создание психологически комфортной среды на уроках химии
материал (химия) по теме

Если на уроках ребенку комфортно работается -  ему интересно, он осознает себя не обучаемым, а человеком, значит будет результат -что- то полезное с уроков химии ученик обязательно унесет.(Я имею в виду исключительно не материальное - пробирки, вещества....)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_pishsredyd.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Создание психологически комфортной среды на уроках химии

Химия, действительно, один из сложнейших  школьных предметов. И в силу особенностей программы, и в силу того, что государству грамотный потребитель нынче не нужен, иначе как объяснить  сокращение часов на изучение нашего предмета?

 Хотя на самых первых уроках мы, учителя химии, все вспоминаем слова М.В.Ломоносова о том, что широко простирает химия руки свои в дела человеческие, обращаем внимание детей  на то, что куда не кинешь свой взор – продукты, полученные не без помощи химии. Знать основы этой науки необходимо, чтобы уметь выживать в мире химических веществ. Знание химии – это наш комфорт и безопасность.  

«Не о том   вам надо думать, каким вас давят прессом, а о том, как вести себя под давлением»   (Аркадий и Борис Стругацкие)

Я учитель. И моя цель, конечно, дать базовые химические  знания учащимся, но важнее, я считаю, мотивировать ребенка вообще на учение, его стремление познавать, новые знания применять в различных ситуациях.

Научить преодолевать трудности и получать от этого радость. В наше время это очень важно, когда вокруг ребенка столько соблазнов, так легко стать зависимым от алкоголя, наркотиков, игр, в том числе и компьютерных и т.д.

Позитивный характер учебной деятельности учащегося возможен при выполнении ряда одинаково важных условий на всех этапах учебного процесса:

  1. Личная заинтересованность учащегося в учебном предмете;
  2. Отношение родителей или других референтных лиц к учебе в целом и к отдельным предметам
  3. Взаимоотношения, которые складываются у учащегося с учителем химии, стиль преподавания и общения учителя.

Мне очень важно, чтобы дети хотели ко мне идти на урок, чтобы на моих занятиях им было комфортно. Тогда будет и результат.

Любой урок начинается со «входа», так называемого организационного момента. И хотя он занимает минимальное количество минут, именно этот момент обеспечит хороший эмоциональный настрой на всю работу. Можно в полушуточной манере познакомить с планом урока: «Сначала восхитимся глубокими знаниями…, потренируем мозги – порешаем задачи…, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…» Можно использовать короткий и простой опрос, цель которого - настроить ребенка на работу, а не устроить стресс с головомойкой. Например, «найди лишнего:

                                                 А) известняк, мел, мрамор, малахит;

                                                 Б) углерод, алмаз, графит, карбид.»

Или такой известный прием, как «лови ошибку : «…в воде обнаруживается практически вся периодическая система Д.И.Менделеева: радиоактивные элементы,… возбудители различных заболеваний (выдержка и газеты.) Интересно, под каким номером  в Системе находится дизентерийная амеба, а палочка Коха?

После подобного начала работать можно спокойно дальше, позитивный настрой создан. По ходу урока каждый учитель использует свои приемы дл поддержания психологического комфорта:

  1. мозговой штурм,
  2. лабораторный эксперимент,
  3. загадка с отсроченной отгадкой,  
  4. решение проблемной ситуации,  например, почему у мясного бульона появился привкус мыла?
  5. «черный ящик», например: находится вещество, которое в 1802 году впервые выделил из виноградного сока французский химик Жозеф Луи Пруст. Это вещество твердое, сладкое на вкус, хорошо растворимое на вкус  и т.д.
  1. Какой же химик не любит решать задачи? Условие можно сформулировать и так: Вася решил сжечь 0,4 моль серы. Сколько литров ядовитого сернистого газа попадет в атмосферу в результате этого эксперимента Васи?
  2. Неизвестные террористы для одной пакостной проделки получили 100 г серной кислоты. Сколько молей оксида серы (VI) они растворили для этого в воде?
  3. Федя подмешивал сахар в суп Клавдии Петровны. Сколько граммов сахара получит на обед сегодня Клавдия Петровна, если в 250 мл (плотностью 1,1 г/мл) содержится теперь 30% этого калорийного продукта?

Мир волшебства, фантазии занимает значительное место в сознании  подростков.

И это увлечение можно использовать для лучшего усвоения химии.

