Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям.
    материал по теме

    Тарутина Надежда Михайловна

    Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению самостоятельной работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            

    Методические рекомендации

    по организации и проведению самостоятельной работы

    обучающихся по дисциплинам и модулям.

                                       Подготовила:

                                       председатель МК «Общеобразовательного цикла»                                

                                        Тарутина Н.М. ГБОУ НПО РО ПУ № 5

                                       г. Ростов-на-Дону, 2012 г.

    Содержание

    1.  Пояснительная записка

    2.  Общие положения

    3.  Технологическая организация самостоятельной работы обучающихся.

    4. Планирование аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

    5.  Виды самостоятельной работы. 

    6. Приложение 1:Требования, предъявляемые  к организации самостоятельной работы.

    7. Приложение 2: Алгоритм создания учебно-методического комплекса по СР обучающихся.

    8. Памятка № 1

    9. Памятка № 2

                                    Пояснительная записка

                 Методические рекомендации предназначены для преподавателей  и мастеров производственного обучения  с целью методического сопровождения  процессов планирования, технологической организации и руководства  самостоятельной работой обучающихся. Материал подготовлен

     

    1.Общие положения.

    1.1. Согласно Уставу ГБОУ НПО РО ПУ № 5,  самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.

    1.2. Самостоятельная  работа обучающихся проводится с целью:

         - систематизации  и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

         - углубления и расширения теоретических знаний;

         - формирования   умений   использовать   нормативную,   правовую, справочную  и специальную литературу;

         - развития познавательных способностей  и  активности обучающихся: творческой    инициативы,    самостоятельности,    ответственности   и организованности;

         - формирования   самостоятельности   мышления,   способностей   к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

         - развития исследовательских умений.

    1.3. В учебном процессе ГОУ НПО РО ПУ № 5  можно  выделить два вида самостоятельной работы:

     - аудиторная

     - внеаудиторная.

    1.4. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине (предмету)и модулю   выполняется на  учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя или по его заданию.

    1.5. Внеаудиторная  самостоятельная  работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

     1.6. ФГОС НПО по профессиям регламентирует максимальный объем учебной нагрузки  обучающегося  и  объем обязательной  учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так  и  по  циклам  дисциплин.   Образовательное   учреждение   должно самостоятельно  планировать объем внеаудиторной самостоятельной работы в целом по теоретическому обучению,  по каждому циклу дисциплин  и  по каждой  дисциплине,  исходя из объемов максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки.

     1.7. Объем  времени,  отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

         - в  рабочем  учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;

         - в   рабочих  программах  учебных  дисциплин  с  ориентировочным распределением по разделам или темам.

    2. Технологическая организация самостоятельной работы обучающихся.

            2.1. Технология отбора целей самостоятельной работы.

            Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания      

            источников профессионального самообразования, применение различных  

            форм самообразования.

    2.2. Технология отбора содержания самостоятельной работы. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы является ФГОС, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности обучающихся (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

    2.3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

    2.4. Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

    2.5. Критерии оценки самостоятельной работы.

    1. Профессиональная компетентность на уровне требований ФГОС  

    2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических и  ситуационных задач.

    3. Сформированность общеучебных умений.

    4. Обоснованность и четкость изложения ответа.

    5. Оформление материала в соответствии с требованиями.

    6. Уровень самостоятельности при выполнении самостоятельной работы.

    3. Планирование аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

    3.1.При планировании аудиторной самостоятельной работы необходимо:

    - Предусматривать ее место в структуре урока;

    - Ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;

    - Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

    - Определять форму заданий;

    - Устанавливать оптимальную длительность работы;

    -Подбирать соответствующий дидактический материал;

    - Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ обучающихся.

     3.2. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы.

               При  разработке  рабочих  учебных   планов   образовательным учреждением определяется:

         - общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу   в   целом  по  теоретическому  обучению  (как  разница  между максимальным объемом времени,  отведенным на теоретическое обучение  в целом,   и  объемами  времени,  отведенными  на  обязательную  учебную нагрузку,  факультативные дисциплины,  консультации по  теоретическому обучению);

         - объем  времени,  отводимый  на  внеаудиторную   самостоятельную работу  по  циклам  дисциплин  с учетом требований к уровню подготовки студентов,  сложности и объема изучаемого  материала  по  дисциплинам, входящим в цикл;

         - объем  времени,  отводимый  на  внеаудиторную   самостоятельную работу   по  учебной  дисциплине  в  зависимости  от  уровня  освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, владеть умениями).

