Система работы учителя-логопеда в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида
статья на тему

Гаврищук Александра Евгеньевна

Статья для участия во всероссийском творческом конкурсе (с международным участием) "Творческий поиск - 2014"

Технология работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_uchitelya_logopeda.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название: «Система работы учителя логопеда

в специальной коррекционной школе VIII вида»

Номинация: Технология работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Ф.И.О. Нелюбина Александра Евгеньевна

Место работы: ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа-интернат VIII вида»

Должность: учитель-логопед

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.
       Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов коррекционной школы.

Таким образом, необходимо найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, не исключаются и групповые формы работы.

Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

В ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа- интернат VIII  вида» обучаются дети с различной степенью умственной отсталости:

F 70 – легкая умственная отсталость (дебильность);

F 71 – умеренная умственная отсталость (имбецильность).

При обследовании обучающихся с умственной отсталостью учитель – логопед ставит следующие заключения:

- системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости;

- системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости;

- системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.

В логопедическом заключении определяются:

1) степень системного недоразвития речи;

2) нарушения устной речи;

3) нарушение письменной речи.

Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.

Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости;

Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости;

Звуко-произношение

Нарушение звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер

Полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения

Полиморфное нарушение звукопроизношения

Фонематические процессы

Фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы

Недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа

Грубое недоразвитие фонематического анализа и фонематического синтеза

Словарь

Ограниченный словарный запас

Словарный запас ограничен

Словарный запас ограничен

Грамматический строй речи

В спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы.

Аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения.

Выраженные аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и простых формах словообразования и словоизменения.

Связная речь

В пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев

Недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий)

Отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1-2 предложение вместо пересказа)

Нарушение процессов письма и чтения

Имеется нерезко выраженная дисграфия

Выраженная дислексия и дисграфия

Выраженная дислексия и дисграфия

После проведенного логопедического обследования учитель-логопед составляет план работы и формирует логопедические группы и отбирает учащихся, нуждающихся в индивидуальных логопедических занятиях.

С точки зрения развития речи, дети с нарушениями интеллекта представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются  дети совсем не владеющие речью, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз, с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой.

 Поэтому на каждого ребенка с умеренной умственной отсталостью составляется индивидуальная рабочая программа, учитывающая способности каждого ребенка (Приложение 1). В индивидуальную рабочую программу включены темы и даны задания, которые позволяет логопеду добиваться оптимальных результатов в работе с детьми, страдающими тяжелой патологией речи. 

Если в работе с детьми с легкой умственной отсталостью учитель логопед опирается  на нарушенные стороны речи и строит свою работу в соответствии с недостатками, не только исправляя их, но и развивая совершенствуя различные стороны речи, доводя речевое развитие ребёнка практически до нормы, то главный принцип в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью – её практическая направленность. И коррекционная  работа и учебные занятия, и воспитание должны всемирно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам общения и включённости в социально-значимую деятельность.

Работа по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью направлена на расширение представлений об окружающем и развитие  умения пользоваться речью. Индивидуальные занятия включают задания на:

- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

- обогащение словарного запаса (по лексическим темам: «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Что растет в саду, а что в огороде?», «Транспорт», «Домашние и дикие животные и птицы», «Времена года», «Части суток», «Профессии», «Мой дом», «Игрушки», «Инструмены» и т.д);

- развитие связной речи (ролевые игры: «В магазине», «На почте», «В аптеке», «В больнице» и т.д.).

- работа над интонационной выразительностью речи;

Занятия по логопедии направлены на то, чтобы новые слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного в быту, при самообслуживании.

Занятия планируются в соответствии со способностями ребенка, материал дается в доступной ребенку форме. Можно проводить занятие в форме игры, сказки, путешествия, с опорой на натуральные объекты. Необходимо придерживаться следующей схемы в подаче нового материала:

Для качественного усвоения материала может потребоваться многократное повторение  данной последовательности.

Очень важно при проведении коррекционной работы налаживать взаимосвязь с родителями, воспитателями. С воспитателями ведутся тетради взаимосвязи, в которых учитель-логопед дает задания и упражнения для более качественного закрепления материала, с которым работали на занятии. В тетрадях взаимосвязи предусмотрены разделы для обучающихся, занимающихся по индивидуальной программе (Приложение 2).

С родителями по мере необходимости проводятся индивидуальные консультации, на которых обсуждаются проблемы каждого ребенка. На консультациях родители получают буклеты, газеты и карточки с рекомендациями (Приложение 3), что способствует вовлечению родителей в процесс коррекционной работы с ребёнком, помогает правильно выстраивать с ним занятия по закреплению полученных навыков.

Можно сделать вывод, что  работу по коррекции нарушений речи необходимо проводить в системе тесной взаимосвязи учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Только так коррекционная работа получается наиболее эффективней и дает более видимые результаты.

Приложение 1.

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа-интернат VIII вида»

Согласовано

Председатель ПМПк

___________________

Утверждаю

Директор школы

______________________

«___» ______________20____г

М.п.

