Практико-ориентированное задание по информатике 10 класс
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс) на тему

Клещева Людмила Николаевна

Практико-ориентированное задание по информатике 10 класс по теме "Построение таблиц истинности по логическим выражениям".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение таблиц истинности по логическому выражению

Задание: Самостоятельно рассмотреть теоретический материал, законспектировать в тетрадь, выполнить несколько практических заданий и представить учебный материал классу.

Решение логических выражений принято записывать в виде таблиц истинности – таблиц, в которых по действиям показано, какие значения принимает логическое выражение при всех возможных наборах его переменных.

Для составления таблицы необходимо:

  1. Выяснить количество строк в таблице (вычисляется как 2n, где n – количество переменных).
  2. Выяснить количество столбцов = количество переменных + количество логических операций.
  3. Установить последовательность выполнения логических операций.
  4. Построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные наборы значений исходных логических переменных.
  5. Заполнить таблицу истинности по столбцам.

Пример 1.

Построим таблицу истинности для выражения F= (A B)&( ¬A^ ¬B).

Количество строк = 22 (две переменных)+1 (заголовки столбцов) равно 5.

Количество столбцов – 2 логические переменные (A, B) + 5 логических операций (,&, ¬, , ¬)=7.

Расставим порядок выполнения операций: 1 5 2 4 3

                                                              (A B)&( ¬A^ ¬B).

Построим таблицу:

A

B

AB

¬A

¬B

¬A∨¬B

(A B)&( ¬A^ ¬B)

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

Пример 2.

Построим таблицу истинности для логического выражения XY&¬Z.

  1. Количество строк = 23+1=9.
  2. Количество столбцов = 3 логические переменные + 3 логические операции = 6.
  3. Укажем порядок действий:  3  2  1

                                                    XY&¬Z    

  1. Нарисуем и заполним таблицу.

X

Y

Z

¬Z

Y^¬Z

XY&¬Z

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

 

Построить таблицы истинности для следующих логических выражений:

  1. F= (X&¬Y)Z.
  2. F=X&YZ.
  3. F=¬(XY)&(YX).
  4. F=¬((XY)&(ZvX))&(ZY).
  5. F=A&B&C&¬D.
  6. F=(AB)&( ¬B AB).

Оценивание: Смотри бланк оценивания задания.


 

Построение логического выражения по таблице истинности

Задание: Самостоятельно рассмотреть теоретический материал, законспектировать в тетрадь, выполнить несколько практических заданий и представить учебный материал классу.

Логическая формула определяется следующим образом:

  1. В заданной таблице выбираются наборы переменных, при которых значение функции равно 1.
  2. Для каждого такого набора записываются конъюнкции всех входных переменных, имеющих значение 1. При этом те переменные, которые имеют значение 0, записываются с отрицанием.
  3. Все полученные конъюнкции объединяются знаками дизъюнкции. Это и будет искомая логическая функция, которую предстоит далее упростить.

Пример 1.

1.

X

Y

F(X,Y)

0

0

0

0

1

1

¬X&Y

1

0

0

1

1

1

X^Y

2. Составляем дизъюнкцию, это и есть искомая формула, затем её упрощаем.

F(X,Y) =(¬X&Y)(X&Y)=Y (закон склеивания).

F(X,Y)=Y.

Пример 2.

X

Y

Z

F(X,Y.Z)

0

0

0

1

¬X&¬Y&¬Z

0

0

1

1

¬X&¬Y&Z

0

1

0

1

¬X&Y&¬Z

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

1

1

X&¬Y&Z

1

1

0

1

X&Y&¬Z

1

1

1

0

F(X,Y,Z)= (¬X&¬Y&¬Z)( ¬X&¬Y&Z)  (¬X&Y&¬Z)  (X&¬Y&Z)  (X&Y&¬Z) = ….

Далее упрощаем….

Задания.

Построить логические выражения по таблицам истинности.

                           1.                                                                                                     2.

X

Y

F(X,Y)

X

Y

F(X,Y)

1

1

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

3.

A

B

C

F(A,B,C)

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

Оценивание: Смотри бланк оценивания  задания.


Выполните задание и сдайте учителю.

Выполните задание и сдайте учителю.

Упростите логические выражения:

  1. A&BA
  2. ¬A&BA

Упростите логические выражения:

  1. ¬(¬X∨¬Y)
  2.  ¬(¬X&¬Y)

Запишите следующие высказывания в виде логических выражений:

  1. «Я поеду в деревню к бабушке и, если встречу там друзей, то интересно проведу время».
  2. «Неверно, что если солнце светит, то ветер дует только тогда, когда идёт дождь».

Запишите следующие высказывания в виде логических выражений:

  1. «Если будет светить солнце, то ребята пойдут гулять, а если пойдёт дождь, то ребята останутся дома».

         2. «Если учитель на уроке рассказывает интересно, то ни Маша, ни Саша,  ни Аня не будут смотреть в окно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс практико-ориентированных задач для 5-6 классов.

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным ...

Решение практико-ориентированных задач по математике 5 класс ФГОС

Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием ма...

Математика в профессии. Решение практико-ориентированных задач. Урок-семинар 10 класс.

Методическая разработка урока-семинара для 10 класса. На основе решений практико-ориентированных задач из открытого банка заданий ЕГЭ по математике обучающиеся знакомятся с основными  профессиогр...

Использование практико-ориентированных заданий на уроках физики и информатики

Использование практико-ориентированных заданий, направленных на развитие УУД на уроках физики и информатики...

Статья «Практико-ориентированный подход на уроках Информатики и ИКТ»

Начало XXI века входит в историю человечества как переход к построению информационного общества. Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за собой информатизацию образования. И...

Урок-консультация «Решение практико-ориентированных задач» 9 и 11 класс

Ход урока:Организационный этап.Вступительное слово учителяЗдравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости – это учителя математики со всех уголков нашего района, чтобы п...