Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников детского дома.
классный час по психологии (8, 9, 10 класс) на тему

Филина Галина Анфиногеновна

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_dlya_predotvr_konf.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сл№1. Тема: Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников детского дома.

Воспитатель Филина Г.А.

Актуализация темы

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения между детьми. Конфликтные ситуации  обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребенка, развить в нем комплексы.

Сл№2.Подростковый возраст.

характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости.

Сл№3 Конфликт.

Это столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы и позиции, не совместимые с другой стороной. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

Конфликты – это часть нашей жизни. Они существовали в этом тысячелетии и будут существовать в новом тысячелетии. Другое дело - как относиться к конфликту. С одной стороны, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. С другой стороны – конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы.

Сл№4.  Причины конфликтов.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

-участники конфликта (оппоненты);

-предмет конфликта.

Сл№5.. Исследователи различают 4 типа конфликтов:

- межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);

-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).

- внутриличностный (между долгом и совестью);

Сл№6.

Так как без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться конструктивно их решать.

 Для того, чтобы правильно разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их.

Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам более серьезным: таким, как

-проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

-проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);

-проблемы социального плана ( потеря себя и тд).

Сл№7.Существует 5 вариантов поведения в конфликтных ситуациях.

- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Работа в группах.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно подходило под все варианты поведения.

  1. Ребёнок  хочет сегодня подольше гулять, а вы не разрешаете, между вами возникла конфликтная ситуация.
  1. Ребёнок взял ваш мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
  1. Ребёнок любит громкую музыку, а вы предпочитаете тишину в группе, по этому поводу у вас с ним часто возникают конфликты.
  2. Перед сном ребёнок смотрит любимый сериал. Это занятие настолько захватывает его, что вы не можете оторвать его и уложить, наконец, спать. Из-за этого у вас возникают конфликты.

Через 1 минуту  группы представляют свои варианты решения конфликтов.

Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений? Что может повлиять на выбор пути?

Качества личности:  -способность уступать; -наглость; -трусость; -равнодушие; -мягкотелость;-стремление к справедливости; -миролюбие и т.д.

Сл№8.

   

Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства

Компромисс – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.

Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.

Сл№9. Последствия деструктивных конфликтов.

Сл№10. Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры.

Сл№11. «Я среди людей» .

Каким же образом можно отстоять свое «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных конфликтных ситуациях, чтобы не разрушить свое здоровье или здоровье окружающих вас людей?

Эти и многие другие вопросы мы решаем

на воспитательных часах «Я среди людей»  

- обсуждаем значимость данной темы,

- рассматриваем природу конфликта,

- определяем положительные и отрицательные стороны конфликта,

- методы выхода из конфликта.

- Знакомимся с понятием «компромисс»,

-овладеваем первичными умениями выхода их конфликтной ситуации с наименьшими потерями для себя и окружающих.

-Анкетирование «Конфликтный ли ты человек?»

Сл№12.

Итоги анкетирования:

 1-Настя, Марина. Надя

2-Вика

3-Маша, Галя

4-Диана, Саша

5- нет

Сл.№13. Ожидаемый результат –

-овладение навыками конструктивного  решения  конфликтной  ситуации; осознание того, что главная способность в конфликте - способность к конфронтации – объяснению:

-отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

-стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества партнера;

-стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.)

Сл№14.Способы предотвращения конфликтов:

- мягкое противостояние,

-конструктивное предложение.

-попробовать представить себя на месте вашего соперника,

-умение делать комплименты.

-умение погасить ссору в самом начале.

Сл№15.   Условия и способы предотвращения  внутриличностных конфликтов.

Слайд№ 16.Способы предупреждения конфликтных ситуаций.

Сл№17. Меры по предупреждению назревающего конфликта.

Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

« Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого».

 Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.

Сл№18.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее…

(Е.Евтушенко)

-И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.

Сл№19.Рефлексия.  

Заключение:

  • «Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться  этого объективного обстоятельства.
  • Нам необходимо решать конфликты так, чтобы никто не видел что конфликты были.
  • Использование конструктивных путей решения конфликта, поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов.»

Литература:

1.Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях. Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова.Издательство «Вако», 2006г.

2.Родительские собрания в 5-11 классах. Н.И.Дереклеева. Москва, издательство «Вако», 2005г.

3.Ваш беспокойный подросток. Р.Т.Байярд. Москва, 1991г.

4.Как помочь ребенку войти в современный мир? Под ред. Т.В.Антоновой. Москва, 1995г.

5.Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Панкратов В.Н. Москва, 1999г.

6.Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др. Москва, «Просвещение», 1991г.

7.Файлы из «Интернета»

8.Сайт «Фестиваль педагогических идей»

Приложение1.

ПАМЯТКА.

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Приложение №2

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл.

  1. 1.Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем - категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

  • Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
  • Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
  • Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
  • Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
  • Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

      I

      II

      III

      IV

     V

Приложение№3

Работа в группах.

Описание конфликта.

1.Ребёнок  хочет сегодня подольше гулять, а вы не разрешаете, между вами возникла конфликтная ситуация.

2.Ребёнок взял ваш мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

3.Ребёнок любит громкую музыку, а вы предпочитаете тишину в группе, по этому поводу у вас с ним часто возникают конфликты.

4.Перед сном ребёнок смотрит любимый сериал. Это занятие настолько захватывает его, что вы не можете оторвать его и уложить, наконец, спать. Из-за этого у вас возникают конфликты.

Приложение 4.

Темы воспитательных часов:

  1. «Человек творец своей судьбы».
  2. «Я среди других».
  3. «Конфликты в нашей жизни».
  4. «Хороший характер-богатство на всю жизнь».
  5. «Взаимоотношения с противоположным полом».
  6. «Наши вечные ценности».
  7. «Подростковая самооценка».
  8. «Учёба и важность образования».
  9. «Умение контролировать свои эмоции».
  10. «Подростковая депрессия».
  11. «Как справиться с проблемами».
  12. «Создание позитивных дружеских отношений».
  13. «Проступок, правонарушение».
  14. «Конкурсная программа – это вы можете».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома.

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем детском доме особенно ....

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Сценарий концертной программы в рамках республиканского многожанрового фестиваля"Звезды детства" среди воспитанников детских домов и школ -интернатов

Материал сценария концертной прграммы послужит помощью педагогам в подготовке к праздникам,мероприятиям....

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В КОНТЕКСТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»

В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в Кузбассе и в России в целом, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть...

Профилактика суицидов среди обучающихся (воспитанников) детского дома

В данном информационном буклете представлена необходимая информация: куда можно обратиться за помощью в случае суицида, указаны основные направления профилактической работы, опасные симптомы в поведен...