Индивидуальная рабочая программа

по предмету «Логопедия»

для обучающегося 4 класса..……..

на 2013-2014 учебный год

Составитель:

Нелюбина А.Е.

учитель-логопед

р.п. Каргаполье, 2013

Пояснительная записка

Индивидуальная рабочая программа по предмету «Логопедия» составлена на обучающегося 4 класса________, имеющего диагноз F 71.

Уровень развития ребенка соответствует раннему дошкольному возрасту. Учебные навыки не сформированы. Произвольное внимание крайне не устойчивое, мальчика невозможно привлечь к целенаправленной деятельности. Устная и письменная речь отсутствует. Понимание речи на низком уровне. Связная речь отсутствует.  Звукоподражание не сформировано, не повторяет за педагогом даже отдельные звуки, произносит звуки не имеющие смысловой нагрузки.

Мелкая моторика развита слабо. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Программный материал не усваивает. За партой  может сидеть 2-3 минуты, потом вскакивает, хватает предметы, стучит ими, бегает по классу, кричит.

Деятельность мальчика хаотична, волевого усилия нет, поступки не осмысливает, совершает их без мотивов.

Данная программа составлена на основе программы для детей с умеренной умственной отсталостью «Особый ребенок» Пермь, 2004 г.

На индивидуальные занятия по логопедии отведено 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Цель: развитие слухового внимания и способности к звукоподражанию, развитие интереса и внимания к окружающему миру.

Задачи:

  1. развитие слухового внимания и способности к звукоподражанию;
  2. привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя и обращаться с просьбами;
  3. развитие мелкой моторики;
  4. эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника через произведения устного народного творчества.

Развитие слухового внимания:

- различение звуков окружающей действительности;

- игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (едет машина, плачет ребенок, летит самолет, едет поезд, скачет лошадка).

Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения:

- обучение выполнению специальных упражнений для всех артикуляционных органов методом подражания  (статических, динамических).

Работа над звукопроизношением:

- отработка всех гласных звуков и простых по артикуляции согласных.

Основные требования,  предъявляемые к обучающемуся в конце года:

- различение звуков окружающей действительности;

- звукоподражание звукам окружающей действительности (едет машина, плачет ребенок, летит самолет, едет поезд, скачет лошадка).

- повторение гласных звуков;

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные требования к занятиям и умениям в конце темы

1-4.

Различение звуков окружающей действительности

4

Словарь: звук, звучит

Развитие речи: произношение звуков окружающей действительности «повтори за мной».

5-.

Различение звуков окружающей действительности: шуршание листьев.

4

Словарь: звук, листья, шуршат.

Развитие речи: произношение звуков окружающей действительности «повтори за мной».

3.

Различение звуков окружающей действительности: топанье детских ножек. Хлопанье в ладоши.

4

Словарь: ручки хлопают, ножки топают.

4.

Игры с движениями направленные на подведение к восприятию звуков речи(едет машина, плачет ребенок, летит самолет, едет поезд, скачет лошадка).

4

Развитие речи: произношение звуков окружающей действительности «повтори за мной».

5.

Различение звуков окружающей действительности. Звукоподражание домашним животным. Игра: «Кто в домике живет?»

6

Словарь: корова – мычит, кошка – мяукает, собака – лает.

Развитие речи: звукоподражание голосам животных.

6

Различение звуков окружающей действительности. Звукоподражание домашним птицам.   Игра: «Кто и как подает голос?»

6

Словарь: утки крякают, гуси – гогочут, куры – кудахчут.

Развитие речи: звукоподражание голосам птиц.

7

Развитие речевого дыхания

4

Развитие речи: произношение звуков окружающей действительности «повтори за мной».

8

Развитие силы голоса

4

Развитие речи: произношение звуков окружающей действительности «повтори за мной».

9

Произношение гласных звуков

Звук А

6

Словарь: звук А

Развитие речи: звукоподражание «Укладываем куклу спать».

10

Произношение гласных звуков

Звук У

8

Словарь: звук У

Развитие речи: «Самолет летит, ветер дует».

11

Произношение гласных звуков

Звук И

6

Словарь: звук И

Развитие речи: звукоподражание

12

Произношение гласных звуков

Звук О

5

Звукоподражание «У куклы болят зубы».

Литература:

  1. «Программа подготовительного и 1- 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида»/ под ред. В.В.Воронковой. -М. «Просвещение»,1999 г.
  2. Программа для детей с умеренной умственной отсталостью «Особый ребенок», Пермь, 2004г.

Приложение 2.

Фрагмент из тетради взаимосвязи учителя логопеда и воспитателя 4 класса.

Дата:

Содержание

Отметка о выполнении

1.

Артикуляционная гимнастика из логопедического уголка.

Проговаривание скороговорок по теме группового занятия по фонематической теме занятия: « Звук и буква А»

Расширение словарного запаса по лексической теме занятия: «Школьные принадлежности». Назвать все школьные принадлежности и рассказать, зачем нужна каждая из них?

Закрепление грамматической темы занятия: «Предлоги». Составьте предложение добавив предлог:

- Ручка лежит … столе.

