Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.07.Информатика
учебно-методическое пособие по информатике и икт (10 класс) по теме

Елисеева Нина Николаевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.07 Информатика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_1-y_kurs_oud.07.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования,  науки и  молодежи республики Крым

ГБПОУ РК  «Керченский политехнический колледж»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УР

____________Н.В.Чернышева

«___» ___________ 20___ г.

        

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

                по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

                          по дисциплине ОУД.07 Информатика

                          для студентов 1-го курса специальности

     08.02.09. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования

                             промышленных и гражданских зданий

  15.02.01. Монтаж и техническая эксплуатация промышленного        оборудования

            15.02.08. Технология машиностроения

            38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет

  18.02.05. Производство тугоплавких неметаллических и                       силикатных материалов и изделий

Рассмотрено на заседании

предметной цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___

«___» ______________ 20___ г.

Председатель ЦК ___________

                                Ю.А. Зимина

Разработал преподаватель      ______________  Н.Н. Елисеева

Пояснительная записка

           

         Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом во время свободное от обязательных учебных занятий по дисциплине ОУД.07 Информатика. Положением про организацию учебного процесса в высших учебных заведениях  России предусмотрено, что учебное время, отведенное для самостоятельной работы, определяется учебным планом. Данное пособие ставит своей целью оказание помощи студентам учебных заведений  СПО в  организации их самостоятельной работы по овладению системой знаний, умений и навыков в  объеме действующей программы дисциплины ОУД.07 Информатика.

           Самостоятельная работа студентов – это спланированная познавательная и методически направленная деятельность, которая может организовываться на различных уровнях самостоятельности. Каждый предыдущий уровень следует расценивать как необходимую подготовку к последующему.

       Цель самостоятельной работы студентов:

• формирование у студентов потребности непрерывного самостоятельного пополнения знаний;

•   активизация умственной деятельности студентов;

•   развитие творческих способностей.

       Задачи самостоятельной работы:

•   научить студентов самостоятельно работать с литературой;

•   творчески воспринимать учебный материал;

• научиться применять полученные знания при выполнении работ на ПК;

•  сформировать навыки ежедневной самостоятельной работы с целью получения

 и обобщения знаний, умений и навыков.  

       На самостоятельную работу студентов выносится:

•  часть  теоретического материала менее сложного по содержанию;

•  практические задания, не требующие непосредственного участия;

•  написание докладов, рефератов.

           Самостоятельная работа студентов обеспечивается системой учебно – методических пособий, предусмотренных для изучения данной дисциплины:

•  основная литература (учебник, конспект лекций);

•  дополнительная литература

•  методические материалы ( методические указания по выполнению самостоя-тельной работы студентов).

При выполнении самостоятельной работы студенты могут пользоваться учебно – методическим пакетом в  состав, которого входят:

•  учебная программа;

•  конспект лекций;

•  задания для практического набора на компьютере;

•  пакет контрольных заданий, вопросов и задач для самопроверки;

•  перечень литературы.

Виды заданий для самостоятельной работы

1. Работа с учебником и личным конспектом лекций.

2. Самостоятельное изучение отдельных тем.

4.  Работа с дополнительной литературой.

5. Схематическое изображение некоторых панелей и название их кнопок, блок-схем.

6. Написание докладов, рефератов, отчетов.

7. Рецензирование пройденных параграфов учебников.

8. Выполнение подготовительных работ к практическим работам.

 9. Практическое выполнение заданий на компьютере вне урочных часов.

Практические советы

Конспекты по дисциплине «Информатика»  должны содержать определения объектов, их характеристики, применение, способы загрузки, диалоговые окна и их элементы, панели инструментов, назначение их кнопок, описание алгоритмов, блок-схемы.

Записи должны быть аккуратными, набраны в текстовом процессоре WORD с такими характеристиками шрифтов:

Гарнитура шрифта –Times New Roman

Размер шрифта – 12-14 пт.

Начертание шрифта - обычный

Междустрочный интервал –одинарный.

При наборе на компьютере того или иного задания результат должен быть выведен на бумагу формата А4.

Рекомендации по работе с учебной литературой

Обработку материала необходимо начинать с чтения всего текста, параграфа, выполняя следующие правила:

•  сосредоточиться на том, что читаешь;

•  выделить содержание прочитанного;

• четко понимать мысли автора, так как это помогает выработать четкую собственную мысль;

•  представлять то, про что читаешь.

Во время работы над темой толкование незнакомых слов и специальных терминов следует искать в специальных словарях непонятные места, выражения следует перечитывать несколько раз, чтобы понять их содержание. Если в тексте встречаются слова, фразы или предложения, выделенные курсивом или жирным шрифтом, это свидетельствует об акценте автора на основных мыслях.

