Методическая тема "Воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями"
статья по информатике и икт на тему

Моя методическая тема " Воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема

«Воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями»

Автор: учитель информатики МБОУ «Борская СОШ» Колосов Д.А

Предмет "Информатика и ИКТ" является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания. Информатика способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Поэтому формирование информационной культуры и развитие информационно-коммуникативной навыков учащихся через освоение фундаментальных и теоретических основ информатики при сохранении направленности на развитие познавательных и творческих способностей является основной задачей курса информатики.

       

Цель  - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:

  • реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»; 
  • развивать творческую инициативу ученика;
  • воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Поставленные задачи решаю на всех трёх образовательных ступенях учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач  - это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать  следующие компетенции:

  • информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
  • коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
  • социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
  • предметную (способность применять полученные знания на практике). 

Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.

Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.

О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

  • победы и призовые места моих учеников в детских творческих конкурсах, фестивалях; 
  • публикации творческих работ учащихся на школьном сайте, сайтах сетевых сообществ и проектов;
  • высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
  • достаточно высокое качество знаний учеников по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (от 62% до 100%);
  • успешная социализация моих выпускников.

создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Я целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Моя воспитательная система направлена на развитие личности ученика,  максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника  в современном обществе. Цель воспитательной системы - воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности и необходимости участия в жизни общества.

Я эффективно работаю над  формированием ученического коллектива как постоянного, так и сменного состава; осуществляю руководство творческими группами учащихся, что обеспечивает положительную возможность раскрытия и реализации интеллектуального и творческого потенциала ребёнка, обеспечивает успешное  продвижение ученика по индивидуальному образовательному маршруту.

На уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий создаются благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка. Учитываются возрастные особенности школьника, уровень его развития и образовательных достижений. Проводится педагогическая диагностика, позволяющая определить уровень сформированности предметных компетенций, спланировать коррекционную работу.

Формирую у учащихся  здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как  духовно-нравственной ценности, организую учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами, развиваю двигательную активность учащихся,  чередую различные виды деятельности (4-7 видов за урок), провожу «физкультминутки», рационально использую время на различных этапах урока. Домашнее задание не превышает объёма классной работы и носит дифференцированный характер.  На уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий профессионально решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы, привлекая учеников к постановке общей и частной (личностно значимой) целей. Уроки-лекции, проекты, семинары, коллоквиумы, зачёты, конкурсы, телемосты, экскурсии, творческие мастерские, уроки самостоятельной творческой работы  прочно вошли в мою методическую систему.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддерживать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных  творческих дифференцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость,  выполняет, как правило,  задания повышенного уровня, испытывая чувство гордости за значимость результата  своей работы (подготавливают различные мультимедийные презентации, буклеты, брошюры для защиты различных проектов по другим предметам). Подобная работа – психологическая подготовка подростка к будущей трудовой деятельности.

Успешно организую социально значимую, творческую деятельность ученика,  привлекаю своих воспитанников  к активному участию в жизни образовательного учреждения. Мои ученики – активные участники дистанционного обучения, конкурсов-проектов, сетевых игр, недели  науки. Большое внимание уделяю безопасной работе в сети Интернет, защите прав и интересов обучающихся; провожу профилактику правонарушений.

Пропусков занятий без уважительных причин у моих воспитанников по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» нет.

 Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность темы.  В современных условиях, когда объем  необходимых для человека знаний  резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определе...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается л...

Современные информационно-коммуникационные технологии и их применение при обучении английскому языку

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующе...

Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии и возможности школьного сайта в построении информационно-образовательной среды."

Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельнос...

Методическая разработка урока геометрии «Сумма углов в треугольнике» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

В методической разработке приведен план-конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов в треугольнике", который адресован контингенту обучающихся с особыми образовательными потребн...