              Планирование объема времени,  отведенного  на  внеаудиторную самостоятельную   работу   по   учебной   дисциплине,   осуществляется преподавателем.   Преподавателем   учебной   дисциплины    эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания:  на основании наблюдений  за  выполнением студентами  аудиторной  самостоятельной  работы,  опроса  студентов  о затратах времени на то  или  иное  задание,  хронометража  собственных затрат  на  решение  той  или  иной  задачи  с  внесением поправочного коэффициента  из  расчета  уровня  знаний  и  умений   обучающихся.   По совокупности  заданий  определяется  объем  времени  на  внеаудиторную самостоятельную  работу  по  учебной  дисциплине,  как   правило,   он находится  в  пределах  29%  - 32%  от объема времени,  отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.

            Цикловые   комиссии   на   своих  заседаниях рассматривают  предложения  преподавателей  по  объему   внеаудиторной самостоятельной  работы  по  каждой дисциплине,  входящей в цикл,  при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала  учебной  дисциплины  и  устанавливают  время  внеаудиторной самостоятельной работы по всем дисциплинам  цикла  в  пределах  общего объема  максимальной  учебной  нагрузки  обучающегося,  отведенной рабочим учебным планом на данный цикл дисциплин.

               При разработке  рабочего  учебного  плана учитываются предложения цикловых комиссий  по  объему  внеаудиторной  самостоятельной  работы, отведенной на циклы дисциплин, при необходимости вносятся коррективы.

                При разработке рабочей программы по учебной  дисциплине  при планировании    содержания    внеаудиторной   самостоятельной   работы преподавателем  устанавливается  содержание  и   объем   теоретической учебной  информации  и  практические  задания по каждой теме,  которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу,  определяются формы и методы контроля результатов.

               Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в  соответствии  с  рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.

               Распределение     объема     времени     на    внеаудиторную самостоятельную работу  в  режиме  дня  студента  не  регламентируется расписанием.

              Видами  заданий  для  внеаудиторной  самостоятельной  работы могут быть:

         - для    овладения    знаниями:    чтение    текста    (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы); составление плана текста;

    графическое изображение  структуры  текста;  конспектирование  текста;

    выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с

    нормативными   документами;   учебно-исследовательская   работа;

    использование аудио- и видеозаписей,  компьютерной техники и Интернета и др.;

         - для  закрепления  и систематизации знаний:  работа с конспектом лекции (обработка текста);  повторная работа  над  учебным  материалом (учебника,   первоисточника,   дополнительной   литературы,  аудио-  и видеозаписей);  составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для    систематизации   учебного   материала;   изучение   нормативных материалов;  ответы на контрольные  вопросы;  аналитическая  обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент–анализ и др.);  подготовка сообщений к выступлению на семинаре,  конференции;

    подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

         - для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу;

    решение вариативных задач и  упражнений;  выполнение  чертежей,  схем; выполнение   расчетно-графических  работ;  решение  ситуационных  производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;

    проектирование    и   моделирование   разных   видов   и   компонентов профессиональной деятельности;  подготовка курсовых и дипломных  работ (проектов);   экспериментально  -  конструкторская  работа;  опытно  -экспериментальная  работа;   упражнения   на   тренажере;   упражнения спортивно    -   оздоровительного   характера;   рефлексивный   анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

             Виды  заданий  для внеаудиторной самостоятельной работы,  их содержание и характер могут  иметь  вариативный  и  дифференцированный характер,  учитывать  специфику  специальности,  изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

    3. 3. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой обучающихся.

               При    предъявлении    видов    заданий   на   внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется  использовать  дифференцированный подход   к   обучающимся.  Перед  выполнением  обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания,   который   включает  цель  задания,  его  содержание,  сроки  выполнения,  ориентировочный  объем  работы,  основные  требования   к результатам   работы,   критерии   оценки.   В   процессе  инструктажа преподаватель предупреждает студентов о  возможных  типичных  ошибках, встречающихся    при   выполнении   задания.   Инструктаж   проводится преподавателем  за  счет  объема  времени,  отведенного  на   изучение дисциплины.

