МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
методическая разработка по теме

Мелекесова Валентина Даниловна

 

Данные методические рекомендации помогут педагогам  «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность обучающихся на основе деятельностного и  компетентностного подходов к обучению, что соответствует  требованиям  ФГОС нового поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metukaz_microsoft_office_word.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ   СПО

Челябинск

2012 год

Данные методические рекомендации помогут педагогам  «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность обучающихся на основе деятельностного и  компетентностного подходов к обучению, что соответствует  требованиям  ФГОС нового поколения.

Составитель:  В.Д.Мелекесова – заместитель директора «ЧТПиГХ  

                        им.Я.П.Осадчего»


Содержание

1.        Пояснительная записка………………………………………………….4

2.        Целевые направления  самостоятельной  работы обучающихся……..6

3.        Средства обучения – основа  самостоятельной работы……………….7

4.        Виды   практических заданий для самостоятельной работы обучающихся…………………………………………………………………....7

5.        Приёмы самостоятельной работы обучающихся……………………....8

6.        Инструктаж к заданиям…………………………………………………11

7.        Коррективный контроль – средство побуждения……………………..11

8.        Варианты   критериев оценки самостоятельной работы обучающихся  педагогом………………………………………………………………………..11

9.        Педагогическое сопровождение самостоятельной работы

обучающихся……………………………………………………………………12

10.        Памятка педагогу  по организации самостоятельной работы обучающихся……………………………………………………………………13


Пояснительная записка

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке обучающихся делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи,  всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а педагог базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют обучающиеся. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.

Как же разрешить данное противоречие?

Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы обучающихся, в которых  перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.

Это, в свою очередь, диктует структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует цели:

1. Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;

2. Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;

3. Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;

4. Строить доказательства на основе существенных признаков.

Материал для самостоятельной работы обучающихся должен конструироваться педагогом по следующим принципам:

 1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?

Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Определить способы логической и методической обработки материала.

3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

5. Подготовиться для решения следующих задач:

- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

- формирование умений вычленять главное.

6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить, прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у обучающихся познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.

Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Методы самостоятельной работы обучающихся:

- наблюдение за единичными объектами;

- сравнительно-аналитические наблюдения;

- учебное конструирование (урока, занятия);

- решение учебных и профессиональных задач;

- работа с различными источниками информации;

- исследовательская деятельность.

Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у обучающихся, углубление в учебную деятельность.

Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний обучающихся, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы обучающихся. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы обучающихся позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности обучающего.

 

Целевые направления  самостоятельной  работы обучающихся:

1. Для овладения и углубления знаний:

- составление различных видов планов и тезисов пот тексту;

- конспектирование текста;

- составление тезауруса;

- ознакомление с нормативными документами;

- создание презентации.

2. Для закрепления  знаний:

- работа с конспектом лекции;

- повторная работа с учебным материалом;

- составление плана ответа;

- составление различных таблиц.

3. Для систематизации учебного  материала:

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста;

- подготовка сообщения, доклада;

- тестирование;

- составление кроссворда;

- формирование плаката;

- составление памятки.

4 . Для формирования практических и профессиональных умений:

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение ситуативных и профессиональных задач;

- проведение анкетирования и исследования.

Средства обучения – основа  самостоятельной работы:

Какие средства обучения необходимы для организации самостоятельной работы?

1.        Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний  (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);

2.        Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудиовидеотехника);

3.        Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся (инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).

Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить обучающихся к творчеству.

Виды   практических заданий для самостоятельной работы обучающихся:

1. Составить опорный конспект  по теме…

2. Сформулировать вопросы…

3. Сформулировать собственное мнение…

4. Продолжить фразу…

5. Дать определения следующим терминам…

6. Составить опорный конспект своего ответа.

7. Написать реферат.

8. Составить отчёт по теме…

9. Разработать алгоритм последовательности действий…

10. Составить таблицу  с целью систематизации материала…

11. Заполнить таблицу, используя…

12. Заполнить блок-схему…

13. Составить тезаурусное поле по теме…

14. Смоделировать конспект урока по теме…

15. Смоделировать домашнее задание.

16. Сделать самоанализ практики: эффективность использования приёмов, методов и средств воспитания детей.

17. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме.

18. Составить тематический кроссворд.

19. Составить план текста, конспект.

20.Решить  ситуационные  задачи.

21.Подготовиться  к семинару, деловой игре.

Приёмы самостоятельной работы обучающихся:

1. Работа с учебником.

Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:

- конспектирование;

- составление плана учебного текста;

- тезирование (составление тезисов);

- аннотирование;

- составление тематического тезауруса;

- выделение проблемы и нахождение путей её решения;

- самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;

- определение алгоритма практических действий (план, схема).

2. Опорный конспект.

Зачастую педагог обучает от параграфа к параграфу, от пункта к пункту и лишь в конце темы пытается связать весь материал на обобщающем уроке. Куда целесообразнее, даже с психологической точки зрения, дать  обучающихся  представление об изучаемой теме на первом уроке, искусно оформив её содержание как небольшой опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.

И тогда обучающихся не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того, что будет завтра.

Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении.

Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт  педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.

3. Тесты

Тесты воспринимаются обучающимися как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля знаний обучающихся.

Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.

Тесты 1 уровня

Требуют выбора 1 или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.

•        На проверку качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из перечисленных способов ________________

•        На соотнесение: найдите общее и различия в   изучаемых объектах.

•        На проверку рефлексии: установите соответствие_________________

Тесты 2 уровня

•        Задания на подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими.

Определение с пропущенным словом ______________

Подтекстовые слова и фразы: _____________________

•        Задания на конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, графика, написание формулы и т.д.)

Заполнить таблицу_________________

•        Задания на решение конкретной ситуации.

