Рабочая программа по информатике и ИКТ 6-7 классы
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Предмет «информатика и ИКТ» входит в образовательную область «математика и информатика» учебного плана МАОУ «Кошелихинская ОШ» Общая характеристика учебного предмета Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Цели программы: формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задачи программы: показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире; организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. Место предмета в учебном плане Согласно учебному плану на изучение информатики на уровне основ­ного общего образования отводится не менее 64 часов из расчета 1 ч в неделю в 6,7 классе. Информатика 6 класс – 1 час в неделю (34 часа) , в соответствии с учебным планом школы. Информатика 7 класс – 1 час в неделю (34 часа) , в соответствии с учебным планом школы Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. Основным предназначением образовательной области «Информатика» являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Настоящая рабочая программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. Цели обучения информатике и информационным технологиям в классах определяются следующим образом: обеспечить вхождение учащихся в информационное общество. научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.). формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность. формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества; формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; пропедевтика понятий базового курса школьной информатики; развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В основу представляемого вводного курса информатики для 6,7 классов положены следующие принципы: Целостность и непрерывность; Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения; Практико – ориентированность; Принцип развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_programmy_po_informatike_dlya_6-7_klassov.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кошелихинская основная  школа»

Принята на педагогическом

 совете школы    

 протокол от 31.08.2015 г. №12                                                        

Утверждена приказом

МАОУ «Кошелихинская ОШ»

от 01.09.2015 г. №32

        Рабочая программа

 основного общего  образования

 по информатике и ИКТ  6 - 7 класса

Разработчик: учитель информатики

Мурзина Т. Н.

с.Кошелиха

2015/2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Авторской программы Л. Л. Босовой,  "Информатика и ИКТ 5 – 7 классы», Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. Бином.Лаборатория знаний, 2011г.,
  3. Обязательного минимума основного общего образования по информатике в соответствии с  учебным планом общеобразовательных учреждений:

 по 1 часу в неделю в 6,7  классах,  в соответствии с   учебниками:

Информатика и ИКТ, учебник для 6 класса , Л.Л. Босова, Бином.Лаборатория знаний, 2011г

Информатика и ИКТ, учебник для 7 класса, Л. Л. Босова, Бином.Лаборатория знаний, 2011 г.

      3.Требований к уровню подготовки обучающихся по информатике.

4.Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по информатике.

Предмет «информатика и ИКТ» входит в образовательную область «математика и информатика» учебного плана МАОУ «Кошелихинская ОШ»

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление.

В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Место предмета в  учебном плане

Согласно учебному плану на изучение информатики на уровне основного общего образования отводится не менее 64 часов из расчета 1 ч в неделю в 6,7 классе.

Информатика 6 класс – 1 час в неделю (34 часа) , в соответствии с учебным планом школы.

Информатика 7 класс – 1 час в неделю (34 часа) , в соответствии с учебным планом школы

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов,  рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Настоящая рабочая программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. Цели обучения информатике и информационным технологиям в  классах определяются следующим образом:

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
  • научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
  • формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
  • формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  • формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в  их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

В основу представляемого вводного курса информатики для 6,7 классов положены следующие принципы:

  • Целостность и непрерывность;
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения;
  • Практико – ориентированность;
  • Принцип развивающего обучения.

Цели и задачи

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 6 – 7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования межпредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Изучение информатики и ИКТ в 6 – 7 классах направлено на достижение следующих целей:

 формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

 пропедевтическое изучение содержания основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий;

 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку уче6ной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия; коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку – осознание учащимся того, касколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Предполагаемые  результаты по  окончании    изучения  курса

6 класс:

В результате изучения данного курса учащиеся должны понимать:

  1. понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»
  2. понимать что такое необходимые и достаточные условия.

Знать:

  1. примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  2. позиционную и непозиционную систему счисления и различия между ними;
  3. что такое алгоритм и приводить примеры;
  4. что такое исполнитель и система команд исполнителя;
  5. назначение файла по его расширению.

