Методическая разработка. Проект «История моей семьи в истории моей страны».
методическая разработка по информатике и икт (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Лещинская Любовь Васильевна

Проект разрабатывался и был реализован к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но представленную схему можно приметить к любому другому проекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zadanie.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь Васильевна Лещинская

ГБОУ СОШ №16, Санкт-Петербург

Методическая разработка

Проект «История моей семьи в истории моей страны»

Согласно ФГОС второго поколения «индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».

Проект разрабатывался и был реализован к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но представленную схему можно приметить к любому другому проекту.

ПРОЕКТ-ЗАДАНИЕ

Участники проекта:

ученики 7-11 класса, родители, учитель истории.

Руководитель проекта:

учитель информатики

Предмет:

междисциплинарный – история, информатика.

Сроки проведения:

01.02.2015 – 15.04.2015 года.

Цели проекта:

  • Создание условий для творческой самореализации и исследовательской деятельности учащихся;
  • Использование информационных технологий, как средства представления результатов деятельности учащихся;

Задачи проекта:

  • Пробудить интерес учащихся к истории своей семьи;
  • Сохранить преемственность поколений в сохранении памяти о важнейших событиях в истории нашей страны;
  • Пропагандировать патриотические духовные ценности, национальную гордость, уважение к чести и достоинству близких людей, защищавших Отечество в Великой Отечественной войне;
  • Приобщить родителей, близких родственников, к воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся;
  • Способствовать совершенствованию и закреплению навыков поиска информации работе с сайтами в Интернет;
  • Научить пользоваться современными компьютерными технологиями для создания семейных архивов.

Актуальность проекта:

Празднование 70-летия Победы во Второй мировой войне 9 мая 2015 года.

Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В настоящее время не многие школьники и, даже, их родители знают об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Свидетелей и документов этих событий с каждым годом становится все меньше и меньше, и, если сейчас не записать воспоминания, собрать документы, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив следа в истории семьи и нашего Отечества.

Планируемые результаты:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

предметные:

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Почему люди помнят о Великой Отечественной войне?

Проблемные вопросы учебной темы:

  • Как связаны Великая Отечественная война и ваша семья?
  • Как бы ты хотел сохранить память о своих родственниках, участвовавших в войне?

Вопросы по содержанию:

  • Какие существую способы поиска и сбора информации?
  • Где можно найти необходимую вам информацию, кто может в этом вам помочь?
  • У кого можно проконсультироваться по данному вопросу?
  • Какие документы могут содержать нужную вам информацию, где их можно найти?

Этапы работы над проектом

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД ФГОС

Подготовительный

Обсуждение темы проекта с учителем истории

Разработка памятки для родителей

Разработка анкеты школьников

Стартовая презентация учителя для выявления первоначального опыта и интересов учащихся (анкетирование);

план проведения проекта (сроки проекта, форма представления работы, время и место защиты, состав жюри;

критерии оценки продуктов проектной деятельности;

  • Изучают ситуацию в своей семье с целью получения знаний о родственниках, участниках военных событий.
  • Формируют направление, которое будут освещать в своей работе
  • Анализируют информацию и определяют необходимость участия в проекте
  • Определяют конкретные действия, направленные на решение задачи

Личностные УУД:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, устанавливают взаимосвязь между общественными и политическими событиями
  • формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе выделенного руководителем проекта ориентиров действия в новом учебном материале
  • планировать пути достижения целей
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Познавательные УУД:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Технологический

Консультирование по вопросам оформления презентации, подготовки документов;

Подборка источников информации;

Создание условий для развития умений работать с документами, ЦОРами

Листы планирования работы;

Индивидуальные журналы участников проекта;

Поиск документов;

Обсуждение работы со сверстниками, родителями, учителем истории;

 Оформление презентации

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им

Коммуникативные УУД:

  • формировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Познавательные УУД:

Завершающий

Подготовка к проведению заключительной конференции:

Лист самооценки, лист взаимооценки.

Состав жюри.

итоговая рефлексия учителя;

Итоговая самооценка и взаимооценка;

экспертная оценка жюри;

оценка учителем выполненных исследований;

защита работ на итоговой конференции;

 

итоговая рефлексия учеников;


График оценивания

До работы над проектом

  • Формирующее оценивание «стартовых знаний» в форме фронтальной беседы в ходе вводной презентации учителя
  • Список тем исследований
  • Критерии оценивания исследований учеников

Описание методов оценивания

  • Работа над проектом начинается с того, что в ходе презентации учителя выясняются знания учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте, определяются темы исследований.
  • Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ учащихся, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. Перед началом работы учащиеся знакомятся с данными критериями. В ходе работы группы заполняют таблицу продвижения по проекту, обсуждают полученные результаты, сверяют полученные результаты с критериями. Для глубокого осмысления темы для учащихся разработаны дидактические материалы.
  • После завершения работы заполняются листы самооценки работы группы, создается обзорная вики-статья, отражающая результаты исследований и полученные выводы.
  • Проводится урок-конференция, на котором заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, краткость и емкость формулировок, умение логично представлять ход и результаты исследования, убедительно аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, активность.
  • В ходе выступлений учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности – презентации и публикации. В завершении конференции коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта.
  • По итогам проекта осуществляется индивидуальная рефлексия.


