Методическое сопровождение уроков информатики
картотека по информатике и икт на тему

Ивановичева Ирина Вячеславовна

В данной статье Вы найдете перечень и ссылки нормативных документов, Интернет-ресурсов, методической литературы для работы учителя информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie_urokov_informatiki.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение уроков информатики

Нормативная база

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

ФГОС начальной школы

ФГОС основной школы

ФГОС старшей школы

Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы

Ключевые приоритеты модернизации образования 

Наша новая школа
Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО
Общественное конструирование образа выпускника российской школы 2020

Дистанционное обучение 

Приказ от 6 мая 2005 г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий (ДОТ)"

Таблица 8. Основные документы (разработана Е.Ю.Лукичевой)

Нормативный («дофгосовский»)  подход

«Фгосовский» подход

Закон РФ "Обобразовании" N 3266-1 от 10.07.1992 г. устанавливал формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации (статьи 13, 15 закона).

Методическое письмо «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15

«Примерные нормы оценки знаний учащихся» по предметам, в материалах издательства Просвещение к.80-нач. 90-х г.г. 20 века

Требования к результатам освоения ООП, установленные в ФГОС 2009-2011:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный  приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09.  № 373

ФГОС ООО от 17.12. 2010 г. № 1897.

ФГОС С(П) ОО от 17.05. 2012 г. N 413

 «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ (статьи 28,[1] 58[2]), устанавливает, что текущая, промежуточная аттестации по-прежнему отнесена к полномочиям конкретной образовательной организации:

К компетенции ОУ относятся:

описание организации исодержания

1) промежуточной  аттестации учащихся по предметной и метапредметнойобученности;

2) итоговой оценки, по предметам, не выносимым на государственную(итоговую) аттестацию;

3) оценки проектной деятельности

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений - это процесс, по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности

ЗУНы – знания, умения, навыки

Обучение – целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся направленный на усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей.

В основе обучения лежат ЗУНы.

Знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения.

Умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.

Навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия)

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы - система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Предметные результаты образовательной деятельности - конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Личностные результаты образовательной деятельности - система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе

Подходы к оцениванию учебных достижений обучающихся определяются локальным (Положением)  актом образовательного учреждения (ОУ), в котором устанавливаются нормы оценок  знаний, умений, навыков (ЗУН) по каждому предмету в соответствии с содержанием образовательной программы

Подходы к оцениванию в соответствии с ФГОС – раздел Основной образовательной программы образовательной организации – «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» и локальным (Положением)  актом ОО, устанавливающим требования к результатам и систему оценивания

  • объективность, достоверность, полнота и системность информации;
  • реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости;
  • открытость, прозрачность процедур оценивания;
  • прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты;
  • доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей;
  • соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе

+ Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков обучающихся, значимых для дальнейшего обучения по предмету. С целью сохранения преемственности в обучении и проектирования целей задач и форм дальнейшего обучения проводится в начале ступени обучения (I, V и X классах). В контексте введения ФГОС входной диагностический контроль приобретает все большее значение.

Индивидуальный, групповой, фронтальный

Новые формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных результатов, включая предметные, метапредметные и личностные результаты обучения для оказания педагогической поддержки обучающихся.

Текущая аттестация

Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала: контрольные работы, срезовые и т.д.

+ диагностические контрольные работы, предметного и метапредметного характера по предметам учебного плана

Промежуточная аттестация

Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися предметного курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использования: зачет, реферат, контрольная работа и т.д.

+ входные и итоговые диагностические работы

Итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация ГИА (ОГЭ и ЕГЭ )

+ защита проектной (основная ступень), проектно-исследовательской работы (на ступени полного общего образования)

Учет личностных достижений учащихся

-

Модели и формы учета личностных достижений учащихся разрабатываются ОО: портфолио, «дневник достижений» и др.

Традиционно используется система, выстроенная по принципу «вычитания»

Новый подход к оцениванию, как фиксация достижений учащихся,  используется критериальная система оценивания, выстроенная по принципу «сложения».

Оценивание должно быть критериальным

Важной составляющей оценки становятся  само- и взаимооценка

Введение ФГОС ООО

  1. Асмолов А., Бурменская Г., Володарская И., Карабанова О., Салмина Н., Молчанов С. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2013.  Серия: Стандарты второго поколения
  2. Гайсина С.В., Государев И.Б. Методические рекомендации для учителей информатики «Особенности введения ФГОС ООО в информатике».- СПб.: СПАПО, 2014
  3. Даутова О. Б., Крылова О. Н., Матина Г. О., Пивчук Е. А. Управление введением ФГОС основного общего образования. – СПб. : КАРО, 2013. – 160 с.
  4. Даутова О.Б., Крылова О.Н. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб.: Каро, 2013.
  5. Иванова Е.О.,  Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011 г. Серия: Работаем по новым стандартам
  6. Интернет–тестирование в общеобразовательных учреждениях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL-адрес:  http://sinncom.ru/content/avmk/index.htm
  7. Козлов В., Кондаков А. Фундаментальное ядро содержания общего образования – М.: Просвещение, 2011 г. Серия: Работаем по новым стандартам
  8. Конасова Н.Ю. Общественная экспертиза качества школьного образования. – СПБ.: Каро, 2009.
  9. Крылова О.Н., Даутова О.Б. Как разработать образовательную программу для основной школы. – СПб.: КАРО, 2013.– 112 с.
  10. Крылова О.Н., КузнецоваТ.С.Рабочая программа педагога. Методические рекомендации для разработки. – СПб.: КАРО, 2013. – 80 с.
  11. Методические рекомендации МОН РФ по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL-адрес:  http://sinncom.ru/content/avmk/doc/index_metrek.htm
  12. Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И.Г.,Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе (ФГОС).
  13. Савинов Е. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 г. Серия: Работаем по новым стандартам
  14. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Под ред. С. С. Татарченковой. – СПб. : КАРО, 2013.– 112 с.

