Урок на тему:" Растровое кодирование графической информации."
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Сорока светлана Иннокентьевна

 

План-конспект урока информатики в 6-ом классе с использованием информационных технологий.

Тема урока: Растровое кодирование графической информации.
Форма урока: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся
Тип урока: повторительно -обобщающий с выходом на получение новых знаний.
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Цель: актуализировать основной материал по двоичному кодированию, изученный на предыдущих уроках и познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде; ввести понятие «пиксель», растровое кодирование.
Задачи:
совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на преобразование информации из одной формы в другую;
развивать логическое мышление, аналитические способности;
воспитывать информационную культуру учащихся, чувство ответственности за выполненную работу.
Оборудование: учебник (Босова Л.Л., Информатика 6 класс), рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация к уроку, демонстрационный компьютер, ученические компьютеры (6 шт.).

В архиве презентация, технологическая карта и приложение для домашнего задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 6_klass.zip1.57 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока информатики в 6-ом классе с использованием информационных технологий.

Тема урока: Растровое кодирование графической информации.

Форма урока: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся

Тип урока: повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний.

Цель: актуализировать  основной материал  по двоичному кодированию, изученный  на предыдущих уроках и познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде; ввести понятие «пиксель»,  растровое кодирование.

Задачи:

  • совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на преобразование информации из одной формы в другую;
  • развивать логическое мышление, аналитические способности;
  • воспитывать  информационную культуру учащихся, чувство ответственности за выполненную работу.

Оборудование: учебник (Босова Л.Л., Информатика 6 класс), рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация к уроку, демонстрационный компьютер, ученические компьютеры (6 шт.).

Этапы урока

Ход урока

Используемые ТСО, наглядные пособия и раздаточный материал

Организационный момент (1-2 мин.)

Напоминание о том, что необходимо иметь на уроке: учебник, рабочую тетрадь, дневник, карандаш, ручку.

Обобщение известных учащимся сведений (в виде эвристической беседы)

Учитель:

Мы продолжаем знакомиться с тем, как представляется информация в компьютере.

- На прошлом уроке мы с вами еще познакомились с кодовой таблицей КОИ8. И с этим было связанно ваше домашнее задание, вы должны были декодировать информацию. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

11010010

11010000

11000001

11001001

11010011

11001011

11010100

11010011

11010010

11000101

11001100

11011000

 Память компьютера удобно представить в виде листа в клетку.

В каждой клетке хранится только одно из двух значений: 0 или 1. Как называется одна клетка памяти компьютера? (ответ: бит).

0 или 1 это значения битов. Последовательность из нулей и единиц можно представить самую разнообразную информацию.

Вопрос: Если информация представлена в виде последовательности из нулей и единиц, как называют такое представление?

Ответ: Такое представление называют двоичным или цифровым.

Вопрос: Почему возникла потребность представления информации в цифровом виде?

Ответ: Такую информацию просто копировать и изменять, хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных.

Учитель: Поэтому цифровой фотоаппарат называют цифровым, и с него легко передаем фотографии на компьютер. Потому что вся информация в нем представлена в виде последовательности нулей и единиц.

Сообщение цели урока

Учитель: На прошлых уроках мы говорили о кодировании числовой и текстовой информации в компьютере. Сегодня мы поговорим о кодировании графической информации.

Вопрос: Что такое графическая информация?

Ответ:  Изображения, рисунки и т.д.

Вопрос: Вспомните, в каких программах мы с вами рисовали?

Ответ:  Paint, Word, PowerPoint.

Вопрос:  Тогда скажите мне, чем отличаются эти две картинки? [Слайд 2]

Ответ:  Первая картинка состоит из точек, а вторая – из отдельных частей.

Учитель:  Все верно. Первая картинка является растровым изображением, а вторая векторным. Откройте тетради, запишите число и тему урока. [Слайд 3]

Новый материал

Учитель:  Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами кодирования черно-белых и цветных растровых изображений. [Слайд 4]

-  Качество растрового изображения зависит от количества строк на весь экран и количества точек в строке, которые представляют разрешающую способность экрана, или просто разрешение.  Чем больше строк и точек, тем четче и лучше изображение.