Уметь:

  1. пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  2. переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  3. выполнять основные операции с файлами;
  4. применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц

7 класс:

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов: классы по заданному или самостоятельно выбран! признаку — основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный ход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальны смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц; создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Формы организации учебного процесса:

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части – компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических зданий, рассчитанные с учетом требований СанПин, на 10-20 мин.Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств ИКТ), включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля ЗУН; промежуточной и итоговой аттестации.

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

 Тематический контроль – по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль завершается проведением контрольной работы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верны ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей.

Процент выполнения задания

Отметка

86 – 100%

отлично

71 – 85%

хорошо

50 - 70%

удовлетворительно

Менее 50%

неудовлетворительно

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

 При выполнении практической работы и контрольной работы:

 грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

 погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

 недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

 мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

 «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

 «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

 «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

 «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке . Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.

Раздел II. Учебно-тематический план.

6 класс

Тема

Часы

Теория

Практика

Всего

1

Компьютер и информация

4

4

8

2

Человек и информация

7

7

14

3

Алгоритмы и исполнители

3

3

8

4

Повторение

1

2

3

7 класс

Тема

Часы

Теория

Практика

Всего

1

Объекты и системы

3

3

6

2

Информационное моделирование

10

10

20

3

Алгоритмика

3

4

7

4

Повторение

0

2

2

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

6 класс:

Содержание курса информатики 6 класса:

Тема 1.Компьютер и информация. Компьютер универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.  Двоичное кодирование числовой информации.  Перевод двоичных числе в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера.  Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word.  Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации.

  1. Тема 2. Человек и информация.

Чувственное познание окружающего мира. Понятие как форма мышления. как образуются понятия. Структурирование и визуализация информации.  Содержание и объем понятия. Отношения тождества, пересечения и подчинения.  Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления

Тема 3. Алгоритмы и исполнители.

Что такое алгоритм.  Исполнители вокруг нас. Форма записи алгоритма. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями.  Ветвления. Циклы. Циклические алгоритмы.

Содержание учебного курса информатика 7 класса:

 

1. Объекты и их имена

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами

операционной системы».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой

системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».

 

2. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели»,

Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»,

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели»,

Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы»

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами»

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики»,

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья»,

Практическая работа № 11 «Графические модели».

Практическая работа № 12 «Итоговая работа».

  1. Алгоритмика.

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум:

Работа в среде Алгоритмика. 

Календарно – тематическое планирование.

Раздел 4 .Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

Рабочая программа курса «Информатика» для  6,7-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

6 класс:

Учащиеся должны знать/понимать:

  • требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях,  назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти;
  • основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;
  • виды систем счисления;
  • правила перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, как копировать и форматировать текст и его фрагменты, редактировать и форматировать текст, создавать надписи;
  • способы кодирования изображения и способы кодирования информации; текстовую форму представления информации;
  • как человек познает мир через органы чувств;
  • об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии;
  • как образуются понятия;
  • отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа  c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы;
  • различия общих и единичных понятий,  примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
  • возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации;
  • как определяется понятие; понятие классификации, признака  классификации;
  • понятие суждений и их виды; понятие умозаключения и правила их  получения;
  • определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;
  • представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;
  • способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков; 
  • правила записи линейного  алгоритма; обозначения блоков;
  • правила записи  разветвленного алгоритма;  обозначения блоков;
  • понятие цикла, его разновидности.

уметь:

  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
  • приводить примеры различных систем счисления,  запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD;
  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD;
  • переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора; копировать и форматировать текст и его фрагменты;
  • объяснять принципы двоичного кодирования графической информации;
  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текст;
  • приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе  читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации;
  • приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
  • различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
  • приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему;
  • приводить примеры данных логических отношений;
  • составлять план преобразования информации различными способами;
  • приводить примеры классификаций по определенному признаку;
  • приводить примеры различные виды суждений;
  • приводить примеры умозаключений;
  • приводить примеры алгоритмов;
  • составлять алгоритмы и записывать их различными способами;
  • составлять циклические алгоритмы;
  • работать в программе PowerPoint.