Так появляются химические сказки: «Жила-была Медь. Скромная, красивая, но такая стеснительная, что от каждой похвалы смущалась и краснела, румянец с лица ее никогда не сходил. Дружила с электричеством, всегда быстро и легко передавала от него приветы всем друзьям и знакомым. А в воде  на воздухе испытывала некоторый дискомфорт и покрывалась платком – зеленоватым основным карбонатом….»

Или о серной кислоте:

…А в городе тем временем

Шум и суета  -

Наделает большой беды

Сбежавшая кислота:

Загубит всю природу

И высушит леса

Погибнет рыба в озере

И закипит вода

Разрушатся металлы.

Исчезнут провода…

Подростки не желают автоматически принимать и запоминать предлагаемую информацию или последовательность действий. Они стремятся активно участвовать в процессе обучения и разбираться в том, что делают. Чтобы сохранился интерес, и процесс познания не казался «страшным», снять в некотором роде сложность с изучаемых вопросов, использую различные аналогии.

  1. Например, тема «Гидролиз солей». Рассматриваем гидролиз соли хлорида алюминия.

AlCl3  → Al  + 3Cl

Представляем ситуацию: два пловца в воде. Какому пловцу через некоторое время понадобится помощь?

Выписываем «слабый» ион, в роли спасателя - вода:

Al   +    НОН →   AlОН   +  Н  

«сильные пловцы» доплыли до соседнего берега, как ни в чем ни бывало вернулись обратно

 Al   +    НОН →   AlОН   +  Н  

  3Cl                          2Cl          Cl    

 Молекулярное уравнение  1-ой стадии гидролиза:

AlCl3   +    Н2О →   AlОНCl2   +  НCl

  1. «отдача электронов» - окисление

   «взятие» - восстановление

  1. Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый.
  2. Модель состояния веществ: твердые вещества – армейская дисциплина, жидкости – дружеская вечеринка, газы – футбольный матч
  3. При изучении изомерии органических веществ использую анаграммы:

                  Когда ты утром сел за стол

                  Тебе понадобился он

                  Когда же опыты проводишь

                  Ее ты быстренько находишь  (Колба – бокал)

                            Я – газ редчайший на Земле

                            Мне близки радий и свинец

                            Но буквы переставить мне

                            И –  я истории творец   (Радон – народ)

           

  1. В слове «катод», как и в слове «минус» - 5 букв, а в слове «анод», как и в слове «плюс» - 4…

       Заканчивается урок только на «положительном»: «Урок завершен. Успеха!»

 И так приятно слышать в ответ: «Как? Уже?»

В состоянии комфортного общения две личности – учитель и ученик – начинают образовывать некое общее эмоционально – психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его действительности и себя самого, своих возможностей и способностей, т.е разворачивается процесс социализации личности ученика. Искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон с учащимися в тех или иных ситуациях  школьной жизни, каким способом организует работу учащихся, включая их в решение учебно – познавательных задач, как он создает креативную атмосферу на уроке, как использует свое воображение, интуицию.  

    «У меня получается, получится и у тебя!»

Библиография:

  1. Ахрямкина Т.А. Эмпатия педагога и стиль педагогического общения./ Наше образование. Ежегодный альманах. Самара.2003
  2. Гин А.А. Приемы педагогической деятельности: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А.Гин. – 8е изд. – М.: Вита – Пресс, 2007
  3. Девяткин В.В. Ляхова Ю.М. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке/ Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг. 2000
  4. Казанцев Ю.Н., Кривенко В.А. Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом./ Химия в школе. № 2, 2009. стр15.
  5. Байкина Л.В. Чтобы учение было в радость./ Химия в школе. № 3, 2008. стр2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание комфортной среды на уроке"

Статья о необходимости достижения школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности....

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах...

Создание психологически комфортного климата на уроках биологии.

Некоторые приемы создания психологически багоприятного климата на уроках биологии. Краткое описание урока биологии в 10 классе "Парадоксы близнецов"...

"Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) БУЛЛИНГ...

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды  для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."...

Система работы по созданию условий безопасной и психологически комфортной среды

Аннотация.Рассмотрен перечень проблем, связанных с современной ситуацией развития отечественной системы образования, оказывающих влияние на психологическую безопасность современной образовательной сре...

Создание психологически комфортной среды в школе

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться....