Система работы по созданию условий безопасной и психологически комфортной среды
статья на тему

Аннотация.

Рассмотрен перечень проблем, связанных с современной ситуацией развития отечественной системы образования, оказывающих влияние на психологическую безопасность современной образовательной среды учреждений образования. Обращается внимание на важность осмысления существующих в настоящее время вызовов психологической безопасности субъектам образовательной среды на стадии реформирования отечественной системы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по созданию условий безопасной и психологически комфортной среды

Аннотация. Рассмотрен перечень проблем, связанных с современной ситуацией развития отечественной системы образования, оказывающих влияние на психологическую безопасность современной образовательной среды учреждений образования. Обращается внимание на важность осмысления существующих в настоящее время вызовов психологической безопасности субъектам образовательной среды на стадии реформирования отечественной системы образования.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, качество психологических условий, субъекты образования, реформа образования.

Annotation. The problems associated with the present situation of the national education system affecting the psychological safety of educational environment of educational institutions are discussed. The importance of understanding contemporary challenges of psychological safety of educational environment at the stage of reforming the system of national education is emphasized.

Keywords: the educational environment, psychological safety, quality of psychological conditions, subjects of education, education Reform.

Система работы по созданию условий безопасной   психологически комфортной среды является особо актуальной на сегодняшнем этапе развития образования. Масштабное реформирование и инновационные проекты, которые сегодня проводятся в сфере образования, показали нам все те проблемы, которые были накоплены за длительный период. Смена приоритетов развития основательно изменила отношения между школой, семьей, органами управления образованием, разрушила традиционные формы взаимодействия.

Консервативная деятельность учителя теперь не востребована. Системе образования необходимы инициативные и творческие личности.

Из всех практических задач особой актуальностью обладает создание комфортной, психологически здоровой и экологичной образовательной среды для учеников посредством внедрения в практику эффективных с научной точки зрения технологий, которые способствовали бы созданию и адаптации соответствующих педагогических условий для творческой реализации и саморазвития молодежи. Эти задачи отражены в профессиональном стандарте, который предъявляет требования к квалификации педагога и одновременно повышает его ответственность за результаты своей профессиональной педагогической деятельности.

Психологи рассматривают понятие психологической безопасности в двух аспектах:

1)  в качестве состояния образовательной среды, полностью свободного от любых проявлений и выражений психологического насилия в отношениях и взаимодействии, способствующего удовлетворению важнейших потребностей в доверительном личностном общении, создающего референтную значимость образовательной среды и обеспечивающего высокий уровень психического здоровья всех участников, включенных в образовательную среду [2, с. 58];

2) в качестве системы межличностных отношений:

- вызывающих у участников ощущение принадлежности (референтная значимость среды);

-  убеждающих человека в том, что он находится в полной безопасности;

-  укрепляющих психическое здоровье индивида;

3) в качестве системы мер по предотвращению угроз для эффективного и стабильного личностного развития [1. с. 91].

Наиболее важными условиями образовательной среды,  которые способствуют созданию психологической безопасности, являются:

1) доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

2) дисциплина [3, с. 32].

Особое внимание хочется уделить созданию такой среды в отдаленных  регионах Российской Федерации. На Ямале, как и во всей России, осуществляется модернизация образования.  В ямальских школах, как и в других,  принимается во внимание этнопедагогизация воспитательного учебного процесса, обновление и модернизация технологии и содержания обучения. Проводимые процессы гуманизации и демократизации общественного строя приводят к возрождению и развитию национальной самобытности народов, включая и физическое их возрождение.

Вся жизнь коренных народов  связана с холодом, который продолжается в течение 6-7 месяцев. Экстремальные климатические условия поспособствовали формированию особого характера у представителей северных народностей. Климат повлиял на формирование этнически жизнестойкой материальной и духовной культуры народов Ямала. Трудные и сложные промыслы, а также суровый и беспощадный климат – все это требовало от коренного народа не только хорошей физической подготовки и выносливости, но также крепкой психики и отличной закалки. С малых лет прививали необходимые физические качества – силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию и т.д.

