Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения информатики в основной школе
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Зацепина Юлия Борисовна

использование на уроках 8-9 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения информатики в основной школе

В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. 
К основным инновационным качествам ЭОР относятся: обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений). Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. 
Можно сравнить эффективность двух типов домашних заданий: получить из книги описание путешествия или самому совершить виртуальное путешествие. 
Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.

Современный электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает: 
 Интерактив. Содержание предметной области представляется учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций.
Мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов. 
Моделирование - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. Моделирование реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов. 
Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. 
Производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Сегодня огромное количество электронных образовательных ресурсов, разработанных солидными организациями и энтузиастами-одиночкам – к услугам современных педагогов и их учеников: образовательные порталы, электронные учебники, словари и энциклопедии, виртуальные библиотеки, on-line-переводчики, дистанционные курсы и олимпиады, электронные газеты и журналы. 
Перед педагогами, которые хотят проводить интересные ИКТ-насыщенные уроки, возникают новые вопросы, неведомые нашим предшественникам. Вот далеко не полный их перечень:

• Каким цифровым образовательным ресурсом воспользоваться в данном конкретном случае?
• В каком соотношении с традиционными учебными пособиями организовать подачу электронных учебных материалов?
• Как логически выстроить структуру ИКТ-насыщенного урока и, при этом, не нарушить санитарно-гигиенические нормы?
• Какому электронному учебнику отдать предпочтение для длительного использования в качестве учебного пособия?
• Какие дистанционные курсы и тесты рекомендовать учащимся на разных этапах их учебной деятельности?
При подготовке таких уроков необходимо тщательно продумывать план, отбирать и последовательно собирать воедино (теперь уже не на бумаге, а в компьютере) материал к занятиям.
Но предстоит решить и еще одну проблему: "Как в режиме обычного урока успеть про вести опрос учащихся, рассказать новый материал, закрепить его, сохранить баланс между теоретическим и технологическим содержанием урока?” 
Без применения на уроке ЭОР – это практически невозможно. Ситуация заметно изменилась в связи с требованием включать в состав учебно-методических комплектов (УМК) электронные образовательные ресурсы (ЭОР). При этом особо выделяются ЭОР, разработанные к учебникам информатики. Они продаются в комплекте с учебными пособиями, но их можно и бесплатно скачать с портала «Единой коллекции ЦОР», или со странички авторской мастерской автора учебника. 
По базовому курсу информатики электронных и цифровых образовательных ресурсов разработано уже более 500. Это иллюстрации к теории, интерактивные справочники пользователя, тесты, кроссворды, тренажеры, интерактивные задачники, исполнители, домашние и практические задания. 
При разработке своей рабочей программы необходимо придерживаться учебного плана, что и позволит максимально внедрить ЭОР в учебный процесс.

Этапы использования ОЭР на уроках информатики

На этапе объяснения нового материала:
1) иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;
2) программы-тренажеры;
3) исполнители.

На этапе закрепления
1) программы-тренажеры;
2) исполнители;
3) тренировочные тесты.
Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать:
4) Интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.

На этапе практического закрепления
1) практические задания (разного уровня сложности);
2) домашние задания.

На этапе контроля
1) интерактивные задачники;
2) контрольные тесты;
3) исполнители.

Учителю предоставляется право выбора ЭОР.
Результаты применения комплекта ЭОР: 
1. Успешное прохождение программного материала.
2. Успешное усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий. Возможность отработать пробелы, исправить отметки.
3. Интерес к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие ученики становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.

Используя ЭОР ученики получают возможность не только приобрести необходимые знания, умения и навыки по предмету на уроке с учителем, но и закрепить их дома самостоятельно. 
ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков. 
С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое - увидеть их и самостоятельно исследовать в интерактивном режиме. 
Полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя.