             

После прочтения текста необходимо:

- выделить основную мысль;

- отделить основные вопросы от второстепенных;

- уяснить связь между теоретическими положениями и практикой;

- закрепить  прочитанное в памяти связать новые знания с прежде  полученными;

- перейти к заключительному этапу – составлению конспекта.

Рекомендации по составлению конспекта

• записи необходимо начинать с названия темы;

• после этого составить план  или короткий перечень основных вопросов в логической последовательности;

План может быть простым или развернутым. Записать название литературы, фамилии автора, года издания и названия издания. После составления плана следует переходить к составлению  конспекта.

             Конспект – это короткая, сжатая, последовательно выполненная универсальная форма записи основного содержания прочитанного. Составление конспекта производится короткими записями  по каждому пункту плана (тезисами). Дополните тезисы отдельным материалом, фактами, взятыми  из текста цитатами (конспект). Все вопросы должны быть связаны между собой. Записи необходимо вести четко и разборчиво. Для удобства пользования записями необходимо оставлять поля для заметок и свободные места для дополнений. В записях необходимо выделять главные мысли, главные слова.

Рекомендации по написанию рефератов и докладов

 Рефератная работа – один из методов активизации обучения информатики.         Доклад – это репродуктивное обобщенное сообщение студента на уровне понимания и осмысления материала, в  котором подводятся итоги по проработанным ранее вопросам программы, направленные на применение знаний и умений в стандартных ситуациях.

         Реферат  - это поисковое, творческое обобщенное сообщение студента по ставящимся впервые вопросам программы, направленное на применение  знаний и умений в нестандартных (измененных) ситуациях.

Основные требования к содержанию докладов и рефератов

     Каждый доклад и реферат должен отвечать следующим основным требованиям:

  1. Быть направлен на усвоение самого существенного из всего учебного

     материала и на совершенствование тех или иных  приемов учебной работы.

  1. Быть доступен для студентов по своей проблематике, содержанию и приемам учебной работы.
  2. Не должен быть чрезмерно трудоемким для студентов.
  3. Способствовать общему развитию студентов.
  4. По возможности учитывать будущую профессию.

Критерии проведения анализа докладов и рефератов.

  Все подготовленные доклады и рефераты должны быть подвергнуты анализу по следующим критериям:

  1. Глубина и полнота раскрытия темы.
  2. Отклонение от темы.
  3. Привязанность к тексту.
  4. Умение выделять главное в используемой литературе.
  5. Умение связывать разные источники приобретения знаний.
  6. Умение анализировать различные источники.
  7. Умение делать правильные выводы из литературных источников, проведенных экспериментов.
  8. Наличие списка используемой литературы.
  9. Эстетическая выдержанность оформление.


Перечень тем, которые выносятся на самостоятельное изучение

Название разделов, тем вынесенных на самостоятельное изучение.

Кол-во

часов

Вид деятельности

Формы

контроля

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Самостоятельная работа №1.

Измерение информации. Алфавитный подход.

Самостоятельная работа №2.

Правовые нормы ,относящиеся к информации. Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Самостоятельная работа №3.

Работа с лицензионными и свободно распространяемыми продуктами.

6

2

2

2

Работа с учебной литературой

фронтальный

опрос ,

проверка конспекта.

фронтальный

опрос ,

проверка конспекта

Раздел 2.Информация и информационные процессы. Самостоятельная работа №4.

Содержательный подход к измерению информации.

Самостоятельная работа №5.

Построить алгоритм решения задачи структуры следования и нарисовать блок-схему.

(общий вид).

Самостоятельная работа №6.

Составить алгоритм решения задачи структуры ветвления и цикла и  нарисовать блок-схему.

Самостоятельная работа №7.

Создание архива данных . Файл. Атрибуты файла и его объем.

Самостоятельная работа №8.

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

10

2

2

2

2

2

Работа с учебной литературой

Выполнение задания

Выполнение задания

Работа с учебной литературой

реферат

Проверка конспекта

Проверка

выполненного задания

Проверка

выполненного задания

Проверка конспекта

Проверка и защита

реферата

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий.

Самостоятельная работа №9.

Многообразие компьютеров.

Самостоятельная работа №10.

Оргтехника и профессия.

Самостоятельная работа №11.

Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией.

6

2

2

2

Реферат

Реферат

Доклад

Проверка и защита реферата

Проверка и защита реферата

Выступление с

докладом.

Раздел 4. Технология создания и преобразования информационных объектов.

Самостоятельная работа №12.

Использование различных встроенных функций.

Самостоятельная работа №13.

Сводные таблицы. Расчет промежуточных итогов.

Самостоятельная работа №14.

Диаграмма. Виды и типы  диаграмм. Построение круговой диаграммы.

Самостоятельная работа №15.

Работа  с  макросами

Самостоятельная работа №16.

