм», «исполнитель», «команда».

Предлагает сформулировать тему и цель урока

Отвечают на вопросы, разгадывают ребус, работают со сканвордом (ответы: алгоритм, исполнитель, команда).

Формулируют тему урока и цель

5

3.

Открытие новых  знаний и первичное закрепление

1 этап

Организует эвристическую беседу о том, где встречаются алгоритмы в жизни, кто может их выполнять, как можно назвать объект, который выполняет алгоритм, какие исполнители бывают, все ли команды может выполнить исполнитель…

 Приводит примеры.

Организует парную работу по открытию нового знания: сравнить двух исполнителей: человека и магнитофон. Как они выполняют свои команды?

Высказывают свое мнение,

приводят примеры (фронтальная работа)

Выполняют задание в парах.

Презентуют результаты работы группы.

15

Оказывает необходимую помощь.

Побуждает к формулированию проблемы: обучающиеся не знают, какие бывают типы исполнителей. Предлагает проверить свое решение с помощью экрана (приложение 1 слайд 4 - 8). Исполнители делятся на формальные и неформальные. Формальный исполнитель одну и ту же команду выполняет всегда одинаково. Неформальный исполнитель может выполнять команду по-разному.

Проверяют правильность по образцу.

Добавляет к открытым знаниям информацию о том, что исполнители являются объектами управления и управлять ими можно, составив алгоритм. Поэтому можно сказать, что алгоритм – это модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Слушают и воспроизводят новую информацию

Предлагает обучающимся выполнить задания №1, 2, 3 в учебнике на стр. 123 (приложение 1 слайд 9 - 12)

Выполняют задания в парах  и оценивают себя.

 Отвечают на вопросы:  у кого все получилось,  у кого возникли затруднения?

Предлагает выполнить задание на карточках. Организует самопроверку и самооценку выполнения (приложение 2)

Выполняют задание в группах, затем решение одной или двух групп обучающихся выносится на доску и обсуждается всем классом, при этом анализируются допущенные ошибки.

4.

Физкультминутка

2

5.

Открытие новых знаний и первичное закрепление  

Этап 2

Организует работу с презентацией по знакомству с исполнителем алгоритмов «Чертёжник». При этом в процессе объяснения задаёт  вопросы (приложение 3).

Знакомятся с исполнителем Чертёжник,  отвечают на вопросы.

18

Организует практическую работу с обязательным последующим воспроизведением полученных результатов в классе. Оказывает необходимую помощь, организует проверку и самооценку (приложение 4)

Выполняют практическую работу на компьютере.

Проверяют себя по образцу, проводят самооценку, отвечая на вопросы:

У кого все правильно? У кого возникли затруднения? Какие?

6.

Домашнее задание

Базовый учебник:

 §3.1,вопросы, РТ №2, 6 стр. 88 (обязательно),

№10 стр. 90 (по желанию)  (приложение 5)

Записывают домашнее задание в дневник

1

7.

Подведение итогов урока и рефлексия

Просит обучающихся оценить: 1.достигнуты ли цели урока

2.свою активность на уроке, предлагая зажечь  фонарик.

  1. Да, я активен в течение всего урока;
  2. Да, я активен при изучении некоторых этапов урока;
  3. Малоактивен.

Просматривает самооценку обучающихся.

Подводит итоги урока, оценивая уровень усвоения материала.

Оценивают собственную учебную деятельность и проводят рефлексию.

3

Список источников (приложение 6.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомимся с Чертёжником

Слайд 2

Знакомимся с Чертёжником Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.

Слайд 3

Знакомимся с Чертёжником Чертёжник имеет перо. Если перо опущено, то при перемещении остаётся след. При поднятом пере след не остаётся.

Слайд 4

ПОДНЯТЬ ПЕРО ОПУСТИТЬ ПЕРО СМЕСТИТЬСЯ В ТОЧКУ (а, в) СМЕСТИТЬСЯ НА ВЕКТОР (а, в) СКИ Чертёжника !

Слайд 5

СМЕСТИТЬСЯ В ТОЧКУ (а, в) Абсолютное смещение Команду СМЕСТИТЬСЯ В ТОЧКУ (а, в) называют командой абсолютного смещения. Назовите координаты точек, в которых находился Чертёжник до выполнения команды СМЕСТИТЬСЯ В ТОЧКУ (2, 3) ?

Слайд 6

СМЕСТИТЬСЯ НА ВЕКТОР (а, в) Относительное смещение Команду СМЕСТИТЬСЯ НА ВЕКТОР (а, в) называют командой относительного смещения. Назовите координаты точек, в которых находился Чертёжник до выполнения команды СМЕСТИТЬСЯ НА ВЕКТОР(2, 3) ?

Слайд 7

Пример алгоритма СМЕСТИТЬСЯ В ТОЧКУ (1, 1) ОПУСТИТЬ ПЕРО СМЕСТИТЬСЯ В ТОЧКУ (3, 5) СМЕСТИТЬСЯ В ТОЧКУ (5, 2) СМЕСТИТЬСЯ В ТОЧКУ (1, 1) Построим треугольник, вершины которого находятся в точках с координатами (1, 1), (3, 5) и (5, 2).

Слайд 8

Самое главное Команда Действие ПОДНЯТЬ ПЕРО Чертёжник поднимает перо ОПУСТИТЬ ПЕРО Чертёжник опускает перо СМЕСТИТЬСЯ В ТОЧКУ (а, в) Чертёжник сдвигается в точку с координатами (а, в) СМЕСТИТЬСЯ НА ВЕКТОР (а, в) Чертёжник сдвигается на вектор (а, в)

Слайд 9

Составьте для Чертёжника алгоритм рисования равнобедренного треугольника, если известны координаты концов отрезка, являющегося его высотой (4,1) и (4,6), а также координаты (2,1) одной из его вершин. Составьте для Чертёжника алгоритм рисования прямоугольника со сторонами, параллельными осям координат, если известны координаты его двух вершин: (2, 1) и (7, 5). Практическая работа ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....

Методическая разработка «Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»

Методическая разработка«Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»...

Методическая разработка «Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»

Методическая разработка«Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»...

Методическая разработка «Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»

Методическая разработка«Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»...

Методическая разработка "Решение задания 12 «Выполнение алгоритмов для исполнителя» ЕГЭ-2021 по информатике с помощью программы на PascalABC.Net (версия 3.8)

Для решения задания 12 по теме «Выполнение алгоритмов для исполнителя Редактор» можно использовать математический способ решения, а также написать программу на одном из языков программиров...