7 класс:

Учащиеся должны знать/уметь:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  2. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для  7 класса/ Л. Л. Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  3. Босова Л. Л., Босова А. Информатика и ИКТ: методическое пособие, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;
  • локальная сеть;
  • мультимедиапроектор;
  • принтер;
  • сканер;

Программные средства;

  • операционная система Windows;
  • пакт офисных приложений Microsoft Office;
  • растровые и векторные графические редакторы;
  • архиватор Winrar.  

Оборудование и приборы 

  1. Операционная система  Windows
  2. Пакет офисных приложений MicrosoftOffice.
  3. Плакаты
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных      ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  5. Материалы авторской мастерской      Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Перечень  цифровых  образовательных  ресурсов

1.  Файлы и папки.

2.  Цифровые данные.

3.  Единицы измерения информации.

4.  Информация и знания.

5.  Чувственное познание.

6.  Мышление.

7.  Понятие.

8.  Содержание и объем понятия.

9.  Отношения между понятиями.

10.  Суждение.

11.  Умозаключение.

12.  Алгоритмы и исполнители.

13.  Типы алгоритмов.

14.  История счета и систем счисления.

15.  История вычислительной техники

Приложение

Инструментарий для оценивания результатов

6 класс:

Тест 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Всего 8 тестов по 2 варианта.

Вариант 1.

1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.

  • Внешняя память;
  • Оперативная память;
  • Процессор;
  • Монитор;
  • Клавиатура.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

  • Принтер;
  • Процессор;
  • Монитор;
  • Сканер;
  • Графопостроитель;
  • Джойстик;
  • Клавиатура;
  • Мышь;
  • Микрофон;
  • Акустические колонки;
  • Дискета.

3. Отметьте специальные клавиши.

  • {End};
  • {Пробел};
  • {Shift};
  • {Home};
  • {Esc};
  • {PageUp};
  • {};
  • {Enter};
  • {}.

4. Отметьте элементы рабочего стола.

  • Кнопка Пуск;
  • Кнопка Закрыть;
  • Кнопка Свернуть;
  • Панель задач;
  • Корзина;
  • Строка заголовка;
  • Строка меню;
  • Значок Мой компьютер.

Вариант 2.

1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.

  • Внешняя память;
  • Оперативная память;
  • Процессор;
  • Монитор;
  • Клавиатура.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода  информации.

  • Принтер;
  • Процессор;
  • Монитор;
  • Сканер;
  • Графопостроитель;
  • Джойстик;
  • Клавиатура;
  • Мышь;
  • Микрофон;
  • Акустические колонки;
  • Дискета.

3. Отметьте клавиши управления курсором.

  • {End};
  • {Пробел};
  • {Shift};
  • {Home};
  • {Esc};
  • {PageUp};
  • {};
  • {Enter};
  • {}.

4. Отметьте элементы окна программы.

  • Кнопка Пуск;
  • Кнопка Закрыть;
  • Кнопка Свернуть;
  • Панель задач;
  • Корзина;
  • Строка заголовка;
  • Строка меню;
  • Значок Мой компьютер.

Тест 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  • Разговор по телефону;
  • Посадка дерева;
  • Кассета любимой музыкальной группы;
  • Письмо приятелю;
  • Выполнение контрольной работы;
  • Разгадывание кроссворда;
  • Просмотр телепередачи;
  • Учебник математики.

2. Отметьте современные информационные носители.

  • Телевидение;
  • Бумага;
  • Интернет;
  • Телефон;
  • Дискета;
  • Лазерный диск;
  • Телеграф;
  • Видеокассета

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.

  • Текстовая;
  • Графическая;
  • Числовая;
  • Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является

  • Текст;
  • Таблица;
  • Схема;
  • Рисунок.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  • Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
  • Установка телефона;
  • Прослушивание музыкальной кассеты;
  • Чтение книги;
  • Видеокассета;
  • Заучивание правила;
  • Толковый словарь;
  • Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте современные информационные каналы.

  • Телевидение;
  • Бумага;
  • Интернет;
  • Телефон;
  • Дискета;
  • Лазерный диск;
  • Телеграф;
  • Видеокассета.