Подбор параметров организации счета.

Самостоятельная работа №17.

Векторные графические редакторы.

Самостоятельная работа №18.

Создать графический информационный объект при помощи растрового графического редактора.

Самостоятельная работа №19.

Создание и редактирование мультимедийных объектов.

Самостоятельная работа № 20.

Представление об организации баз данных и СУБД.

Самостоятельная работа №21.

Создание электронной базы данных.

20

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Выполнение задания

Работа с учебной литературой

Выполнение задания

Работа с учебной литературой

Работа с учебной литературой

Выполнение задания

Выполнение задания

Работа с учебной литературой

Реферат

Выполнение задания

Проверка

выполненного задания

Фронтальный опрос, проверка  конспекта

Проверка

выполненного задания

Проверка конспекта, мониторинг экрана

Проверка конспекта, мониторинг экрана

Проверка

выполненного задания

Проверка

выполненного задания

Проверка конспекта,

мониторинг экрана

Проверка и защита реферата

Проверка

выполненного задания

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии.

Самостоятельная работа №22.

Разработка WEB-сайта на заданную тему.

Самостоятельная работа №23.

Способы размещения WEB-сайта в Интернете. Средства сопровождения сайта.

        

Самостоятельная работа № 24.

Отправить сообщение на электронный  адрес на темы «Электронная почта», «Чат», «Видеоконференция», «Телефония».

Самостоятельная работа №25.

Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж..

8

2

2

2

2

Работа с учебной литературой

Выполнение задания

Выполнение задания

Выполнение задания

Проверка конспекта, мониторинг экрана

Проверка

выполненного задания,

мониторинг экрана

Проверка

выполненного задания,

мониторинг экрана

Проверка

выполненного задания

мониторинг экрана

Итого

50

Раздел 1. Информационная деятельность человека.

Самостоятельная работа №1.

Алфавитный подход измерения информации .

Цель.  Ознакомиться с алфавитным подходом измерения информации.

I. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:

  1. Что называется объемом информации?
  2. Что такое информационный вес символа?
  3. Запишите формулу информационного веса символа.
  4. Что такое информационный объем текста?
  5. Запишите формулу информационного объема текста;
  6. Что такое бит, Байт, Килобайт, Мегабайт, Терабайт?

II. Выполнить письменное задание.

Определить информационный вес символа алфавита, включающего в себя все строчные и прописные русские буквы (66); цифры(10);   знаки препинания, скобки. кавычки(10). Всего 86 символов.

Рекомендованная литература.  И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер, Л.В. Шестакова «Информатика 10-й класс», § 3,     стр 21-25.

Самостоятельная работа №2.

Правовые нормы ,относящиеся к информации. Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Цель. Ознакомиться с  понятием правового регулирования в информационной сфере.

Изучив тему, письменно ответьте на вопросы.

  1. Зачем нужны законодательные акты в информационной сфере?
  2. Какой закон регламентирует права авторов программ и баз данных?
  3. Какой закон регламентирует вопросы защиты информационных ресурсов?
  4. Какие действия Уголовный кодекс классифицирует как преступления в компьютерной информационной сфере?

Рекомендованная литература:

И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер, Т.Ю. Шеина «Информатика 11-й класс», базовый уровень§ 23, стр 152- 159.

 

Самостоятельная работа №3.

Работа с лицензионными и свободно распространяемыми программными продуктами.

Цель. Ознакомиться с  понятием лицензирования программных продуктов.

Изучив тему, письменно ответьте на вопросы.

  1. Дайте определение лицензии.
  2. Что означает лицензирование программных продуктов?
  3. Какие вы знаете   cвободно распространяемые программные продукты?
  4. Где применяются лицензионные  и свободно распространяемые программные  продукты?.

Рекомендованная литература:

И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер, Л.В. Шестакова «Информатика 11-й класс», § 2, стр 50-52.

 

Раздел 2.Информация и информационные процессы.

Самостоятельная работа №4.

Содержательный подход к измерению информации .

Цель.  Ознакомиться с сущностью содержательного подхода к измерению информации.

Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:

  1. Кто является основателем теории информации?
  2. Что является единицей измерения в теории информации?
  3. Запишите «главную формулу» информатики.
  4. Запишите формулу Хартли .
  5. Придумайте несколько ситуаций, при которых сообщение несет  1 бит информацию.

Рекомендованная литература.  И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер, Л.В. Шестакова «Информатика 10-й класс»,базовый уровень, § 4,  стр 26-33.

Самостоятельная работа №5.

Составить алгоритм решения задачи структуры следования и нарисовать блок-схему.

Цель. Овладеть навыками  составления алгоритма структуры следования и   построения блок-схем.

