Сообщение "Деятельность учителя по созданию безопасной информационной среды"
материал
Безопасность детей- одна из главных задач цивилизованного общества .В общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для создания безопасной информационной среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя по созданию безопасной информационной среды
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества. Данная проблема актуализируется в условиях информатизации образования, когда каждый учащийся имеет личные электронные устройства и открытый доступ в Интернет
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным образовательным стандартам основного общего образования в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для функционирования безопасной информационной образовательной среды.
Безусловно, с одной стороны ,информационная среда создает принципиально новые возможности для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся и позволяет повысить эффективность обучения.
Но с другой стороны, использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до 10 млн. Интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети учащихся выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Многие школьники посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Бесконтрольный доступ к Интернету может привести к: киберзависимости и игромании, нарушению нормального развития ребенка, неправильному формированию нравственных ценностей, знакомству с людьми с недобрыми намерениями. В этой связи сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной.
«Безопасность» в качестве педагогической категории рассматривается как «защищенность жизненно важных потребностей и интересов субъектов образования в доступе к информационным образовательным ресурсам и технологиям в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество образовательного процесса»
Понятие «безопасная информационная образовательная среда» включает в себя «совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, систему психолого-педагогических, материальных, организационных условий, позволяющих применять в образовательном процессе информационные технологии, позволяющие обеспечить защищенность личности от негативного воздействия информационных факторов и оптимальность взаимодействия её с информационной образовательной средой.
Кто же отвечает за обеспечение безопасности учащихся в информационной образовательной среде? Это общая забота и ответственность всего общества: правительства, школы и семьи. Каждый должен нести ответственность за безопасную деятельность учащихся в условиях развития и функционирования информационного гиперпространства.
Правительство должно регулировать законодательную базу по обеспечению безопасности учащихся в информационной образовательной среде. За последние десятилетия принято ряд нормативных документов, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете: «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Стратегия развития информационного общества в России», Федеральный закон «О безопасности», Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и т.д. Нормативные документы федерального уровня ограничивают распространение информации наносящей вред психическому здоровью детей, однако, стремительное развитие средств связи и коммуникаций способствует созданию новых технологий и методов воздействия на учащихся и сегодня назревает необходимость совершенствования законодательства в области информационной безопасности учащихся.
Следует особо подчеркнуть ответственность родителей за безопасность детей в информационном пространстве. Родители должны ежедневно владеть информацией о том, чем занимаются их дети в Интернете и с кем общаются через сетевые сервисы и понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей, как они сами. Только родители могут полностью контролировать своих детей. Необходимо понять истинные потребности своих детей и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их.
Педагоги же общеобразовательных учреждений должны взять на себя ответственность за профилактическую работу с родителями, которая может быть разнообразной: родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, лекции. Именно педагоги и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок.
Важную роль в создании безопасной информационной образовательной среды играет профилактическая работа с обучающимися, основанная на учете их возрастных особенностей. В начальной школе целесообразно провести мероприятия в виде сказок, игр, в средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов, а в старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах.
Ежегодно проходят всероссийские единые дни безопасности в сети интернет. В этом году в октябре месяц проходил такой урок .На сайте единый урок были предложены методические рекомендации по проведению урока и типовые документы для использовании в работе .Это и показ мульфильмов, презентаций, видеофильмов, различные брошюры для учащихся ,родителей, вклейки в дневники учащихся и др. информация в зависимости от возрастных особенностей учащихся .Со своим классом я проводила видеоурок по теме «Основы кибербезопасности» , в нем были отражены ответы на вопросы :зачем это нужно? ,почему это так важно? Ребята с интересом восприняли предложенный видеоролик, приняли активное обсуждение после просмотра .
Также с классом было проведено анкетирование . Обстановка в классе благополучная. В классе 12 человек , из них 5 человек имеют телефоны. Ограничены в использовании интернета, связаны с материальными трудностями . Зарегистрированы с социальных сетях 4 человека(посещают свои страницы примерно один раз месяц), используют интернет для игр 2 ( контроль родителей присутствует)
С родителя также проведена беседа на классном родительском собрании , розданы брошюрки.
Для проведения профилактических мероприятий в настоящее время существует ряд сайтов федерального и регионального уровня, посвященных безопасности детей в Интернет. Один из них это ИКТ в образовании детей с ОВЗ, где собрано множество ресурсов.
№ п/п | Адрес ресурса | Краткая характеристика безопасности контента данного ресурса |
1 | Сайт проектов Фонда развития Интернет. Проекты, посвященные вопросам социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемам их безопасности в современной инфокоммуникационной среде. Имеется телефон горячей линии и возможность отправки письма для получения экстренной помощи или консультации специалистов по вопросам интернет-безопасности. | |
2 | Ежеквартальный журнал для педагогов, психологов и родителей «Дети в информационном обществе» издается Фондом Развития Интернет и посвящен актуальным вопросам влияния современных инфокоммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающих поколений.
| |
3 | Памятки и рекомендации по информационной безопасности детей. Раздел по информационной безопасности на сайте образовательного учреждения нужен для того, чтобы информировать учеников, их родителей и педагогов о безопасном поведении в интернете.Подробно о требованиях к материалам подразделов сайта | |
4. | На сайте представлены аналитические материалы и статьи из различных источников, посвященные анализу популярных информационных продуктов с позиции их информационной безопасности. Представлены аналитические разборы известных фильмов, песен, книг. Знакомство с ними позволит вам по-новому взглянуть на эти информационные продукты, поняв какое влияние они оказывают (положительное или отрицательное), и в чем конкретно это влияние выражено. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.
Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Персональный сайт учителя истории как активная среда для взаимодействия учителя и обучающегося с помощью дистанционных образовательных технологий.
Эта статья рассказывает о возможностях персонального сайта учителя при дистанционном обучении....

Создание ситуации успеха ученика как одно из условий создания здоровьесберегающей среды.
Педагогические приемы создания ситуации успеха....

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технол...

Ведущая роль учителя в создании комфортной образовательной среды и формирования качества знаний учащихся.
Сообщение, которое может быть использовано на пед.совете....
Методические рекомендации "Преподавание русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик, создание языковой среды"
Методические рекомендации адресованы образовательным организациям, повышающим кадровый потенциал педагогов и специалистов по вопросам преподавания русского языка как родного, неродного, государственно...
