Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
статья на тему

Белова Елена Тимофеевна

Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. Эти задачи отражены в профессиональном стандарте, который  предъявляет требования к квалификации педагога и одновременно повышает его ответственность за результаты своей профессиональной педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnaya_obrazovatelnaya_sreda.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

Учитель русского языка и литературы

 Белова Елена Тимофеевна

Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. Эти задачи отражены в профессиональном стандарте, который  предъявляет требования к квалификации педагога и одновременно повышает его ответственность за результаты своей профессиональной педагогической деятельности.

 Я обладаю личностными качествами  и профессиональными компетенциями, которые необходимы педагогу для осуществления воспитательной и развивающей деятельности в области социальной безопасности:

- эффективно регулирую поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

- общаюсь с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

- защищаю достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

- сотрудничаю с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно-нравственного развития ребенка;

- проектирую психологически безопасную и комфортную образовательную среду, провожу профилактику различных форм насилия в школе;

- владею психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными учащимися.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами:

  1. Принцип безопасности учебно-производственного пространства. Соблюдение санитарно-гигиенического режима, режима проветривания, санитарно-гигиенических условий воздушной среды, физических параметров и других показателей в учебных помещениях и среды обитания, нормативности пожарной безопасности, электробезопасности, безопасности технических систем и оборудования. Соответствие содержания программ возрастным психо-физиологическим возможностям и потребностями обучающихся.
  2. Принцип безопасного поведения. Учащийся должен четко знать, когда, где и в каких безопасных экологически чистых зонах можно заниматься учебой, работой и отдыхом. Соблюдение личной и общественной безопасности, алгоритма безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, безопасности жизни.
  3. Принцип безопасности жизнедеятельности (жизни, здоровья и деятельности). Понимание экологичесности образовательной среды, соответствующей среде обитания жизни учащегося, которая обеспечит ему хорошее здоровье, высокую трудоспособность и долголетие, безопасность здоровья. Соблюдение режима дня, сна, питания, активный двигательный режим должны быть приоритетными мотивационными действиями обучающихся. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Социальная безопасность.

          Реализацию этих принципов можно считать критериями безопасности. 

В основе моей системы работы по созданию условий безопасной образовательной среды лежит формирование такого человека, который осознает самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремиться жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетает в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готового к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, уважающего историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляющего заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики.  Применение здоровье сберегающих образовательных технологий привело к    

укреплению и оздоровлению социально-психологического климата на уроках русского языка  и литературы, оптимизации учебного процесса, повышению качества обучения учащихся, снижению количества пропусков уроков учащимися по болезни, потребности в здоровом образе жизни;  созданию методического банка, в который вошли  планы уроков и внеклассных мероприятий с использованием  здоровье сберегающих технологий, физкультминутки, упражнения для снятия напряжения, дыхательная гимнастика, аудиозаписи для релаксации, виды рефлексий.

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Моя задача - сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.   Особое внимание  на уроках  я  уделяю     следующим компонентам  принципов здоровье сбережения:

1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь»).

2. Проведение  на    уроке     разнообразных   валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных     на    поддержание    у    школьника высокого уровня работоспособности и повышения     стрессоустойчивости.

3. Объяснение нового  материала с  опорой     на субъективный опыт обучающегося,  как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения.

4. Дозированное разноуровневое домашнее задание, имеющее творческий характер. Это подтверждает, что есть всегда право выбора.

5.Учет индивидуальных способностей.

6. Включение   в   содержание  уроков  упражнений,  текстов,  заданий,   связанных с изучением своего собственного здоровья.

7. Личный   пример   преподавателя.   (Благодаря   позитивному   примеру   учителя   обучающиеся овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)

8. Организация саморефлекции.

Я слежу за соответствием  возрастным психо-физиологическим возможностям и потребностями детей содержания обучения по русскому языку и литературе; организую учебно-воспитательный процесс на основе здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса; создаю благоприятную внешнюю среду; слежу за соблюдением гигиенических требований к условиям обучения.

Большинство учащихся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта.  По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. В течение урока чередую разные виды деятельности:  опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, пересказ, работу с  наглядными  пособиями, презентациями и т. д.

На уроках мною используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

Для меня очень важно создать условия для положительной мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке: развивать интерес к занятиям, стремиться больше узнать, радоваться от активности, проявлять интерес к изучаемому материалу.

Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения, выражается в  заряде положительных эмоций,  полученных школьниками и самим учителем,  определяет позитивное воздействие школы на здоровье обучающихся.

Доброжелательная атмосфера на уроке зависит и от преобладающего выражения лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток.

В марте 2015 года педагогом-психологом школы среди учащихся 6Б класса было проведено анонимное анкетирование, целью которого было выявление представления учащихся о профессиональных и личностных качествах педагога Беловой Елены Тимофеевны, способности создания комфортной образовательной среды. В работе  приняли участие 19 обучающихся. Респондентам предлагалось оценить ряд качеств учителя и классного руководителя  (отношения с группой, организация работы группы, обобщающая характеристика) по степени проявления от сильно выраженного до отсутствующего.

        Полученные результаты позволили определить индекс эффективности работы учителя и классного руководителя Беловой Е.Т. – 92, что соответствует показателю «сильно выраженный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика работы учителя химии в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта»

Абрамкина Л.М. Специфика работы учителя химии в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. – Профессиональное развитие педагогических и управленческих кад...

Система работы учителя-логопеда в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида

Статья для участия во всероссийском творческом конкурсе (с международным участием) "Творческий поиск - 2014"Технология работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Психологически комфортная образовательная среда школы

Психологически комфортная образовательная среда школы: предпосылки и барьеры....

"Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) БУЛЛИНГ...

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды  для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."...

Система работы по созданию условий безопасной и психологически комфортной среды

Аннотация.Рассмотрен перечень проблем, связанных с современной ситуацией развития отечественной системы образования, оказывающих влияние на психологическую безопасность современной образовательной сре...

«Система работы учителя и педагога дополнительного образования над повышением качества образовательного результата»

ldquo;Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.Киплинг          В ...