- Карандаши стоят … карандашнице.

- учительница поставила оценку … дневнике.

Инд. задания

Различение звуков окружающей действительности

Игра «Повтори за мной» (Звуки речевые и неречевые: голоса животных, шум дождя, ветер)

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Звуки речевые и неречевые»

Цель:  1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру.

 Задачи:

 1. Различение по тембру голосов людей.

 2. Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

 3. Развитие внимания, слуховой памяти.

Оборудование:  картинка индеец, аудиокассета, ширма, музыкальные  инструменты, ножницы, бумага, картон, металлические предметы, глобус.                                    

Ход  занятия

Организационный момент.

   1. Ваня, Сейчас мы с тобой  отправимся в далекую страну Америку. От России она находится далеко, далеко. Поэтому мы сначала идем ножками (потопали). Потом мы плывем на корабле. А теперь еще долго, долго будем лететь на самолете (руки в стороны, гудим как самолеты)  Вот мы шли, плыли, летели и наконец добрались до удивительной страны – она называется Америка. (Показать на глобусе). В Америке живет очень интересный народ – индейцы. Посмотри, как они выглядят. Индейцы замечательные разведчики и имена у них необычные: Зоркий Глаз – значит он хорошо что? – Видит. Чуткое Ухо – значит он хорошо что? – Слышит. А называли их так потому, что они были смелыми, ловкими, выносливыми, наблюдательными, все видели и все слышали. Они могли услышать шорох самый тихий, когда пробежала мышка, пролетела бабочка. Они слышали все звуки природы.

    Превратимся в индейцев, сядем тихо и послушаем, кто что услышит?

    Что ты услышал?

    Нас окружают разные звуки, их издают живые существа и неживые предметы.

    Давай послушаем звуки природы. (Аудиокассета).

    - А теперь возьми картинки животных и птиц, которых ты услышал.

2. Ты  узнал, какие звуки издают животные, птицы. Помоги мне: собака (какие звуки издает?) лает, кошка…, лошадь…, корова…

3. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Ты узнаешь голоса знакомых людей. Давай поиграем в игру «Кто позвал?».

4. Физминутка.

А теперь давай отправимся в лес и послушаем как шуршат и поют листочки.

      Дует легкий ветерок – листочки едва шевелятся.

      Сильный ветер – качаются деревья.

      Осенние листочки на веточках сидят. Осенние листочки тебе говорят:

       Осиновый – «А-а-а»,             Рябиновый – «И-и-и»,

       Березовый – «О-о-о»,           Дубовый – «У-у-у». (Показываем руками).

5. Музыкальные инструменты тоже разговаривают, издают звуки. Давай поиграем в игру «Что звучит?» (За ширмой  играем на инструментах: металлофоне, гармошке, дудочке, бубне…).

6. А теперь посмотри внимательно, что у меня на столе. На столе разложены ножницы, бумага (картон, обычная), в коробках горох, металлические предметы, стеклянная банка, банка с водой). Все предметы уносятся за ширму. Послушайте внимательно, что я буду делать. Что я сделала?

7. Чтение  стихотворения «Разные звуки». Я прочту, а ты  повтори, какие звуки услышал?

Где-то собаки рычали: Р-р-р!                                

Змеи в лесу шипели: Шшш!

В стойле коровы мычали: -Мммуу!                        

А комары все пели: - Ззз!

В комнате мухи жужжали: Жжж!                          

Непоседа мячик днем и ночью

Мимо машины бежали: Тррр!                                

Успокоиться не хочет: Пам! Пам!

Гудели от ветра все провода: Зззнь!                      

Куклы кашляют в постели-

Капала в кухне из крана вода: -Динь!                  

 Днем мороженое ели! - Кхх! Кхх!

Перекликались в ночи поезда: -УУУ! УУУ!              

Листья на ветру шумели:  -Тсс!

Подведение итогов занятия.

      Молодец, Ваня,  ты сегодня  хорошо поработал, внимательно слушал и слух у нас стал такой же острый, как у индейцев.

   

Приложение 3.

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа-интернат VIII вида»

 «По совету логопеда»

Ум на кончиках пальцев

Рекомендации по развитию мелкой моторики

(памятка родителям)

учитель-логопед

Нелюбина А.Е.

Р.п. Каргаполье,2014 год

Рекомендации логопеда

1. У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи.

2. Игры и игровые приемы.

Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.

«Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.

«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып - рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.

Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.

Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.

Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.

Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя - логопеда на логопедическом пункте при общеобразовательной школе.

Логопедический пункт при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176» был создан в январе 1990 года. Основными задачами логопедического пункта являются:·...

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида

В статье " Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы  VII  вида" рассказывается о  создании эффективного и успешно развивающегося в максимально...

Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях специальной (коррекционной) школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

Дет     Дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующ...

Словарная работа на уроках трудового обучения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Работа над  словарём является обязательной  в структуре урока по трудовому обучению. Она планируется не только в соответствии с программными требованиями, но и  с учётом индивидуальных...

Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования  речевой деятельности. ...

Система работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР в школе.

Логопедические занятия направлены на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общени...