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.

  • Текстовая;
  • Графическая;
  • Числовая;
  • Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является

  • Текст;
  • Диаграмма;
  • Схема;
  • Рисунок.

Тест 3.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

8 - 11 баллов — удовлетворительно;

12 - 14 баллов — хорошо;

15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте элементы окна приложения WordPad.

  • Название приложения;
  • Строка меню;
  • Кнопка закрыть;
  • Кнопка свернуть;
  • Панель инструментов;
  • Палитра;
  • Панель Стандартная;
  • Панель Форматирование;
  • Рабочая область;
  • Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при редактировании документов.

  • Вставка;
  • Удаление;
  • Замена;
  • Изменение шрифта;
  • Изменение начертания;
  • Изменение цвета;
  • Поиск и замена;
  • Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

  • Распылитель;
  • Прямоугольник;
  • Ножницы;
  • Карандаш.

4. Отметьте верное.

При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

  • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.

Вариант 2.

1. Отметьте элементы окна приложения Paint.

  • Название приложения;
  • Строка меню;
  • Кнопка закрыть;
  • Кнопка свернуть;
  • Панель инструментов;
  • Палитра;
  • Панель Стандартная;
  • Панель Форматирование;
  • Рабочая область;
  • Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при форматировании документов.

  • Вставка;
  • Удаление;
  • Замена;
  • Изменение шрифта;
  • Изменение начертания;
  • Изменение цвета;
  • Поиск и замена;
  • Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

  • Ластик;
  • Треугольник;
  • Кисть;
  • Заливка.

4. Отметьте верное.

При форматировании текстового документа  происходит …

  • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.

Тест 4.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 12-18 баллов — удовлетворительно; 19 - 20 баллов — хорошо; 23 и более баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  • Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
  • Установка телефона;
  • Прослушивание музыкальной кассеты;
  • Чтение книги;
  • Видеокассета;
  • Заучивание правила;
  • Толковый словарь;
  • Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода  информации.

  • Принтер;
  • Процессор;
  • Монитор;
  • Сканер;
  • Графопостроитель;
  • Джойстик;
  • Клавиатура;
  • Мышь;
  • Микрофон;
  • Акустические колонки;
  • Дискета.

3. Запишите несколько современных носителей информации: __________________________________

4. Отметьте элементы окна приложения Paint.

  • Название приложения;
  • Строка меню;
  • Кнопка закрыть;
  • Кнопка свернуть;
  • Панель инструментов;
  • Палитра;
  • Панель Стандартная;
  • Панель Форматирование;
  • Рабочая область;
  • Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при форматировании документов.

  • Вставка;
  • Удаление;
  • Замена;
  • Изменение шрифта;
  • Изменение начертания;
  • Изменение цвета;
  • Поиск и замена;
  • Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При форматировании текстового документа  происходит …

  • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  • обработка информации не происходит.

2) При разработке плана действий происходит …

  • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  • обработка информации не происходит.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  • Разговор по телефону;
  • Посадка дерева;
  • Кассета любимой музыкальной группы;
  • Письмо приятелю;
  • Выполнение контрольной работы;
  • Разгадывание кроссворда;
  • Просмотр телепередачи;
  • Учебник математики.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

  • Принтер;
  • Процессор;
  • Монитор;
  • Сканер;
  • Графопостроитель;
  • Джойстик;
  • Клавиатура;
  • Мышь;
  • Микрофон;
  • Акустические колонки;
  • Дискета.

3. Запишите несколько древних носителей информации: ______________

4. Отметьте элементы окна приложения WordPad.

  • Название приложения;
  • Строка меню;
  • Кнопка закрыть;
  • Кнопка свернуть;
  • Панель инструментов;
  • Палитра;
  • Панель Стандартная;
  • Панель Форматирование;
  • Рабочая область;
  • Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при редактировании документов.

  • Вставка;
  • Удаление;
  • Замена;
  • Изменение шрифта;
  • Изменение начертания;
  • Изменение цвета;
  • Поиск и замена;
  • Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

  • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  • обработка информации не происходит.

2) При вычислениях по известным формулам происходит …

  • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

обработка информации не происходит.

