"Свойства алгоритма и его исполнители"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

вспомнить с учащимися понятия "алгоритм" и "исполнитьель", свойства алгоритма. Решить задачи из ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon алгоритм137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Свойства алгоритма и его исполнители»

Класс: 9 класс

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с понятием «алгоритм», «исполнитель алгоритмов», рассмотреть свойства алгоритма; формирование практических навыков составления алгоритмов на примере из заданий типа ГИА.

Развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, самостоятельности, логического изложения мыслей.

Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи, культуры общения; критическое отношение к своему труду, умение оценивать его.

Тип урока: урок  изучения  нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, программа управления классом.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

3 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Что вы видите на доске?

  1. Достать ключ из кармана.
  2. Вставить ключ в замочную скважину.
  3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
  4. Вынуть ключ.

- Верно, перед вами алгоритм.

- Кто может озвучить тему урока?

-Сегодня мы с вами будем говорить об алгоритме, свойстве алгоритма и об исполнителе алгоритма. Откроем тетради, запишем тему урока.

Учащиеся включаются в урок.

План, алгоритм

алгоритм

Свойства алгоритма и его исполнители

2.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

3 мин

На самом деле тема для вас неновая. Впервые с ней вы знакомились в 6 классе. Предлагаю ответить на следующие вопросы:

                Что такое алгоритм?

                Для чего нужны алгоритмы?

                Какими свойствами обладают алгоритмы?

                        Кто такой исполнитель? 

Возникающие вопросы фиксируются на доске. Из них выбираются те вопросы, решение которых необходимо найти на данном уроке.

3.

Изложение нового материала.

15 мин

Понятие алгоритма

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.

Сформулируйте алгоритм приготовления блюда быстрого питания

Другими словами мы составили алгоритм. Дайте определение понятия «алгоритм». Запишем определение в тетрадь.

Приведите свои примеры алгоритмов?

 

Свойства  алгоритма

Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.

  1. Дискретность (разделенный, прерывистый) - любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке.

Рассмотрим пример:

Алгоритм открывания двери:

  1. Достать ключ из кармана.
  2. Вставить ключ в замочную скважину.
  3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
  4. Вынуть ключ.

Попробуем переставить 2 и 3 действия. Мы, конечно, сможем выполнить и этот алгоритм, но дверь вряд ли откроется.

2. Детерминированность (определенность, точность) — т.е. каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола.

Например, вернемся к нашему примеру, если бы мы вместо слов «повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки» сказали бы просто «повернуть ключ», то это действие воспринималось бы уже не однозначно.

3. Конечность. Это свойство определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения. В приведенном примере каждое описанное действие реально и может быть выполнено. Поэтому и алгоритм имеет предел, то есть конечен.

  1. Массовость. Алгоритм можно применять для целого класса задач.

  1. Результативность. Это свойство требует, чтобы в алгоритме не было ошибок.  

Таким образом, для любого алгоритма характерны следующие свойства: дискретность, детерминированность конечность, массовость, результативность.

Исполнитель - это объект, умеющий выполнять определенный набор действий (человек, животное, робот, компьютер).

1.Всыпать в емкость содержимое пакетика.

2.Налить в емкость 200 мл горячей воды.

3.Тщательно перемешать.

 

Алгоритм – это описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов

Записывают свойства в тетради

4

Закрепление материала

15 мин

Учитель предлагает рассмотреть следующую задачу:

Задача  

Некий злоумышленник в качестве алгоритма получения кипятка предложил такую последовательность действий:

  1. Налить в чайник воду.
  2. Открыть кран газовой горелки.
  3. Поставить чайник на плиту.
  4. Ждать, пока вода закипит.
  5. Поднести спичку к горелке.
  6. Зажечь спичку.
  7. Выключить газ.

Измените, алгоритм таким образом, чтобы предотвратить несчастный случай.

Задача №1

Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8x8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:

 

Вверх N,

Вниз N,

Вправо N,

Влево N

 

(где N — целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.

 

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

Конец

 

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения. Пусть, например, кубик находится в клетке Е4. Если Муравей выполнит команды вправо 2 вниз 2, то сам окажется в клетке ЕЗ, а кубик в клетке Е2.

 

 

Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

 

Повтори 2 раз

Вправо 2 вниз 1 влево 2

Конец

 

В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?

 

Задача №2 (аналогичная)

 

 

Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

 

Повтори 4 раз

Вниз 2 вправо 1 вверх 2

Конец

 

В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?

 

Дополнительное задание (формулировка аналогичная).

 

 

Пусть Муравей и кубики расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:

 Вниз 4

Повтори 3 раз

Вправо 1 вверх 1 влево 1

 

Какое слово будет написано в 6 строке после выполнения этого алгоритма?

Дети анализируют алгоритм.

  1. Налить в чайник воду.
  2. Зажечь спичку.
  3. Открыть кран газовой горелки.
  4. Поднести спичку к горелке.
  5. Поставить чайник на плиту.
  6. Ждать, пока вода закипит.
  7. Выключить газ

после исполнения команд вправо 2 влево 2, Муравей окажется в той же клетке, из которой он стартовал. Изначально кубик находится в клетке Е4. Выполнив два раза команду вниз 1, Муравей передвинет кубик в клетку Е2.

 

Ответ: Е2

Обсуждают условия задачи и совместно, используя интерактивную доску разбирают задачу.

Заметим, что после исполнения команд вниз 2 вверх 2, Муравей окажется в той же клетке, из которой он стартовал. Изначально кубик находится в клетке Б6. Выполнив четыре раза команду вправо 1, Муравей передвинет кубик в клетку Е6.

 

Ответ: дом

5.

Домашнее задание

1 мин

Учитель дает пояснение

По учебнику  § 4.1.1, вопросы 1 – 3  стр. 108, подготовиться к тесту по данной теме

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценки.

3 мин

Возвращаемся к вопросам, записанным на доске в начале урока.

Анализируем, на все ли вопросы были найдены ответы. Удалось ли решить поставленную задачу?

Какие вопросы вызвали затруднение?

Как ты оцениваешь свою работу?

Чему ты хочешь научиться на следующем уроке?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатлениями от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

ТБ в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители

Урок1. Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. 9 класс....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".

Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....

Презентация на тему " Алгоритмы. Свойства алгоритма. Исполнители."

В презентации дается понятие алгоритма, основные свойства алгоритма, исполнитель. Типы алгоритмов, Блок-схема, как графический способ записи алгоритма....