Особенности и функциональные возможности ЭОР по информатике
Типы ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru: 
наборы цифровых ресурсов к учебникам

• «Информатика-базовый курс», 9 класс

Инновационные учебные материалы
• «Информатика», 8-9 классы
• «TeachPro. Компьютерная графика и дизайн»
• «Графика плюс»
• «Информатика»
• «Компьютерная графика и дизайн»
• «Краткая история моделирования»
• «Основы компьютерных сетей»

Электронные издания
• Журнал «Наука и жизнь»

Коллекции
• Материалы заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края
• Модули для коллективной работы
• Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея
• Памятники науки и техники в собраниях музеев России
• Ресурсы по информатике Ивановского «Учебно-методического центра информатизации и оценки качества образования»
• Ресурсы по информатике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы

Комплексные ресурсы
• Тематические подборки ЦОР по предметам

Основные типы модулей Федерального центра информационных образовательных ресурсовhttp://www.fcior.edu.ru

Наборы цифровых ресурсов к учебникам. Инновационные учебные материалы. Коллекции. Инструменты учебной деятельности. Комплексные ресурсы. Электронные издания. 
Практическое занятие: Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Общие модели использования ЭОР при обучении информатике.

ЭОР по информатике, размещенные на сайтах сетевых сообществ и профильных издательств. 
Сайт Сетевые компьютерные практикумы по информатике. 
Электронные ресурсы по информатике издательства БИНОМ. 
Электронные ресурсы по информатике издательств Просвещение и Питер-Пресс. ЭОР для подготовки к ЕГЭ и к олимпиадам по информатике. 
Сайты сетевых сообществ учителей информатики. Авторские ресурсы учителей по информатике.
Практическое занятие: Знакомство с ресурсами сетевых сообществ и профильных издательств по предмету информатика.

Использование ЭОР при изучении основных содержательных направлений предмета «Информатика». Проектирование уроков различного типа по информатике в основной школе на основе ЭОР.
Использование электронных образовательных ресурсов, размещенных на сайтах ФЦИОР и ЕК ЦОР при изучении элементов содержания, относящихся к тематической линии «Информация и информационные процессы». Специфика использования ЭОР на разных этапах обучения информатике. Подготовка и проведение уроков разного типа на основе использования ЭОР при обучении информатике.
Практические занятия: «Подготовка технологической карты этапа урока –
введения нового материала», организация системы контроля знаний учащихся с использованием ЭОР

Организация внеурочной деятельности учащихся по информатике в основной школе на основе ЭОР
ЭОР для использования в конструкторской или проектной работе учащихся на основе ИКТ, представленные в коллекции ФЦИОР. ЭОР для организации школьного клуба программистов - факультатива по олимпиадной информатике для талантливых школьников. Ресурсы для организации школьного компьютерного клуба.
Практическое занятие: Разработка сценария факультативного занятия.

Разработка ЭОР по информатике на основе облачных сервисов Интернета (на примере сервисов пространства Google).
Методические особенности использования облачных сервисов Интернета для разработки ЭОР по информатике. 
Практическое занятие: Использование облачных сервисов Интернета для онлайн-разработки ЭОР.

Основная литература:
1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. М., 2003. 
2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. –СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с. - URL:: http://bookfi.org/book/597607
3. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. М.: Дрофа, 2007. 
4. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 31 с.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-2-2
5. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна /Под ред. к. пед. наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.
6. Информационные технологии дистанционного обучения: учебное пособие / В.А.Чистяков, Е.Е.Пущенко, И.И.Задиран, В.А.Дорохов. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. – 238 с.
7. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007. – 32 c.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-1-0-38; http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279
8. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. – М.: Агентство ”Издательский сервис”, 2010. – 328 с. .- URL: http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279
9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007.

Ресурсы Интернет
1. Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360
2. Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.rcoa.stavsu.ru/doc/metod.doc
3. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: 
http://festival.1september.ru/articles/513446/
4. Типология мультимедийных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pedsovet.org/forum/topic294.html
5. ЭОР: вопросы по внедрению и эксплуатации. Материалы дискуссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Интернет порталы
1.
www.fcior.edu.ru – Федеральный цент информационных образовательных ресурсов
2.
 www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3.
 http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена
4. 
http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения
5.
 http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения химии"

Статья освещает достоинства и недостатки использования ЭОР  в процессе обучения химии...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания математики.

Выступление на городском МО учителей математики об использовании электронных ресурсов в процессе преподавания математики...

Эффективность применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математике

Чтобы достичь высокого уровня наглядности, реализовать при необходимости прямое обращение обучающихся и педагога к теоретическому или справочному материалу по теме работы рекомендуется использовать ЭО...

Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...