              Во время выполнения обучающихся внеаудиторной самостоятельной работы  и при необходимости преподаватель может проводить консультации

    за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

             Самостоятельная  работа  может  осуществляться индивидуально или группами обучающихся  в  зависимости  от  цели,  объема,  конкретной тематики  самостоятельной  работы,  уровня  сложности,  уровня  умений обучающихся.

             Контроль  результатов  внеаудиторной  самостоятельной работы студентов может осуществляться  в  пределах  времени,  отведенного  на обязательные   учебные   занятия   по   дисциплине   и   внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по  дисциплине,  может  проходить  в письменной,  устной или смешанной форме,  с представлением изделия или

    продукта творческой деятельности обучающихся.

                В   качестве   форм   и   методов   контроля   внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть  использованы   зачеты,  тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, презентации, представление индивидуальных проектов и др.

               Критериями  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

         - уровень освоения обучающимся учебного материала;

         - умение  обучающихся использовать   теоретические   знания   при выполнении практических задач;

         - сформированность общеучебных умений;

         - обоснованность и четкость изложения ответа;

         - оформление материала в соответствии с требованиям

    4.     Виды самостоятельной работы. 

    1. Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.

                Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

             Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию.       Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.

               Работу с учебником я провожу в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также использует задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по наблюдению за развитием растений и постановке опытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ.

    2.Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.

    3. Решение задач и практические, лабораторные работы.

              Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных, практических занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

          Лабораторные (практические) занятия требуют тщательной и своевременной подготовки к их проведению. Учитель заранее составляет календарные планы проведения уроков, в которые включает проведение лабораторных занятий. Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием и немой рисунок.

    Выполняя работу, учащиеся записывают в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.

           После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.

            В других случаях после постановки познавательных задач урока я даю карточку – инструкцию, раздаточный материал. При этом учащиеся могут выполнить работу целиком и затем организовать беседу по ее результатам, либо делать работу по частям, например, вначале проработать пункты 1 – 4, а после беседы – остальные.

            Организуя такую самостоятельную работу, возможно осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми обучающимися, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

    4. Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).

    5. Доклады и рефераты.

              Формируя у обучающихся навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе. Я рекомендую учащимся чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека.

            Привлекает их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной и сельской библиотеках. Иного пути нет. Ведь жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

    6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.

    7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

              Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладывания опытов, темы наблюдений для обучающихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность обучающихся.

    8. Проектные задания.

          Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, (Е. С. Полат Что мы понимаем под методом проектов )

          Этот метод  способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче  современной школы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

                Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

           Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под

    руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

           Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

    – сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской

    деятельности, критического мышления;

    – способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

    – сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

    – способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,

    планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов, использования правильной терминологии, аналитической и оценочной деятельности.

            Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.

            Приложение 1

                                               

      Требования, предъявляемые  к организации самостоятельной работы.

    1. СР необходимо организовать во всех звеньях учебного процесса

    2.Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

    3.  Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным

    4.  Организация СР должна способствовать развитию мотивации обучения

    5. СР должна носить целенаправленный характер

    6.Содержание СР должно соответствовать уровню развития науки, обеспечивать достаточно полный и глубокий комплекс знаний студента

    7. При организации СР необходимо предусмотреть адекватную обратную связь

    8. Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

    9. Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

                                                                                         

       

                                                                                                           Приложение 2

                                                       

    Алгоритм создания учебно-методического комплекса по СР обучающихся.

               Программный материал дисциплины разбивается на разделы. К каждому разделу готовится учебно-методический материал по четырем блокам.

    1.Информационно-поисковый блок состоит из общей структуры теоретического материала, содержательных аспектов и логики представления каждой темы, необходимых требований к осмыслению изученного.                    2.Справочно-консультативный блок включает методические рекомендации и комментарии, алгоритмы, памятки, конкретные примеры, понятийный аппарат, опорные конспекты.

    3.Практико-ориентировочный блок включает вопросы для обсуждения и самопроверки изученного материала; практические и лабораторные работы, задания и упражнения (составить тезаурусное поле, составить памятку, заполнить  блок-схему, заполнить таблицу, закончить рисунок).
    Задание, как правило, предполагает:        

    1. —   целевую установку;
    2. —   минимально необходимое содержание самостоятельной работы
    3. —   указание о виде представления выполненной работы (реферат, отчет, таблицы, тезаурусное поле, разработанный и спроектированный  макет и т.д.);
    4. —   форму и время отчетности;
    5. —   критерии оценки выполнения задания.

