Методические рекомендации "Проведение практического занятия по определению рН почв почвенной водной вытяжки на занятиях по экологии"
методическая разработка
Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора на занятиях по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 118 КБ |
Презентация | 120.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
ФИО педагога | Надпорожская Марина Алексеевна |
Название программы | Практическая экология |
Тема занятия | рН почв почвенной водной вытяжки |
Цель занятия: Освоение метода определение рН (реакции среды) в водных вытяжках из почв с помощью раствора универсального индикатора
Задачи
Обучающие
- Закрепление навыка приготовления водной вытяжки из почв
- Формирование навыков лабораторных работ
Развивающие
- работа со справочным материалом
Воспитательные: Умение работать в группе, помогать, дополнять работу товарища.
Форма проведения. Практическое занятие
Ожидаемые результаты
- умение определять реакцию среды водных вытяжек
- знакомство с нормированием почв по реакции среды
- представление об оптимальных рН почв для роста и развития растений
- рабочие таблицы по рН исследованных образцов почв
Методы оценки результата
- Опрос учащихся в ходе урока
- Обсуждение результатов вместе с преподавателем – уровень активности каждого
Материалы и оборудование:
- Технические весы, калька для взвешивания образцов почвы, шпатель или стальная чайная ложка.
- Стеклянная химическая посуда: мерные цилиндры 50 и 10 мл, стеклянные стаканчики 100 мм, конические плоскодонные колбы 100 мл, стеклянные воронки Д 5-7 см, стеклянные палочки.
- Набор для проведения оценки реакции среды водной вытяжки из почвы: раствор универсального индикатора, цветовая шкала рН, пипетка, пробирка.
- Бумажные круглые фильтры «красная лента» Д 11 см
- Образцы почв (в нашем случае из проведенного ранее опыта по биотестированию: минеральные горизонты подзола соснового леса, гумусовые горизонты газона и клумбы Петергофа)
- Дистиллированная вода
Примечание. Рабочая комната оборудована как лаборатория. На столах расставлено необходимое оборудование: весы, стеклянная посуда для приготовления водной вытяжки и фильтрования, стол для определения рН. Работа индивидуальная, каждый получает отдельный почвенный образец.
Организационный блок
Зачин (5 минут). Встаем в кружок. Преподаватель кидает мячик по очереди всем учащимся, задает вопросы по проведенной работе: какой опыт мы провели, какие почвы использовали, какие растения-биотесты мы выращивали, какие результаты получили.
Лекция-дискуссия с показом презентации (10 минут). Рассаживаемся на стулья за столы. Преподаватель освещает следующие темы. Понятие реакции среды почвы. Почвы кислые, нейтральные и щелочные. Значение реакции среды почвы для роста растений. Растения кислых почв (мох, хвощ, подорожник, ель, сосна), нейтральных (осот, мать-и-мачеха, пырей) и щелочных (фиалка, гвоздика, сирень, ясень, липа). Условная шкала реакции среды почв (рН): нейтральные почвы от 6,5 до 7,0, кислые – рН меньше 6,5, щелочные – рН больше 7,0. По ходу рассказа преподаватель задает вопросы.
Как выглядят растения-индикаторы кислотности почв? (При затруднении дети пользуются определителями растений). Если ели и сосны растут на кислых почвах, то какие растения им сопутствуют (зеленые мхи, сфагнум, лишайники, черника, брусника и т.д.).
Если вырубить еловый лес, то первыми на вырубке вырастут березы и рябины. Какую реакцию почвенной среды они любят? Если в городе высажены липы, ясени, сирень, какая реакции среды почвы скорее всего будет в городских почвах?
Основной блок (30 минут)
Практическая часть работы.
Групповая работа. Составляем рабочую таблицу для записи результатов анализов (Табл. 1 в Приложении). Записываем названия образцов почв, номера стаканчиков и колб.
Индивидуальная работа. Каждому выданы: пакет с образцом почвы, пронумерованная стеклянная посуда. Ребята переходят от стола к столу, проводят определения. Образец почвы надо рассмотреть и описать (цвет и состав – песок или суглинок).
На каждом столе лежит инструкция по проведению этапа аналитической работы:
- На столе с весами: Взвесить 20 г почвы, поместить навеску в стакан.
- На столе с колбами и бумажным универсальным индикатором (для каждого ученика индивидуальный стол). А) В стакан с навеской влить 50 мл дистиллированной воды. Содержимое перемешать стеклянной палочкой и дать отстояться 2-3 минуты. Описать цвет и прозрачность фильтрата, занести данные в таблицу. Б) Сложить бумажный фильтр, поместить фильтр в воронку, вставленную в пустую колбу. Провести фильтрование, осторожно перенося почвенную суспензию с водой из колбы на бумажный фильтр. В) Налить 5 мл фильтрата в пробирку. Добавить 3-5 капель универсального индикатора. Взболтать. Оценить рН водной вытяжки по цветовой шкале. Записать результат в таблицу.
Перерыв 10 минут. На свободном месте в классе подальше от столов выполняем «производственную гимнастику»: упражнения, позволяющие освободить от напряжения мышцы, поправить осанку. Заканчиваем речевой разминкой: гласные (а, о у, э, ы, и), согласные (б-п, ш-щ, ц-ч, с-ш), чистоговорки (вытаскиваем наугад из большой картонной коробки одну из распечатанных 100-150 фраз).
Заключительный блок
Индивидуальные отчеты в группе (20 минут). Каждый делает краткое сообщение о морфологических свойствах полученного почвенного образца (цвет, песок или суглинок), описывает органолептические свойства водной вытяжки, величину кислотности. Оценивает реакцию среды водной вытяжки: кислая (<6,5); нейтральная (6,5-7,0); щелочная (>7,0).
Групповая работа (10 минут). Обобщение полученных результатов. Составление сводной таблицы. Обсуждение полученных результатов. Могут ли расти культурные растения на почвах с такой реакцией среды (определяем по таблице ниже). Обсуждаем, какие культурные растения выращивают в таежной зоне. Какие растения из перечисленных в таблице знают (Приложение). Есть ли у вас огород, какие растения там выращиваете. Какая почва в огороде? (Возможно, ребята не обращали раньше внимание на почву на огороде, если он в их семье есть, но такие вопросы помогают им задуматься и проявить любопытство).
Завершение практики (10 минут). Важный момент для лабораторных работ – умение организовать свое рабочее место. Ребята аккуратно собирают фильтры в пакет для мусора, сливают суспензии почв из стаканов в большой стакан, моют свой набор химической посуды, ставят сушиться.
Рефлексия (5 минут): встаем в круг, педагог перебрасывает мячик каждому с вопросами: что нового узнали, где это пригодится, было ли интересно, что хотел бы сделать по этой теме.
Приложение
Таблица 1. Водная вытяжка почв: цвет, прозрачность, рН Н2О
№ п/п | Образец | № колбы | Цвет, прозрачность водной вытяжки | рН Н2О |
1 | 1 | |||
2 | 2 |
Таблица 2.Нормирование кислотности почв, по: Муравьев и др., 2003. С 169
Источники информации
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. Учебное пособие. СПб: Крисмас. 2003. 176 с.
Сорокина И. А., Бубырева В. А. Атлас дикорастущих растений Ленинградской области. Москва. Товарищество научных изданий КМК. 2010. 664 с.
http://www.plantarium.ru/ - открытый онлайн атлас-определитель растений и лишайников России и сопредельных стран.
Википедия.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий. для специальности 260502 Технология про
Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определени...
Презентация к методической разработке практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий
Презентация к методической разработке практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее в...
Инструкция по выполнению практической работы по определению структуры почвы
Инструктивная карта для учеников к практической работе "Определение структуры почвы"...
Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».
Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...
Практическое занятие № 3 Определение влияния русской философской мысли на исторические судьбы России
План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии...
Практическая работа «Определение засоленности почвы по солевому остатку»
Цель работы: изучение засоленности почвы простейшим методом.Информация. Засоленность почвы характеризуется повышенным содержанием легкорастворимых минеральных солей, что неблагоприятно сказываетс...
Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие
Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...