Пример.  Y=(A+B) / (C-D)

По данной формуле:

  1. Определить тип вычислительного процесса, написать его название и в соответствии с этим типом выполнить:
  • Словесный способ описания алгоритма примера.
  • Графический способ описания алгоритма примера.
  • Запись примера на алгоритмическом языке.

 

Рекомендованная литература:

И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер, Л.В. Шестакова «Информатика 10-й класс», § 12, стр 86-90.

Самостоятельная работа №6.

Составить алгоритм решения задачи структуры ветвления и цикла и  нарисовать блок-схему.

Цель. Овладеть  навыками  составления алгоритма структуры ветвления и цикла и построения блок-схем.

Пример.               Y=LG(X2 + 3X + 0,5)

        при Хнач=1

              Н=1

              Хкон=10

По данной формуле:

  1. Определить тип вычислительного процесса, написать его название и в соответствии с этим типом выполнить:
  • словесный способ описания алгоритма примера;
  • графический способ описания алгоритма примера;
  • запись примера на алгоритмическом языке.

Рекомендованная литература:

И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер, Л.В. Шестакова «Информатика 10-й класс», §13  стр 92-95.

Самостоятельная работа №7.

Создание архива данных . Файл. Атрибуты файла и его объем.

Цель. Ознакомиться с атрибутами файла и его объемом.

  1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
  1. Что называется файлом в информатике?
  2. Что такое атрибут файла?
  3. Из каких составляющих состоит название файла?
  4. Сколько символов содержит название файла?
  5. Сколько символов содержит расширение файла?
  6. Напишите расширение файлов. созданных в программах:

Word, Excel, Блокнот, Бейсик, Паскаль, Paint?

  1. Практическая часть.

Создать иерархическое дерево папок и файлов в программе Проводник.

Рекомендованная литература:

А.Ю Гаевский «Информатика » 7-11кл.    §69, стр. 368-372.

Самостоятельная работа №8.

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Использования различных видов АСУ на практике.

Цель. Ознакомиться с различными видами АСУ.

Используя методические рекомендации по написанию рефератов подготовить реферат по плану:

  1. Гибкие автоматизированные комплексы (ГВК);
  2. Роботизация;
  3. Промышленный робот;
  4. Автоматизированные системы управления (АСУ);
  5. Виды АСУ;
  6. Использование АСУ на практике.

Рекомендованная литература:

А.М. Гуржий, Н.И. Поворознюк, В.В.Самсонов «Информатика и информационные технологии» §13, стр. 253-258.

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий. Самостоятельная работа №9.

Многообразие компьютеров. Поколения компьютеров (ЭВМ).

Цель. Развитие интереса к предмету.

Используя методические рекомендации по написанию рефератов подготовить реферат по плану:

  1. История развития ЭВМ;
  2. Первое поколение ЭВМ;
  3. Второе поколение ЭВМ;
  4. Третье поколение ЭВМ;
  5. Четвертое поколение ЭВМ;
  6. Пятое поколение ЭВМ.

Рекомендованная литература:

Интернет-ресурсы:

Edu.ru-ресурсы портала общего образования.

Самостоятельная работа №10.

Оргтехника и профессия.

Цель. Ознакомиться с профессиями, связанными с вычислительной техникой.

Используя методические рекомендации по написанию рефератов подготовить реферат по плану:

  1. Специалист по информационным системам(ИС);
  2. Служебные обязанности  специалиста(ИС);
  3. Специалист по программированию (программист);
  4. Прикладной программист и его функции;
  5. Системный программист и его функции.

Рекомендованная литература:

И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер, Л.В. Шестакова «Информатика 11-й класс», §1.1.2.  стр 18-19

Самостоятельная работа №11.

Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией.

Цель. Ознакомиться с профилактическими мероприятиями для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией.

  1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
  2. Что входит в профилактические мероприятия  на поддержание технических устройств ПК?
  3. Деление профилактических мероприятий на активные и пассивные.
  4. Цели  активных  и пассивных мероприятий.
  5. Правильный порядок включения ПК.
  6. Мониторинг работы системы.
  7. Поддержка правильной эксплуатации системного блока, жесткого диска: Пуск →Программы→Стандартные→Служебные.
  8. Дефрагментация диска.
  9. Проверка дисков на вирусы (программы Kaspercky Antivirus, Doctor Web).
  10. Приводы CD-ROM.
  11. Блок питания.
  12. Мышь , клавиатура, принтер:
  1. Чистка клавиатуры дважды в год;
  2. Еженедельная чистка монитора;
  3. Ежемесячная чистка принтера.
  1. Здоровое электрическое питание ПК.
  2. Комфортный климат.

Рекомендованная литература:

Интернет-ресурсы:

1.)www.uchpo.ru

2.)school.edu

Раздел 4. Технология создания и преобразования информационных объектов.

Самостоятельная работа №12.

