"Методы решения логических задач", 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Миронова Анастасия Витальевна
"Методы решения логических задач", 9 класс
Существует как минимум три способа решения задач, но не всегда каждый из них удобен для той или иной задачи. Данная разработка урока будет полезна, чтобы обобщить и закрепить умения учащихся упрощать логические выражений, строить таблицы истинности. - See more at: http://www.zavuch.ru/methodlib/224/136929/#sthash....
Существует как минимум три способа решения задач, но не всегда каждый из них удобен для той или иной задачи. Данная разработка урока будет полезна, чтобы обобщить и закрепить умения учащихся упрощать логические выражений, строить таблицы истинности. - See more at: http://www.zavuch.ru/methodlib/224/136929/#sthash....

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упрощение логических выражений 1 вариант 2 вариант 1 А В 2 А+А*С А*С 3 А*С В+В*А 4 В+В*С С 5 В С

Слайд 2

Пора нам выяснить, что истинно, что ложно. Коль убежденьем Вас не с двинуть не на пядь. Вам всё воочию придется показать. Ж.Б. Мольер

Слайд 3

Тема урока: Различные методы решения логических задач

Слайд 4

Этапы решения логических задач: 1) внимательно изучить условие; 2) выделить простые высказывания и обозначить их латинскими буквами; 3) записать условие задачи на языке алгебры логики; 4) составить конечную формулу, для этого объединить логическим умножением формулы каждого утверждения, приравнять произведение единице; 5) упростить формулу, проанализировать полученный результат или составить таблицу истинности, найти по таблице значения переменных, для которых F = 1, проанализировать результаты.

Слайд 5

Рассмотрим применение данного алгоритма на решении задачи: Внимательно читаем условие задачи: Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на математической олимпиаде четыре первых места. Когда их спросили о распределении мест, они ответили так: а) Сергей — первый, Роман - второй; б) Сергей — второй, Виктор - третий; в) Леонид — второй, Виктор - четвертый. Известно, что в каждом ответе только одно утверждение верно. Как распределились места?

Слайд 6

2) Выделяем простые высказывания и обозначаем их буквами. 3) записываем условие задачи на языке алгебры логики: А) А V B Б) A V C С) B V C 4) составим конечную формулу, для этого объединим логическим умножением формулы каждого утверждения, приравниваем произведение единице;

Слайд 7

1 способ. Упрощение логического выражения :

Слайд 8

2 способ. Построим таблицу истинности для нашего выражения : Смотрим значения переменных и получаем тот же результат, что и при первом способе решения.

Слайд 9

Работа в группах При составлении расписания на вторник в 11 классе преподаватели высказали просьбы завучу. Учитель математики: «Желаю иметь первый или второй урок». Учитель истории : «Желаю иметь первый или третий урок». Учитель литературы: «Желаю иметь второй или третий урок». Какое расписание будет составлено, если п о каждому предмету может быть только один урок.

Слайд 10

Физкультминутка

Слайд 11

Домашнее задание 1 . Повторить законы логики 2. Придумать задачу .



Предварительный просмотр:

План – конспект урока информатики

в 9 классе по теме:

"МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ"

                                                                    Учитель информатики

                                                                              Никишева Анастасия Витальевна

МБОУ «Лицей №35» г. Нижнекамск

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Ф.И.О. учителя   Никишева Анастасия Витальевна

Класс:   9

Количество учащихся:  13

Тип урока: урок-обобщение с элементами  работы в группах

Тема урока: «Методы решения логических задач» 

Цели урока:

Обучающие 

1)Закрепить полученные знания, умения, навыки по применению законов логики.

2) Повторить, какие существуют способы решения логических задач.

3) Научить правильно выбирать способы решения логических задач.

Развивающие 

1) Способствовать развитию логического мышления.

2) Способствовать развитию памяти, внимания.

3) Способствовать приобретению навыков анализа и сопоставления.

4) Способствовать развитию грамотной речи  и умению выражать свои              

     мысли.

Воспитывающие 

1)Воспитание чувства сплоченности, взаимопомощи

2)Воспитание умения работать в группе над задачей

3)Воспитание умения слушать и слышать других.

Мотивация учащихся:   опора на ранее изученный материал; практическая деятельность учащихся.

Основные методы обучения:  эвристический, репродуктивный,  практический и исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная. 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в группах

 Оборудование: компьютер, проектор.