7 класс:

.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 12-18 баллов — удовлетворительно; 19 - 20 баллов — хорошо; 23 и более баллов — отлично.
 

Тест 1

Вариант 1.

1. Закончите  предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»

c  понятием

c  объектом

c  предметом

c  системой

2. Отметьте единичные имена объектов:

c  машина

c  береза

c  Москва

c  Байкал

c  Пушкин А.С.

c  операционная система

c  клавиатурный тренажер

c  Windows XP

3. Отметьте объекты операционной системы:

c  рабочий стол

c  окно

c  папка

c  файл

c  компьютер

4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:

c  свойства

c  размеры

c  поведение

c  состояние

c  действия

5. Укажите отношение для пары «процессор и системный блок»:

c  является элементом множества

c  входит в состав

c  является разновидностью

c  является причиной

6. Отметьте природные системы:

c  Солнечная система

c  футбольная команда

c  растение

c  компьютер

c  автомобиль

c  математический язык

7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Аппаратное обеспечение персонального компьютера»:

c  устройства ввода информации

c  устройства хранения информации

c  операционная система

c  прикладные программы

Вариант2.

1. Закончите  предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя»,  представителя другого объекта с определенной целью, называется …»

c  моделью

c  копией

c  предметом

c  оригиналом

2. Закончите  предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»

c  меньше информации

c  столько же информации

c  больше информации

3. Укажите примеры натурных моделей:

c  физическая карта

c  глобус

c  график зависимости расстояния от времени

c  макет здания

c  схема узора для вязания крючком

c  муляж яблока

c  манекен

c  схема метро

4. Укажите примеры образных информационных моделей:

c  рисунок

c  фотография

c  словесное описание

c  формула

5. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта является примером … модели»

c  образной

c  знаковой

c  смешанной

c  натурной

6. Отметьте пропущенное слово: «Географическая карта является примером … модели»

c  образной

c  знаковой

c  смешанной

c  натурной

7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:

c  компьютер – процессор

c  Новосибирск – город

c  слякоть – насморк

c  автомобиль – техническое описание автомобиля

c  город – путеводитель по городу

Тест 2

  Практическая контрольная работа 1

Тема: «Создание текстовых документов»

 

Вариант 1.

1. В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Используйте информацию правого столбца таблицы.

                                                       

 


Надпись   (объект WordArt)

Фродо   почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос   становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание   превратилось в заклинание:

Абзацный   отступ –1 см.

Шрифт   – Times New Roman,   размер – 12.

Выравнивание   – по ширине

Властелин   колец

Черный   камень, черный лед

Сердце   холодом скует;

Будет   долог черный сон.

Лишь   тогда прервется он,

Когда   Солнце и Звезда

Омертвеют   навсегда.

Абзацный   отступ –4 см.

Шрифт   – Arial , размер – 12.

Выравнивание   – по левому краю.

Откуда-то из-за головы послышался   скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и огляделся.

Абзацный   отступ –1 см.

Шрифт   – Times New Roman,   размер – 12.

Выравнивание   – по ширине

Д.   Толкиен

Шрифт – Times New Roman, размер – 12, курсив.

Выравнивание   – по правому краю

2. Сохраните документ в собственной папке в файле Толкиен1.

 

Практическая контрольная работа 1

Тема: «Создание текстовых документов»

 

Вариант 2.

1. В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Используйте имеющуюся информацию правого столбца таблицы. Самостоятельно определите недостающие параметры форматирования.

         

 

 

 

 


Надпись (объект WordArt)

Фродо почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно,   навсегда. А голос становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом,   когда бормотание превратилось в заклинание:

Абзацный отступ –1 см.

Шрифт – Times New Roman,
  размер – 12.

Выравнивание – … .

Властелин   колец

Черный   камень, черный лед

Сердце   холодом скует;

Будет   долог черный сон.

Лишь   тогда прервется он,

Когда   Солнце и Звезда

Омертвеют   навсегда.

Абзацный отступ –4 см.

Шрифт – Arial ,
  размер – 12.

Выравнивание –    … .