Использование различных встроенных функций в программе EXCEL.

Цель. Научиться применять различные встроенные функции в вычислениях в программе EXCEL.

I.  Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:

  1. Каковы правила записи функций в ЭТ EXCEL?
  2. Что такое встроенная функция?
  3. Как можно ввести функцию в формулу с помощью мастера функций?
  4. Можно ли записать функцию вручную?
  5. На какие категории делятся встроенные функции ЭТ EXCEL?

II. Наберите в программе Word обращение к математическим функциям:sin x, cos x, tg x, ctg x, lg x, ln x, ex, arctg x, , по правилам Excel.

Рекомендованная литература:

И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер, Л.В. Шестакова «Информатика 11-й класс», §1.1.2.  стр 22-39.

Самостоятельная работа №13.

Сводные таблицы. Расчет промежуточных итогов.

Цель. Научиться анализировать записи на наличие повторяющихся данных в столбце и подведение промежуточных итогов.

 Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:

  1. Что такое сводная таблица?
  2. Создание отчета сводной таблицы. Выполнить алгоритм на ПК:
  • Щелкнуть мышью по любой ячейке списка с исходными   данными и выбрать команду Данные- Сводная таблица, после чего появится первое диалоговое окно Мастер сводных таблиц и диаграмм.
  • В окне мастера определите источник , для чего в рассматриваемом примере установить переключатель  В списке или базе данных МS EXCEL. Другой переключатель ,Вид создаваемого отчета, по умолчанию будет установлен в положение Сводная таблица. Щелкнуть по кнопке Далее.
  • В следующем окне мастера вам будет предложено выделить диапазон ячеек, содержащих исходные данные. Щелкните по кнопке Далее.
  • В новом диалоге мастера вам нужно определить место размещения сводной таблицы. По умолчанию предлагается поместить таблицу на новый лист. Согласитесь с этим и щелкните по кнопке Макет.
  • В появившемся окне макетирования необходимо задать структуру сводной таблицы. Макет таблицы разделен на 4-е области: Страница, Столбец, Строка, Данные. Справам от макета расположены кнопки полей исходной таблицы( Магазин, Наименование и др.). Кнопки , которые будут заголовками столбцов и строк сводной таблицы, нужно переместить в соответствующие области макета. Перетащите мышью кнопку Магазин в область Строка, кнопку Жанр- в область Столбец, а кнопку Сумма- в область Данные. После задания макета нажмите кнопку ОК, а затем кнопку Готово.

Если все выполнено правильно у вас появится сводная таблица.

В этой таблице данные полей обобщены в нижней строке и в правом столбце Общий итог.

  1. Практикум . Таблица продажи компьютерных игр

Создать таблицу продажи игр в магазинах «Скрепка» и «Горизонт».

Выполнив алгоритм действий, описанных в пункте 2, вы получите сводную таблицу, в которой отображена сумма продажи игр различного жанра в двух магазинах.

Рекомендованная литература:

А.Ю. Гаевский «Информатика 7-11 кл.» §57 Стр. 311-313.

Самостоятельная работа №14.

Диаграмма. Типы и виды диаграмм. Построение круговой диаграммы в MS EXCEL.

Цель. Ознакомиться с различными типами и видами диаграмм и целесообразностью их использования.

  1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
  1. Что называется диаграммой?
  2. Какие вы знаете типы диаграмм?
  3. На какие виды делятся диаграммы?
  4. Какие виды диаграмм относятся к типу диаграмм Гистограмма?
  5. В каком случае целесообразно использовать круговую диаграмму?

  1. Практическая часть. Заполнить таблицу «Продажа компьютеров» фирмами «Явор» и «Плюс» и  построить круговую диаграмму этих продаж.

Продажа компьютеров

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Явор

45

56

23

44

Плюс

30

43

51

60

Рекомендованная литература:

О.С.Степаненко «Персональный компьютер» ,глава 16, стр300-303.

Самостоятельная работа №15.

Работа с макросами.

Цель. Ознакомиться с ролью макросов для пользователя во время работы с текстовыми документами.

  1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
  1. Что называется макросом?
  2. Для чего предназначены макросы?
  3. Какие существуют способы создания макросов?
  4. Язык записи макроса VBA –преимущества и недостатки.
  5. Каким образом осуществляется создание макроса в режиме записи?
  1. Практическая часть. Выполнить запись макроса по такому алгоритму:
  1. Выполнить пункты меню: Разработчик→Код→Записать макрос.
  2. Установить в окне Запись макроса некоторые значения свойств макроса;
  3. Установить параметры вызова макроса( кнопку или соединение клавиш).
  4. Выполнить действия с обработкой документа, который нужно записать в макрос.
  5. После выполнения операций по макросу выполнить: Разработчик→Код→Остановить запись макроса.