Раздаточный материал: тексты логических задач, логические выражения.

                                                 

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать: 

  • основные понятия, определения, логические законы.

Учащиеся должны уметь: 

  • упрощать логические выражения;
  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • решать логические задачи.

Структура урока

этапа

Название этапа

Содержание работы

Продолжи-тельность

 этапа

I

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Вводная беседа.

1 мин

II

Проверка домашнего задания

Упрощение логических выражений

7 мин

III

Повторение изученного материала

Беседа

Разбор задачи

10 мин

IV

Работа по группам

Решение логических задач разными способами

11 мин

V

Физкультминутка

2 мин

VI

Представление результатов решения  задачи каждой группой

Выступление учащихся. Заполнение таблицы

(Приложение 4)

10 мин

VII

Домашнее задание

Комментарии к домашнему заданию

2 мин

VIII

Подведение итогов

Учащиеся вместе с учителем делают вывод о методах решения задач

 Выставление оценок.

2 мин

Всего 45 минут

          Домашнее задание к данному року:

Повторить законы логики.

Конспект  урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

1 вариант

2 вариант

 (Проверка сразу через проектор) Слайд№1

3. Повторение изученного материала. слайд №2

Для чего нужны нам законы логики? (для упрощения выражений)

Какие наиболее часто используются? (распределительный, поглощения, исключения констант)

А для чего необходимо упрощать логические выражения? (для решения логических задач)

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока «Различные способы решения логических задач», записали в тетрадь. (Проектор использовать для записи темы урока)

                                                           слайд №3

Приходим к выводу, что задачи можно решать несколькими способами:

1)упрощение лог. выражений

2)таблицы истинности

3)табличный

Этапы решения логических задач Слайд №4

А можно ли решить одну и ту же задачу несколькими способами? Выясним, какие способы подходят для той или иной задачи.

1. Внимательно читаем условие задачи: Слайд №5

Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на математической олимпиаде четыре первых места. Когда их спросили о распределении мест, они ответили так:

  • а) Сергей — первый, Роман - второй;

 

  • б) Сергей — второй, Виктор - третий;
  • в) Леонид — второй, Виктор - четвертый.

 Известно, что в каждом ответе только одно утверждение верно. Как распределились места?

1 способ (упрощение логических выражений) Слайд №7

2 способ (таблица истинности) Слайд №8

4. Работа по группам 

Вы распределились на 3 группы, каждой группе достанется свой метод решения (табличный, логический и составление таблицы истинности). Решение оформляется как проект и защищается группой или ее представителем. На решение  и оформление проекта вам отводится 12 минут. Слайд №9

Задача  

При составлении расписания на вторник  в 11 классе преподаватели высказали просьбы завучу.

  1. Учитель математики: «Желаю иметь первый или второй урок».
  2. Учитель истории : «Желаю иметь первый или третий урок».
  3. Учитель литературы: «Желаю иметь второй или третий урок».  

5. Физкультминутка Слайд №10

6. Представление результатов решения задач 

Результаты заносим в таблицу (Приложение 2):

ФИО ученика

Комментарии

Оценка

Упрощение выражений

Сколько?

Решение задачи

Правильность, каким способом?

Итоговая оценка

7. Домашнее задание: Слайд №11

1. Повторить законы логики

2. Придумать задачу.

3. Подготовиться к контрольной работе                                                                    

8. Итог урока

Подведем итоги. Что мы увидели сегодня на уроке? (Различные способы решения логических задач). Все ли способы рациональны? (нет, не все способы пригодны, для разного типа задач нужно подбирать разные способы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Табличный метод решения логических задач

Данная работа предназначена для использования в факультативном курсе или на уроках математики в 5-6 классах для развития мышления, памяти, внимания....

Методическая разработка по математике на тему "Методы решения логических задач"

Методы решений и примеры решений нестандартных и логических задач...

Методы решения логических задач

Рассмотрены основные методы решения логических задач....

Конспект урока в 10 классе "Методы решения логических задач"

Конспект урока в 10 классе "Методы решения логических задач". Профильный уровень. По программе Семакина...

Презентация к уроку "Методы решения логических задач"

Презентация к уроку "Методы решения логических задач" 10 класс. Профильный уровень. Программа Семакина...

Памятка "Методы решения логических задач"

Примеры основных логических задач...

Сборник "Методы решения логических задач"

Методическая разработка "Методы решения логических задач"...