Откуда-то   из-за головы послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо   приподнялся и огляделся.

Абзацный отступ – … .

Шрифт – … ,
  размер – … .

Выравнивание – … .

Д.   Толкиен

Шрифт – Times New Roman,  
  размер – 12, курсив.

Выравнивание – … .

2. Сохраните документ в собственной папке в файле Толкиен2.

 

Практическая контрольная работа 1

Тема: «Создание текстовых документов»

Вариант 3.

1. В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Самостоятельно определите необходимые параметры форматирования.

          


Надпись   (объект WordArt)

Фродо   почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос   становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание   превратилось в заклинание:

Абзацный   отступ –1 см.

Шрифт   – Times New Roman,  
  размер – 12.

Выравнивание   – … .

Властелин   колец

Черный   камень, черный лед

Сердце   холодом скует;

Будет   долог черный сон.

Лишь   тогда прервется он,

Когда   Солнце и Звезда

Омертвеют   навсегда.

Абзацный   отступ –4 см.

Шрифт   – Arial ,
  размер – 12.

Выравнивание   –  … .

Откуда-то из-за головы   послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и   огляделся.

Абзацный   отступ – … .

Шрифт   – … ,
  размер – … .

Выравнивание   – … .

Д.   Толкиен

Шрифт – Times New Roman,
  размер – 12, курсив.

Выравнивание   – … .

2. Сохраните документ в собственной папке в файле То

 

Практическая контрольная работа 2

Тема: «Структурирование и визуализация информации»

Вариант 1.

1. Откройте файл Человек.doc (Мои документы \6 класс \ Заготовки). Внимательно прочтите текст.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Информация, получаемая человеком с помощью глаз, называется зрительной или визуальной. Информация, получаемая с помощью ушей называется звуковой или аудиальной. С помощью носа мы получаем обонятельную информацию или запахи, язык предоставляет нам вкусовую информацию, кожа – осязательную (тактильную). Физически здоровый человек приблизительно 80% всей информации получает с помощью глаз, 10% - с помощью ушей,  5, 3 и 2 % приходятся соответственно на нос, кожу и рот.

По смыслу разбейте его на 3 абзаца.

На основании имеющейся информации создайте нумерованный список «Наши органы чувств».

  1. Создайте и заполните таблицу, состоящую из 3 столбцов и 6 строк следующего вида:

Орган   чувств

Вид   информации

Количество   (%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сохраните результат работы в собственной папке в файле Обработка1.

Практическая контрольная работа 2

Тема: «Структурирование и визуализация информации»

 

Вариант 2.

1. Откройте файл Человек.doc (Мои документы \6 класс \ Заготовки). Внимательно прочтите текст.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Информация, получаемая человеком с помощью глаз, называется зрительной или визуальной. Информация, получаемая с помощью ушей называется звуковой или аудиальной. С помощью носа мы получаем обонятельную информацию или запахи, язык предоставляет нам вкусовую информацию, кожа – осязательную (тактильную). Физически здоровый человек приблизительно 80% всей информации получает с помощью глаз, 10% - с помощью ушей,  5, 3 и 2 % приходятся соответственно на нос, кожу и рот.

По смыслу разбейте его на 3 абзаца.

На основании имеющейся информации создайте нумерованный список «Наши органы чувств» и маркированный список «Виды информации».

2. Создайте и заполните таблицу, состоящую из 2 столбцов и 6 строк следующего вида:

Вид   информации

Количество   (%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. На основании таблицы из п.2 постройте столбчатую диаграмму:

                       

3. Сохраните результат работы в собственной папке в файле Обработка2.

 

Практическая контрольная работа 2

Тема: «Структурирование и визуализация информации»

 

Вариант 3.

1. Откройте файл Человек.doc (Мои документы \6 класс \ Заготовки). Внимательно прочтите текст.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Информация, получаемая человеком с помощью глаз, называется зрительной или визуальной. Информация, получаемая с помощью ушей называется звуковой или аудиальной. С помощью носа мы получаем обонятельную информацию или запахи, язык предоставляет нам вкусовую информацию, кожа – осязательную (тактильную). Физически здоровый человек приблизительно 80% всей информации получает с помощью глаз, 10% - с помощью ушей,  5, 3 и 2 % приходятся соответственно на нос, кожу и рот.

