Главные вкладки

    Сообщение "Деятельность учителя по созданию безопасной информационной среды"
    материал

    Лабза Наталья Анатольевна

    Безопасность детей- одна из главных задач цивилизованного общества .В общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для создания безопасной информационной среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ped_sovet.docx21.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деятельность учителя по созданию безопасной  информационной среды

     Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества. Данная проблема актуализируется в условиях информатизации образования, когда каждый учащийся имеет личные электронные устройства и открытый доступ в Интернет

    Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным образовательным стандартам основного общего образования в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для функционирования безопасной  информационной образовательной среды.

    Безусловно,  с одной стороны ,информационная среда создает принципиально новые возможности для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся и позволяет повысить эффективность обучения.

     Но с другой стороны, использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до 10 млн. Интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети учащихся выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Многие школьники посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Бесконтрольный доступ к Интернету может привести к: киберзависимости и игромании, нарушению нормального развития ребенка, неправильному формированию нравственных ценностей, знакомству с людьми с недобрыми намерениями. В этой связи сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной.

    «Безопасность» в качестве педагогической категории   рассматривается как «защищенность жизненно важных потребностей и интересов субъектов образования в доступе к информационным образовательным ресурсам и технологиям в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество образовательного процесса»

    Понятие «безопасная информационная образовательная среда» включает в себя  «совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, систему психолого-педагогических, материальных, организационных условий, позволяющих применять в образовательном процессе информационные технологии, позволяющие обеспечить защищенность личности от негативного воздействия информационных факторов и оптимальность взаимодействия её с информационной образовательной средой.

    Кто же отвечает за обеспечение безопасности учащихся в информационной образовательной среде? Это общая забота и ответственность всего общества: правительства, школы и семьи. Каждый должен нести ответственность за безопасную деятельность учащихся в условиях развития и функционирования информационного гиперпространства.

    Правительство должно регулировать законодательную базу по обеспечению безопасности учащихся в информационной образовательной среде. За последние десятилетия принято ряд нормативных документов, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете: «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Стратегия развития информационного общества в России», Федеральный закон «О безопасности»,  Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и т.д. Нормативные документы федерального уровня ограничивают распространение информации наносящей вред психическому здоровью детей, однако, стремительное развитие средств связи  и коммуникаций способствует созданию новых технологий и методов воздействия на учащихся и сегодня назревает необходимость совершенствования законодательства в области информационной безопасности учащихся.

    Следует особо подчеркнуть ответственность родителей за безопасность детей в информационном пространстве. Родители должны ежедневно владеть информацией о том, чем занимаются их дети  в Интернете и с кем общаются через сетевые сервисы и понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей, как они сами. Только родители могут полностью контролировать своих детей. Необходимо понять истинные потребности своих детей и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их.

    Педагоги  же общеобразовательных учреждений  должны взять на себя ответственность за профилактическую работу с родителями, которая может быть разнообразной: родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, лекции. Именно педагоги  и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок.

    Важную роль в создании безопасной информационной образовательной среды играет профилактическая работа с обучающимися, основанная на  учете их возрастных особенностей. В начальной школе целесообразно провести мероприятия в виде сказок, игр, в средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов, а в старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах.

    Ежегодно  проходят  всероссийские единые дни безопасности  в сети интернет. В этом году в октябре месяц проходил такой урок .На  сайте единый урок были предложены методические рекомендации по проведению урока и типовые документы для  использовании в работе .Это и показ мульфильмов, презентаций, видеофильмов, различные брошюры для учащихся ,родителей, вклейки в дневники учащихся и др. информация  в зависимости от возрастных особенностей учащихся .Со своим классом я  проводила видеоурок по теме «Основы кибербезопасности» , в нем были отражены ответы на вопросы :зачем  это нужно? ,почему это так важно? Ребята с интересом восприняли предложенный видеоролик, приняли активное обсуждение после просмотра .

    Также с классом было проведено анкетирование . Обстановка в классе благополучная. В классе 12 человек , из них 5 человек имеют телефоны. Ограничены в использовании интернета, связаны с материальными трудностями . Зарегистрированы с социальных сетях   4 человека(посещают свои страницы примерно один раз месяц), используют интернет для игр 2 ( контроль родителей присутствует)

    С родителя также проведена беседа на классном родительском собрании , розданы брошюрки.

    Для проведения профилактических мероприятий в настоящее время существует ряд сайтов федерального и регионального уровня, посвященных безопасности детей в Интернет. Один из них это ИКТ в образовании детей с ОВЗ, где собрано множество  ресурсов.

    № п/п

    Адрес ресурса

    Краткая характеристика безопасности контента данного ресурса

    1

    Дети России Онлайн

     Сайт проектов Фонда развития Интернет. Проекты, посвященные вопросам социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемам их безопасности в современной инфокоммуникационной среде. 

    Имеется телефон горячей линии и возможность отправки письма для получения экстренной помощи или консультации специалистов по вопросам интернет-безопасности.

    2

    Онлайн журнал "Дети в информационном обществе"

     Ежеквартальный журнал для педагогов, психологов и родителей «Дети в информационном обществе» издается Фондом Развития Интернет и посвящен актуальным вопросам влияния современных инфокоммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающих поколений. 

     

    3

    Информационная безопасность: требования к школьному сайте

    Памятки и рекомендации по информационной безопасности детей. Раздел по информационной безопасности на сайте образовательного учреждения нужен для того, чтобы информировать учеников, их родителей и педагогов о безопасном поведении в интернете.Подробно о требованиях к материалам подразделов сайта 

    4.

    Сайт проекта "Научи хорошему"

     На сайте представлены аналитические материалы и  статьи из различных источников, посвященные анализу  популярных информационных продуктов с позиции их информационной безопасности. Представлены аналитические разборы известных фильмов, песен, книг. Знакомство с ними позволит вам  по-новому взглянуть на эти информационные продукты, поняв какое влияние они оказывают (положительное или отрицательное), и в чем конкретно это влияние выражено.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание интерактивной среды.

    В данной работе я предстовляю свой опыт   подготовки к уроку. используя различные интернет источники. Высказывю своё мнение и даё характеристики тому или иному сайту....

    Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

    Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

    Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

    Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технол...

    Методические рекомендации "Преподавание русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик, создание языковой среды"

    Методические рекомендации адресованы образовательным организациям, повышающим кадровый потенциал педагогов и специалистов по вопросам преподавания русского языка как родного, неродного, государственно...