    4.  Контрольно-оценочный блок имеет вариативный характер, представляет задания обязательные и по выбору: для самопроверки, дискуссионного обсуждения, взаимооценки, для самоаттестации, позволяющей  обучающимся самостоятельно провести субъективную оценку изучения по отдельным заданиям, темам и подведения общего итога усвоения  информации.
    Например:

    1. 1.    Составить опорный конспект по теме.
    2. 2.    Проверочные экспресс-задания.
    3. 3.    Сформулировать вопросы.
    4. 4.    Сформулировать собственное мнение, продолжить  фразу.
    5. 5.    Дать определения следующим терминам и краткий комментарий к ним.
    6. 6. Составить собственный опорный  конспект и подготовить презентацию
    7. 7.    Разработать  алгоритм   последовательности действий.

                                                                                                         

                                                                                                                                Приложение 3

                    Типология проектов, предложенная Полат Е. С.
     

     1. Доминирующая в проекте деятельность:

    1. Исследовательская;
    2. Поисковая;
    3. Творческая;
    4. Ролевая;
    5. Прикладная(практико-ориентированная);
    6. Ознакомительно-ориентировочная (информационная).

     2. Предметно-содержательная область

    1. Монопроект (в рамках одной области знания);
    2. Межпредметный проект.

     3. Характер координации проекта 

    1. Непосредственный (жесткий, гибкий);
    2. Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

     4. Характер контактов

    Проекты, организуемые среди участников:

    1. Одного класса;
    2. Одной школы;
    3. Города;
    4. Региона;
    5. Страны;
    6. Разных стран мира.

     5. Количество участников проекта:

    1. Личностные (между двумя партнерами);
    2. Парные (между парами участников);
    3. Групповые (между группами участников).

     6. Продолжительность выполнения проекта:

    1. Краткосрочные;
    2. Средней продолжительности (от недели до месяца);
    3. Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

                         

                          Основные этапы разработки учебного проекта.

               Перед тем как приступить к работе над проектом, необходимо начать с анализа учебно-воспитательной характеристики проекта. Перед учителем стоят два вопроса: "каковы должны быть изменения?" и "как их осуществить?".

              Если учитель не представляет себе, хотя бы в самых главных чертах, общих целей воспитания и обучения, он не будет иметь представления и об общих целях школьного воспитания; без этих последних он не будет в состоянии судить о целях, поставленных его классу, или о целях обучения тому или другому предмету; не имея же ясного представления о том, что должна дать ученикам работа целого года или же каждый предмет в его целом, он не сможет сознательно относиться к своей ежедневной работе.

                Знакомая ситуация - учитель старается "напичкать" ученика знаниями. Что из этого получится? Пассивный ученик воспринимает готовое знание (и хорошо если воспринимает вообще!) и не всегда видит связь этого знания  с жизнью, не умеет структурировать его, не умеет добывать знания, отсюда отсутствие интереса, низкая эффективность учебного процесса. Может быть организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы им было интересно учиться? Достигнуть этой цели поможет ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, актуальной для учащихся (основанной на психологически обусловленном свойстве ребенка  познания мира - задавании вопросов в стремлении узнать как,почему, когда и пр.,), позволяющей задуматься над связями с другими объектами и явлениями,  увидеть практическое применение добываемых знаний ( "Почему это важно для меня?") и, тем самым,  обеспечивающей мотивацию к учебной деятельности.  Каждое задание должно содержать проблему, которую учащиеся самостоятельно замечают, определяют, вырабатывают возможные пути решения проблемы, дают им оценку.

               Второй аспект, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ выполняет в процессе обучения функции мотивировки деятельности учащихся "Зачем мы будем работать над проектом?" Возникает потребность изучать предмет для определенных целей (например, для будущей профессии, повышения социальной значимости в глазах взрослых и сверстников), видеть связь предмета с другими областями знания и его практическое применение в жизни, желание учащегося узнавать новое, возможность общения с единомышленниками, чтение литературы, работа в Интернет и др..
    Цель образовательной деятельности — её конечный результат — продукт образовательной деятельности.

               Цель  должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определённо, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить процесс обучения таким образом, чтобы он обеспечивал ее достижение.

            В рамках образовательной технологии Б.Блумом (B.S.Bloom) в 1956 году была создана первая таксономия, то есть иерархически взаимосвязанная система, педагогических целей. Б.Блум и Д.Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивная, психомоторная, аффективная эмоционально-ценностная.
    Приведем их в сокращенном виде:

    1. Когнитивная область.

