Создание психологически комфортной среды в школе
консультация по психологии

Анастасия Горбатых

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_psihologicheskogo_komforta_v_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание психологического комфорта в школе.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”. Это, прежде всего, атмосфера психологического комфорта.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»?

К – климат (психологический)

О – обстановка

М – мир

Ф – физическое состояние

О – отношения, общение

Р – радость

Т – тишина, терпение

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Создание психологического комфорта в школе является проблемой крайне актуальной. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Несомненно, создание атмосферы психологического комфорта в школе является одной из первостепенных задач, ибо как показали результаты опроса, в котором приняли участие 104 учащихся 8 – 11 классов, наличие психологического комфорта является одним из важнейших условий успешного обучения. Этого мнения придерживаются 96 человек (92% опрошенных).

Конечно, наличие благоприятного психологического климата является результатом взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь предстает общение детей со взрослыми (учителями) и сверстниками. И, действительно, большинство учащихся – 93 человека (89%), принявших участие в опросе, считают, что одно из основных условий, обеспечивающих психологический комфорт в школе – это наличие положительных эмоционально-насыщенных взаимоотношений со сверстниками и учителями в ходе учебного процесса.

Определяющим в подростковом возрасте для детей является общение со сверстниками, поэтому отсутствие положительных взаимоотношений, например, с одноклассниками, может создать существенную угрозу для атмосферы психологического комфорта и явиться определенным деструктивным фактором, накладывающим отрицательный отпечаток на учебный процесс. Это подтверждается данными, полученными в ходе анкетирования. 63% учащихся (66 учеников) указывают, что неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками в большей степени способны нарушить их психологический комфорт, нежели отсутствие положительных взаимоотношений с учителями. Однако не следует умалять роль отношений между учителем и учеником в процессе создания психологического комфорта.

Общение ученика с учителем может носить:

  1. Положительный характер, когда ученик «принимает» личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним.
  2. Отрицательный характер, когда ученик «не принимает» личность учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто.
  3. Конфликтный характер – у учащихся возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к нему.

Личность учителя во многом влияет на отношение к учебе. Так считают 92% опрошенных в ходе анкетирования. Положительное отношение, доверие к учителю вызывает желание заниматься познавательной, учебной деятельностью, способствует формированию познавательного мотива учения. Отрицательные и конфликтные отношения препятствуют этому. На вопрос «Как часто у вас бывают конфликты с учителями?» учащиеся дали следующие ответы. Никогда не бывает конфликтов с учителями у 19% учеников. 32% и 36% учеников дали ответы «крайне редко» и «время от времени» соответственно. Очень часто вступают в конфликты с учителями 13% опрошенных. Мнения по поводу того, что является основной причиной конфликтов, разделились. 42% считают, что всему виной предвзятое со стороны учителя отношение к ученикам. 28% убеждены, что это отсутствие взаимного уважения и внимания по отношению к друг другу со стороны учеников и учителей. 30% отмечают, что это, скорее всего, неумение и нежелание выслушать и понять друг друга. Однако при этом большая часть учеников (88%) считают, что конфликтных ситуаций с учителями можно все-таки избежать.

Очень многие учащиеся под психологическим комфортом понимают, прежде всего, как раз положительные взаимоотношения с учителями со сверстниками. Также психологический комфорт для них складывается из следующих моментов:

  • Нет предвзятого отношения со стороны учителя, справедливость.
  • Нет диктатуры, не навязывается мнение.
  • Общее дело учеников и учителя.
  • Заинтересованность учителя в работе.
  • Спокойная обстановка, тишина во время уроков.
  • Есть взаимопонимание, поддержка.

Только в такой обстановке, по их мнению, где есть взаимопонимание и налажены положительные взаимоотношения, может быть тяга к знаниям. Неудачи же в общении ведут к появлению комплексов, неуверенности в себе, внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные показатели в других сферах жизнедеятельности. Отсюда у учеников как раз и формируется негативное отношение к школе, к учению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и прогрессивное развитие личности в таких условиях невозможны. Поэтому и необходимо создание психологического комфорта, в центре которого – личностное, заинтересованное общение учителей и учащихся.

Каким же образом может быть создана атмосфера психологического комфорта. Можно отметить следующие моменты:

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
  2. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
  3. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
  4. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
  5. Он должен быть активным участником группового взаимодействия, так как совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
  6. Он должен открыто выражать группе свои чувства.
  7. Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
  8. Необходимо всегда помнить о том, что желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
  9. Не нужно пытаться за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
  10. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Зачастую создание психологического комфорта заключается в том, что ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. В соответствии с этим у него самого уже будет формироваться вера в себя, он будет учиться преодолевать трудности, осознавая свое продвижение вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание психологически комфортной среды на уроках химии

Если на уроках ребенку комфортно работается -  ему интересно, он осознает себя не обучаемым, а человеком, значит будет результат -что- то полезное с уроков химии ученик обязательно унесет.(Я имею...

Создание психологически комфортной атмосферы на занятиях кружка "Мини-футбол"

Не все станут чемпионами, но цель кружка-обеспечение необходимых условий для того, чтобы занятия спортом были доступны каждому ребёнку нашего лицея, чтобы детям было интересно и весело....

Создание психологических комфортных условий пребывания ребенка в школе- интернате.

 При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном...

"Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) БУЛЛИНГ...

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды  для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."...

Система работы по созданию условий безопасной и психологически комфортной среды

Аннотация.Рассмотрен перечень проблем, связанных с современной ситуацией развития отечественной системы образования, оказывающих влияние на психологическую безопасность современной образовательной сре...

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...