Созданный макрос можно использовать во время работы над документами.

Для этого необходимо нажать на клавиатуре кнопку или соединение клавиш.

Рекомендованная литература:

И.Я. Ривкинд, Т.И. Лысенко, Л.А. Черникова, В.В. Шакотько Информатика 10-й класс, 1.7. стр 72-74.

Самостоятельная работа №16.

Подбор параметров организации счета.

Цель. Ознакомиться с подбором параметров при запуске макроса на исполнение с диалогового окна Макрос.

Практическая часть. В текстовом документе заменить название учебного заведения с СШ № 3 на УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКС №3.

Алгоритм замены таков:

  1. Запустить WORD
  2. Выполнить Office→Параметры WORD→Основные параметры работы с WORD→Отображать вкладку «Разработчик» на ленте→OK.
  3. Начать запись макроса, исполнив Разработчик→Код→Записать макрос.
  4. Установить в окне Запись макроса свойства макроса.
  5. Настроить параметры вызова макроса в окне Параметры WORD.
  6. Выполнить соответствующие действия над документом.

Для проверки работы макроса необходимо открыть документ, в котором встречается текст СШ №3, и выбрать на панели быстрого доступа соответствующую кнопку. Если макрос создан правильно, то все старые названия школы в документе будут заменены и отформатированы.

Рекомендованная литература:

И.Я. Ривкинд, Т.И. Лысенко, Л.А. Черникова, В.В. Шакотько Информатика 10-й класс, 1.7. стр 75-76.

Самостоятельная работа №17.

Векторные графические редакторы.

Цель. Ознакомиться с функциями векторных  графических редакторов и их разновидностями. Научиться работать с программами векторных редакторов.

  1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
  1. Что называется графическим редактором?
  2. Как делятся графические редакторы?
  3. Какие программы относятся к растровым графическим редакторам?
  4. Какие программы относятся к векторным графическим редакторам?
  5. Что такое рисунок и как его можно вставлять в документ?
  6. Что такое графический объект и как его можно вставлять в документ?
  1. Практическая часть. Используя кнопки  панели инструментов «Рисование» нарисовать прямую, стрелку, прямоугольник, эллипс.

Создать готовые фигуры: параллелограмм, прямоугольник, многоугольник, звезду, круг, квадрат в программе Word.

Рекомендованная литература:

О.С. Степаненко «Персональный компьютер», глава 15, стр 248-250.

Самостоятельная работа №18.

Создать графический информационный объект при помощи растрового графического редактора Paint.

Цель. Овладеть навыками по созданию информационных объектов в среде редактора Paint.

Пример работы с буфером обмена. Создать изображение  IBM PC с тенью под углом 600.

Алгоритм действий следующий:

  • Установить основной цвет – черный и фоновый цвет серый.
  • Щелкнуть по инструменту нАДПИСЬ и набрать текст «IBM PC».
  • Задать шрифт АRIAL, размер шрифта 36 пт., начертание полужирное.
  • Нажать пиктограмму ВЫДЕЛЕНИЕ на панели инструментов и обвести созданную надпись.
  • Выбрать команду КОПИРОВАТЬ и ВСТАВИТЬ.
  • Щелкнуть по инструменту ЗАЛИВКА и залить каждую букву копии текста «IBM PC» серым цветом, пользуясь правой кнопкой мыши,- это будет будущая тень  от исходной надписи.
  • Выбрать инструмент ВЫДЕЛЕНИЕ  и выделить фрагмент ,содержащий серую надпись.
  • Войти в меню РИСУНОК –РАСТЯНУТЬ/НАКЛОНИТЬ, установить растяжение по вертикали 200% и наклон по горизонтали 600.
  • Выделить фрагмент с исходным текстом, набранный основным цветом. Задать прозрачность выделенного объекта.
  • Растянуть надпись, набранную черным шрифтом, до совпадения нижних краев всех букв с соответствующими тенями.
  • В заключение щелкнуть мышью вне области надписей.

Рекомендованная литература:

В.Ф. Ляхович «Основы информатики», стр 155-158.

Самостоятельная работа №19.

Создание и редактирование мультимедийных объектов.

Цель. Ознакомиться  с программным обеспечением для работы с мультимедийными объектами.

  1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
  1. Что называется мультимедийными объектами?
  2. Что такое компьютерная презентация?
  3. Что содержит компьютерная презентация?
  4. Какое программное обеспечение предназначено для обработки мультимедийных объектов?
  5. Какова классификация программ для обработки звуковых и видеоданных?
  6. Какие программы используются для просмотра или прослушивания мультимедийных объектов (аудио или видеоплейеров)?
  7. Какие программы используются для записи звука и видео?
  8. Какие программы относятся к программам конвертации файлов?
  9. Какие программы относятся к музыкальным редакторам?
  10. Что такое программы музыкальных студий и для чего они используются?
  1. Практическое задание. Выполните поиск мультимедийных файлов на вашем компьютере. Запишите форматы найденных вами файлов.