По смыслу разбейте его на 3 абзаца.

На основании имеющейся информации создайте нумерованный список «Наши органы чувств» и маркированный список «Виды информации».

2. На основании имеющейся информации постройте таблицу «Органы чувств и информация», отражающую вклад органов чувств в  обеспечение человека информацией.

3. На основании имеющейся информации постройте диаграмму «Органы чувств и информация», отражающую вклад органов чувств в  обеспечение человека информацией.

4. Сохраните результат работы в собственной папке в файле Обработка3.

 

Практическая контрольная работа 3

Тема: «Создание графических изображений»

Вариант 1.

1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент.

 

2. Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз постройте один из следующих рисунков:

 

3. Сохраните результат работы в файле Мозаика.

 

Практическая контрольная работа 3

Тема: «Создание графических изображений»

 

Вариант 2.

1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующие рисунки:

 

2. Сохраните результат работы в файле Мозаика.

 

Практическая контрольная работа 3

Тема: «Создание графических изображений»

 

Вариант 3.

1. Создайте в графическом редакторе Paint один из рисунков:

 

2. Сохраните результат работы в файле Мозаика.bmp.

3. Создайте средствами текстового процессора Word другой рисунок.

4. Сохраните результат работы в файле Мозаика.doc.

Контрольная работа по теме: «Компьютер и информация»

Вариант 1.

1. Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную.

549

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(101, 101)

 

2

(101, 101000)

 

3

(11001, 101000)

 

4

(11001, 101)

 

5

(10100, 101)

 

6

(10100, 11110)

 

7

(1010, 11110)

 

8

(1010, 101)

 

9

(101, 101)

 

                                                                                                       

3. Декодируйте текстовые сообщения.

1) Сообщение в кодировке ASCII: 01010011 01001111 01000110 01010100.
Декодированное сообщение: ____________________________________________ .

2) Сообщение в кодировке КОИ-8: 1111000 11000001 11010000 11001011 11000001.
Декодированное сообщение: ____________________________________________ .

4. Постройте черно-белое изображение, которому будет соответствовать указанные двоичные коды (закрасьте клетки):

Двоичный код

Рисунок

10000001

 

 

 

 

 

 

 

 

10000011

 

 

 

 

 

 

 

 

10000101

 

 

 

 

 

 

 

 

10001001

 

 

 

 

 

 

 

 

10010001

 

 

 

 

 

 

 

 

10100001

 

 

 

 

 

 

 

 

11000001

 

 

 

 

 

 

 

 

10000001

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Переведите в биты ¼ Кбайта. _________________________ .

 

Контрольная работа по теме: «Компьютер и информация»

Вариант 2.

1. Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную.

840

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(101, 101)

 

2

(101, 101000)

 

3

(1010, 101000)

 

4

(1010, 1111)

 

5

(10100, 1111)

 

6

(10100, 101000)

 

7

(11001, 101000)

 

8

(11001, 101)

 

9

(101, 101)

 

                                                                                                         

3. Декодируйте текстовые сообщения.

Двоичный код

Рисунок

11000001

 

 

 

 

 

 

 

 

11000011

 

 

 

 

 

 

 

 

10100101

 

 

 

 

 

 

 

 

10011001

 

 

 

 

 

 

 

 

10000001

 

 

 

 

 

 

 

 

10000001

 

 

 

 

 

 

 

 

10000001

 

 

 

 

 

 

 

 

10000001

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Сообщение в кодировке ASCII: 01001000 01000001 01010010 01000100.
Декодированное сообщение: ____________________________________________ .

2) Сообщение в кодировке Windows: 11010100 11000000 11001001 11001011.
Декодированное сообщение: ____________________________________________ .

4. Постройте черно-белое изображение, которому будет соответствовать указанные двоичные коды (закрасьте клетки):

5. Переведите в килобайты 2048 битов. ___________________________

 

 

Тест 1 по теме: «Человек и информация»

 

Вариант 1.