    1. Знание конкретного материала
    1. терминологии
    2. фактов
    1. способов и средств обращения с конкретным материалом
    1. конвенций (определений)
    2. тенденций и результатов
    3. системы понятий и категорий
    4. критериев
    5. методологии
    1. универсальных понятий и абстракций данной области знаний
    1. законов и обобщений
    2. теорий и структур
    1. Понимание
    1. объяснение
    2. интерпретация
    3. экстраполяция
    1. Применение
    2. Анализ
    1. элементов
    2. взаимосвязей
    3. принципов построения
    1. Синтез
    1. единичное сообщение
    2. разработка плана и возможной системы действий
    3. получение системы абстрактных отношений
    1. Сравнительная оценка
    1. суждение на основе имеющихся данных
    2. суждение на основе внешних критериев

    2. Аффективная область.

    1. Стремление (направленность внимания)
    1. осознание
    2. желание достичь чего-либо
    3. произвольное или избирательное внимание
    1. Ответная реакция
    1. согласие на ответ
    2. желание ответить
    3. удовлетворение от ответа
    1. Ценностные ориентации
    1. принятие какой-то ценности
    2. предпочтение какой-то ценности
    3. обязательность какой-то ценности
    1. Организация
    1. концептуализация ценности
    2. выработка системы ценностей
    1. Предпочтение на основе ценности или ценностного комплекса
    1. обобщённая установка
    2. предпочтение

    Вы определили цели обучения и уровень, на котором они находятся, спрогнозировали результат. Встает вопрос "Что необходимо сделать для достижения этих целей?" Нужна адекватная оценка ресурсов, четкое представление объема информации, с которой следует ознакомиться в ходе работы над проектом, предполагаемые действия, т.е. третий аспект.

    Вкратце этапы реализации проекта можно представить следующим образом:

    1. постановка проблемы; определение темы;
    2. целеполагание;
    3. постановка учебной задачи для обсуждения;
    4. совместная подготовка всех участников (индивидуальная и групповая);
    5. защита и обсуждение проекта.

                         

                                                           Памятка № 1

    Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

    1.По методу самостоятельной работы учащихся:

    наблюдение;

    упражнение;

    работа с текстом учебника

    2.По звеньям учебного процесса

    задание на восприятие

    задание на систематизацию

    задание на закрепление учебного материала

    задание на повторение учебного материала

    3.По характеру познавательной деятельности обучаемого

    репродуктивные задание

    творческие (продуктивные)

    4.По характеру руководства 

    подробные инструкции

    менее подробные инструкции.

                                                             

                                                     

    Памятка № 2

    Что нужно учитывать при подготовке УМК

    по самостоятельной работе обучающихся.

    -предельный  объем домашних заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение

    -типичные ошибки при выполнении различных видов работ, их причины и меры по их устранению

    -вариативность практических работ (задачи, отдельные расчеты, составление опорных конспектов, построение различных графических и табличных работ и т.д.)

    -наличие инструкций:

    - по изучению наиболее «трудных» тем (вопросов);

    -  по подготовке к контрольным работам, защитам, зачетам и экзаменам

    - по оформлению итогов самостоятельной работы;

    - по оценке и самооценке итоговых работ.

    Использованные Интернет-ресурсы:

    1. http://www.ulsu.ru/com/ch

    2. http://ablikova.center-obr.ru

    3. http://frg-64.ucoz.ru/publ/

    4. http://festival.1september.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...

    Инструкторско-методическое занятие для воспитателей учебных курсов по методике организации и проведения самостоятельной подготовки суворовцев

    Презентация к инструкторско-методическому заняию с воспитателями содержит алгоритм организации самоподготовки, функции воспитателя в проведени самподготовки, требования к документации воспит...

    Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по дипломному проектированию для для специальности 09.02.04. "Информационные системы(по отраслям)"

    Методические рекомендации призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время приовладении и практическом применении профессиональных компетен...

    Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

    ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

    Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА» по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ

    Методические рекомендациипо организации и проведению самостоятельной работы студентовпо учебной дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА»по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И проведению математических олимпиад по дисциплине Математика: Алгебра и начала математического анализа; геометрия

    В данной разработке отражены цели проведения олимпиад; приблизительный план оформления итогов олимпиады....