Рекомендованная литература:

И.Я. Ривкинд, Т.И. Лысенко, Л.А. Черникова, В.В. Шакотько « Информатика 10-й класс», §2.6. стр 131-133.

Самостоятельная работа №20.

Представление об организации баз данных и СУБД.

Цель. Ознакомиться с организацией базы данных и системой управления базой данных.

Используя методические рекомендации по написанию рефератов подготовить реферат по плану:

  1. Что называется базой данных?
  2. Интерфейс базы данных.
  3. Классификация баз данных:

  По содержанию:

  1. Документальные;
  2. Фактографические.

  По структуре модели:

  1. Иерархическая;
  2. Сетевая;
  3. Табличная.
  1. Основные понятия реляционных баз данных:
  1. Таблица;
  2. Запись;
  3. Поле;
  4. Первичный ключ;
  5. Тип поля.
  1. СУБД- программное обеспечение для работы с базами данных.

Рекомендованная литература:

И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер, Л.В. Шестакова «Информатика 11-й класс», §1.2.  стр 25-29.

Самостоятельная работа №21.

Создание электронной базы данных в программе Accesse.

Цель. Овладеть навыками по практическому созданию базы данных на компьютере.

Создание базы данных происходит в 3 этапа:

  1. Открытие файла, в котором будет храниться БД.
  2. Построение структуры таблиц и установка связей.
  3. Ввод данных в таблицы.
  1. Открытие файла в среде СУБД происходит так: Файл—Создать БД—     Новая БД.
  2. На 2-м этапе создаются таблицы, в каждой из которых определяются имена полей, их типы и форматы. Пример. Структуры таблиц СТУДЕНТЫ, ДИСЦИПЛИНЫ, ОЦЕНКИ.

СТУДЕНТЫ

Имя поля

Тип поля

Длина(формат)

Номер студента

числовой

целый

Фамилия

текстовый

30

Имя

текстовый

15

Пол

текстовый

1

Адрес

текстовый

40

Телефон

текстовый

15

Дисциплины

Имя поля

Тип поля

Длина(формат)

Название дисциплины

текстовый

30

Преподаватель

текстовый

40

Оценки

Имя поля

Тип поля

Длина(формат)

Номер студента

числовой

целый

Название дисциплины

текстовый

30

Дата

дата

Оценка

числовой

целый

Затем средствами СУБД устанавливаются связи. Между таблицами СТУДЕНТЫ  и ОЦЕНКИ связь устанавливается через общее поле НОМЕР СТУДЕНТА.  А связь между таблицами ДИСЦИПЛИНЫ и ОЦЕНКИ устанавливается через поле НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. И та, и другая связь имеет тип «один ко многим».

  1. После этого таблицы заполняются данными. Современные СУБД предоставляют пользователю удобные средства ввода. Данные вводятся в строки таблиц, отражаемых на экране, или через диалоговые окна-ФОРМЫ.

Рекомендованная литература:

И.Г.Семакин , Е.К.Хеннер, Л.В. Шестакова «Информатика 11-й класс»

§ 1.2.3. стр 33-35.

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии.

Самостоятельная работа №22.

Разработка WEB-сайта на заданную тему.

Цель. Ознакомиться с этапами создания  WEB-сайта.

Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:

  1. Для чего создаются сайты?
  2. Каких потенциальных посетителей он будет обслуживать?
  3. Как подбираются материалы для  будущего сайта?
  4. Этапы создания WEB-сайта:
  • Постановка задания;
  • Разработка структуры сайта(линейная или древовидная) и его отдельных страниц;
  • Разработка дизайн-макета страниц сайта;
  • Создание и верстка страниц сайта;
  • Размещение (публикация) сайта в Интернете.
  • Тестирование сайта;
  • Популяризация и поддержка сайта.
  1. Сборка файлов WEB-сайта.
  2. Выбор WEB-сервера.
  3. Выбор программы WEB-сервера.
  4. Хостинг.
  5. Платный и бесплатный хостинги.

Рекомендованная литература:

И.Я. Ривкинд, Т.И. Лысенко, Л.А. Черникова, В.В. Шакотько « Информатика 11-й класс», §4.6. стр 235-238.

Самостоятельная работа №23.

Способы размещения WEB-сайта в Интернете.

Цель. Ознакомиться с разными способами размещения WEB-сайта в Интернете.

Изучив тему, выполняем алгоритм размещения сайта на бесплатном    WEB-сервере.