Современные образовательные технологии

  1. Ефремова, Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 176 с.
  2. Гузеев В. Российская эффективная школа. Образовательный процесс. М.: НИИ школьных технологий, 2012.
  3. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Издательство: Академия, 2002 г.
  4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб. : КАРО, 2009. – 144 с.
  5. Мылова И.Б. Инновационные образовательные технологии. СПб.: СПбАППО, 2012.
  6. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М. : Академия, 2008. – 176 с.

Программное обеспечение для поддержки уроков информатики

КуМир, zip (10319 Kb)
Машины Поста и Тьюринга, zip (231 Kb)
Паркетчик, rar (78 Kb)
Чёрный ящик, zip (11791 Kb)
Web-приложение «Colors» (распознаватель цветов), mht (36 Kb)

Роботландия

Программные среды для введения в программирование

Среда программирования Лого http://www.int-edu.ru/logo/

Среда программирования «Кумир» http://www.niisi.ru/kumir/

Среда программирования «Scratch» http://info.scratch.mit.edu/ru/

Среды программирования

Паскаль АВС http://pascalabc.net/

SmallBasic http://smallbasic.ru/

Список ресурсов для подготовки к ЕГЭ

Федеральный портал «Российское образование»  http://www.edu.ru

Федеральный институт педагогических измерений  http://www.fipi.ru/

Официальный информационный портал ГИА http://ege.edu.ru/

Список учебных пособий для подготовки к ЕГЭ, рекомендованных ФИПИ

  1. ЕГЭ-2014. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2013.
  2. ЕГЭ-2015: Информатика Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ/ ФИПИ авторы-составители: В. Р. Лещинер – М.: «Интеллект-центр», 2015.
  3. ЕГЭ-2014. Информатика. Типовые экзаменационные варианты /ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2013.
  4. ЕГЭ-2014. Информатика. Тематические тренировочные задания/ФИПИ авторы: Н. Н. Самылкина, Е. М. Островская – М.: Эксмо, 2013.
  5. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: С.С. Крылов, Д.М. Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2012.

Список пособий для учителя

  1. ГромковичЮ. Теоретическая информатика. – СПб.: БХВ, 2010.
  2. КирюхинВ.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Электронный журнал "Информатика" издательского дома "1 сентября"
  4. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие [Электронный ресурс], 2005г. URL-доступ: http://window.edu.ru/
  5. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации   ЮНЕСКО.  [Электронный ресурс], URL-доступ: http://iite.unesco.org.
  6. Персональные данные. Неприкосновенность частной жизни[Электронный ресурс], URL-доступ:http://rkn.gov.ru
  7. Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся [Электронный ресурс], URL-доступ:http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2234_1.doc
  8. Л.Рождественская. Функциональное чтение[Электронный ресурс], URL-доступ: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf

Список пособий для обучающихся

  1. АсмоловА.Видео уроки. Подготовка к ЕГЭ. (URL-доступ: http://dubna-it.ru/)
  2. КазиевВ.М. Задачи и тесты. – М.: Просвещение, 2007.
  3. КазиевВ.М. Информатика в примерах и задачах. – М.: Просвещение, 2007.
  4. МакароваН.В. Подготовка к ЕГЭ, СПб.: Питер, 2011.
  5. ШауцуковаЛ. З. Информатика. (URL-доступ:http://book.kbsu.ru/theory/)
  6. ШахмейстерА.Х. Комбинаторика. Статистика. Вероятность. – М.: МЦНМО, 2012.
  7. ШеньА. Программирование. Теоремы и задачи. – М.: МЦНМО, 2011.

Список электронных ресурсов

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL-доступ: http://school-collection.edu.ru/
  2. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов  URL-доступ: http://fcior.edu.ru/
  3. Подборка задач с решениями и указанием уровня сложности:

URL-доступ: http://www.problems.ru/

  1. Программно-методическое обеспечение профильного обучения по информатикеURL-доступ: http://profil-ikt.narod.ru/inform/urok1.htm
  2. Методическая копилка учителя информатики  http://metod-kopilka.ru/page-test.html
  3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе URL-доступ: http://www.klyaksa.net/

Сообщество творческих учителей информатики URL-доступ: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=6361&tmpl=com

Справочные ресурсы

 ГОСТ Р 52653-2006 -http://ifap.ru/library/gost/526532006.pdf

  • Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования" –http://ict.edu.ru/
  • О Единой коллекции ЦОР [Электронный ресурс сайта НФПК]
  • О федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) - http://rescenter.ru/db/msg/169
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" на официальномсайте Министерства Образования и Науки РФ - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  • Материалы конференций и семинаров, посвященных ЭОР - http://profil.3dn.ru/
  • Методика апробации цифровых образовательных ресурсов - http://rcoa.stavsu.ru/doc/metod.doc
  • Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: Монография  / [Электронный ресурс коллекции «Единое окно»]
  • Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна [Электронный ресурс коллекции «Единое окно»]
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/


[1]Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

 …осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения…

[2]Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Данные методические рекомендации помогут педагогам  «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»

Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...

Методическая разработка для методистов по предметным областям "Организация и методическое сопровождение школьного и районного этапов предметных олимпиад школьников Московского района Санкт-Петербурга"

Методическая разработка с целью организационно-методического сопровождения и поддержки организаторов школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....