Особую роль в системе создания безопасной и психологически комфортной среды в начальной школе играют народные игры,  связанные с бегом, прыжками, метаниями, которые содействуют укреплению всех групп мышц тела, развитию ловкости, быстроты, выносливости. Большой популярностью среди детей данного возраста пользуются игры-упражнения, которые развивают ловкость, координацию движений, гибкость. Особой любовью среди детей пользуются самобытные игры-состязания по стрельбе из лука в цель, по метанию аркана на рога оленя.  

Совместные игры способствуют формированию у детей чувства принадлежности, убеждают ребенка в том, что он находится в безопасной среде и укрепляют его психическое здоровье.

Изучение и анализ специальной литературы, а также многолетний опыт преподавания предметов этнокультурной направленности, позволили выявить наиболее оптимальные традиционные виды игр, применяемые в школе.

К примеру, несколько народных игр, которые можно использовать при работе с детьми младшего школьного возраста:

Вулы лавальты хоят (олени и пастух) Цель: Игра развивает ловкость, силу рук и плечевого пояса.

Описание: Игроки по договоренности выбирают «пастуха». Остальные игроки становятся «оленями», которые разбегаются по всей игровой площадке. «Пастух» старается поймать тынзяном «оленя». Если ему это удается, то пойманный «олень» выходит из игры. Таким образом «пастух» продолжает ловить  «оленей». Если не получилось поймать «оленя» тынзян переходит к следующему игроку.

Игра с верёвочкой. Цель: развитие ловкости пальцев, памяти, логического мышления, фантазии.

Описание: игра заключается в том, чтобы два человека сумели совместными действиями сплести из верёвочки различные фигуры: пилу, кисточки, журавлиные ноги и др.

Щёль юх (игра с палочками). Цель: игра развивает ловкость и подвижность пальцев и кистей рук, совершенствует реакцию, умение вести счёт.

        Описание: игрок берёт все палочки группы, подбрасывает их вверх и ловит тыльной стороной кисти этой же руки. Пойманные таким образом палочки он подбрасывает снова вверх, не меняя положения руки, но ловит уже их пальцами. Условие такое: нужно поймать пальцами не чётное количество палочек – 1,3,5 и т.д. если игрок выполнил условие игры, он откладывает в сторону одну палочку и продолжает игру. Когда у него остаётся только одна палочка, он должен поймать её в расщеп мизинца и безымянного пальца. Игра переходит к другому игроку, если поймано чётное количество палочек. Победителем  становится тот, кому удалось собрать больше палочек.

Таким образом, народные игры способствуют созданию доброжелательной атмосферы в коллективе, вовлеченности всех учеников класса в игровой процесс, сплоченность – способствуют формированию комфортной и психологически безопасной среды для учащихся.

Список литературы:

  1. Баева, И. А. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды / И. А. Баева // Психол.-пед. обеспечение нац. образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: МГППУ, 2010. – С. 91–103.
  2. Ковров В.В., Оганесян Н.Т. Обеспечение психологической безопасности в начальной школе / В.В. Ковров, Н.Т. Оганесян // Педагогика, 2014. - №4. – С. 58-65.
  3. Федотенко И. Л. Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: Учеб. пособие / И. Л. Федотенко, А. В. Сергеева, Т. В. Губарева, Д. В. Малий; Под ред. И. Л. Федотенко. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. – 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация условий здоровьесбережения и создание условий безопасности занятий на уроках физической культуры.

Материал выступления на методическом объединении учителей физической культуры. Работа содержит презентацию с рекомендациями и советами для педагогов по предотвращению травм на уроках....

создание психологически комфортной среды на уроках химии

Если на уроках ребенку комфортно работается -  ему интересно, он осознает себя не обучаемым, а человеком, значит будет результат -что- то полезное с уроков химии ученик обязательно унесет.(Я имею...

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технол...

Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников детского дома.

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правиль...

Создание психологически комфортной среды в школе

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться....