Создание психологических комфортных условий пребывания ребенка в школе- интернате.
материал по психологии на тему

Бахтина Софья Эдуардовна

   При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе обучения детей, когда «погода в группе » зависит, прежде всего, от воспитателя и во многом определяет степень психологической адаптации детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание благоприятного психологического комфорта

в условиях школы – интерната. 

   При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе обучения детей, когда «погода в группе » зависит, прежде всего, от воспитателя и во многом определяет степень психологической адаптации детей к школе.

Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.

В. А. Караковский

Что такое комфорт?

Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, так же психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.

    Никакие успехи в воспитании не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит.

То, что тычет, талдычит, жучит…

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

     Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся это:

        Неуверенность в себе,

        Повышенная утомляемость,

        Замедленность темпа работы,

        Повышенная потребность во внимании,

        Повышенная двигательная активность,

        Трудности в переключении с одной деятельности на другую.

У педагогов факторами дискомфорта выступают:

        Физическая и психологическая напряжённость труда,

        Постоянное оценивание со стороны людей,

        Высокий уровень ответственности,

        Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся,

        Разные стили управления педагогическими кадрами.

            “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Благоприятные психологические условия характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создают комфорт и условия для работы, раскрывают потенциальные возможности личности. Неблагоприятные условия препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние, как ребенка, так и педагога.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Нельзя допускать у детей комплексов, неуверенности в себе. В группе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

 Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение воспитанника. Это:

- психолого-педагогические факторы (личность педагога, возможности ребенка усвоить учебную программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

  Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера общения вызывает у воспитанников ни уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, если это авторитарное или диктаторское воспитание.

Благоприятный климат зависит от многих и многих факторов.

Педагогу важно помнить, что психологический климат начинает создаваться вне занятий. Взаимоотношения педагога с воспитанниками –  важнейшее условие психологической атмосферы в интернате. Как педагог относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими педагогами, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие педагога воспитанникам и на их отношение к нему.

Как же педагогу создать психологический комфорт? Можно воспользоваться следующими рекомендациями: • используйте в своей работе просьбы, а не требования; • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие; • используйте компромиссные решения спорных вопросов, а не открытую либо скрытую конфронтацию; • добейтесь четкой организации работы, а не жесткую дисциплину; • используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка) .

  В диссертации М. Е. Зеленовой «Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе» доказано, что при личностно-ориентированном  типе взаимодействия педагога с учащимися у детей складывается положительное отношение к школе и учению и не  возникают невротические проявления;  Личностно-ориентированный   тип  взаимодействия с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. При таком стиле взаимоотношений ребенок верит, что педагог готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Педагог постоянно проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями и сложностями семейной обстановки, поступками, взаимоотношениями со сверстниками и учителями.   При учебно-дисциплинарной модели общения  затрудняется контакт между педагогом и учеником, у ребенка могут нарастать негативные личностные симптомокомплексы: недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебное отношение к взрослым, депрессивность.         

  Большое значение для создания и поддержания психологического комфорта имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).  Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.   Создать психологический комфорт для ученика может учитель, которому и самому комфортно на уроке. Напомню Вам восточную притчу о  трех камнетесах. «Однажды   путник    набрел в горах  на 3 камнетесов. Они были грязны от пыли и рубахи их мокры от пота. «Что ты делаешь?» - спросил путник у первого камнетеса.  « Я зарабатываю на хлеб насущный для своей семьи, мы еле-еле сводим концы с концами. »   « Что делаешь ты?» - спросил путник у второго камнетеса. Он был таким же уставшим, но в нем не было обреченности. « Я работаю,- отвечал второй камнетес. - Моя работа такая же как у всех, не лучше и не хуже.» А третий камнетес на вопрос путника ответил « Я строю храм.» И путника поразило, насколько одухотворенным было его лицо !»  Работа педагога трудна и не всегда благодарна , но подобно камнетесу, отсекая лишнее , педагог строит будущее, воспитывая ЧЕЛОВЕКА.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание психологически комфортной среды на уроках химии

Если на уроках ребенку комфортно работается -  ему интересно, он осознает себя не обучаемым, а человеком, значит будет результат -что- то полезное с уроков химии ученик обязательно унесет.(Я имею...

Создание психологически комфортной атмосферы на занятиях кружка "Мини-футбол"

Не все станут чемпионами, но цель кружка-обеспечение необходимых условий для того, чтобы занятия спортом были доступны каждому ребёнку нашего лицея, чтобы детям было интересно и весело....

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах...

Формирование личности умственно отсталого ребенка в условиях коррекционно-развивающей среды школы-интерната.

Формирование личности - сложный, многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными усл...

Создание психологически комфортного климата на уроках биологии.

Некоторые приемы создания психологически багоприятного климата на уроках биологии. Краткое описание урока биологии в 10 классе "Парадоксы близнецов"...

"Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) БУЛЛИНГ...

Создание психологически комфортной среды в школе

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться....