практическое занятие 1
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Соколова Валентина Александровна

практическое занятие для изучения текстового редактора  MS WORD

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon инструкционная карта156.5 КБ
Файл практическое занятие16.28 КБ

Предварительный просмотр:

В этой главе сгруппированы практические работы, которые способствуют изучению основ информатики, операционных систем MS DOS и Windows, программной оболочки Norton Commander, а также пользовательских программ.

Практическая работа 1.1

ТЕМА: РАБОТА С КЛАВИАТУРОЙ И МЫШЬЮ

Цель занятия. Ознакомление с клавиатурой, основными алфавитно-цифровыми и служебными клавишами; получение навыков редактирования текста.

Общие сведения

Работа на персональном компьютере (ПК) — это обмен информацией между пользователем и компьютером. Пользователь передает информацию в ПК при помощи клавиатуры и мыши. Комбинация монитора и клавиатуры с мышью обеспечивает простейший интерфейс пользователя.

При нажатии клавиши клавиатуры на экране монитора появляется соответствующий ей символ. Это дает возможность контролировать свои действия и оперативно исправлять ошибки. Символ на экране появляется там, где находится курсор.

Клавиатура относится к стандартным средствам ввода информации персонального компьютера. Все клавиши на клавиатуре подразделяются на следующие группы: алфавитно-цифровые, функциональные, управления курсором, клавиши дополнительной панели и служебные специальные клавиши.

Группа алфавитно-цифровых клавиш предназначена для ввода знаковой информации команд, набираемых по буквам.

Группа функциональных клавиш включает в себя 12 клавиш [F1...F12], расположенных в верхней части клавиатуры. Порядок использования этих клавиш определяется программой и операционной системой, с которыми в данный момент работает пользователь.


Группа клавиш дополнительной панели дублирует действие цифровых и некоторых знаковых клавиш основной панели.

Клавиши дополнительной панели и служебные рассмотрим
далее.        ~

Для работы с современными операционными системами обязательно используют мышь или иное заменяющее ее устройство (трекбол, сенсорная панель и т.д.)

Мышь — это устройство управления манипуляторного типа, которое представляет собой плоскую коробочку с двумя-тремя кнопками, легко вмещающуюся в ладонь.

На экране монитора имеется указатель мыши (обычно он имеет форму стрелки, но может принимать и другую форму в зависимости от ситуации).

Для перемещения указателя по экрану монитора мышь двигают по специальному коврику. Когда же необходимо выполнить то или иное действие, например выполнить пункт меню, на который установлен указатель мыши, достаточно нажать на левую или правую кнопку мыши.

ПАМЯТКА 1

Ввод прописных и строчных букв

Для ввода прописных букв и символов, располагающихся на верхнем регистре клавиатуры, имеется клавиша [Shift].

Например, чтобы ввести строчную букву «d», надо нажать клавишу, на которой изображено «D», а чтобы ввести прописную букву «D», надо нажать клавишу [Shift] и, не отпуская ее (нефиксированное переключение), нажать клавишу «D». Если на клавиатуре изображены два символа, например % и 5, то % — верхний регистр, а 5 — нижний. При необходимости жестко переключить регистр используют клавишу [Caps Lock] (фиксированное переключение).

ПАМЯТКА 2

Специальные клавиши клавиатуры

[Enter] — обычно используется для окончания ввода того или иного объекта. При вводе данных абзац закрывают нажатием клавиши [Enter]. При этом автоматически начинается ввод текста с новой строки. Если

I

      клавиатуру используют для ввода команд, клавишей [Enter] завершают ввод команды и начинают ее исполнение. [Backspace] — используется для удаления символа, находящегося слева от курсора.

[Del] — удаляет символ, находящийся за курсором. [Ins] — используется для переключения между двумя режимами ввода символов: ввода с раздвижкой символов (вставка) и ввода с замещением ранее набранных символов (замена).


[<-], W, ft], [-»], [Home], [End], [PgUp], [PgDn] — клавиши управ-        ПРОФЕССОР -^ ПРОЦЕССОР.

ления курсором. Как правило, нажатие на них приводит к перемещению

курсора в соответствующем направлении: влево, вниз, вверх, вправо, в        Результат покажите преподавателю.

начало текста, в конец текста или к перелистыванию изображаемого на        10. Откройте имеющийся у вас клавиатурный тренажер. С помо-

экране текста вверх или вниз соответственно.        щью этого тренажера отработайте навыки ввода информации с

[fcscj — применяется для отмены какого-либо действия, выхода из        клавиатуоой
режима программы и т.д.

•■_/:.■-■-■■■        •        Контрольные вопросы
Порядок работы

1.        Запустите программу «Блокнот» {Пуск -> Программы -* Стан-        \ ^ZlZvcoT^ aTypa?

в17р\7ак1порОКН°т)' Ш ЭКРаН6 М0НИТ°Ра П°ЯВИТСЯ ОКН° ТеКСт°~        Ъ- ^акие ГРУЫ ™Ш ИМеЮТСЯ Ш ™атУРе? Каково их назначе"

2.        Напечатайте текст: «Цифры находятся в верхнем ряду алфа-        ™*£ Что такое мышь? Каковы основные действия, выполняемые при
витно-цифровои группы клавиш (нижний регистр) и на допол-        
ПОмоши мыши?

нительной панели».

  1. Удалите часть текста «и на дополнительной панели», исполь
    зуя для этого клавишу
    [Backspace].        Практическая работа 1.2
  2. Восстановите удаленную часть, используя команду меню Прав-

Кп 7.С h™tpоки, нажав предварительно клавишу [Enter], на-        Т Е М А: ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ И3 ДЕСЯТИЧНОЙ СИСТЕМЫ

берите слово «Клавиатура», а затем с помощью клавиши [Delete]        СЧИСЛЕНИЯ В ДВОИЧНУЮ И НАОБОРОТ

превратите его в слово «Клара».

6.        Сохраните текст командой Файл -> Сохранить как... в файле с        Чель занятия- Изучение приемов перевода чисел из десятич-
именем:        ной системы счисления в двоичную и наоборот.

1 вариант — primer; 2 вариант — proba.        Порядок работы

7.        Удалите весь текст. Для этого выделите командой меню Прав-        L Сложите числа А + В (табл. 1.1) следующим образом:

ка -^ Выделить все весь текст, а затем Нажмите клавишу [Delete].        .сложите А(10) + В(10) в десятичной системе счисления, резуль-

8.        Откройте файл с заданием, приготовленным преподавате-        тат обозначьте S(U»;

лем, при помощи команды меню Файл -> Открыть. И выберите в        * переведите число А(10) -» А(2) в двоичную систему счисления;

папке «Мои документы» файл с именем ZADACHA1.        • переведите число В(10) -> В(2) в двоичную систему счисления;

На экране текстового редактора «Блокнот» появится некото-        * выполните сложение двоичных чисел А(2) + В(2), результат

рый текст.        обозначьте S(2);

9.        Выполните следующие задания:        • получившееся число S(2) -» S(10) переведите в десятичную си-
• не стирая текста, исправьте ошибки (они выделены жирным        
стемУ счисления. Результат должен совпасть с результатом перво-

шрифтом):        начального сложения десятичных чисел.

п        Запишите действия в тетрадь для Практических работ.

ишипка, ошшибка, ошика (правильно ошибка);        2. Для проверки правильности выполнения действий по пере-

DiskKette, Discette, Disette (правильно Diskette);        воду ЧИСел из одной системы счисления в другую и для выполне-

. используя режимы вставки, замены и клавиши редактирова-        ния операции сложения двоичных чисел воспользуйтесь програм-

ния, наберите слова, расположенные справа, и преобразуйте их в        мой «Калькулятор»:

слова, расположенные слева:        • запустите программу: Пуск -> Программы -> Стандартные ->

ТРДГг£?п^Т°пр~* Ф0РТРАН;        КТвУжпюВид установите режим Инженерный;

ИНФОРМЛТШ^ ~*    РЕС(--ИРОВКА;        . в появившемся окне программы «Калькулятор» (рис. 1.1) изу-

ттт1л^1»i,^vlicJr^ "^ МАТЕМАТИКА;        чите переключатели, которые используются для перевода чисел

ПРОГРАММИРОВАНИЕ -» ПРОГРАММА;        из одной системы счисления в другую:

6                                                                          ■                                    '        *   '                                                                             7


Таблица 1.1

Варианты заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Таблица 1.3

Десятичная

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

20

45

173      .

348

Таблица 1.4

Десятичная

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

0,12

0,27

0,84

0,123

■ —


6. Выполните арифметические операции в позиционных системах счисления и результат занесите в табл. 1.7.

Таблица 1.7

Операция

Результат

1110(2)  +.Ю01(2)   =

17(8) +   23(8) =

(16) + 24(16) =

Контрольные вопросы

  1. Какие системы счисления бывают?
  2. Чем отличается двоичная система счисления от десятичной?
  3. Каким образом осуществляется перевод целого числа из восьме
    ричной системы счисления в шестнадцатеричную?
  4. Как перевести дробное число из десятичной системы счисления в
    двоичную?

4. Переведите вещественные числа из одной системы счисления в другую и результаты занесите в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Десятичная

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

17,25

54,725

83,34

124,63

5. Выполните перевод представленных в табл. 1.6. чисел из одной системы счисления в другую и результаты занесите в эту же таблицу.

Таблица 1.6

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

Десятичная

1001,011

175,61

D2A.17

10


Практическая работа 1.4

ТЕМА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

Цель занятия. Самостоятельная работа по проверке и контролю приобретенных навыков по переводу чисел из одной системы счисления в другую.

Порядок работы

Письменно ответьте на вопросы и выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Номер варианта определяется преподавателем.

Вариант № 1

  1. Что такое информация и информационные процессы?
  2. 115(10) = ?(2); 543,7(10) = ?(2); 110111,001(2) = ?(10).

Вариант № 2

  1. Что такое информационный процесс передачи информации
    и каковы средства передачи информации (приведите примеры)?
    Что такое информационная система?
  2. 145(10) = ?(2); 133,233(10) ■= ?(2); 11001100,1101(2) = ?(10).

11


Вариант № 3

1. Приведите примеры, подтверждающие наличие и общность информационных процессов в живой природе, обществе и технике?

2.

 Щт = ?(2); 396,48(10) = ?()        ()      ()0)

Вариант № 4

  1. Что можно делать с информацией? Какие способы обработ
    ки информации человеком вы знаете? Приведите примеры.
  2. i55(ib) - %), 126,507(10) = ?(2); ПО 111Д01(2) = ?(10).

Вариант 5

  1. В каком виде человек получает информацию?
  2. 144(10) = ?(2); 301,75(10) = ?(2); 10101101,0Ш(2) = ?(10).

Вариант № 6

  1. Что такое информация и управление? Как охарактеризовать
    открытые и замкнутые системы управления? Каково назначение
    обратной связи?
  2. 214(10) = ?(2); 83,73(10) = ?(2); 10 ПО 111,0101(2) = ?(10).

Вариант 7

10) - ?(2); 110 Вариант 8

  1. Каким образом человек хранит информацию? Какие суще
    ствуют виды памяти?
  2. 15

 = ?(2); 178,

1. Что такое система счисления? Какие системы счисления бывают? Что такое позиционная система счисления?

2. 156(10) = ?(2); 178,П0(10) - ?(2); 1101      ,(2)      (10)

Вариант № 9

  1. Какое кодирование и почему применяется в ЭВМ? Назовите
    единицы измерения информации.
  1. 234(10) = ?(2); 166,35(1О) = ?(2); Ю001 lll.OlOlp) = ?(10).

Вариант № 10

1. Что представляет собой язык как способ представления информации? Естественные и формальные языки.

 (]0).

2. 222(10) = ?(2); 154,078(10) = (2); 11 101 1П,0П(2) = ?

12



Вариант № 11

1. Что представляет собой информатика как наука? Фундаментальная и прикладная наука информатика. Что такое информационные технологии?

2; 221(10) = ?(2).i 136,215(10) = ?(2); 101.11101у101(2) = ?(10).

Вариант № 12

  1. Как осуществляется преобразование числовой, текстовой и
    другой информации в двоичные коды?
  2. 187(10) = '7(2)5 П1,315(10) = (2); 11 ПО 111,01(2) = ?(10).

Вариант № 13

1. Почему двоичное представление информации входит в число основных принципов работы современных компьютеров? . 195(ю) = /(2), 24о,11Ь(10) = .'(2)5 1U ill Uli,lUll(2) - .'(ю).

Вариант № 14

  1. Что обозначает термин «информация». В каком виде суще
    ствует информация? Какими свойствами обладает информация?
  2. 145(10) = ?(2); 133,233(10) = ?(2); 11001100,1101(2) = ?(10).

Вариант № 15

  1. Что представляет собой информационный процесс передачи
    информации? Какие информационные процессы существуют в
    природе, обществе и технике?
  2. 237ао) = 7Р); 129,213(10) = ?(2); 10 100010,1001(2) = ?a0).

Вариант № 16

  1. В чем заключается информационная деятельность человека?
    Что такое информационное общество?
  2. 149(ю) = -7(2)5 214,111(10) = ?(2); 10 001 001,01(2) = ?'(Ю)-

Вариант № 17

  1. Что представляет собой язык как способ представления ин
    формации? Естественные и формальные языки.
  2. 163(10, = 7(2)5 315,95(10) = ?(2); 10 001 001,01(2) = ?(i0).

Вариант № 18

1.        Что такое информационные ресурсы и информационные тех
нологии?

2.        177(10) = ?ш; 214,143(10) = ?(2); 10011 101,1001(2) = ?(i0).

13


логического строения Марса.

Упражнение 50. Прочитайте предложение и наберите его, при этом смотрите только в книгу.

Еще одна тайна Атлантиды?

Известно, что древние египтяне и ассирийцы ведут свое летоисчисление с некого события, происшедшего 11 500 лет назад. Современными научными методами установлено, что последний ледниковый период в Европе закончился около 12 тысяч лет назад. К тому же времени относится и проникновение теплых вод Гольфстрима в Северный полярный бассейн. Эти же данные ученые получили при исследовании проб грунта со дна Атлантического океана.

Случайно ли это совпадение? Что же произошло на нашей планете 12 тысяч лет назад? На этот счет существуют различные научные гипотезы. Две из них представляют определенный интерес.

Первая гипотеза связана с существованием в Атлантическом океане, в зоне современного Саргассоваморя, Атлантиды — огромного материка. Он закрывал доступ на север теплым водам, которые совершали круговое движение у берегов самой Атлантиды. Предполагается, что 12 тысяч лет назад в результате необычайно мощного землетрясения загадочный материк переломился и погрузился на дно океана. После катастрофы Гольфстрим устремился к берегам Европы. Его теплые воды и ускорили таяние льда на этом континенте.

А вот вторая, не менее любопытная гипотеза. Считается, что 12 тысяч лет назад Земля столкнулась с огромным космическим телом. По предположениям ученых, катастрофа произошла вблизи Багамских островов. Наша планета содрогнулась и сдвинулась с орбиты. Географические по-


Дополнительные упражнения для пальцев        5Щ,

люса переместились на 30 градусов в направлении воздействия внешней силы. Соответственно изменил свое положение и экватор. Все это привело к тому, что в одних районах Земли наступило резкое похолодание, а в других — потепление. Так неожиданно изменился климат. Эта катастрофа, по-видимому, заставила воды Мирового океана хлынуть в низинные районы Америки и Европы, затопить предполагаемую Атлантиду, изменить направление Гольфстрима. Упражнение 51. Прочитайте предложение и наберите его, при этом смотрите толь-



Предварительный просмотр:

Инструкционная карта № 17

Тема: «Начальная загрузка MS DOS. Ввод команд  MS DOS с клавиатуры»

Цель: Ознакомление с основными командами работы с каталогами и файлами в MS DOS.

Порядок выполнения работы:

  1. Выполнить ПУСК-ПРОГРАММЫ - СТАНДАРТНЫЕ - КОМАНДНАЯ - СТРОКА
  2. Сделать диск Н: текущим.
  3. Вывести оглавление каталога диска Н: командой   DIR
  4. Вывести оглавление текущего каталога с паузами при заполнении экрана: dir\p 
  5. Вывести оглавление текущего каталога: dir\w

4.        На диске Н: создать каталог STUD : MD STUD

5.        Проверить, что каталог действительно создан командой DIR

  1. Вывести оглавление каталога RABF с диска D: DIR RABF
  2. На диске Н: создать каталог CURS1: MD CURS1
  3. На диске Н: создать подкаталог GRUPP в каталоге CURS1:CD CURS1; MD GRUPP
  4. На диске Н: создать подкаталог ZADANIE в каталоге STUD: CD STUD; MD ZADAHIE
  5. Создать файл в каталоге CURS1: copy con text.doc, содержащую следующую информацию:

                 Ф.И.О., дату рождения, домашний адрес, место учебы, курс, группа, специальность.

  1. Сохранить файл на диске, нажав одновременно CTRL + Z, а затем нажав клавишу ENTER.
  2. Убедиться, что файл создан командой DIR 
  3. Выполнить копирование файла TEXT.DOC из каталога H:\CURS1  в каталог H:\STUD командой: COPY H:\CURS1\ TEXT.DOC H:\STUD 
  4. Вывести оглавление каталога STUD диска H: DIR STUD
  5. Удалить файл, все файлы командой Del *.*
  6. Убедиться, что файл удален командой DIR
  7. Удалить каталог STUD командой RD STUD
  8. Убедиться, что каталог удален командой        DIR

Контрольные вопросы

  1. Для чего используется команда DIR.
  2. Как скопировать с диска на диск группу файлов. Привести пример.
  3. Можно ли удалить все файлы сразу с диска или подкаталога.
  4. Привести пример удаления каталога с диска.
  5. При помощи какой команды можно перейти в другой каталог?
  6. Как сделать текущим диск С: ?
  7. Какие действия необходимо выполнить для создания нового подкаталога?
  8. Если в подкаталоге имеются файлы или другие подкаталоги, можно ли его удалить командой rd?
  9. Как строится имя файла в MS DOS?
  10. Чем отличаются операции копирования файлов от перемещения файлов в MS DOS?
  11. С помощью каких команд можно создать текстовый файл в MS DOS, а затем его просмотреть?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Практическое руководство по организации практических занятий МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Руководство предназначено для организации практических занятий по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных к...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...

практическое занятие 4 Планирование и наблюдение за объектами природы на занятиях и прогулках

практическое занятие "Планирование наблюдений за объектами природы на занятиях и прогулках" предназначено для студентов, обучающихся по специальности  44.02. 01 "Дошкольное образование", являяетс...

Занятие по ПДД. Программа "Дорожная азбука" Тема: Пешеходные переходы. Практическое занятие.

Конспект занятия по ПДД и раздаточный материал к занятию. Тема "Пешеходные переходы. Практическое занятие". Программа "Дорожная азбука", 1 год обучения....

Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"

Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии...

Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"

Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"...