Требования к тестам, предъявляемым обучающимся

1.        Задания должны быть типичными для данной дисциплины;

2.        Объём задания должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более часа);

3.        Задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения обучающимися на соответствующем этапе обучения;

4.        Задание по содержанию  должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело только один эталон;

5.        Сложность заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения обучающихся в овладении профессией;

6.        Формулировка содержания задания должна раскрывать поставленную перед обучающимися задачу: что он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть

4.Семинар

Форма проведения семинара очень гибкая.

На семинарах решаются следующие задачи:

- углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных обучающимися на предшествующих этапах учёбы;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- ознакомление со спецификой работы с литературой;

- профессиональное использование знаний в учебных условиях.

Типы проведения семинарских занятий:

- вопросно-ответный семинар;

- развёрнутая беседа на основе заранее данного обучающимся плана, обсуждение письменных рефератов;

- заслушивание устных докладов обучающихся с последующим их обсуждением;

- семинар – диспут;

- теоретическая конференция;

- семинар – имитационная игра;

- комментированное чтение первоисточников.

5. Задачное обучение.

- практико-ориентированные задачи:  выступают средством формирования у обучающихся системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения умений и навыков, ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры, личностно-ориентированных ситуаций (нахождение нестандартного способа решения).

- профессиональные задачи: выступают средством формирования у обучающихся умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде производственных поручений (заданий).

Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональ-ных компетенций.

Инструктаж к заданиям.

Инструктаж необходим для того, чтобы помочь обучающимся осмыс-лить содержание задания, требования учебной задачи.

Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групп-повым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.

Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти обучающиеся.

В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у обучающихся опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.

Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последователь-ности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым обучающийся решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.

Коррективный контроль – средство побуждения.

Если педагог внимательно наблюдает за работой обучающихся, он может использовать приёмы, направленные на корректирование их деятельности:

- уточняет суть задания, добиваясь понимания его всеми, если оно является общим;

- предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы предотвратить ошибку, допускаемую обычно большинством студентов;

- предлагает сообщить или показать промежуточные результаты;

- предлагает обучающимся самим контролировать свои действия.

Варианты критериев оценки самостоятельной работы обучающихся педагогом:

Вариант 1

1.Уровень усвоения обучающимся учебного материала;

2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач;

3. Уровень сформированности  общеучебных умений;

4. Обоснованность и чёткость изложения материала;

5. Оформления материала в соответствии с требованиями;

6. Уровень самостоятельности при выполнении самостоятельной работы.

7. Показатели творческой деятельности:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;

-видение возможных путей решения данной проблемы;

- построение принципиально нового способа решения проблемы;

Вариант  2

№        

Основные общеучебные умения и навыки        

Должен владеть обучающийся техникума

Владеет ли на данный момент

1.        Конспектировать, составлять план, тезировать                                

2.        Цитировать материал.                                

3.        Подготовить реферат, доклад, сообщение                                

4.        Выступить в рефератом, докладом, сообщением                

5.        Быстро читать с различными целями (для усвоения важных деталей, для критической оценки, для долговременного запоминания).

6.        Вести исследовательскую деятельность.                                

7.        Логически осмысливать материал, выделяя в нём главное.        

8.        Систематизировать и классифицировать явления.                

9.        Соотносить, сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения. 10.        Строить умозаключения, обобщения на основе анализа собран-ного фактического материала.                                

11.        Наблюдать.                                

12.        Делать обоснованные выводы.                                

13.        Критически оценивать информацию, давать ей оценку.        

14.        Использовать полученные знания в действии.                                

15.        Осуществлять самоконтроль в ходе деятельности и корректировать её.                                

16.        Проявлять творческую инициативу по разным направлениям деятельности.                                

Педагогическое сопровождение самостоятельной работы обучающихся.

При  анализе общей структуры дисциплины педагог заранее определяет:

- фрагменты темы, которые обучающихся могут усвоить самостоятельно;

- задания, направленные на формирование общеучебных умений;

- задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей обучающихся;

- формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, бригадно-групповая).

В тематическом плане должны быть обозначены только основные виды и формы организации самостоятельной работы, отражающие логическую последовательность изучения материала.

Определить место самостоятельной работы на уроке – означает рассчитать время, необходимое для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая соответствует индивидуальным особенностям обучающихся.

Алгоритм разработки материала для самостоятельной работы обучающихся:

1. Информационно- поисковый блок:

- структура теоретического материала;

- содержание аспектов и логики представления каждой темы;

- необходимые требования к осмыслению изученного;

2. Справочно-консультативный блок:

- рекомендации и комментарии;

- алгоритм действий;

- памятки;

- конкретные примеры;

- понятийный аппарат;

- опорные конспекты;

- интернет-ресурсы;

3. Практико-ориентировочный блок:

- вопросы для самопроверки изученного материала;

- практические задания и упражнения по плану: целевая установка, содержание задания, форма представления, время отчётности, критерии оценки;

4. Контрольно-оценочный блок:

- задания обязательные и по выбору;

- задания для самопроверки;

-задания для дискуссионного обсуждения и взаимооценки;

- лист самоаттестации.

Памятка педагогу по организации самостоятельной работы обучающихся

1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

2. Обучающихся необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.

3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения обучающихся.

4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной.

5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий обучающимся.

6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности обучающихся.

7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям.

Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению самостоятельной работы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»

Автор этой статьи в течение пяти лет занимаеться проэктной деятельностью. Данная статья поможет методически разрабатывать поекты....

Методическое сопровождение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с использованием ИКТ

Презентация-сопровождение к выступлению на семинаре: "Подготовка педагогического коллектива лицея к внедрению стандартов нового поколения"....

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов  специальность 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»

Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...