Вопрос: Скажите пожалуйста на что похож растровый рисунок? (на мозаику).

Ответ:  Растровый рисунок похож на мозаику, в которой каждый элемент (пиксель) закрашен определенным цветом

Учитель: Перед вами черно-белое растровое изображение. [Слайд 5]

Вопрос: Скажите, из каких элементов состоит данный рисунок?

Ответ: Из точек. Из пикселей.

Учитель:  Все верно. Точки, из которых состоит рисунок, называются пиксели.

– Запишите определение: Пиксель – минимальный элемент растрового изображения (точка), которому можно задать цвет.

Вопрос: У меня следующий вопрос: почему точки называются пиксели, а вид изображения растровый?

Ответ:  … … …

Учитель: Дело в том, что растр, от которого пошло название данного вида компьютерной графики, это двухмерный массив точек, упорядоченных в строки и столбцы, который используется для создания изображения на экране. [Слайд 5]

 – Давайте попробуем закодировать данный рисунок в двоичной системе счисления. Что для этого нужно? [Слайд 5. клик]

Ответ:  … … …

Вопрос:  Какие цифры мы используем в двоичной системе счисления? (Наводящий вопрос)

Ответ:  Ноль и единица.

Вопрос:  А каким же образом мы можем с помощью нуля и единицы закодировать черно-белое изображение? (Наводящий вопрос)

Ответ:  Два цвета – две цифры. Пронумеровать цвет цифрой.

Учитель: Все верно. В информатике принято обозначать 0 – белый цвет, 1 – черный цвет. [Слайд 5. клик]

– Давайте начнем устно кодировать данную картинку. Как будет выглядеть первый ряд кода? [Слайд 5. клик]

Ответ:  13 нулей, 2 единицы, 10 нулей.

Учитель: Второй ряд?

Ответ: 12 нулей, 7 единицы, 6 нулей

Учитель: Отлично. По такому принципу кодируется вся картинка. Давайте я покажу вам код картинки полностью. [Слайд 5. клик]

– Если внимательно приглядеться, то можно даже увидеть силуэт нашей картинки в ее двоичном коде. [Слайд 5. клик]

Вопрос: Еще раз скажите мне, что необходимо для двоичного кодирования черно-белого изображения?

– Вывод: Две цифры 1 и 0.0 – белый цвет, 1 – черный цвет.

Вопрос:  Что мы сейчас делали?

Ответ:  По картинке составляли ее код.

Учитель: А теперь попробуем решить обратную задачу – восстановим рисунок по его коду. (Слайд 5)

Зная как двоичные коды закрашиваем клетки, соответствующие единице или нулю.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Выполнение задания в рабочей тетради

Учитель: Мы с вами рассмотрели кодирование черно-белого изображения, а как же быть тогда с цветными изображениями? Ведь существует множество различных оттенков.

- А об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.

- А сейчас выполним задания по сегодняшней теме и закрепим полученные знания на практике.

Слайд 7-10

Обобщение и подведение итогов

Учитель: Итак, сегодня вы познакомились с кодированием растровых изображений. Это  один из способов представления изображений в цифровом виде.

Узнали, что графический объект разделяется вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты, которые называются …?

Ответ: пиксели.

Знаете, что изображение, построенное по точкам, называется?

Ответ: растровое изображение.

Комментарии к домашнему заданию

Домашнее задание:

п.1.3 (стр. 23 – 26),

рт. № 37 (2), 38, 39 (2)

Комментарии:

№ 37 (2) , по двоичным кодам восстановить изображение;

№ 39 (2). Даны десятичные коды. Перевести их в двоичные коды, а затем построить изображение. Для перевода из десятичного кода в двоичный сможете воспользоваться программой Калькулятор или вспомнить  правило перевода в двоичную систему счисления.

№ 38. Творческое задание,  в котором   сначала надо нарисовать рисунок, а затем представить его в виде двоичных кодов.

Слайд 13