Статья "Создание комфортной среды на уроке"
статья на тему

Полох Марина Анатольевна

Статья о необходимости достижения школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание комфортной среды на уроке

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

Необходимость разговора о комфортности учебной среды сязано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следущее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют."

Ребенку должно быть комфортно на уроке. Это важно для саморазвития. Он должен почувствовать, что его знания, пусть даже не большие будут оценены положительно.

Для создания психологически комфортных условий в процессе обучения применяю следующие образовательные технологии:

•        Личностно-ориентированные: обеспечение комфортных условий развития и реализации природных возможностей личности.

•        Педагогика сотрудничества, создающая все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

•        Технология уровневой дифференциации обучения. Уроки строятся с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащегося.

•        Проявление гуманного отношения к детям, такие как любовь и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, доброжелательный и эмоциональный тон педагога, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Какие же действия педагога по конструированию комфортной среды во время учебно-воспитательного процесса можно выделить? В первую очередь-это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности.

Чтобы обеспечить высокий уровень психологической безопасности нужно опираться на наиболее важные принципы в образовательной среде:

 - опора на развивающее образование, главной целью которого является не обучение, а развитие эмоциональной, социальной и духовной сферы сознания;

- психологическая защита и поддержка прав на безопасное взаимодействие всех субъектов в образовательной среде;

- формирование социально-психологической умелости: умений и навыков, которые дают возможность правильного выбора своего жизненного пути и соответствующего поведения, самостоятельного анализа и решения проблем, исключают психологическое насилие.

Реализация этих принципов позволяет осуществлять профилактику и коррекцию состояния беспомощности, характеризующего социально-психологическую незащищённость личности.

Передовой педагогический опыт, обобщённый в интернет-источниках, позволяет выделить основные критерии и показатели благоприятной социально-психологической среды на уроке.

Критерии благоприятной социально-психологической среды на уроке.

1. Оптимизм, жизнерадостность. На уроке должны быть жизнерадостные, бодрые, оптимистичные взаимоотношения между учениками, строящиеся на принципах взаимопомощи и сотрудничества.

2. Взаимное уважение. Учениками должны быть усвоены нормы уважительного отношения ко всем, поддержание слабых, помощь новичкам.

3. Развитие личностных качеств, способствующих созданию комфортного социально-психологического климата. На уроке ценятся такие качества личности, как трудолюбие, бескорыстность и ответственность.

4. Нацеленность на высокие достижения. Все ученики должны быть активными, энергичными, настроенными на получение высоких показателей на уроке.

5. Сопереживание, искреннее сочувствие. Неудачи учащихся на уроке должны сопровождаться искренним сопереживанием одноклассников.

6. Инструктивность. Ученикам в начале урока сообщают не только тему, но и порядок её изучения, что приводит к снижению уровня тревожности перед видами определенной деятельности, которая предстоит.

7. Позитивный эмоциональный настрой. В начале урока преподаватель должен создать эмоциональный настрой на работу у всего класса. Нужно чтоб образовательный процесс был обогащен позитивными, положительными эмоциями, так как они являются стимулятором таких психических процессов как внимание и память. Ведь образы, которые воспринимались эмоционально, лучше запоминаются.

8. Поощрение самостоятельности, учебной инициативы. Повышенная степень самостоятельности, атмосфера заинтересованности всех учеников на уроке – возможность достижения успеха для тех учеников, которые не очень успешно работают в группе, в коллективе.

9. Индивидуализация обучения. Учитель должен применять специально разработанный дидактический материал, разного уровня задания, которые позволяют ученику выбрать форму и вид материала при решении задач. Использование дифференцированных заданий помогает ученикам с низким темпом работоспособности выработать устойчивую мотивацию к более качественному и быстрому выполнению работы.

10. Рефлексия. В конце урока учитель должен обязательно обсудить с детьми, что они узнали нового, и что им понравилось при изучении материала.

11. Комплексный характер оценивания. Оценивание в конце урока проводится не по одному критерию или виду работы, а по всем параметрам, по конечному результату, и пути его достижения.

Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.

Источники:

http://festival.1september.ru/articles/570029/ 

http://www.lycee6.ru/RKPMO/documents/lapushkina-1.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обеспечения ребенку комфортной эмоциональной среды на уроках изобразительного искусства

      В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Благоприятная адаптаци...

создание психологически комфортной среды на уроках химии

Если на уроках ребенку комфортно работается -  ему интересно, он осознает себя не обучаемым, а человеком, значит будет результат -что- то полезное с уроков химии ученик обязательно унесет.(Я имею...

Создание комфортной образовательной среды на уроках физики в 5 классе

Представлены методические приемы работы на уроках физики в 5 классе...

Создание комфортной психолого-педагогической среды на уроках

В докладе говориться о небходимости создания на уроках комфортной психолого-педагогической среды....

Система работы по созданию условий безопасной и психологически комфортной среды

Аннотация.Рассмотрен перечень проблем, связанных с современной ситуацией развития отечественной системы образования, оказывающих влияние на психологическую безопасность современной образовательной сре...

Создание психологически комфортной среды в школе

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться....

Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника

В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в  нашем образовательном учреждени...