Безопасная информационная среда для детей и подростков
статья по информатике и икт на тему

Современное время характеризуется стремительным развитием компьютерных информационных технологий, которые вносят значительные изменения в жизнь общества. Сейчас любая сфера деятельности человека непосредственно взаимосвязана с информационными ресурсами. В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей и подростков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безопасная информационная среда для детей и подростков

Современное время характеризуется стремительным развитием компьютерных информационных технологий, которые вносят значительные изменения в жизнь общества. Сейчас любая сфера деятельности человека непосредственно взаимосвязана с информационными ресурсами. В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей и подростков.

Проблема информационной безопасности обусловлена возрастающей ролью информации в общественной жизни. Качество информации напрямую влияет на процесс формирования личности, на физическое и психическое здоровье детей. И сегодня пора уже задуматься не только о содержании информации, но и обо всей информационной среде, окружающей ребенка.

В настоящее время каждый из обучающихся в системе образования использует компьютер и доступ в Интернет, причем большинство учащихся имеет эти инструменты получения информации дома. Поскольку глобальная сеть Интернет наряду с уникальными возможностями для системы образования таит в себе и чрезвычайную опасность, преподаватели и учащиеся, все активнее использующие средства новых информационных технологий, ресурсы и услуги Интернет, должны не только осознавать, какой вред может быть нанесен их интеллектуальному, нравственному развитию, психическому и физическому здоровью, но знать и уметь пользоваться средствами защиты от неё.

Информационная безопасность детей рассматривается и на федеральном уровне, что определяется следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию».
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  • Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Согласно Закону №146-ФЗ «информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».

В главе 1 ст. 5 закона № 436-ФЗ выделены основные «виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей»:

1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Решение проблемы по обеспечению безопасности при использовании компьютера и Интернета детьми требует комплексного подхода, рассмотрение множества психолого-педагогических вопросов. Помимо выполнения очевидных мер безопасности (установка фильтров и антивирусных программ, разграничение уровней пользователей, ограничение по времени) необходима разработка и реализация ряда мер безопасности, которые требуют привлечения широкого спектра заинтересованных лиц: администрация учебного заведения, преподаватели, классные руководители, учащиеся и их родители.

Информационная безопасность в сети Интернет может обсуждаться как на уроках информатики, так и во внеклассной работе (анкетирование обучающихся, беседы, конкурсы буклетов, тематические классные часы и родительские собрания, совместные проекты учащихся и родителей).

Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и развитию.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70207766/#help#ixzz3oAOCdHRD.
  2. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/.
  3. Вылегжанина И. В. Безопасность ребенка в информационном обществе [Текст]: методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению родительского всеобуча на тему детской безопасности в Интернете / И.В. Вылегжанина. – Киров: КОГ АУ ДПО (ПК) «ИРО Кировской области», 2011. – 17 с // http://ozyorsk-shkola.ru/wp-content/uploads/2012/05/bezopasnost_rebjonka_v_informacionnom_obshhestve_copy.pdf.
  4. Ерофеева А. О., Кульков А. А., Мурылева Г. А., Никишина Т. П., Тимина Н. В., Топоркова Н. И. Методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности обучающихся системы профессионального образования // http://murpedcol.ru/file/timina.pdf.
  5. Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность Интернет»./Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И. В. - Тамбов, ИПКРО 2012. // http://ipk.68edu.ru/docs/bezopasnostdeti/nedelya-internet.pdf.
  6. Обеспечение безопасности персональных данных // http://www.intuit.ru/studies/courses/697/553/lecture/12442.
  7. Рубцова О. В. Экспертиза информационной безопасности образовательной среды // http://fobr.ru/wp-content/uploads/2014/12/Statya-v-ZHurnale-Narodnoe-obrazovanie-----9-2014.pdf.
  8. Силюк А.М. Информационная безопасность детей и подростков в сети Интернет // http://www.academy.edu.by/files/emkOkt13_gr14.pdf.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет и воспитание: проектирование безопасного информационного пространства детей и подростков.

Согласно образовательным стандартам второго поколения, основная цель современного образования – обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и инт...

Обеспечение информационной безопасности детей и подростков

Проблема сохранения физического, психического и нравственного здоровья ребенка в современном информационном мире. Необходимость повышения воспитательного потенциала семьи в решении данной проблемы. Ос...

Интернет и воспитание: проектирование безопасного информационного пространства детей и подростков.

Современные средства массовой информации и новые технологии привнесли радикальные и необратимые изменения в жизнь общества. Наиболее чувствительным к подобным изменениям оказывается подрастающее покол...

Рабочая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Тропинка в информационную среду» Для детей и подростков от 7 – 18 лет

Пояснительная записка Развитие информатики связано с появлением ЭВМ, мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации. Внедрение ЭВМ приводит к коренной перестройке технологии прои...

Сообщение "Деятельность учителя по созданию безопасной информационной среды"

Безопасность детей- одна из главных задач цивилизованного общества .В общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для создания безопасной информационной среды....

Статья: Средства обеспечения безопасной информационной среды для образовательного процесса в учреждениях среднего общего образования

Статья направлена на рассмотрение различных средств обеспечения информационной безопасности образовательного процесса в условиях общеобразовательной организации....