  1. Использование протокола НТТР:
  • Подключитесь к Интернету и загрузите страницу www.boom.ru.
  • Щелкните по ссылке Регистрируйтесь и начинайте создание сайта.
  • Введите имя своего сайта. Наберите пароль и подтвердите его в нижнем поле. После заполнения полей нажмите кнопку Отправить.
  • Введенные данные будут отправлены на сервер.
  • После успешной регистрации появится страница с приветствием, на котором будет указан адрес вашего сайта.
  • Выберите ссылку Управление файлами, после чего появится экран для выбора загружаемых файлов.
  • Подождите, пока пройдет загрузка файлов и появится страница содержимого каталога.

В результате заданные вами файлы будут скопированы на диск WEB-сервера.

  1. Размещение сайта с помощью программы FAR.
  • Подключитесь к Интернету и загрузите и загрузите программу FAR.
  • Нажмите клавиши ALT+F1 и выберите опцию FTR.
  • Откроется панель программы FAR.
  • Нажмите клавиши SHIFT+F4, в результате чего появится диалоговое окно для задания FTP-адреса.
  • В верхнюю строку диалога введите логин, пароль и URL сайта.  Вместо имени сервера можно использовать его IP-адрес.
  • Строкой ниже в диалоге наберите пароль.
  • Щелкните по полю Connect и на панель FTP программы FAR будет выведено содержимое каталога сайта, размещенного на WEB-сервере.

Рекомендованная литература:

И.Я. Ривкинд, Т.И. Лысенко, Л.А. Черникова, В.В. Шакотько « Информатика 11-й класс», §4.6. стр 235-238.

Самостоятельная работа №24.

Отправить сообщение на электронный адрес на темы «Электронная почта», «Чат», «Видеоконференция».

Цель. Ознакомиться с принципами функционирования электронной почты, чата, теле и видеоконференции как служб Интернета.

  1. Изучив тему, ответьте на вопросы письменно:
  1. Что такое электронная почта?
  2. Что называется ящиком электронной почты?
  3. Что называется доставкой электронной почты?
  4. Из чего состоит адрес электронной почты?
  5. Какова структура электронного письма?
  6. В чем состоит этикет электронного общения?
  7. Что такое чат, веб-чат?
  8. Как осуществляется общение в веб-чате?
  9. Что такое видеоконференция?
  10. Что такое форум?
  11. Как осуществляется обсуждение тем группой людей, находящихся на значительном расстоянии один от другого?

  1. Практическая часть. Пришлите ваши ответы на поставленные выше        вопросы на электронный адрес  NINAELISEEVA@MAIL.RU.

Рекомендованная литература:

И.Я. Ривкинд, Т.И. Лысенко, Л.А. Черникова, В.В. Шакотько «Информатика» 11-й класс, §3.5, 3.6  стр242-257.

Самостоятельная работа №25.

Телекоммуникации: Конференции, интервью ,репортаж.

Цель. Ознакомиться с принципом работы  и функционирования Интернет-магазина,  видами Интернет-СМИ, Интернет-библиотеки.

  1. Принцип работы Интернет-магазина:
  • Покупатель приходит на сайт Интернета-магазина;
  • Оформляет заказ;
  • Интернет-магазин подтверждает заказ  и отправляет его в службу доставки;
  • Курьерская служба или почта доставляет товар;
  • Покупатель оплачивает его и получает товар.
  1. Виды Интернет –СМИ:
  • Интернет-издание (интернет-газеты, интернет-журналы);
  • Интернет-радио;
  • Интернет-телевидение;
  • Интернет-вещание:
  • Живое вещание;
  • Видео по запросу;
  • Интерактивное телевидение.
  1. Виды Интернет-библиотеки:
  • Что такое электронная библиотека?
  • Как делятся электронные библиотеки?
  • Что такое универсальная электронная библиотека?
  • Что такое специализированная электронная библиотека?
  • Как делятся форматы произведений в электронных библиотеках?

Рекомендованная литература:

Интернет-ресурсы:

1.)www.uchpo.ru

2.)school.edu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальностей: 43.02.10. Туризм (базовая подготовка)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессиональ...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОДУ.08 Физика.

Цели самостоятельной работы: научиться решать задачи самостоятельно; разобраться в видах деформаций; закрепить знания в теме . Задание: решить задачи (1ч).Критерий оценки: «5»- если все задания в...

Методические указания для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине физика (10-11класс)

В Методических указаниях даются рекомендации и методика решения задач различных уровней сложности, план написания и оформлению реферата, принцип создания презентации; приводятся ссылки на параграфы уч...

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА»

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02   ИНФОРМАТИКА»  предназначены для студентов  по направлению подго...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы дисциплины ОУД.08 Физика

Методические указания помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению....

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Обществозание по профессиям среднего профессионального образования 15.01.15 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

данное методическое указаниепо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Обществозание по профессиям среднего профессионального образования 15.01.15 Сварщик (ручной и части...