1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)

___________________________________________________________

2. Отметьте все понятия среди следующих словосочетаний:

c  Система счисления

c  В вычислительной технике применяется двоичная система счисления

c  Графический файл

c  Текстовый документ

c  Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем

c  Двоичные коды

c  Всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.

3. Укажите недостающее понятие:

1)      Человек — мозг = компьютер — …

c  клавиатура

c  системный блок

c  память

c  процессор

2)      Человек — записная книжка = компьютер — …

c  оперативная память

c  жесткий диск

c  системный блок

c  память

4. Определите вид следующего суждения: «Все дети с удовольствием играют в компьютерные игры.»

c  общеутвердительное

c  общеотрицательное

c  частноутвердительное

c  частноотрицательное

5. Отметьте формы мышления:

c  понятие

c  восприятие

c  анализ

c  синтез

c  суждение

c  умозаключение

c  обобщение

Вариант 2.

1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (А. С. Пушкин)

_______________________________________________________________

2. Отметьте все суждения среди следующих словосочетаний:

c  система счисления

c  с вычислительной технике применяется двоичная система счисления

c  графический файл

c  текстовый документ

c  файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем

c  двоичные коды

c  всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.

3. Укажите недостающее понятие:

1)      Художник  — холст = компьютер — …

c  сканер

c  клавиатура

c  экран

c  процессор

2)      Компьютер — память = фабрика — …

c  цех

c  контора

c  ворота для ввоза сырья

c  склад

4. Определите вид следующего суждения: «Некоторые девочки любят играть в футбол.»

c  общеутвердительное

c  общеотрицательное

c  частноутвердительное

c  частноотрицательное

5. Отметьте логические приемы формирования понятий:

c  понятие

c  восприятие

c  анализ

c  синтез

c  суждение

c  умозаключение

c  обобщение

 

Тест 2 по теме: «Алгоритмы и исполнители»

 

Вариант 1.

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»

c  нумерованный список

c  маркированный список

c  система команд исполнителя

c  конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату

2. Что можно считать алгоритмом?

c  Правила техники безопасности

c  Список класса

c  Кулинарный рецепт

c  Перечень обязанностей дежурного по классу

3. Закончите предложение: «Блок-схема – форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются …»

c  рисунки

c  списки

c  геометрические фигуры

c  формулы

4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                      используется в блок-схемах для обозначения …»

c  начала или конца алгоритма

c  ввода или вывода

c  принятия решения

c  выполнения действия

5. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                      используется в блок-схемах для обозначения …»

c  начала или конца алгоритма

c  ввода или вывода

c  принятия решения

c  выполнения действия

6. Отметьте галочкой истинные высказывания:

c  Человек разрабатывает алгоритмы.

c  Компьютер разрабатывает алгоритмы.

c  Исполнитель разрабатывает алгоритмы.

c  Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.

c  Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

c  Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

c  Человек исполняет алгоритмы.

c  Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).

c  Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

7. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется …»

c  линейным

c  ветвлением

c  циклическим

Вариант 2.

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»

c  нумерованный список

c  конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату

c  блок-схема

c  система команд исполнителя

2. Что можно считать алгоритмом?

c  Правила организации рабочего места

c  Телефонный справочник

c  Схема метро

c  Инструкция по пользованию телефонным аппаратом

3. Закончите предложение: «Графическое представление алгоритма для исполнителя называется  …»

c  рисунком

c  планом

c  геометрической фигурой

c  блок-схемой

4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                      используется в блок-схемах для обозначения …»

c  начала или конца алгоритма

c  ввода или вывода

c  принятия решения

c  выполнения действия

5. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                                 используется в блок-схемах для обозначения …»

c  начала или конца алгоритма

c  ввода или вывода

c  принятия решения

c  выполнения действия

6. Отметьте галочкой истинные высказывания:

c  Человек исполняет алгоритмы.

c  Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).

c  Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

c  Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.

c  Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

c  Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

c  Человек разрабатывает алгоритмы.

c  Компьютер разрабатывает алгоритмы.

c  Исполнитель разрабатывает алгоритмы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано  на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...