Приложение 1

Анкета для школьников

  1. Где ты получил знания о Великой Отечественной войне?
  • телепередачи;
  • книги;
  • уроки в школе;
  • экскурсионные поездки;
  • рассказы родственников;
  • другие источники_________________________________

  1. Участвовал ли кто-либо из членов вашей семьи в Великой Отечественной войне?
  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю

  1. Были ли члены вашей семьи в городе во время блокады Ленинграда?
  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю

  1. Сохранились ли в вашей семье фотографии, письма, дневники или другие документы, относящиеся к периоду военных действий?
  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю

  1. Как в вашей семье отмечают День Победы 9 мая?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Знаешь ли ты об акции «Бессмертный полк»?
  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю
  1. Хотел бы ты участвовать в этой акции?
  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю
  1. Имеют ли право все жители участники событий Великой Отечественной войны на память о себе?
  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю


Приложение 2

Памятка для родителей

Уважаемые родители, в рамках проектной деятельности учащихся мы проводим работу по проекту «История моей семьи в истории моей страны», а именно, в годы Великой Отечественной войны.

Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В настоящее время не многие школьники знают об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Свидетелей и документов этих событий с каждым годом становится все меньше и меньше, и если сейчас не собрать документы, то они исчезнут вместе с людьми, не оставив следа в истории семьи и нашего Отечества.

Помогите своим детям найти документы, наладить контакт с родственниками, записать воспоминания. Вместе мы сделаем большую и важную работу.

Результатом проекта является презентация, которую школьник должен защитить.

С уважением учитель информатики.


Приложение 3

Источники информации

Закон РФ “Об увековечении памяти погибших при защите Отечества” http://www.legis.ru/misc/doc/144/

Указ Президента РФ "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества"

  http://document.kremlin.ru/page.aspx?1078268

Здесь собраны материалы о  Великой Отечественной войне, Второй Мировой войне:

Каталог сайтов “Помни войну”  http://www.pomnivoinu.ru/

Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа»  podvignaroda.mil.ru

Интернет проект “Великая отечественная война” ( карты военных действий, произведения искусства) http://1941-1945.at.ua/

Боевые действия Красной армии в ВОВ (военные карты, документы, книга памяти) http://bdsa.ru/

Проект “Победители”: http://www.pobediteli.ru/

Герои страны, города - герои http://warheroes.ru/main.asp

Обобщенный банк данных “Мемориал” http://obd-memorial.ru/

Форум - поиск по Второй мировой войне http://forum.vgd.ru/120/

Книга памяти Великой Войны (Вторая мировая) с 1939- 1945  http://lenww2.ru/

Книга памяти “Репрессированная Россия” http://rosagr.natm.ru/memorybook.php

Электронная книга памяти воинов- евреев, погибших в ВОВ  http://jmemory.org/

Сайт межрегионального информационно-поискового центра (МИПЦ):  http://old.v-ipc.ru/

Об электронных Книгах  памяти  http://history.h15.ru/knigi.htm

“Бессмертный полк” Основной сайт http://moypolk.ru/

Книга Памяти (по регионам):  

Свердловской области. http://memobook.midural.ru/

Смоленской области  admin.smolensk.ru 

Челябинской области chelarhiv.ru;          ural-chel.ru 

Тверская область, г. Ржев   1942.rzev.ru;       history.tver.ru 

Волгоградская область. http://memorybook.volgadmin.ru/

Калининградской области may1945-pobeda.narod.ru 

“Солдаты Победы” Ульяновская обл.  http://www.1941-45.ru/books/soldaty_pobedy/

“Земляки- победители” Красноярского края http://region.krasu.ru/veterans

г. Дзержинский (Московская обл.)  ugresh.ru 

Московской коммунистической стрелковой дивизии mksd.narod.ru 

“Блокада Ленинграда” http://visz.nlr.ru/blockade/index.html

Пензенской области  alice.pnzgu.ru 

Украины: http://www.memory-book.com.ua/     http://memory.dag.com.ua/

Материалы  о российской армии,  о Великой Отечественной  Войне, к Дню Победы http://www.9maya.ru/

Песни о войне http://allforchildren.ru/songs/vov.php


Список использованной литературы

  1. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС /О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.И.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014.
  2. О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО– СПб.: КАРО, 2013.
  3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб. : КАРО, 2009.
  4. Мылова И.Б. Инновационные образовательные технологии. СПб.: СПб АППО, 2012.
  5. Сизова М.Б. Современные технологии и приемы развития и оценки надпредметных образовательных компетентностей школьников: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "История моей семьи в истории страны"

Данный проект об истории нашего села и его жителях- обыкновенных людей. О старинном  происхождении названий улиц. О героях ВОВ- наших односельчанах....

проект "История моей семьи в истории страны"

данная работа рассказывает о людях нашего села.Как история страны отразилась и повлияла на их судьбы...

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Презентация проекта "История моей семьи в истории моей страны" на районном семинаре по гражданскому воспитанию ( 2014-2015 уч.год)....

История семьи в истории моей страны

В работе представлен жизненный путь семьи Когутовский. Подробно описываются события ВОВ и трудовой подвиг в послевоенное время....

Исследовательский проект "История моей семьи в истории страны"

Тема: Исследовательская деятельность студентов по разработке проекта «История моей семьи в истории моей страны». Цыдыпова Марина Николаевна, преподаватель  истории ТСиГХ. В проце...

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Дорогие мои восьмиклассники!А давайте сделаем проект о прадедушках и прабабушках воевавших на фронтах Великой Отечественной ВойныЗадание в фале.Для этого1. Расспросите родных и близких о ваших родстве...

Исследовательский проект "История моей семьи в истории Великой Отечественной войны"

История нашего государства – это история каждого из нас, история каждой семьи....