Разработка урока по информатике "Условный оператор .Ветвление"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Пиндюрина Анастасия Викторовна
Разработка урока по информатике в рамках курса «Программирование на Turbo Pascal» "Условный оператор. Ветвление", включающая в себя: авторскую презентацию "Условный оператор", карточки для проверки домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_uslovnyy_operator._vetvlenie.rar618.11 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Учитель информатики МОУ СОШ №3 г. Кызыла Пиндюрина А.В.

Тема урока: «Условный оператор. Ветвление»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Обучающая: Повторение ранее изученного материала, дать основные сведения об условном операторе в языке программирования Turbo Pascal; закрепить пройденный материал.
  2. Развивающая: Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Воспитательная: Воспитание самостоятельности и ответственности, умения находить решение на поставленные задачи.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска;
  • Презентация;
  • Карточки с заданиями.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Формулировка темы урока.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Отработка навыков при самостоятельной работе с компьютером.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности оборудования.

2. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание проверяется с помощью карточек. Задания в карточках подобраны таким образом, чтобы можно было проверить уровень усвоения материала прошлых уроков. Нескольким учащимся раздаются карточки с индивидуальным заданием.

Самостоятельная работа.

1) Какие из приведенных ниже слов не могут быть идентификаторами переменных, зачеркните эти слова:

        а) Fio;                б) SC 3;                в) 11_klass;        г) №_55;         д) Сумма;         е) Pr5                ж) End.

2) Вычислить:

        а) trunc (2.1) =                         б) trunс (2.5) =                         в) trunс (2.8) =                 

г) round (2.1) =                         д) round (2.5) =                         е) round (2.8) =                 

3) Вычислить:
        а) 5 div 3 =
 _        ;        б) 5 mod 3= _        ;            в) 9 div 3= _           ;             г) 9 mod 3= _              .

4) Определите тип выражения (integer или real):

        а) trunc (Pi)                         б) sqr (2.2)                        в) sqr (3)                 

г) 25/5                                  д) sqrt (16)                        е) round (2.7)                  

5)  Запишите по правилам языка Паскаль следующие выражения:

        а)  1+siny                 ;         б)                  ;      в)                          .

Карточки с индивидуальным заданием:

 Исправь ошибки в программе

Program lab№1;

Uses crt;

Var y- real;

 Begin;

             Clr scr;

             Writeln ( Введите число x )

             Read ln(x);

              y=5x:2;

             Writeln (‘y=’,y:5:2);

             Readkey;

End.

Ответы к самостоятельной работе.

1) Какие из приведенных ниже слов не могут быть идентификаторами переменных, зачеркните эти слова:

        а) Fio;                б) SC 3;                в) 11_klass;        г) №_55;         д) Сумма;         е) Pr5                ж) End.

2) Вычислить:

        а) trunc (2.1) =         2                б) trunс (2.5) =         2                в) trunс (2.8) =         2        

г) round (2.1) =         2                д) round (2.5) =         3                е) round (2.8) =         3        

3) Вычислить:
        а) 5 div 3 =
 1        ;        б) 5 mod 3= 2        ;            в) 9 div 3= 3           ;             г) 9 mod 3= _        0      .

4) Определите тип выражения (integer или real):

        а) trunc (Pi)         integer                б) sqr (2.2)        real                в) sqr (3)         integer        

г) 25/5         real                         д) sqrt (16)        real                е) round (2.7)          integer        

5)  Запишите по правилам языка Паскаль следующие выражения:

        а)  1+siny         1+sin(y)                ;         б)          sqrt(9*y)        ;

в)          2*sqr(y)+4*y+6                .

После выполнения заданий из карточки каждый ученик меняется карточкой с соседом по парте. На экран выводятся правильные ответы. Выставляются оценки.

Ответы к карточке с индивидуальным заданием:

 Исправь ошибки в программе

Program lab№1;                                {в имени не может содержаться знак №}

Uses crt;

Var y- real;                {неправильно записан раздел описания переменных,    надо ставить : после переменных, переменная х пропущена}

               Begin;                                {после слова begin ; ставить не надо}

             Clr scr;                                {Clrscr пишется слитно}

             Writeln ( Введите число x )                {После оператора не поставлен ;}

             Read ln(x);                                {Readln пишется слитно}

y=5x:2;        {оператор присваивания :=,
неправильно записано выражение 5*x/2}

             Writeln (‘y=’,y:5:2);

             Readkey;

End.

На экран выводится текст карточки с индивидуальным заданием.

Вызываются к доске учащиеся, выполнявшие это задание, остальные с мест помогают.

3. Формулировка темы урока.

Для того чтобы учащиеся сами смогли сформулировать тему урока, с ними проводится следующая беседа.

На экран выводится написанная программа:

Program my1;

Uses crt;

Var a, b, c, D, x1, x2: real;

        Begin

             Clrscr;

             Writeln (‘Введите числа a, b и с’);

             Readln (a,b,c);

             D:=sqr(b)-4*a*c;

             x1:=(-b+sqrt(D))/(2*a);

             x2:=(-b-sqrt(D))/(2*a);

             Writeln ( ‘x1=’,x1:5;1, ‘x2=’,x2:5:1);

             Readkey;

        End.

Учитель: Какую математическую задачу решает данная программа?

Учащиеся: Данная программа находит корни квадратного уравнения.

Учитель: Правильно. А во всех ли случаях программа будет работать?

Учащиеся: Когда дискриминант <0, то нет решений, программа выдаст ошибку.

Учитель: Как вы думаете, что нужно изменить в программе, чтобы она работала при любых числах a, b, c?

Учащиеся: Нужно, чтобы программа выбирала решение в зависимости от дискриминанта, т.е от условия.

Учитель: Молодцы, вы сами того не зная, уже сказали тему нашего сегодняшнего урока.

Итак, запишите в тетрадях тему: «Условный оператор. Ветвление».

4. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала сопровождается показом презентации. Учащиеся в это время делают конспект в тетрадях.

Полная форма:            IF <условие> THEN <оператор1>

                          ELSE  <оператор2>;

УСЛОВИЕ   - это логическое выражение, принимающее значение истина или ложь.

Если условие истинно, то выполняется оператор1, иначе выполняется оператор2.

ВНИМАНИЕ!  Перед словом ELSE точка с запятой не ставится!

Учитель: Запишите в тетради полную форму условного оператора.

Program my2;

 Uses crt;

 Var x,y: integer;

  begin

        writeln (‘Введите два числа’);

         readln(х, у);

         if x>y then writeln(x)

                    else  writeln(y);

   readkey;                      

   end.

Задание №1:

1. В конспекте в задании №1 найдите текст этой программы, подчеркните условный оператор.

2. Запустите среду программирования Turbo Pascal с помощью значка на рабочем столе.

3. Запустите программу my2 (FileOpen..Worksmy2.pas).

4. Проверьте ее работу для ‘+’ и ‘-’ чисел.

Неполная форма:  IF <условие> THEN <оператор1>;

Выполняется инструкция так: если условие истинно, то выполняется оператор1,

затем выполняется следующая за IF..THEN инструкция.

Учитель: Запишите в рабочие тетради неполную форму условного оператора.

Program my3;

Uses crt;

Var x, y: real;

Begin

       Writeln (‘Введите числа х и у’);

       Readln (x,y);

       If abs(x) >abs(y) then x:=x/5;

       Write(‘x=‘, x,  ‘y=‘, y);

       Readkey;

End.

Задание №2:

1. В конспекте в задании №2 найдите текст этой программы, подчеркните условный оператор.

2. Запустите программу my3 (FileOpen..Worksmy3.pas).

3. Проверьте ее работу для произвольных чисел.

4. В программе применить округление для вещественных чисел.

5. Заполните таблицу в конспекте.

Вводимые числа

Выводимый результат

x

y

x

y

1

3

5

3

5

2

10

7

2

7

3

-9

-20

-9

-20

4

-15

5

-3

5

5

16

-4

3.2

-4

6. Закрепление изученного материала.

Учитель: Давайте вернемся к программе с квадратным уравнением и изменим ее для любых чисел.

На экране вновь появляется программа my1.

Program my1;

Uses crt;

Var a, b, c, D, x1, x2: real;

        Begin

             Clrscr;

             Writeln (‘Введите числа a, b и с’);

             Readln (a,b,c);

             D:=sqr(b)-4*a*c;

             x1:=(-b+sqrt(D))/(2*a);

             x2:=(-b-sqrt(D))/(2*a);

             Writeln ( ‘x1=’,x1:5;1, ‘x2=’,x2:5:1);

             Readkey;

        End.

C помощью подсказок учащихся дополняется.

Program my4;

Uses crt;

Var a, b, c, D, x1, x2: real;

        Begin

             Clrscr;

             Writeln (‘Введите числа a, b и с’);

             Readln (a,b,c);

             D:=sqr(b)-4*a*c;

             If D<0 then writeln(‘Нет решений’)

                        else

                        begin

x1:=(-b+sqrt(D))/(2*a);

                             x2:=(-b-sqrt(D))/(2*a);

                             Writeln ( ‘x1=’,x1:5;1, ‘x2=’,x2:5:1);

                             end;

       Readkey;

        End.

Задание №3.

1) В конспекте найдите текст этой программы и в пустые строчки впишите произведенные изменения.

Работа с презентацией. На экран по одному выводятся фрагменты программ.

Учащиеся отвечают, какое значение будет принимать переменная x, в каждом из фрагментов.

1) a:=7; b:=5; c:=2;

If   a>b         then x:=b+c

else x:=a+b;

write(x);

2) a:=9; b:=2; c:=7;

If (a>b) and (b>c) then x:=2*a

 else x:=a-3*b;

write(x);


3) a:=1; b:=4; c:=8;

If (a<=b) or (a>c) then x:=5*a-b

else x:=4*a*b;

write(x);

 

4) a:=7; b:=3; c:=6;

If (a>b) and (a>c) then x:=a-b

 else x:=4*a-b;

write(x);

7. Итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с условным оператором. Увидели, как он используется в программах. Выполнение домашнего задания потребует от вас использование этого оператора. Надеюсь, все ребята справятся с домашним заданием, т.к. вы очень хорошо поработали на этом уроке. Выставляются оценки за урок.

8. Домашнее задание:

1. Напишите программу нахождения наибольшего из трех чисел.

2. Составьте программу вычисления для любого х функции  Y =1/x, при х=0 выдать сообщение 'функция не существует'.

Литература.

  1. Окулов. С.М., Основы программирования. – 3-е изд. – M: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Задачник – практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Том 1. Под. Ред. И. Семакина, Е. Хенера. – Лаборатория Базовых Знаний., 2005
  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика. Базовый курс: учебник для 9 кл. – М. Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
  4. PASCAL. Практикум. Чернов Н.А., Мамелина С.В., Новосельцев С.В. Кастрома, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Turbo Pascal. Разработка программ, содержащих оператор ветвления

Изучение программирования и языков программирования, таких как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. является неотъемлемой частью информатики. С помощью языков программирования можно создавать свои п...

Разработка урока по теме "Организация ветвления на языке Паскаль"

В разработке представлены конспект урока информатики в 9 классе по теме "Организация ветвления на языке Паскаль" и презентация к уроку....

Практическое задание №24 Тема: Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций

Практическое задание №24Тема: Разработка про­граммы с использование оператора ветв­ления и логических операций...

Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".

Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию....

Конспект урока на тему: "Оператор ветвления"

Урок в 9-м классе по теме "Оператор ветвления" Цели:  образовательная:  познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы на языке программирования  Turbo Pascal...

Разработка урока "Операторы ветвления на языке Паскаль"

Разработка проведенного открытого урока в 9 классе...

Урок информатики в 9 классе по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»

Урок информатики по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»...